Знакомство со скульптурой Николая Акимовича Лаверецкого «Россия»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ефремова Светлана Ивановна

В конспекте представлена беседа по знакомству со скульптурой Каслинского литья "Россия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Знакомство со скульптурой Николая Акимовича Лаверецкого «Россия»

Цель: знакомство детей со скульптурой Н.А. Лаверецкого «Россия»

Задачи:

- Определить смысловое содержание скульптуры, донести смысл до детей;

- Воспитывать гордость за свое Отечество.

Словарная работа: невесомые, струятся, скипетр, держава, патриот.

Ход занятия:

        - Сегодня я познакомлю вас со скульптурой каслинского художественного литья – «Россия». Эта скульптура – жемчужина каслинского литья, одно из лучших его творений. Создал это замечательное произведение скульптор – Николай Акимович Лаверецкий (1837 – 1907г.г.).

        - Посмотрите на скульптуру и скажите, кого вы видите? (Ответы детей).

        - Да, это женщина – воин. Почему вы решили, что это воин? (Рассуждения детей).

        Женщина-воин одета в кольчугу кольчуги носили воины еще с древних времен. Посмотрите, с каким большим техническим мастерством выполнена скульптура. С какой невесомой легкостью струятся чугунные складки платья, кажется, что это настоящая ткань, а не чугун. Женщина снаряжена в боевые доспехи: в правой руке меч, в левой щит, а на голове – защитный шлем-каска.

        - Как вы думаете, а зачем на «России» боевые доспехи? (Предположительные ответы детей).

        - Прислушайтесь, как предостерегающе молчит, таящая звон кольчуга женщины-воительницы. С достоинством и уверенностью в своих силах «Россия» оберегает мир, она готова защитить Родину, она готова к своей победе, она добудет ее.

        - Подумайте и скажите,  как скульптор Лаверецкий показал нам, что «Россия» оберегает мир и готова защитить Родину? (Предположительные ответы детей).

        - Посмотрите, левая рука «России» со щитом, как бы прикрывает, защищает корону Российской империи, державу и скипетр – это все символы власти российского императора. Помните, эти предметы есть и на нашем российском гербе у двуглавого орла над головами корона, а в лапах – держава и скипетр.

        - Как вы думаете, почему скульптор не изобразил женщину-воина с поднятым мечом? (Предположительные ответы детей).

        - Да, вы правильно рассуждаете, «Россия» никому не угрожает, она не хочет ни на кого напасть. Она лишь предостерегает врагов – Родина под надежной защитой.

        - А если бы «Россия» смогла заговорить, что бы она сказала? (Примерные ответы детей. В рассуждениях можно вывести детей на слова А. Невского – «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет»).

        - Я расскажу вам сегодня, дети об удивительной истории этой скульптуры. Давно, давно на международной выставке в Париже каслинские мастера удивили весь мир своим чугунным павильоном. Узорчатый, как терем, он поразил своей изящностью и легкостью, было трудно поверить, что такая красота создана из чугуна (показ иллюстрации). В павильоне находились скульптуры каслинского художественного литья. А скульптура «Россия» украшала вход в чугунный павильон (показ иллюстрации). Как известно, русский павильон-дворец был удостоен на этой выставке высшей награды – большой золотой медали. Неудивительно, что нашлись желающие купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами. В свою очередь русские согласились, кроме одного: они отказались продать «Россию», ту самую скульптуру, которая стояла у входа в павильон и символизировала русскую державу. Таким патриотом, не позволившим продать «Россию» был управляющий заводами П.М. Карпинский. Он сказал: «Россия» не продается».  К общему согласию так и не пришли и павильон, и «Россия» вернулись на Родину. В заключение, я прочитаю вам стихотворение местного поэта Геннадия Федоровича Кодиненко.

«Каслинский павильон»

Выставка в Париже – полюшко чудес.

Расторопный Эйфель с вышкой до небес

Всякими диковинками город завалили.

Каслинцы чугунный терем сотворили.

Оттопырив губы, ходит наш Карпинский

Нако-ся, Европа, фетиш наш российский!

Чушка-чугунина, а легка, как птица!

В этом суть искусства – перевоплотиться.

В ноздри бьет искристая их «Мадам Клико»,

Выпито, закушено – на душе легко.

Налетай, загранщина, щупай да смотри –

Получили лапотники кубочек Гран-При!

И у павильона, от похвал косея,

Наш управзаводами, рядом с ним – «Рассея».

Дамочка державная: мелкая кольчужка,

Щит в руках и мечик – славная игрушка.

Просят «херы-серы», мистеры, мамзели:

«Продавай, Карпинский, битте, нам «Рассею».

Мало ли давали, не брала ль рука –

Только отчеканил лозунг на века:

«Столько злата-серебра здесь не наберется,

Потому, как Родина – Русь не продается!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для детей подготовительной к школе группы «Знакомство с творчеством Николая Носова»

Проект даст возможность учащимся: - познакомиться с творчеством Н. Носова, - с биографией писателя, - с незнакомыми произведениями, несущими ценность. Это будет способствовать разв...

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с творчеством Николая Носова"

Конспект заняти в старшей группе "Знакомство с творчеством Н.Носова."Очень хотелось познакомить своих ребят с прекрасным поэтом Н.Носовым, который написал замечательные произведения для детей....

Знакомство со скульптурой Петра Карловича Клодта «Вздыбленный конь»

Конспект занятия со скульптурой Каслинского литья "Вздыбленный конь"...

Знакомство со скульптурой Василия Федоровича Торокина «Старуха с прялкой»

В конспекте представлен рассказ-беседа о скульптуре Каслинского литья "Старуха с прялкой"...

знакомство со скульптурой

нод проведенное в подготовительной группе по ознакомлению со скульптурой...

Тема: "Мир скульптуры" (знакомство со скульптурой с использованием ИКТ)

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе. (из опыта работы по программе "Детство")...