Знакомство со скульптурой Петра Карловича Клодта «Вздыбленный конь»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия со скульптурой Каслинского литья "Вздыбленный конь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzdyblennyy_kon.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Знакомство со скульптурой Петра Карловича Клодта
«Вздыбленный конь»
Цель: Знакомство со скульптурой П.К. Клодта «Вздыбленный конь»
Задачи:
- Познакомить детей с биографией скульптора и его страстным увлечением изображать лошадей;
- Рассказать о гербе Каслей и его смысловом значении.
Словарная работа: встать на дыбы, вздыбленный, попона, гарцующий, непокорный, взлетевший.
Ход занятия:
- Его видишь издалека. Силуэт сказочно прекрасного коня парит высоко в воздухе, у самой дороги (показ иллюстрации или демонстрация видеопленки). Словно взметнувшись в прыжке, он отбросил в сторону какую-то невидимую преграду и теперь зовет всех и каждого: дорога впереди свободна, путь открыт.
Вы узнали этого коня? Где он находится? (Ответы детей).
Сегодня я расскажу вам о скульпторе, который создал этого коня. Это замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт.
Когда Петр Карлович еще был маленьким мальчиком Петей, он играл лошадками, вырезанными из игральных карт. Этих лошадок посылал отец в своих письмах жене из турецкого похода, и тогда еще крошечный мальчик видел, как мама радуется, получая эти письма. Вот тут-то и заключалась, очевидно, разгадка его особой любви к лошадям: ребенок стал думать, что радость, удовольствие, счастье – все это связано с ними, лошадками. А когда Петя немного подрос, он чаще всего играл не игрушками. Его отец, Карл Федорович, не признавал готовых игрушек – он давал детям ножницы, клей, краски, чтобы они сами готовили себе забаву – тут и пошли разные самодельные игрушки, и первое место среди них, конечно, занимала лошадь. Когда Петя вырос, он поступил в Петербургское артиллерийское училище. Однажды вырезал Петр Клодт просто от скуки из березового полена небольшую лошадку и подарил ее маленькому мальчику своего двоюродного брата, Николая Ивановича Греча. Эту игрушку случайно увидели гости Николая Ивановича, рассмотрели поближе, пришли в восторг от мастерского исполнения, и купили талантливому юнкеру полный резной набор инструментов.
С помощью этих инструментов, уже будучи офицером, во время лагерной стоянки в Царском Селе он вырезал из дерева двух новых лошадок. Этих лошадок опять увидели люди, хорошо разбирающиеся в искусстве, и с тех пор, художник-самоучка уверенно и быстро пошел в гору… (Как вы понимаете это выражение?)
Петр Карлович ушел в отставку из артиллерийского училища и поступил в Академию художеств и стал учиться. По-прежнему, больше всего он любил изображать лошадей. Вот как он рисовал их с натуры: введет к себе в тесную квартиру лошадь, поставит, а самому негде поместиться; сядет, съежившись, у ее задних ног и рисует или режет из липового дерева, не боясь, что она его лягнет.
И стал Петр Карлович замечательным знаменитым скульптором. Посмотрите на его работы. Вот эти кони сейчас красуются в Санкт-Петербурге на Аничковом мосту. (Показ иллюстрации с названием – «Упавший всадник», «Всадник, садящийся на коня» и др.)
Много еще работ у Петра Карловича, и среди них очень много лошадей.
А сейчас давайте вернемся к изображению нашего каслинского коня. Каслинцам так полюбился этот образ, что они сделали его символом своего города, а на заводской продукции стали ставить клеймо с изображением вздыбленного коня.
Когда-то каслинский скульптор М.Д. Канаев обратил внимание на произведения П.К. Клодта и предложил отливать их в чугуне. Работы П.К. Клодта стали с этого времени самыми лучшими из каслинского литья.
Посмотрите на этого красавца коня. Как вы думаете, что значит вздыбленный конь? (Встать на дыбы – встать, опираясь на задние ноги, а передние в воздухе). Этот конь по вашему старый или молодой? Почему вы так решили? (Ответы детей).
Как еще можно назвать этого коня? (Ответы детей). Да, есть еще красивые слова, подходящие к образу этого коня – гарцующий, непокорный, взлетевший, рвущийся вперед.
Как вы думаете, чей это конь? Пахаря? Воина? Извозчика? (Рассуждения детей).
Да, скорее всего это конь еще молодой, необъезженный, не натруженный работой, а может даже дикий, вольный).
Как вы думаете, почему он вздыбился? Кого-то испугался или просто резвится? (Рассуждения детей).
Давайте еще раз полюбуемся на коня.
Еще эту скульптуру называют конь с попоной. (Попона – это накидка из ткани на коне). В этой скульптуре выражено настроение страстного порыва. Взметнувшаяся грива, идущая волной по вогнутой шее, напряженные «железные» мускулы ног, вольный полет складок попоны. Мы чувствуем, что это конь сильный, мужественный, непокорный и, кажется, что конь стремительно летит в воздухе.
Какое бы имя вы дали этому коню? (Ответы детей).
Город Касли известен всему миру своей продукцией – художественным литьем из чугуна. Образ вздыбленного коня стал нашим символом города. Его изображение – на каслинском гербе.
(Черный цвет коня символизирует благоразумие, скромность, честность и вечность бытия. Попона, прикрывающая коня, и уздечка символизируют защиту и вместе с тем, управляемость и скрытые возможности. Золотая (нижний правый угол) и серебряная (верхний левый) части символизируют две стадии литейной технологии: желтый – расплавленный металл и огонь, серебро – охлаждение и доводку до блеска готового изделия. Помимо того, золото символизирует возвышенность мысли, благородство, достоинство и богатство. Серебро – веру, чистоту, искренность, чистосердечность, благородство, откровенность и невинность).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство со скульптурой Николая Акимовича Лаверецкого «Россия»
В конспекте представлена беседа по знакомству со скульптурой Каслинского литья "Россия"...
Знакомство со скульптурой Василия Федоровича Торокина «Старуха с прялкой»
В конспекте представлен рассказ-беседа о скульптуре Каслинского литья "Старуха с прялкой"...
знакомство со скульптурой
нод проведенное в подготовительной группе по ознакомлению со скульптурой...
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию детей раннего возраста "Знакомство с эпохой Петра I"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Нет ничего дороже у человека, чем его Родина, любимый город, семья. Дошкольное детство – пора вос...
«Путешествие в историческое прошлое России. Знакомство с детством Петра I»
Выступление на круглом столе XIII муниципальных образовательных Рождественских чтений...
Тема: "Мир скульптуры" (знакомство со скульптурой с использованием ИКТ)
Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе. (из опыта работы по программе "Детство")...