Моя Родина-Башкортостан 29.10.2019
проект (средняя группа)
Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Родина - Башкортостан»– это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это неповторимая уральская природа, которая его окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
ПРОЕКТ
«Мой родной край-Башкортостан»
Выполнил: Власова Е.В.
Квалификационная категория: не имею
Стаж работы в данной должности: 1год
Туймазы 2019 г.
Направленность: формирование представлений детей о родном крае
Предпосылки: Знакомство детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа
Проблема: Исходя из того, что детям в возрасте 4-5 лет еще не сформированы достаточные знания о традициях, о культуре,о жизни своего народа. Я предложила детям в форме беседы рассказать о своей родине,о том,что они знают о своем национальном народе. Амелия спросила: «А что такое национальность?» Максим спросил «А почему у нас каждого народа свои традиции?»вследствие чего, возникла проблема, и я решила разработать проект «Мой родной край-Башкортостан».
Вид проекта: Познавательный
Продолжительность: с 14.10.2019-23.10.2019(краткосрочный)
Актуальность:
Выбирая тему для проекта, я опиралась на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.
Участники: дети средней группы , воспитатель группы, родители детей.
По характеру контактов: взаимодействие между детским садом и родителями.
Цель: Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики
2.Способствовать формированию связной речи.
Воспитательные: 1.Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
2. Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине.
Формы совместной деятельности с детьми: проведение ООД и совместной деятельности с детьми игр, упражнений, рекомендации для родителей.
Ожидаемый результат: последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности.
Материальная база: слайды, учебно – методические пособия, компьютер, фотоаппарат
Организация проекта.
План график мероприятий в рамках реализации проекта «Мой родной край-Башкортостан»
I этап подготовительный (Приложение № 1)
Цель. Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
Дата | Мероприятия | ответственный |
14 октября | Разработка плана реализации проекта «мой родной край -Башкортостан», консультации для родителей: «Приобщения детей к традициям башкирского народа» «Как воспитать патриота»
| Воспитатель |
15 октября | Разработка перспективного плана, конспекты. Подбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта. | Воспитатель |
II этап основной (Приложение № 2)
Цель. Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики
Дата | Тема | Цель | Средства | Способы |
14 октября | «Мой родной край Башкортостан» | воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине. | Рассматривание иллюстраций по теме беседы | беседа |
15 октября | «Найди среди гербов разных стран герб России» | Закрепить знание детей о том что такое Герб | Пособия по игре | Дидактическая игра |
16 октября | «Украшение одежды башкирским орнаментом | развитие конструктивных способностей детей. | кукла Айгуль в башкирском костюме, платочки разноцветные | Аппликация |
17 октября | «национальные блюда башкир»; | Закрепить знание детей о национальных башкирских блюдах | Муляжи блюд:чак-чак,балиш. | Рассматривание Иллюстраций |
18 октября | «Храбрый петух» | Книга с иллюстрациями | Ознакомление с художественной литературой | |
21 октября | Украшение бочонка для меда». | закрепить и углубить знания детей о народных промыслах России | Акварель,кисточки,альбомы | Рисование |
22октября | «Айгуль и цыплята»; | Развитие двигательной активности | Подвижная игра | |
23октября | Экскурсия в сквер | Проектор | Просмотр видеофильма о птицах и животных нашего края. |
этап заключительный (Приложение № 3)
Цель: Выявить уровень знаний у детей, выработанный в ходе занятий .
Дата | Тема | Цель | Средства | Способы |
24 октября | «Путешествие в Республику Башкортостан» | Расширить знания детей о Республике Башкортостан. | беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане. | Коллективная работа |
Итогом проекта стало оформление выставки на тему башкирской сказки «Храбрый петух»
Список литературы:
1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2016.
2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2019.
3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2018.№4. С.-79.
4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2017. №4. С.- 77.
5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2018. №4. С.- 85.
6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2017.
7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2016.
8.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2017.
Приложения
Приложение 1
Беседа с детьми средней группы "Мой родной край-Башкортостан!"
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Задачи:
Образовательные:сформировать представление у детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”;
Развивающие:ознакомить с первичными представлениями символики и Гимна России.
Воспитывающие: воспитыать любовь к своей большой и малой Родине
Рекомендации.
Беседа носит обзорный характер. В доступной и понятной детям форме воспитатель знакомит их с такими понятиями, как "Родина, Россия”. Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира – в России. Россия – наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).
Ход беседы
В о п р о с ы
Как называется город, где ты живешь?
Расскажи о своем доме и своей семье.
Воспитатель. В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)
В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.
В о п р о с ы:
Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.
Как называют людей, чья Родина – Россия?(Россияне.)
Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)
Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.
У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.
Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.
Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.
Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (Дети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)
Прослушивание Государственного гимна Российской Федерации
Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.
Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.
Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.
Пословицы и поговорки
Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Русь богатырская.
Где кто родился, там и пригодился.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
В о п р о с ы:
Назови страну, в которой проживаешь.(Россия.)
Как называется город (поселок), где ты живешь?
Какую русскую реку называют великой?(Волга.)
Какие города России тебе известны?
Как называется город, который является столицей нашей Родины?(Уфа.)
Приложение 2
Дидактическая игра «Найди среди гербов разных стран герб России»;
Детям предлагаются карточки с изображением гербов Австрии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, России. Они должны выбрать карточку с изображением герба России. Задача усложнена тем, что на гербах этих стран изображены орлы./
Воспитатель: А почему ты выбрал этот герб?
Дети: Потому что на нём изображён двуглавый орел и Святой Георгий Победоносец.
Воспитатель: Я предлагаю вам отвернуться и закрыть глаза.
(Дети отворачиваются и закрывают глаза, воспитатель в это время меняет расположение герба, дети поворачиваются и находят герб России)
/Воспитатель с указкой в руках показывает детали герба и комментирует./
Воспитатель: Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Чёрный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Воспитатель: Какого цвета конь?
Дети: Белого
Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника?
Дети: Синего
Воспитатель: Какого цвета щит?
Дети: Красного
Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный
Дети: Цвета государственного флага России
Приложение 3
Тема: «Украсим платочек башкирским орнаментом»
Цель: развитие конструктивных способностей детей.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с башкирским национальным женским костюмом;
- учить называть элементы национальной одежды: костюмы у девочек – платье с оборками ( кулмек), камзол ( камзул), на голове шапка из меха, на
ногах – сапоги ( итек);
- уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапка из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами;
- поддерживать у детей интерес к башкирской подвижной игре «Разноцветные платочки»;
- продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом – квадратом, его контрастной, цветовой гаммой;
- закрепить навык вырезывания и наклеивания;
- учить правильно, симметрично располагать орнамент.
развивающие:
-развивать речь;
-развивать мелкую моторику рук;
- развивать познавательный интерес;
- развивать любознательность, внимание, связную речь, память;
- стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
воспитывающие:
- воспитывать культуру поведения;
-закреплять технику безопасности при работе с ножницами;
- развивать чувство цвета.
Раздаточный материал: клеёнка, кисточка для клея, ножницы, салфетки тряпочные, клей, квадратный желтый фон бумаги, заготовки: красная и синяя прямоугольные полоски, квадраты разных размеров черного и зеленого цветов.
Демонстрационный материал: готовый образец.
Оборудование: кукла Айгуль в башкирском костюме, музыкальное сопровождение, четыре стула, платочки разноцветные.
Словарная работа: кулмек, камзул, итек.
Предварительная работа: рассматривание альбома о республике Башкортостан, беседы о жизни и быте башкирского народа, просмотр мультфильма.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне.
(Дети собрались возле воспитателя. Что бы привлечь внимание детей, проводится небольшая разминка)
Все друг к другу подошли,
Ножками потопали: топ, топ, топ.
Ручками похлопали: хлоп, хлоп, хлоп.
А теперь мы повернемся
И друг другу улыбнемся.
2. Основная часть
Воспитатель: Посмотрите, сегодня к нам пришла ещё одна гостья. Кто это? Дети: Кукла.
Воспитатель: Её зовут Айгуль. Какое красивое платье на ней– с оборками внизу – на башкирском языке называется – кулмек, поверх платья одевается длинный халат – камзул, а украшают одежду серебряные монетки. На голове меховая шапка, а на ногах белые сапоги – итек. Вам понравилась её одежда? Дети: Да.
Воспитатель: Это башкирский костюм. Приглашаю вас сесть за столы.
Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание на осанку.
Воспитатель: Дети, Айгуль сегодня пришла не с пустыми руками, она принесла платочек, украшенный башкирским орнаментом. Посмотрите на доску. Рассмотрим его. Какого цвета платочек?
Дети: Желтого цвета.
Воспитатель: Чем украшен платочек?
Дети: Узором.
Воспитатель: Это не простой узор, это башкирский орнамент. Из чего состоит башкирский орнамент ?
Дети: Из геометрических фигур: больших и маленьких квадратов.
Воспитатель: Давайте вспомним с вами, какие цвета используют в башкирском орнаменте.
Дети: Красный, желтый, зеленый, черный, белый.
Воспитатель: Правильно. Какого цвета на платочке квадраты?
Дети: Красный, зеленый, черный.
Воспитатель: Ребята, какого цвета большой квадрат, приклеенный в середине?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: А маленький?
Дети: Чёрного.
Воспитатель: А какого цвета большие квадраты, приклеенные по углам платочка?
Дети: Красного.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем пользоваться ножницами, вспомним технику безопасности работы с ними.
Дети: Ножницами не размахивать, на стол класть закрытыми, передавать кольцами вперёд.
Воспитатель: Прежде чем начнем работу, подготовим пальцы. Возьмём карандаш и покрутим его между ладонями.
Воспитатель: Перед вами в тарелочках лежат заготовки. Какого цвета?
Дети: Зелёного и чёрного.
Воспитатель: На них какая фигура нарисована?
Дети: Квадрат.
Воспитатель: Вырежьте эти квадраты. (Дети вырезают).
Воспитатель: У вас на столах лежат полоски красного цвета. Мы разрежем эту полоску на четыре части по линиям. Для этого возьмите красную полоску и ножницы. Ножницами работаем аккуратно, по сторонам не размахиваем. Разрежьте полоску пол линиям. У нас получились четыре красных квадрата. Такими красными квадратами будем украшать все четыре угла платочка.
Прежде чем начнём клеить, я приглашаю вас поиграть в башкирскую игру « Разноцветные платочки». (На полу платочки разного цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Под музыку, подняв платочки над головой, будем легко бегать в разных направлениях. А как музыка заканчивается, мы с вами разбегаемся к платочкам такого же цвета, как у вас).
Дети играют в игру 1-2 раза.
Воспитатель: Молодцы, садитесь за столы.
Воспитатель: Прежде всего нужно орнамент расположить на платочке без клея. (Дети выполняют).
Воспитатель: Теперь, давайте вспомним, как нужно правильно наклеить орнамент на платочек. Много клея на кисточку не набираем, работаем на клеенке – чтобы не испачкать стол клеем, когда вы приклеите орнамент - сухую тряпочную салфетку накладываем на приклеенную деталь, чтобы убрать лишний клей. Не забывайте убирать кисточку на подставку. Теперь можно начинать.
Воспитатель: Возьмите желтый квадрат и положите перед собой. Давайте найдем его середину. Покажите пальцем. Вот на эту середину надо приклеить большой зеленый квадрат уголочкам вверх. Вот так. (Показ воспитателя на доске).
Воспитатель: Теперь возьмите черный квадрат и приклейте его на середину зелёного квадрата, вот так (показ воспитателя на доске). Он не должен выходить за края зелёного квадрата.
Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку.
Воспитатель: Все закончили, молодцы! А теперь давайте посмотрим, как вы выполнили свои работы.
Выставка работ.
3. Итог
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем занятии? Чем мы занимались? Хочу отметить старательных детей…вы молодцы.
Приложение 4
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию
Цель: закрепить и углубить знания детей о народных промыслах России
Задачи:
- продолжать учить самостоятельно создавать выразительные образы
- развивать у детей эстетическое восприятие
- воспитывать аккуратность при работе с красками
- воспитывать любовь и уважение к народному искусству родной страны
Материалы.
Чурбачки, в виде бочонка, краски – гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).
Персонаж. Медведь – переодетый взрослый.
Методика проведения.
- Тише ребята, вы слышите, кто – то рычит за дверью?
Воспитатель подходит к двери и прислушивается, затем открывает дверь и в группу входит медведь с бочонком (переодетый взрослый). Воспитатель читает стихотворение.
Бурый Мишенька-медведь
Сел на пень и стал реветь.
Слышен рёв во всём лесу.
Напугал медведь лису,
Зайца, волка, кабана.
Наступила тишина.
Подошёл к медведю ёж:
-Миша, ты чего ревёшь?
Взбудоражил всех в лесу.
-Мёд к себе домой несу.
Вот, в лесу нашёл колоду,
Ароматнейшего мёда.
- Ребята, откуда пришёл к нам этот мишка? (ответы детей)
- Что он здесь делает и что это он держит в лапах? (ответы детей)
Медведь: Здравствуйте, ребята! Пришёл я к вам с просьбой помочь мне, вы правильно заметили, что это бочонок для хранения мёда и мне очень хотелось разрисовать его, прежде чем положить туда мёд, но я никак не могу найти свои краски.
- Ребята, а как вы думаете куда же могли пропасть Мишкины краски? (ответы детей)
Мишка: Наверно вы правы, это Маша – озорница взяла мои краски и сейчас рисует ими где-то в лесу.
- Уж очень жаль Мишку, может мы сможем помочь нашему гостю? (ответы детей)
- Не грусти Мишка, сейчас ребята разрисуют твой бочонок, и он станет ярким и красивым. Каким же узором расписать твой бочонок, скажи ребятам?
Мишка: Я не знаю, как называются эти узоры.
- Поможем Мишке, расскажем какой росписью можно разрисовать бочонок для мёда? (ответы детей)
- Сейчас я предлагаю и вам ребята и нашему гостю ещё раз посмотреть на изделия народных мастеров и назвать роспись (её характерные признаки, к которой это изделие принадлежит (ответы детей)
- А какой фон у дымковской росписи? (ответы детей)
- Какая ещё роспись имеет белый фон? (ответы детей)
- Какой фон на своих изделиях используют мастера городецкой росписи? (ответы детей)
- Какой фон у полхов –майданских изделий? (ответы детей)
- Теперь можно приступать к росписи бочонка для нашего гостя. Мишка подсказывает, что мы засиделись, пора размяться.
Физминутка.
Дом стоит в лесу сосновом (дети сводят руки домиком над головой,
В доме том медведь живёт (изображают медведя – рычат).
Просыпается он утром (потягиваются,
Громко песенки поёт (поют: ла – ла – ла)
И шагает в огород (шагают)
В огороде заяц ловко (приставляют руки к голове, как ушки у зайца)
Тащит у него морковку (имитируют вырывание из земли моркови)
Мишка пальцем погрозил (грозят пальцем)
Три прыжка – и рядом с ним (прыгают)
Зайка низко наклонился (наклоняются,
Всю морковь собрал в ведро (имитируют собирание моркови)
Перед мишкой извинился (прикладывают руку к сердцу)
И бегом он в лес пустился (лёгким бегом дети пробегают за столы и садятся на свои места)
Самостоятельная работа детей. Воспитатель наблюдает за работой, напоминая детям, что с красками надо работать очень аккуратно и помогает ребятам, которые самостоятельно не могут составить узор для росписи. По завершению росписи бочонков, воспитатель с детьми рассматривает получившиеся работы, дети обмениваются своими впечатлениями.
- Ребята, вы большие молодцы, у вас получились очень красивые бочонки, и наш гость хочет, что – то сказать.
Мишка: Огромное вам спасибо за такие прекрасные бочонки! Но мне пора идти, наверно Маша вернулась и уже ждёт меня, до свидания, друзья! (уходит)
Дети: До свидания, Мишка!
Конспект ООД на тему «Путешествие в Республику Башкортостан»
Цель: Расширить знания детей о Республике Башкортостан.
• Задачи:
- Расширять представления детей о родном крае, о народах разных национальностей, живущих в Башкортостане.
- Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине и ее природе.
Продолжать развивать связную речь детей.
- Развивать память, зрительное и слуховое внимание.
- Воспитывать любовь к родному краю. Чувство гордости за свою республику, воспитывать любовь к родным местам.
Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.
Программное содержание: Обогащать знание детей посредствам их ознакомления с водными ресурсами родного края. Закрепить знания детей о горном ландшафте и богатстве лесов нашей республики. Формировать патриотические чувства и чувства гражданственности через привитие любви к родному краю, бережному отношению к природе.
Материал и оборудование: макет плана-маршрута, макет (гора, река, домики), кукла Айгуль, карта РБ (нарисованная), карты РБ (детские), картинки деревьев, картинки птиц, елка искусственная, баночки по 2 шт. на стол (с водой, с мелом), карандаши цветные, стаканчики, диск с башкирской музыкой, ноутбук.
Предварительная работа: знакомство с горным ландшафтом РБ; знакомство с деревьями, животными, птицами РБ; знакомство с картой РБ; работа по индивидуальным картам; знакомство с легендой « О происхождении Уральских гор».
Ход занятия:
(Звучит башкирская музыка.)
Воспитатель читает стихотворение М. Карима «О березовом листочке».
О березовом листочке.
Взгляни на глобус.
Вот он - шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной
Всего лишь на всего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же – великая Россия-
Так зелена, так высока!
Веками тот листок
Сорвать с березы
Пытались и огонь,
И ливни, и морозы,
Заморские далекие ветра,
И заморозки с самого утра.
Но зеленел листок
Среди ветвей, питался соком
Матери своей
Но, бури и ветра
Преодолев,
Крепчает листьев
Радостный напев.
Воспитатель: О чем это стихотворение? А как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: Мы будем говорить о Башкортостане.
Воспитатель: Что вы знаете о нашей республике?
Дети: Мы знаем про леса, горы, наш город.
Воспитатель: Мы сегодня с вами станем исследователями и отправимся в путешествие, чтобы продолжить наше знакомство с нашей республикой. Нам еще многое предстоит узнать. Ребята, а сейчас подойдите все к столу (дети встают вокруг стола).
Воспитатель: Перед нами находится план – маршрута нашего путешествия. Мы будем продвигаться, делая остановки. А кукла Айгуль будет показывать нам путь.
( Перед детьми на стене макет маршрута, и кукла Айгуль. На доске висит карта РБ – нарисованная).
Воспитатель: Итак, отправляемся в путь. Айгуль подошла к лесу, зеленым золотом называют наши леса. Покажите на карте, где находятся леса. (Ребенок показывает.)
Воспитатель: Какими деревьями богат наш Башкортостан? Надо показать на карте и назвать их. (За другим столом лежат картинки деревьев, дети выбирают и называют).
Воспитатель: Ребята, какие животные обитают в наших лесах?
Дети: Волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось, кабан.
Воспитатель: Каких птиц можно увидеть в Башкортостане? Покажите на картинке и назовите. Подойдите к елочке, где находятся птицы. (Ответы детей.)
Воспитатель: Дети, скажите, что дает человеку лес? (Ответы детей.)
Воспитатель: Что дома сделано из дерева? (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все правильно. Фабрики выпускают для нас мебель. Деревоперерабатывающие заводы готовят бумагу и отправляют в типографию. А может ли человек обойтись без леса? Почему? (Ответы детей.)
Дети: Человек не может обойтись без леса. Мы дышим воздухом, который дает нам лес.
Воспитатель: Чем богаты леса?
Дети: В лесу растут ягоды, грибы, лекарственные травы, живут животные, птицы.
Воспитатель: Дети, а мы должны беречь леса? Как человек должен заботиться о лесе, вести себя в лесу?
Дети: Надо сажать больше деревьев. Нельзя шуметь в лесу, ломать ветки, рвать цветы, грибы, кидать мусор, разорять гнезда, муравейники.
Воспитатель: Ребята, вы очень внимательные к природе, исследователи. И понимаете, что лес надо беречь, а также бережно относится к книгам, мебели.
А теперь пройдем к столу и сядем. (Дети садятся).
Воспитатель: Отправляемся дальше. Айгуль привела нас к горе. (Воспитатель передвигает куклу).
Воспитатель: Неповторима красота природы Башкортостана. Здесь есть и густой таежный лес, и степи, и высокие горы. Какие горы знаете вы? Кто может показать их на карте. (Ребенок показывает, дети называют.)
Дети: Уральские горы, Ямантау, Янгантау, Иремель.
Воспитатель: Кто может вспомнить и рассказать легенду об Уральских горах?
Ребенок коротко рассказывает легенду «Как возникла Луна и Уральские горы».
« Давным-давно на небе было два солнца. И эти два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света. И сказал тогда один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет.
После этого стали собираться мелкие стрелки – мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никого ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай отправлял обратно домой со словами: «Кому нужна такая ваша меткость?» Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой лук, натянул тетиву- все вокруг так и зазвенело, и загудело. Стрела попала прямо в одно из солнц, пробило его насквозь, развалив его на две части и полетело дальше. «Ай! Ай!» - только и крикнул весь народ. Одна половинка солнца осталось висеть на небе, другая упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при разделе солнца стали кричать «Ай», одну часть расколотого солнца стали называть «Ай». Гору, которая образовалась из второй половины, в честь Урала батыра стали называть Уральскими.
Воспитатель: Чем богаты горы Башкортостана? Какими полезными ископаемыми?
Дети: Наши горы богаты нефтью, рудой, глиной, каменным углем, гранитом, мелом.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Богаты и щедры наши горы. И вы как исследователи очень старались, показали свои знания.
Артур, прочти стихотворения Салавата Юлаева « Ай, Урал, ты мой Урал»
Ай, Урал, ты мой Урал,
Великан седой – Урал!
Головой под облака
Поднялся ты мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
Вмести с полною рукой
Серебром одет Урал,
Вмести с утренней росой
Золотом блестит Урал.
По бокам твоим, Урал
Встали темные леса,
А у ног твоих Урал,
Степь - зеленая краса.
Воспитатель: Молодец, Артур. Ребята вы обратили внимание, с какой любовью к родному краю он прочитал стихотворение. Отдохнем немного. Выходите из-за столов. Превратимся в деревья. А Софья будет водящей. Все вместе:
Ветки качаются раз, ветки качаются два,
Ветки качаются три, а ну-ка, деревья, замри!
(Дети принимают неподвижную позу, чтобы можно было узнать, что это за дерево. Руки высоко тянутся, ноги вместе – это тополь; руки изогнуты в локтях, опущены вниз, голова опущена – это ива; руки широко расставлены и направлены в верх, ноги расставлены – это дуб и т.п.). Водящий выбирает ребенка, который удачнее всех изобразил то или иное дерево и угадывает, какое это дерево.)
Воспитатель: Отдохнули, превращаемся обратно в детей. Садимся на места.
Айгуль идет дальше. Куда же она пришла?
Дети: Это река.
Воспитатель: А вы знаете, что-нибудь про реки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а хотелось бы узнать?
Дети: Да.
Воспитатель: Послушайте отрывок из рассказа Гузель Галиевой о самой большой реке Башкортостана. Подойдите к макету. (Воспитатель рассказывает и показывает на макете).
Воспитатель: Как называется самая большая река Башкортостана?
Дети: Белая.
Воспитатель: Почему ее назвали Белая? В переводе с башкирского языка река Белая переводится Агидель. «Ак» – это белая, «идель» – это река. Давайте с помощью опыта определим, как образовалась Агидель. Представьте себе, что в стакане обыкновенная речная вода. А в другом стакане - мел. Налейте воду в стакан с мелом (дети выполняют). Какая вода получилась?
Дети: Белая.
Воспитатель: Вот так берет свое начало река Белая. Родники из под земли проходят через меловые залежи, и выходит на поверхность белого цвета. Так как называется река Белая?
Дети: Агидель
Воспитатель: Почему ее так назвали Белая?
Дети: Потому, что в земле находится мел. Он предает белый цвет.
Воспитатель: К этой реке присоединяется много речушек и ручейков. Потому про нее говорят, что она полноводная. (Индивидуальный опрос детей).
Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, узнали о самой большой полноводной и главной реке Башкортостана – Агидель. Но мы исследователи, и все новые знания заносим на карту нашей республики. Как вы думаете, чем мы можем дополнить наши карты?
Дети: Отметить реку.
Воспитатель: Конечно. Ребята, вы знаете, где берет начало река Агидель? Агидель берет начало на горе Иремель.
Воспитатель: Кто сможет показать это на карте? (ребенок показывает на большой карте).
Воспитатель: Агидель берет начало с горы Иремель, спускается в лесную зону. Становится шире, как вы думаете почему?
Дети: Потому что присоединились еще ручейки.
Воспитатель: Она протекает почти через весь Башкортостан и выходит за ее пределы. Вот почему ее назвали самой большой. В Башкортостане еще много рек, с которыми мы познакомимся позже (воспитатель показывает и объясняет).
Воспитатель: Дорогие исследователи приступайте к работе над своими картами. (Дети работают самостоятельно).
Воспитатель: Дети, где мы сегодня останавливались? О чем говорили?
Дети: Мы говорили про леса, горы, реку.
Воспитатель: А с чем вы сегодня познакомились?
Дети: Мы сегодня познакомились с самой большой рекой Башкортостана.
Воспитатель: Ребята, а с чем бы вам еще хотелось еще познакомиться?
(ответы детей)
Воспитатель: Башкортостан – это наша Родина. И мы должны беречь и любить свой край. И об этом Александра прочитает стихотворение.
Башкортостан.
З. Кульбеков
Башкортостан – чудесная земля!
Кругом сады, зеленые поля.
На зорьке тихо, солнце ясное
Как белый лебедь, Агидель плывет.
Башкортостан родная сторона,
Солнцем и добром она полна.
Клокочет кровь земли в твоей груди,
Летят составы нефти и руды.
Стоит скалой моя республика всегда
На страже мира, счастья и труда!
Башкортостан – родная сторона,
Солнцем и добром она полна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Моя малая Родина - Башкортостан»
Образовательные цели: закреплять знания детей о своей Малой Родине, родном городе, учить работать с картой, выделять границы Башкортостана, закреплять знания детей о главных символах Башкортоста...
Длительный познавательный проект по нравственному воспитанию «Моя Родина – Башкортостан"
Идея проекта «Моя Родина – Башкортостан» возникла у нас после проведения недели «Моя республика». Как — то в преддверие праздника Ураза-байрам к нам ...
Моя малая родина-Башкортостан
Про нашу малую родину....
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с социальным миром» Тема «Моя Родина - Башкортостан» Возрастная группа старшая
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с социальным миром» Тема «Моя Родина - Ба...
Моя родина -Башкортостан
Использование регионального компонента .конспект ООД...
Интеллектуально-патриотическая познавательно-развлекательная игра-викторина «Наша Родина – Башкортостан»
Пусть эту землю любит народ,Пусть садом прекрасным она расцветает,Пусть сердце врагов красотой изведет....
"Моя малая Родина Башкортостан"
В процессе занятия закрепляем знания детей о своей Малой Родине, родном городе, учимся работать с картой, выделять границы Башкортостана, закреплять знания детей о главных символах Башкортостана...