Игры народов Урала.
консультация

Жбанова Анна Петровна

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего. Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_urala.docx491.71 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

           Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего. Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию. В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству.       Есть игры - забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов». Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К.Д.Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Не исключением являет и Урал. Основными средствами физического воспитания у коренных народов Урала являлись исторически сложившиеся народные игры, игры-состязания, игры-упражнения. Широкой популярностью среди этих народов пользовались: борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней и других предметов, разновидности гонок на охотничьих лыжах, лодках, собачьих упряжках, поднятие и переноска тяжестей, перетягивание палки, метание аркана, прыжки в высоту и длину, через лодки и т.д. Жизненные условия Урала, промысловая деятельность требовали уже с 4–7-летнего возраста активного развития важнейших физических качеств и воспитания специфических двигательных навыков. С этого возраста дети всецело привлекались к помощи родителям по хозяйству, их готовили к промысловой деятельности (охоте, рыболовству).

2.Игры народов Урала.

Игры разнообразны по своему содержанию и организационным формам поведения, что связано с быстрым физическим и умственным развитием детей на этом этапе. Классификация игр детей включает в себя: подвижные игры («прятки», «пятнашки», игры с мячами), игры-состязания (в беге, перетягивании, борьбе, метании, стрельбе из лука), игры-упражнения (на силу, быстроту, ловкость, гибкость). Наиболее простыми и самыми распространенными были различные игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, которые содействовали укреплению всех групп мышц тела, развитию ловкости, быстроты, выносливости. Кроме того, такие игры, как «прятки», «салки под снегом», «скачки на одной ноге», «метание диска», «игра с кольцами», «поиграем в ямки» прекрасно готовили детей к промысловой деятельности. Существовал ряд подвижных игр, которые непосредственно способствовали обретению навыков осуществления к промысловой деятельности: «стрельба из лука на дальность», «охота», «ловля рыбы» и др. Большой популярностью среди детей пользовались игры-упражнения, которые прекрасно развивали ловкость, координацию движений, гибкость. Исследования показали, что у более старших детей коренных народов Урала, были популярны игры, связанные с бегом, прыжками, метанием («кто из нас быстрее», «догонялки», «оленья упряжка», «деревянная нога», «прыжки через нарты», «заячьи следы», «выбей чурочку», «городки», «игра кольцом», «метание камней»). Особой любовью среди детей и подростков пользовались игры-состязания по стрельбе из лука в цель, в метании аркана на хорей, самобытная игра-состязание в метании палки-копья на дальность и в цель. Кроме игр подвижного характера, на досуге использовались такие игры, как «игра с веревочкой», «игра с нитками», «игра с палочками», «игра в камешки», «игра с иголкой» и пр.
ОПИСАНИЕ ИГР.
 Пастух и стадо: Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.
Муха: на земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева - стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».
Ручеек: Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.
Пирог: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»: Вот он какой высоконький, Вот он какой мякошенький, Вот он какой широконький. Режъ его да ешь! После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.
Капуста: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет: Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу. Мелки колышки тешу, Огород свой горожу, Чтоб капусту не украли, В огород не прибежали Волк и лисица, бобер и курица, Заяц усатый, медведь косолапый. Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
Бабка Ёжка: В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: — У меня нога болит. Пошла она на улицу — Раздавила курицу. Пошла на базар — Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.
 У дядюшки Трифона: Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают: У дядюшки Трифона семеро детей, Семеро детей, и все сыновья. Они не пьют, не едят, Друг на друга глядят И все делают вот так. При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.
Гуси-гуси: Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают. — Гуси-гуси! — Га-га-га — Есть хотите? — Да-да-да! — Ну, летите же домой! — Серый волк под горой, Не пускает нас домой, Зубы точит, Съесть нас хочет! — Ну, летите, как хотите, только крылья берегите! «Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему: — Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их. «Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

Салки : Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!» Игра повторяется. Правила. 1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге. 2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги. 3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге. Скакалка: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова: Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лен высок, прыгайте как можно выше. Можно прыгать выше крыши.
Жмурки: Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог. — Кот, Кот, на чем стоишь? — На квашне. — Что в квашне? — Квас, — Лови мышей, а не нас. После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал — тот становится «жмуркой».
Считалки: Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например: Тара – бара, Домой пора — Ребят кормить, Телят поить, Коров доить, Тебе водить! Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Катилося яблочко мимо сада, мимо огорода, мимо частокола; Кто его поднимет, тот вон выйдет! – Заяц белый, куда бегал? – В лес дубовый! – Что там делал? – Лыки драл! – Куда клал? – Под колоду! – Кто украл? – Родион. – Выйди вон! Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдет, Тот и прятаться пойдет! Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети. И кричали: «Кук! Мак!» Убирай один кулак! Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи — тебе водить! Ах ты, Совушка – сова, Ты большая голова! Ты на дереве сидела, Головою ты вертела — Во траву свалилася, В яму покатилася! Комарики-мошки, Тоненькие ножки, Пляшут по дорожке. Близко ночь, Улетайте прочь. Под мельницей, Под веретельницей  .Подралися два ерша. Вот и сказка вся!


3.Традиции и праздники народов Урала.

В древности, наблюдая смену времен года, дня и ночи, борьбу жизни и смерти, люди пытались объяснить этот круговорот деяниями языческих богов – Перуна и Ярилы, Масленицы и Костромы, а после принятия Христианства – так же промыслом Христа, Богородицы, ангелов. Одухотворение сил природы, ставшее основой мифопоэтического мировосприятия наших дальних предков – земледельцев, вызвало к жизни многочисленные календарные обряды и песни – ритуальные действа.

В ритуальных праздниках все было исполнено символического смысла – поведение и одежда участников, еда, что подавалась на праздничной трапезе, и, конечно, тексты и напевы обрядовых песен. Каждый праздник нес культовый характер. В любой религиозной системе культ ( лат. «поклонение»,»почитание»)занимает значительное место. Под культом подразумеваются религиозные догмы, таинства, праздники, богослужебный канон, обряды. Широка наша Родина-Россия. Много народов живет на нашей земле и у каждого – свои обряды и праздники.

Урал – великий и могучий! Народ на Урале издревле занимался сельским хозяйством. Здесь были построены первые заводы и фабрики. Урал богат полезными ископаемыми. Могучие леса и красивые озера дарят людям радость, кормят и поят их.

Народ на Урале трудолюбивый. Но после трудов праведных, можно и отдохнуть, попраздновать. А какой же праздник без песен, музыки, танцев.

В старину каждый праздник сопровождался обрядовыми песнями, хороводами. Тексты открывают нам имена божеств и святых, которым посвящались обряды, поэтические символы, характерные для песен разных времен года.


          Напевы же предельно концентрированно воплощают в себе ритуальное, надбытовое назначение таких песен, свойственную им функцию воззвания, обращения к силам природы. Поэтика и интонационный строй календарных песен свидетельствуют о древнем происхождении жанра, его принадлежности к той стадии развития фольклора. элементы – обрядовые действа: текст, напев, пластика, костюм – целое, помогавшее человеку установить связи с природой, магическим воздействием на нее.

Фольклор Южного Урала очень близок народным традициям, сложившимся в Поволжье, Закамье, Прикамье, Зауралье, старожильческих поселениях Сибири.

В то же время, Уральской календарной обрядности, обусловленные неоднородностью местного населения и пестротой фольклорных традиций, принесенных на Урал переселенцами. Слияние культур славянского, татарского, башкирского народов.

Уральские обряды содержат все традиционные для славян элементы: колядование, магическое действо с зерном и хлебом, ряжение, гадание, обрядовую еду.

Вся локальная календарная традиция имеет свои формы:

Праздничные: а) обрядовые (поздравительные обходы дворов),

б) игровые (ряженье, игрища),

в) не обрядовые (разного рода пиры)

Трудовые: а) обрядовые ( закликание дождя, завивание бородки),

б) не обрядовые (женские осенние посиделки с работой – пряжей, вышиванием).

Сезонно – приуроченные досуговые :

а) зимние и осеннее – летние хороводы,

б) зимние вечерки.

Основные разновидности уральских календарных традиций:

-зимние святки (25 декабря – 6 января)

- Масленица (начало марта)

- Великий Пост (апрель)

-встреча весны – Вербное воскресенье

-Пасха (23 – 30 апреля)

- Троице– семицкая неделя ( с 15 июня)

-Иванов день (24 июня)

- Покров день (1 октября)

-Престол.

Зимние Святки. Рождество Христово.

Как и повсеместно по всей России, народный календарь на Урале открывался зимними Святками – двухнедельным праздничным периодом, знаменовавшим наступление нового солнечного года (25 декабря по 6 января).

Одним из видов Святочного гуляния обьявлялось каледование – обход дворв односельчан с поздравлениями и пением специальных благожелательных песен – «коледок».

Тетка Коледка, дай пирожка-

Не дашь пирожка – развалю ворота

Дашь пирожка – обмету ворота.

Колядовали в основном парни мальчики. Они выкрикивали, подходя к воротам какого – либо дома:

КОЛЯДА – МАЛЯГА,

ПОДАЙ ПИРОГА,

НЕ ПОДАШЬ ПИРОГА,

УВЕДУ КОРОВУ ЗА РОГА,

С ПЫШКИ УТАШШУ ВСЕ ТВОИ ПОКРЫШКИ!

Считалось, что слово «коляда « произошло от польского «коленда», что значит – поздравление, пожелание добра и благополучия.

К зимним святкам на Урале приурочивались разнообразные обычаи ряжения и маскирования.

Ряженых здесь называли «шиликунами», «срящиками», «нарядщиками».

Типичными для Урала персонажами ряжения были Медведь, Коза, Бык, Конь, Старик и Старуха, Поп и Барин.

«Кто одевается хорошо, щистеньке оденется, а кто оденется – шубу вывернет, горб изладит, лисо закрыл, побежал срядщик. Вот это и есть «Щиликуны» сами – то, вот это само и есть…».

Жители уральских сел вспоминают, что ряженые ходили с балалайками, бубнами, печными заслонками, ухватами. Их ждали, встречали, подарками угощали.

В эти дни много играли. Особенно – молодежь.

На Урале были популярны такие игры: «Дрема» и «Топалки».

Эти игры были своеобразной подготовкой молодежи к браку, рождению детей. Почти все святочные игры, увеселения, песни заканчивались поцелуями («поцелуйные игры»).

«ДРЕМА» - игра.

Парень сидит на стуле, девушки ходят вокруг него с песней.

По окончании песни Дрема выбирает девушку и целует ее. Девушку выкупает другой парень (дарит платок или шубу) и тоже целует. Если девушка выбирает парня, они уходят на улицу – на свидание.

«ТОПАЛКА» - игра.

Юноши сидят в избе кругом и поют:

«Не дивуйтеся, добры люди,

Что жениться я хощу,

Здесь компанья, девис много,

Я жону себе найду! 7


К ним подходит девушка, топает ногой и они шествуют парой по кругу. Затем парень целует ее, иесли девушке он понравится, она его тоже целует и поет:

«Горю, горю на камушке,

Горю на горюющем,

Тону, тону в колодесе,

Тону во глубоком.

Кто меня сполюбит,

Тот меня и сменит,

Три раза поселует…»,

и они уходят на свидание. Игра продолжается. Выбирается следующая пара.

По окончании Святок девушки пекли сочни, клали их за пазуху и выходили на улицу, загадав желание – если навстречу выйдет мужчина, спрашивали у него имя – такое имя будет у будущего мужа. Если встречалась женщина - оставаться в этом году в девках.

Так праздновали Рождество и Святки на Урале.

МАСЛЕНИЦА

Наши предки всегда умели с душой гулять.

Веселиться и праздновать, так с удалью, да размахом. Для того и готовились к празднику задолго. И кушанья особые заводили, и питье праздничное, веселящее, все, как обычай велит! А наши предки толк в веселье знали, играть любили и играли до самого утра!

«Прольет Василий Масленица на дороги, зиме пора убирать ноги.

Путь ей ведом—за Прохором следом!»

Масленица, отмечавшаяся на 8 – ой неделе перед Пасхой, знаменовали переход от зимы к весне.

На Урале масленичные обряды и обычаи представлены достаточно полно и разнообразно.

Это катание с гор и на лошадях, обычаи в честь «нрвоженов», проводы Масленицы и масленичное «прощение», игрища, обрядовая еда, ряжение, поминание усопших.

Масленичные увеселения начинались катанием на санях с ледяных гор – «катушек» - с четверга по воскресенье. Этот период называется «широкой масленицей».

Катушки делали высокими, полагая, что чем выше гора, тем длиннее уродиться лен.

Сани делали сами: брали скамеечку маленькую, ее водой поливали несколько дней подряд. Толстый слой льда появлялся на ней. При скатывании с горы на таких санях в руки брали «стаги» - длинные палки. Ими легко было управлять. Во время катания с горы, девушки садились парням на колени и, скатившись, целовались.

Каждый день Масленицы имел свое название и свои обычаи:

Понедельник – Масленицу встречали, Чучело сжигали.

Вторник – «заигрыш» - игры на улице, веселье.

Среда – «Сырный день» - ели сыр, молоко, яйца

Четверг – «разгул». При Иване Грозном – кулачные бои велись.

Пятница – «тещины вечерки». Зятья шли к теще на блины.

Суббота – «Обьедаловка» - все наедались вдоволь перед Постом.

Воскресенье – «Прощенный день». Все целуются, просят прощение.

Этот день – венец всей Масленице.

«Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем!

Март, март, Солнцу рад!

Чучело – главное увеселенье Масленицы. «Соломы навяжут, снарядят ево. В брюки соломы набьют, кольсоны сперва, а брюки на кольсоны наденут. Рубаху, лапти обуют, на голову – шапку. В сани старые посадят, зажгут на прощанье и айда с горы!»

На Урале « наряжали лошадь, чучело на сани садили, к дуге веник привязывали и по деревне катали. Масленицей робят пугали и обманывали: «Вон видишь, Масленка идет, тебя к себе заберет, жить у себя оставит!»

В четверг состязания были, игрища, да бои кулацкие.

«Ты куда идешь? – спрашивали - «На кулащки!»

В бою, если одни других догонят до серкви, километра два прогонят – это урожайный год будет. А если вниз погонят – то неурожайный.

На Урале играли в такую игру – «Бусары» («Гусары»).

«Полк бусаров разьезжали по домам, у каждого дома выполняли шуточные военные команды своего командира, за что получали от хозяев угощенье пирогами, блинами, пивом да водкой.

Молодежь в домах собиралась, пела, плясала. Девушки в кулачке колечко прятали. Кто угадает, в какой руке – тот и целует.

Плясали «Манерку» - парный танец- перепляс.

Вечером воскресенья родственники одной семьи собирались в одной избе, просили друг у друга прощение, падали ниц и целовались: «Прости!» - «Бог простит!». В прощеное воскресенье совершали прощение дочери, вышедшие замуж «убегом» - без родительского благословения.

И, конечно же, на Масленицу устраивали обильный, богатый разнообразными блюдами стол.

«Если в Масленицу полный стол будет, то весь год будет сытным…»

Стряпали пироги, блины с творогом, вареньем, со сметаной ели и без всего.

Детям в праздник вместо бус одевали связку сушек, считали, что дети тогда весь год сытыми будут.

«Ешьте, ешьте в Масленку,

Наступит Великий Пост –

Будешь редьку есть, квасом запивать

Масленица – самая сытная пора славянского народа. Наедались все в прок. «Стряпали пельмени, потом пряники стряпали. Ели их два – три дня.

Оладьи тоже стряпали, шаньги, пироги всякие, хворост пекли.

В воскресенье были проводы Масленицы – снова игры, песни, катание на санях. Люди прощались с Масленицей.

Главное место в цикле весенне-летних праздников принадлежало Троице – Семицкой неделе.

Слово «семик» в ряде районов Урала ныне забыто, а обряды семицкой недели сохранились в памяти людей как Троицкие.

Героиней ритуальных действ этого праздника была березка.

Девушки и женщины гадали на ветках березы, поминали усопших, готовили обрядовую еду, хороводы водили – «Во поле береза стояла».

В Семик завивали березку, наряжали ее лентами, бусами или цветами.

«На Троицу веточки завивали, играли, ели лепешки, квас пили. Когда шли завивать, сперва жениха и невесту выбирали – они главные герои праздника были».

Молодежь ходила от одного дома к другому и спрашивала:

-«Надо березку спеть?»

-«Надо!» - отвечали хозяева.

-«А яицке на шанежку?»

-«Дадим, дадим!»

Так яиц полную корзину набирали, а в Троицу печь их в лес шли.

А еще в Троицу венки в воду бросали. Если венок закружит река, то в доме будут споры, разногласия, если плавно поплывет, то жить все дружно будут.

Во многих населенных пунктах Урала Троица была престольным праздником, которому посвящались специальные церковные службы. После службы обычно шли в лес со стряпней, сладостями.

Любимая игра в лесу – «Бояре» - игра в свадьбу.

Участники встают двумя шеренгами лицом к друг - другу. Попеременно выступая вперед, «княгини» и «бояре» ведут диалог:

-- Бояре, вы зачем пришли? Молодые, вы зачем пришли?

-- Ой, княгини, мы невест смотреть. Молодые, мы невест смотреть!

В конце песни «бояре» забирают себе одну из девушек, после чего следует второй раздел песни:

-- В нашем полку убыло, убыло!

-- В нашем полку прибыло, прибыло.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня календарные обряды и песни утратили свое магическое значение, сохраняясь лишь в памяти уральцев старшего поколения как традиционные праздничные увеселения, несущие в себе поэзию и красоту древней культуры. Многое забыто, утрачено…

Но люди сегодня стараются восстановить эти традиции.

В новогодние праздники во всех городах Урала, на главной площади ставиться Большая горка, ярко сверкает огнями елка, проходят массовые народные гуляния.

Дети и взрослые катаются на санях, всю новогоднюю и Рождественскую ночь сверкают фейерверки.

Особенно интересно проходит Масленица. На улицах пекут блины, звучат песни, люди катаются на лошадях. Посреди площади – бойцовский ринг, где силачи меряются силой, поднимают гири.

С каждым годом восстанавливается все больше и больше забытых народных традиций. В городах и селах устраиваются концерты. Звучат народные песни в исполнении взрослых и детей.

И в этом заслуга людей, которым не безразлична культура Урала, ее жителей. Слушая народные лирические песни, можно с полным правом сказать, что в них – душа народа.

Использованная литература:

1.Т.И.Калужникова «Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала»,

Издательство Дома учителя Екатеринбург – Челябинск, 1997 год.

2.«Сборник песен свердловских композиторов»,

Окружной Дом офицеров, 1982 год.

3.Л.И. Мельникова «Детский музыкальный фольклор в дошкольных учреждениях»

Издательство «Музыка для дошкольников» Москва 2000 год.

4.Е.Д.Критская «Музыка» 4 класс.

Издательство «Просвещение, 2004 год.

5.В.О.Усачева «Музыкальное искусство» 3 класс.

Москва, «Вентана – Граф», 2005 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Подвижные игры народов Урала" для детей дошкольного возраста.

"Подвижные игры народов Урала для дошкольного возраста" составитель Крыжановская Л.А. (воспитатель МДОУ 9 г. Первоуральск.)Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разде...

Игры народов Урала

Дидактическая игра...

Подвижные игры народов Урала

Картотека народных игр...

Подвижные игры народов Урала

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребенку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...

Игры народов Урала

Подвижные игры от 3-х до 7 лет....

Подвижные игры народов Урала

Развлечение для дошкольников старших групп...

Мастер-класс Подвижные игры народов Урала

Цель: повышать компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности с детьми с учетом направлений образовательной программы детского сада в части, формируемой участниками образ...