ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «МИР НУЖЕН ВСЕМ»
проект
Предварительный просмотр:
Смолякова Е.А.
Белоусова Н.В.
Лапова В.В.
Чугаева И.В.
БДОУ «Детский сад № 6 г. Тары»
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «МИР НУЖЕН ВСЕМ»
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Поэтому БДОУ «Детский сад №6 г. Тары» считает целесообразным использование в своей работе программы «Омское Прииртышье».
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, экономикой Омского Прииртышья формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Мы решили, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
В нашем детском саду в 2015-2016 учебном году реализовывался проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мир нужен всем»
Цель проекта:
Воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи проекта:
1.Прививать чувства любви к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа.
2.Формировать толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
3.Воспитывать чувства патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старше - подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги, музыкальный руководитель.
Социальные партнеры: военно-патриотический клуб «Поиск», БОУ «Тарская СОШ № 2», воинская часть, историко-краеведческий музей, библиотека, ветераны ВОв и труженики тыла, центр национальных культур и др.
Сроки реализации: январь-май 2016года.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Этапы проведения и реализации проекта:
1этап - Подготовительный
Цель: Анкетирование родителей, диагностика детей и определение перспектив. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей и детей, создание единого социо-культурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе педагоги ДОУ определяли актуальность, цель и основные задачи проекта, повышали уровень самообразования по данному направлению. Ведь педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.
Были определены участники проекта, содержание проекта, разработан перспективный план.
2 этап - Формирующий
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, родному краю, любви к родине, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи, чувство симпатии к другим народам и их традициям, гордости за исторические свершения своего народа. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми и активной воспитательной практике.
В группе создавалась предметно - развивающая среда. Мышление дошкольника наглядно-образное. Поэтому необходимо было насытить окружающую ребёнка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог. Для решения этой задачи в группе оборудовали специальные зоны:
- центр «Наша Родина - Россия», содержащий материал по ознакомлению со своей страной, государственной символикой;
- зона «Преданья старины глубокой» (обычаи, традиции, народные костюмы);
- центр «Мой родной город - Тара» (наглядные пособия, дидактический материал о родном городе, его достопримечательностях, о знаменательных датах в истории города);
- центр «Народное творчество» (широко представлены предметы народного декоративно-прикладного искусства: куклы, игрушки, поделки, выполненные в сотворчестве с родителями, тематические альбомы по различным видам декоративно-прикладного искусства «Гжель», «Хохлома», «Жостово», «Городец», «Дымково», «Полхов-Майдана» и т.д.;
- сменные экспозиции в книжном уголке: «Памятники истории и памятные места города Тары», «Град наш Тара», «Поклонимся великим тем годам», «Хроника военных лет», «России верные сыны».
Второй этап - это реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по нескольким направлениям: работа воспитателей и специалистов с детьми, работа родителей с детьми, работа педагогов с родителями.
3 этап – Заключительный
Цель: Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя итоговое мероприятие:
- праздник «Все дети – за мир!»,
-конкурсная программа чтецов «Россия – родина моя!»,
- выступление в детском саду военно-патриотического клуба
«Поиск»,
-рассказы ветеранов Вов и тружеников тыла о трудностях
военного времени нашей Родины.
План мероприятий в рамках реализации проекта «Мир нужен всем»:
Срок проведения |
Тема |
Мероприятия |
Январь | Моя малая родина (семья, дом, детский сад) | - беседы на тему «Мой дом – моя семья», «Хорошо у нас в саду», «С чего начинается Родина?»; - организация выставки детского творчества «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовёт»; - оформление альбома «Моя семья» (создание герба семьи, генеалогического древа); - оформление центра «Мой родной город» (символика города, иллюстрации, фотоматериалы); - организация коллективного труда детей и родителей в группе «Неделя добрых дел»; - досуг «Рождественские посиделки». |
Февраль | Военная присяга | - изготовление атрибутов для игр «Пограничники», «Моряки»; - викторина «Что мы знаем о нашей армии»; - создание альбомов «Различные рода войск», «Когда мы едины - мы непобедимы»; - оформление центра «Наша Родина-Россия» (государственная символика (герб, флаг, гимн, портрет президента); - изготовление открыток и подарков папам и дедушкам к Дню защитника Отечества; - оформление выставки военной техники; - приглашение в гости военно-патриотического клуба «Поиск», знакомство с оружием нашей армии, строевой подготовкой, рассказ о поисковой деятельности клуба; - фотоконкурс «Есть такая профессия - защищать Родину»; - выставка детских художественных работ «От защитников богатырей до защитников наших дней»; - конкурсная программа с участием пап и дедушек «Хочется мальчишкам в армии служить»; |
Март |
Культура русского народа | - беседы «Поклонение женщине-матери, хранительнице семейного очага»; - изготовление атрибутов для игр «Маленькая хозяйка», «Мамины помощники»; - оформление альбома «Секреты бабушкиного сундука»; - создание фотовыставки «Мама – солнышко моё, очень я люблю её»; - разучивание народных хороводных игр, обрядовых песен; - театрализованное представление «Широкая масленница»; - конкурс чтецов «Красны девицы и добры молодцы». |
Апрель | Православные праздники и традиции | - беседы «Традиции народных гуляний на пасхальной неделе», «Светлая Пасха»; - оформление уголка православия ( изготовление пасхальных сувениров, игрушек-оберегов); - выставка народного костюма; - развлечение «Веселися, народ, праздник Пасхи у ворот» |
Май | День Победы | - создание в группе Центра боевой славы; - беседы «Вставай, страна огромная…», «Они сражались за Родину»; - выставка репродукций художников, писавших о Великой Отечественной войне «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» (А. Пластов, К.Васильев); - слушание песен военно-патриотической тематики; - конкурсная программа чтецов «Россия – родина моя»; - рассказывание из опыта «Как я был на параде»; - экскурсии к памятным местам, мемориалам, возложение цветов; - оформление экспозиции детских и совместных работ «Этих дней не смолкнет слава…»; - викторина «Мы за мир!» - праздник «Все дети - за мир!»; - совместные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. |
Итоги проекта
Реализованный проект способствовал сплочению детско-взрослого коллектива дошкольного учреждения. Отобранный материал оказал благоприятное влияние на всех участников проекта. Так, перемены в детях отметили и родители, и педагоги. Воспитанники стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны; сформирован устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, города, района. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствовала приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.
Тем самым были расставлены эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современной жизни.
Библиографический список
1.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» Управление ДОУ 2006 №8
2.М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Управление ДОУ 2005 №1
3.Омское Прииртышье: программа для дошкольных образовательных организаций / Л.В.Борцова, Е.Н. Гаврилова, М.В.Зенова, Т.А.Чернобай и др. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014
4.И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Управление ДОУ 2004 №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина"
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям....
проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юрий Гагарин - наш герой"
Проект построен на мини проектах, которые раскрывают постепенное освоение космического пространства и включают в себя сведения о Солнечной системе, об источнике жизни на Земле, о Земле -как доме во Вс...
проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юрий Гагарин - наш герой"
Проект построен на мини проектах, которые раскрывают постепенное освоение космического пространства и включают в себя сведения о Солнечной системе, об источнике жизни на Земле, о Земле -как доме во Вс...
проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Хлеб всему голова"
проект для подготовительной группе...
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»
Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....
Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»
Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...