Моя Родина-Башкортостан 29.10.2019
проект (средняя группа)

Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Родина - Башкортостан»– это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это неповторимая уральская природа, которая его окружает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6      

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

«Мой родной край-Башкортостан»

 

                                                             

                                                                                                                                        

                                                          Выполнил: Власова Е.В.

                                                                        Квалификационная категория: не имею

                                                                        Стаж работы в данной должности: 1год

                                                                                                                                 

 Туймазы 2019 г.

Направленность: формирование представлений  детей  о родном крае

Предпосылки: Знакомство  детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа

Проблема:  Исходя из того, что детям в возрасте 4-5 лет еще не сформированы достаточные знания о традициях, о культуре,о жизни своего народа. Я  предложила детям в форме беседы рассказать о своей родине,о том,что они знают о своем национальном народе.  Амелия спросила: «А что такое национальность?» Максим спросил «А почему у нас каждого народа свои традиции?»вследствие чего, возникла проблема, и я решила разработать проект «Мой родной край-Башкортостан».

Вид проекта: Познавательный

Продолжительность: с 14.10.2019-23.10.2019(краткосрочный)

Актуальность:

Выбирая тему для  проекта, я опиралась на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

Участники:  дети средней  группы , воспитатель группы, родители детей.

По характеру контактов: взаимодействие между детским садом и родителями.    

Цель: Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа

Задачи:                                                                                                                

Образовательные:    

1. Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;

Развивающие:                                                                                                                                                      

1. Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики
2.Способствовать формированию связной речи.

Воспитательные:                                                                                                                                                1.Воспитывать аккуратность, трудолюбие.                                                                                  

2. Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине.

Формы совместной деятельности с детьми: проведение ООД и совместной деятельности с детьми игр, упражнений,  рекомендации  для родителей.                                                                          

Ожидаемый результат: последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности.

Материальная база: слайды,  учебно – методические пособия, компьютер, фотоаппарат

Организация проекта.

План график мероприятий в рамках реализации проекта «Мой родной край-Башкортостан»

I этап подготовительный                    (Приложение № 1)

Цель. Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.

Дата

Мероприятия

ответственный

14

октября

Разработка плана реализации проекта «мой родной край -Башкортостан», консультации  для родителей:

 «Приобщения детей к традициям башкирского народа»

«Как воспитать патриота»

 

Воспитатель

15

октября

Разработка перспективного плана, конспекты.

Подбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта.

Воспитатель

II этап основной     (Приложение № 2)

Цель. Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики

Дата

Тема

Цель

Средства

Способы

14

октября

«Мой родной край Башкортостан»

воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Рассматривание иллюстраций по теме беседы

беседа

15 октября

«Найди среди гербов разных стран герб России»

Закрепить знание детей о том что такое Герб

Пособия по игре

Дидактическая

игра

16 октября

«Украшение одежды башкирским орнаментом

 развитие конструктивных способностей детей.

кукла Айгуль в башкирском костюме, платочки разноцветные

Аппликация

17 октября

«национальные блюда башкир»;

Закрепить знание детей о национальных башкирских блюдах

Муляжи блюд:чак-чак,балиш.

Рассматривание

Иллюстраций

18

октября

«Храбрый петух»

Книга с иллюстрациями

Ознакомление с художественной литературой

21 октября

Украшение бочонка для меда».

закрепить и углубить знания детей о народных промыслах России

Акварель,кисточки,альбомы

Рисование

22октября

«Айгуль и цыплята»;

Развитие двигательной активности

Подвижная игра

23октября

Экскурсия в сквер

Проектор

Просмотр видеофильма о птицах и животных нашего края.

этап заключительный                    (Приложение № 3)

Цель: Выявить уровень  знаний у детей, выработанный в ходе занятий .

Дата

Тема

Цель

Средства

Способы

24

октября

«Путешествие в Республику Башкортостан»

Расширить знания детей о Республике Башкортостан.

беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.

Коллективная работа

 Итогом  проекта стало оформление выставки  на тему башкирской сказки «Храбрый петух»

Список литературы:

1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2016.

2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2019.

3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2018.№4. С.-79.

4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2017. №4. С.- 77.

5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2018. №4. С.- 85.

6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2017.

7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2016.

8.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2017.

Приложения

Приложение 1

Беседа с детьми средней группы "Мой родной край-Башкортостан!"

     Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

     Задачи:

Образовательные:сформировать представление у детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”;

Развивающие:ознакомить с первичными представлениями  символики и Гимна России.

Воспитывающие:  воспитыать любовь к своей большой и малой Родине

Рекомендации.

     Беседа носит обзорный характер. В доступной и понятной детям форме воспитатель знакомит их с такими понятиями, как "Родина, Россия”. Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира – в России. Россия – наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).

Ход беседы

В о п р о с ы

Как называется город, где ты живешь?

Расскажи о своем доме и своей семье.

Воспитатель. В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)

     В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.

В о п р о с ы:

Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

Как называют людей, чья Родина – Россия?(Россияне.)

     Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

     Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.

     У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.

     Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.

Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (Дети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)

Прослушивание Государственного гимна Российской Федерации

     Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.

Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.

Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Русь богатырская.

Где кто родился, там и пригодился.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

В о п р о с ы:

Назови страну, в которой проживаешь.(Россия.)

Как называется город (поселок), где ты живешь?

Какую русскую реку называют великой?(Волга.)

Какие города России тебе известны?

Как называется город, который является столицей нашей Родины?(Уфа.)

Приложение 2

Дидактическая игра «Найди среди гербов разных стран герб России»;

Детям предлагаются карточки с изображением гербов Австрии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, России. Они должны выбрать карточку с изображением герба России. Задача усложнена тем, что на гербах этих стран изображены орлы./

Воспитатель: А почему ты выбрал этот герб?

Дети: Потому что на нём изображён двуглавый орел и Святой Георгий Победоносец.

Воспитатель: Я предлагаю вам отвернуться и закрыть глаза.

(Дети отворачиваются и закрывают глаза, воспитатель в это время меняет расположение герба, дети поворачиваются и находят герб России)

/Воспитатель с указкой в руках показывает детали герба и комментирует./

Воспитатель: Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Чёрный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Воспитатель: Какого цвета конь?

Дети: Белого

Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника?

Дети: Синего

Воспитатель: Какого цвета щит?

Дети: Красного

Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный

Дети: Цвета государственного флага России

Приложение 3

Тема: «Украсим платочек башкирским орнаментом»

Цель: развитие конструктивных способностей детей.

Задачи:

образовательные:
- познакомить детей с башкирским национальным женским костюмом;
- учить называть элементы национальной одежды: костюмы у девочек – платье с оборками ( кулмек), камзол ( камзул), на голове шапка из меха, на

ногах – сапоги ( итек);
- уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапка из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами;
- поддерживать у детей интерес к башкирской подвижной игре «Разноцветные платочки»;
- продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом – квадратом, его контрастной, цветовой гаммой;

- закрепить навык вырезывания и наклеивания;
- учить правильно, симметрично располагать орнамент.

развивающие:

-развивать речь;
-развивать мелкую моторику рук;

- развивать познавательный интерес;

- развивать любознательность,  внимание, связную речь, память;  

- стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

воспитывающие:

-  воспитывать культуру поведения;

-закреплять технику безопасности при работе с ножницами;
- развивать чувство цвета.
Раздаточный материал: клеёнка, кисточка для клея, ножницы, салфетки тряпочные, клей, квадратный желтый фон бумаги, заготовки: красная и синяя прямоугольные полоски, квадраты разных размеров черного и зеленого цветов.
Демонстрационный материал: готовый образец.
Оборудование: кукла Айгуль в башкирском костюме, музыкальное сопровождение, четыре стула, платочки разноцветные.
Словарная работа: кулмек, камзул, итек.

Предварительная работа: рассматривание альбома о республике Башкортостан, беседы о жизни и быте башкирского народа, просмотр мультфильма.

Ход занятия:

1.Организационный момент 
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне.
(Дети собрались возле воспитателя. Что бы привлечь внимание детей, проводится небольшая разминка)
Все друг к другу подошли,
Ножками потопали: топ, топ, топ.
Ручками похлопали: хлоп, хлоп, хлоп.
А теперь мы повернемся
И друг другу улыбнемся.

2. Основная часть
Воспитатель: Посмотрите, сегодня к нам пришла ещё одна гостья. Кто это? Дети: Кукла.

Воспитатель:  Её зовут Айгуль. Какое красивое платье  на ней– с оборками внизу – на башкирском языке называется – кулмек, поверх платья одевается длинный халат – камзул, а украшают одежду серебряные монетки. На голове меховая шапка, а на ногах белые сапоги – итек. Вам понравилась её одежда? Дети:  Да.

Воспитатель:  Это башкирский костюм. Приглашаю вас сесть за столы.

Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание на осанку.

Воспитатель:  Дети, Айгуль сегодня пришла не с пустыми руками, она принесла платочек,  украшенный башкирским орнаментом. Посмотрите на доску. Рассмотрим его. Какого цвета  платочек?

Дети: Желтого цвета.
Воспитатель: Чем украшен платочек?

Дети: Узором.
Воспитатель: Это не простой узор, это башкирский орнамент. Из чего состоит башкирский орнамент ?

Дети: Из геометрических фигур: больших и маленьких квадратов.
Воспитатель:  Давайте вспомним с вами, какие цвета используют в башкирском орнаменте.

Дети: Красный, желтый, зеленый, черный, белый.
Воспитатель:   Правильно. Какого цвета на платочке квадраты?

Дети: Красный, зеленый, черный.
Воспитатель:   Ребята, какого цвета большой квадрат, приклеенный в середине?

Дети: Зеленого.
Воспитатель:   А маленький?

Дети: Чёрного.
Воспитатель:    А какого цвета большие квадраты, приклеенные по углам платочка?

Дети: Красного.

Воспитатель:    Сегодня мы с вами будем пользоваться ножницами, вспомним технику безопасности работы с ними.

Дети: Ножницами не размахивать, на стол класть закрытыми, передавать кольцами вперёд.

Воспитатель:   Прежде чем начнем работу, подготовим пальцы. Возьмём карандаш и покрутим  его между ладонями.

Воспитатель:   Перед вами в тарелочках лежат заготовки. Какого цвета?

Дети: Зелёного и чёрного.

Воспитатель:   На них какая фигура нарисована?

Дети: Квадрат.

Воспитатель:   Вырежьте эти квадраты. (Дети вырезают).

Воспитатель:   У вас на столах лежат  полоски красного цвета. Мы разрежем эту полоску на четыре части по линиям. Для этого возьмите красную полоску и ножницы. Ножницами работаем аккуратно, по сторонам не размахиваем. Разрежьте полоску пол линиям. У нас получились четыре красных квадрата. Такими красными квадратами будем украшать все четыре угла платочка.
Прежде чем начнём клеить, я приглашаю вас поиграть в башкирскую игру « Разноцветные платочки». (На полу платочки разного цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Под музыку, подняв платочки над головой, будем легко бегать в разных направлениях.  А как музыка заканчивается, мы с вами разбегаемся к платочкам такого же цвета, как у вас).
Дети играют в игру 1-2 раза.
Воспитатель:   Молодцы, садитесь за столы.

Воспитатель:   Прежде всего нужно орнамент расположить на платочке без клея. (Дети выполняют).

Воспитатель:   Теперь, давайте вспомним, как нужно правильно наклеить орнамент на платочек. Много клея на кисточку не набираем, работаем на клеенке – чтобы не испачкать стол клеем, когда вы приклеите орнамент - сухую тряпочную салфетку накладываем на приклеенную деталь, чтобы убрать лишний клей. Не забывайте убирать кисточку на подставку. Теперь можно начинать.

Воспитатель:   Возьмите желтый квадрат и положите перед собой. Давайте найдем его середину. Покажите пальцем. Вот на эту середину надо приклеить большой зеленый квадрат уголочкам вверх. Вот так. (Показ воспитателя на доске).

Воспитатель:   Теперь возьмите черный квадрат и приклейте его на середину зелёного квадрата, вот так (показ воспитателя на доске). Он не должен выходить за края зелёного квадрата.

 Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку.
Воспитатель:   Все закончили, молодцы! А теперь давайте посмотрим, как вы выполнили свои работы.

Выставка работ.

         3.  Итог
Воспитатель:   Что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем занятии? Чем мы занимались? Хочу отметить старательных детей…вы молодцы.

Приложение 4

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию

Цель: закрепить и углубить знания детей о народных промыслах России

Задачи:

- продолжать учить самостоятельно создавать выразительные образы

- развивать у детей эстетическое восприятие

- воспитывать аккуратность при работе с красками

- воспитывать любовь и уважение к народному искусству родной страны

Материалы.

Чурбачки, в виде бочонка, краски – гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).

Персонаж. Медведь – переодетый взрослый.

Методика проведения.

- Тише ребята, вы слышите, кто – то рычит за дверью?

Воспитатель подходит к двери и прислушивается, затем открывает дверь и в группу входит медведь с бочонком (переодетый взрослый). Воспитатель читает стихотворение.

Бурый Мишенька-медведь

Сел на пень и стал реветь.

Слышен рёв во всём лесу.

Напугал медведь лису,

Зайца, волка, кабана.

Наступила тишина.

Подошёл к медведю ёж:

-Миша, ты чего ревёшь?

Взбудоражил всех в лесу.

-Мёд к себе домой несу.

Вот, в лесу нашёл колоду,

Ароматнейшего мёда.

- Ребята, откуда пришёл к нам этот мишка? (ответы детей)

- Что он здесь делает и что это он держит в лапах? (ответы детей)

Медведь: Здравствуйте, ребята! Пришёл я к вам с просьбой помочь мне, вы правильно заметили, что это бочонок для хранения мёда и мне очень хотелось разрисовать его, прежде чем положить туда мёд, но я никак не могу найти свои краски.

- Ребята, а как вы думаете куда же могли пропасть Мишкины краски? (ответы детей)

Мишка: Наверно вы правы, это Маша – озорница взяла мои краски и сейчас рисует ими где-то в лесу.

- Уж очень жаль Мишку, может мы сможем помочь нашему гостю? (ответы детей)

- Не грусти Мишка, сейчас ребята разрисуют твой бочонок, и он станет ярким и красивым. Каким же узором расписать твой бочонок, скажи ребятам?

Мишка: Я не знаю, как называются эти узоры.

- Поможем Мишке, расскажем какой росписью можно разрисовать бочонок для мёда? (ответы детей)

- Сейчас я предлагаю и вам ребята и нашему гостю ещё раз посмотреть на изделия народных мастеров и назвать роспись (её характерные признаки, к которой это изделие принадлежит (ответы детей)

- А какой фон у дымковской росписи? (ответы детей)

- Какая ещё роспись имеет белый фон? (ответы детей)

- Какой фон на своих изделиях используют мастера городецкой росписи? (ответы детей)

- Какой фон у полхов –майданских изделий? (ответы детей)

- Теперь можно приступать к росписи бочонка для нашего гостя. Мишка подсказывает, что мы засиделись, пора размяться.

Физминутка.

Дом стоит в лесу сосновом (дети сводят руки домиком над головой,

В доме том медведь живёт (изображают медведя – рычат).

Просыпается он утром (потягиваются,

Громко песенки поёт (поют: ла – ла – ла)

И шагает в огород (шагают)

В огороде заяц ловко (приставляют руки к голове, как ушки у зайца)

Тащит у него морковку (имитируют вырывание из земли моркови)

Мишка пальцем погрозил (грозят пальцем)

Три прыжка – и рядом с ним (прыгают)

Зайка низко наклонился (наклоняются,

Всю морковь собрал в ведро (имитируют собирание моркови)

Перед мишкой извинился (прикладывают руку к сердцу)

И бегом он в лес пустился (лёгким бегом дети пробегают за столы и садятся на свои места)

Самостоятельная работа детей. Воспитатель наблюдает за работой, напоминая детям, что с красками надо работать очень аккуратно и помогает ребятам, которые самостоятельно не могут составить узор для росписи. По завершению росписи бочонков, воспитатель с детьми рассматривает получившиеся работы, дети обмениваются своими впечатлениями.

- Ребята, вы большие молодцы, у вас получились очень красивые бочонки, и наш гость хочет, что – то сказать.

Мишка: Огромное вам спасибо за такие прекрасные бочонки! Но мне пора идти, наверно Маша вернулась и уже ждёт меня, до свидания, друзья! (уходит)

Дети: До свидания, Мишка!

Конспект ООД на тему «Путешествие в Республику Башкортостан»

Цель: Расширить знания детей о Республике Башкортостан.

• Задачи:

- Расширять представления детей о родном крае, о народах разных национальностей, живущих в Башкортостане.

- Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине и ее природе.

Продолжать развивать связную речь детей.

- Развивать память, зрительное и слуховое внимание.

- Воспитывать любовь к родному краю. Чувство гордости за свою республику, воспитывать любовь к родным местам.

Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.

Программное содержание: Обогащать знание детей посредствам их ознакомления с водными ресурсами родного края. Закрепить знания детей о горном ландшафте и богатстве лесов нашей республики. Формировать патриотические чувства и чувства гражданственности через привитие любви к родному краю, бережному отношению к природе.

Материал и оборудование: макет плана-маршрута, макет (гора, река, домики), кукла Айгуль, карта РБ (нарисованная), карты РБ (детские), картинки деревьев, картинки птиц, елка искусственная, баночки по 2 шт. на стол (с водой, с мелом), карандаши цветные, стаканчики, диск с башкирской музыкой, ноутбук.

Предварительная работа: знакомство с горным ландшафтом РБ; знакомство с деревьями, животными, птицами РБ; знакомство с картой РБ; работа по индивидуальным картам; знакомство с легендой « О происхождении Уральских гор».

      Ход занятия:

 (Звучит башкирская музыка.)

Воспитатель читает стихотворение М. Карима «О березовом листочке».

О березовом листочке.

Взгляни на глобус.

Вот он - шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной

Всего лишь на всего

Не больше

Обыкновенного листка,

Береза же – великая Россия-

Так зелена, так высока!

Веками тот листок

Сорвать с березы

Пытались и огонь,

И ливни, и морозы,

Заморские далекие ветра,

И заморозки с самого утра.

Но зеленел листок

Среди ветвей, питался соком

Матери своей

Но, бури и ветра

Преодолев,

Крепчает листьев

Радостный напев.

Воспитатель: О чем это стихотворение? А как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: Мы будем говорить о Башкортостане.

 Воспитатель: Что вы знаете о нашей республике?

Дети: Мы знаем про леса, горы, наш город.

Воспитатель:  Мы сегодня с вами  станем исследователями и отправимся в путешествие, чтобы продолжить наше знакомство с нашей республикой. Нам еще многое предстоит узнать. Ребята, а сейчас подойдите все к столу (дети встают вокруг стола).

Воспитатель: Перед нами находится план – маршрута нашего путешествия. Мы будем продвигаться, делая остановки. А кукла Айгуль  будет показывать нам путь.

( Перед детьми на стене макет маршрута, и кукла Айгуль. На доске висит карта РБ – нарисованная).

Воспитатель: Итак, отправляемся в путь. Айгуль подошла к лесу, зеленым золотом называют наши леса. Покажите на карте, где находятся леса. (Ребенок показывает.)

Воспитатель: Какими деревьями богат наш Башкортостан? Надо показать на карте и назвать их. (За другим столом лежат картинки деревьев, дети выбирают и называют).

Воспитатель: Ребята, какие животные обитают в наших лесах?

Дети: Волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось, кабан.

Воспитатель: Каких птиц можно увидеть в Башкортостане? Покажите на картинке и назовите. Подойдите к елочке, где находятся птицы. (Ответы детей.)

Воспитатель: Дети, скажите, что дает человеку лес? (Ответы детей.)

Воспитатель:  Что дома сделано из дерева? (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все правильно. Фабрики выпускают для нас мебель. Деревоперерабатывающие заводы готовят бумагу и отправляют в типографию. А может ли человек обойтись без леса? Почему? (Ответы детей.)

Дети: Человек не может обойтись без леса. Мы дышим воздухом, который дает нам лес.

Воспитатель:  Чем богаты леса?

Дети: В лесу растут ягоды, грибы, лекарственные травы, живут животные, птицы.

Воспитатель: Дети, а мы должны беречь леса?  Как человек должен заботиться о лесе, вести себя в лесу?

Дети: Надо сажать больше деревьев. Нельзя шуметь в лесу, ломать ветки, рвать цветы, грибы, кидать мусор, разорять гнезда, муравейники.

Воспитатель: Ребята, вы очень внимательные к природе, исследователи. И понимаете, что лес надо беречь, а также бережно относится к книгам, мебели.

А теперь пройдем к столу и сядем. (Дети садятся).

Воспитатель: Отправляемся дальше. Айгуль привела нас к горе. (Воспитатель передвигает куклу).

Воспитатель: Неповторима красота природы Башкортостана. Здесь есть и густой таежный лес, и степи, и высокие горы. Какие горы знаете вы? Кто может показать их на карте. (Ребенок показывает, дети называют.)

Дети: Уральские горы, Ямантау, Янгантау, Иремель.

Воспитатель: Кто может вспомнить и рассказать легенду об Уральских горах?

Ребенок коротко рассказывает легенду «Как возникла Луна и Уральские горы».

 « Давным-давно на небе было два солнца. И эти два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света. И сказал тогда один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет.

После этого стали собираться мелкие стрелки – мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никого ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай отправлял обратно домой со словами: «Кому нужна такая ваша меткость?» Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой лук, натянул тетиву- все вокруг так и зазвенело, и загудело. Стрела попала прямо в одно из солнц, пробило его насквозь, развалив его на две части и полетело дальше. «Ай! Ай!» - только и крикнул весь народ. Одна половинка солнца осталось висеть на небе, другая упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при разделе солнца стали кричать «Ай», одну часть расколотого солнца стали называть «Ай». Гору, которая образовалась из второй половины, в честь Урала батыра стали называть Уральскими.

Воспитатель: Чем богаты горы Башкортостана? Какими полезными ископаемыми?

Дети: Наши горы богаты нефтью, рудой, глиной, каменным углем, гранитом, мелом.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Богаты и щедры наши горы. И вы как исследователи очень старались, показали свои знания.

Артур, прочти стихотворения Салавата Юлаева « Ай, Урал, ты мой Урал»

Ай, Урал, ты мой Урал,

Великан седой – Урал!

Головой под облака

Поднялся ты мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

Вмести с полною рукой

Серебром одет Урал,

Вмести с утренней росой

Золотом блестит Урал.

По бокам твоим, Урал

Встали темные леса,

А у ног твоих Урал,

Степь - зеленая краса.

Воспитатель: Молодец, Артур. Ребята вы обратили внимание, с какой любовью к родному краю он прочитал стихотворение. Отдохнем немного. Выходите из-за столов. Превратимся в деревья. А Софья будет водящей. Все вместе:

Ветки качаются раз, ветки качаются два,

Ветки качаются три, а ну-ка, деревья, замри!

(Дети принимают неподвижную позу, чтобы можно было узнать, что это за дерево. Руки высоко тянутся, ноги вместе – это тополь; руки изогнуты в локтях, опущены вниз, голова опущена – это ива; руки широко расставлены и направлены в верх, ноги расставлены – это дуб и т.п.). Водящий выбирает ребенка, который удачнее всех изобразил то или иное дерево и угадывает, какое это дерево.)

Воспитатель: Отдохнули, превращаемся обратно в детей. Садимся на места.

Айгуль идет дальше. Куда же она пришла?

Дети: Это река.

Воспитатель: А вы знаете, что-нибудь про реки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а хотелось бы узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Послушайте отрывок из рассказа Гузель Галиевой о самой большой реке Башкортостана. Подойдите к макету. (Воспитатель рассказывает и показывает на макете).

Воспитатель: Как называется самая большая река Башкортостана?

Дети: Белая.

Воспитатель: Почему ее назвали Белая? В переводе с башкирского языка река Белая переводится Агидель. «Ак» – это белая, «идель» – это река. Давайте с помощью опыта определим, как образовалась Агидель. Представьте себе, что в стакане обыкновенная речная вода. А в другом стакане - мел. Налейте воду в стакан с мелом (дети выполняют). Какая вода получилась?

Дети: Белая.

Воспитатель: Вот так берет свое начало река Белая. Родники из под земли проходят через меловые залежи, и выходит на поверхность белого цвета. Так как называется река Белая?

Дети: Агидель

Воспитатель: Почему ее так назвали Белая?

Дети: Потому, что в земле находится мел. Он предает белый цвет.

Воспитатель: К этой реке присоединяется много речушек и ручейков. Потому про нее говорят, что она полноводная. (Индивидуальный опрос детей).

Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, узнали о самой большой полноводной и главной реке Башкортостана – Агидель. Но мы исследователи, и все новые знания заносим на карту нашей республики. Как вы думаете, чем мы можем дополнить наши карты?

Дети: Отметить реку.

Воспитатель:  Конечно. Ребята, вы знаете, где берет начало река Агидель? Агидель берет начало на горе Иремель.

Воспитатель:  Кто сможет показать это на карте? (ребенок показывает на большой карте).

Воспитатель: Агидель берет начало с горы Иремель, спускается в лесную зону. Становится шире, как вы думаете почему?

Дети: Потому что присоединились еще ручейки.

Воспитатель: Она протекает почти через весь Башкортостан и выходит за ее пределы. Вот почему ее назвали самой большой. В Башкортостане еще много рек, с которыми мы познакомимся позже (воспитатель показывает и объясняет).

Воспитатель: Дорогие исследователи приступайте к работе над своими картами. (Дети работают самостоятельно).

Воспитатель: Дети, где мы сегодня останавливались? О чем говорили?

Дети: Мы говорили про леса, горы, реку.

Воспитатель: А с чем вы сегодня познакомились?

Дети: Мы сегодня познакомились с самой большой рекой Башкортостана.

Воспитатель: Ребята, а с чем бы вам еще хотелось еще познакомиться?

(ответы детей)

Воспитатель:  Башкортостан – это наша Родина. И мы должны беречь и любить свой край. И об этом Александра прочитает стихотворение.

Башкортостан.

З. Кульбеков

Башкортостан – чудесная земля!

Кругом сады, зеленые поля.

На зорьке тихо, солнце ясное

Как белый лебедь, Агидель плывет.

Башкортостан родная сторона,

Солнцем и добром она полна.

Клокочет кровь земли в твоей груди,

Летят составы нефти и руды.

Стоит скалой моя республика всегда

На страже мира, счастья и труда!

Башкортостан – родная сторона,

Солнцем и добром она полна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Моя малая Родина - Башкортостан»

Образовательные цели: закреплять знания детей о своей Малой Родине, родном городе, учить работать с картой, выделять границы Башкортостана, закреплять знания детей о главных символах Башкортоста...

Длительный познавательный проект по нравственному воспитанию «Моя Родина – Башкортостан"

Идея проекта «Моя Родина – Башкортостан» возникла у нас после проведения недели «Моя республика». Как — то в преддверие праздника Ураза-байрам к нам ...

Моя малая родина-Башкортостан

Про нашу малую родину....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с социальным миром» Тема «Моя Родина - Башкортостан» Возрастная группа старшая

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с социальным миром» Тема «Моя Родина - Ба...

Моя родина -Башкортостан

Использование регионального компонента .конспект ООД...

Интеллектуально-патриотическая познавательно-развлекательная игра-викторина «Наша Родина – Башкортостан»

Пусть эту землю любит народ,Пусть садом прекрасным она расцветает,Пусть сердце врагов красотой изведет....

"Моя малая Родина Башкортостан"

В процессе занятия закрепляем знания детей о своей Малой Родине, родном городе, учимся  работать с картой, выделять границы Башкортостана, закреплять знания детей о главных символах Башкортостана...