«Казак без службы - не казак»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Методическая разработка тематического мероприятия,
посвященного «Дню защитника Отечества»
по теме: «Казак без службы - не казак»
IV раздел «Культура и традиции»
программы «Кубань — моя Родина», автор Касицкая В.А.,
тема образовательной деятельности «Жизнь и труд казаков»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazak_bez_sluzhby.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка тематического мероприятия,
посвященного «Дню защитника Отечества»
по теме: «Казак без службы - не казак»
IV раздел «Культура и традиции»
программы «Кубань — моя Родина», автор Касицкая В.А.,
тема образовательной деятельности «Жизнь и труд казаков»)
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)
Виды деятельности: музыкальная, коммуникативная, речевая
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Цель: формирование начальных знаний о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт.
Задачи:
-создание условий для восприятия музыки, фольклора;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой Родине;
Предварительная работа:
- знакомство детей с элементами казачьего костюма;
- заучивание пословиц о казаках;
- познавательная беседа по теме «Традиции и быт кубанских казаков»;
- посещение мини – музея «Кубанский быт» детского сада.
Оборудование: костюмы казаков и казачек, шапки - кубанки, шашки, лошадки на палочке, расписные платки, ведёрки для игры.
Ход мероприятия
Под кубанскую народную музыку в зал забегают девочки в костюмах и встают по обе стороны зала. Затем заходят мальчики с шашками, в кубанках.
Шагая друг за другом, мальчишки выполняют перестроения и выстраиваются по центру зала. Далее,под продолжающуюся музыку, исполняют упражнения с шашками. По окончании дети произносят приветственные слова.
- В феврале завьюжном, зимнем
День особый, важный день
Всем защитникам России
Воздадим хвалу и честь!
2. Мальчики, папы и дедушки милые
С праздником вашим мужским
Вы у нас добрые, умные, сильные
Мы вас поздравить хотим.
3. На рубеже стоял казак
И охранял покой России!
Здесь не пройдёт незваный враг
В бою поможет конь ретивый.
4. Парни эти бравые -
Наши казаки.
Не страшны Отчизне нашей
С ними все враги.
5. Надо казаком родиться,
Чтоб весь век судьбой гордиться
Мы кубанские казачата,
Очень дружные ребята.
Век готовы мирно жить,
Кубани – матушке служить!
6. Вот такие мы ребята
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить.
Песня «Марш казачат»
Сл. и Муз. Н. Тананко
- Мы – отличные ребята.
Мы – ребята казачата.
Мы любим петь и танцевать
Нас можно смело казачатами назвать.
ПРИПЕВ: Казак – в бою он первый,
Казак - в труде он первый,
За свой народ он постоять готов,
России служит верно,
Ведёт себя примерно,
Равняемся во всем на казаков.
- Мы - отличные ребята,
Мы - ребята казачата.
Как казаки, мы будем жить,
Святую Русь свою любить
И наши славные традиции хранить.
- Мы - отличные ребята.
Мы - ребята казачата.
Промчатся юные года,
Но это вовсе не беда,
Ведь казаками в жизни будем мы всегда!
Ведущий: Дорогие гости, дорогие дети, сегодня мы отмечаем день защитника Отечества. Этот праздник отмечает вся наша большая страна – Россия, и наша славная Кубань, и её гордость - отважные казаки.
Не засиделись ли вы, казаки?
Просто так и для утехи
Продолжаем мы потехи
Хватит петь, да плясать,
Пора удаль показать!
Ведущий: Чтобы Родину защищать, нужно быть сильным, ловким, поддерживать друг друга в трудную минуту, быть готовым к разным испытаниям. Все готовы?
Казаки: Мы готовы к испытаниям!
Ведущий: Сейчас мы это и проверим. Где тревога, туда казаку и дорога. А путь- дорога наших казаков лежит прямо к границе, чтобы враги не смогли ступить на родную землю.
Ведущая приглашает для соревнования мальчиков - казаков и объясняет правила игры.
Мальчик: Скачут по Кубани вдоль родной реки,
Со станичным атаманом наши казаки.
Грозные вояки удалью сильны,
Кубанские казаки - защитники страны.
1.Эстафета «Лихой наездник».
В эстафете участвуют 2 команды. Участники команд на конях бегут «змейкой» между ориентирами и перепрыгивают через препятствие ( перекладину), затем возвращаются по прямой линии на исходную позицию. Побеждает тот, кто первым преодолеет препятствия.
Ведущий: Молодцы! Справились с первым испытанием. В переводе с тюрского языка слово «казак» означает «удалец». Я предлагаю и вам доказать, что вы настоящие казаки, и показать нам свою удаль молодецкую.
Мальчик: Казак - воин! Казак - друг!
Честен без свидетельства.
С ним и плуг и сабля с ним –
Патриот Отечества!
2. Эстафета «Передай шашку». Участники выстраиваются цепочкой в 2 команды. У атамана (капитана) в руках шашка. По сигналу дети передают шашку над своими головами.
Последний участник, получая шашку, бежит с ней в начало колонны. Эстафета продолжается до тех пор, пока атаман не возвращается на исходное положение.
Ведущий: После тяжёлой службы и работы по домашнему хозяйству казаки любят отдыхать, а по праздникам веселятся.
Мальчик: Мы – весёлые ребята,
Мы - ребята казачата.
Любим вместе мы играть
И под музыку плясать.
Дети исполняют парный танец: «Кубанская плясовая»
Ведущий:Скажите, кто для казака был первым помощником и в военном деле, и в поле? ( ответы детей) Да. Конечно – же конь! Если в бою казак был ранен и падал, то конь всегда останавливался, подходил к нему, трогал его лицо губами, даже если не получал команды от хозяина, опускался рядом, чтобы раненый мог забраться на него хотя бы поперёк седла. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели. Поэтому к лошадям у казаков было особое отношение. Как в народе говорили о коне?
1 –й : Казак без коня сирота.
2 -й: Казак коня кохает (любит), а конь в бою и в поле помогает.
Ведущий: А вы к своим коням как относитесь? Кормить не забываете? Что – то они у вас очень худые?
3.Эстафета «Накорми коня»
Капитаны команд берут «коня» и пустое ведро. Встают напротив остальных участников на определённом расстоянии. Первые участники команд накладывают из рядом стоящих с ними корзин «зерно» (малые мячи) в маленькое ведёрко и бегут к капитанам. Добежав, они высыпают «зерно» в ведро капитана, возвращаются назад и передают ведёрко следующему игроку. Побеждает та команда, которая принесёт больше«корма» (мячей) для своего коня.
Ведущий: «Мой дом, моя крепость» казаки с полным основанием могли подписаться под каждым словом этой поговорки. Обживая земли, они строили себе дома. Называли их «хатой», «мазанкой» или « курнем». Курень - жилище казака, которое представляло собой и место обитания, и оборонное сооружение.
А сейчас приглашаю поиграть наших девочек. Они вырастут славными казачками! Кубанские казачки - добрые хозяюшки; хранительницы домашнего очага. Наша игра называется «Курень», что означает - дом, очаг, место, где можно укрыться и обогреться.
4.Эстафета «Курень»
По четырём сторонам зала устанавливают 4 стула., на которых лежат расписные платки. Девочки, по 4 человека, образуют круги вокруг стульчиков. Под веселую казачью музыку участницы пляшут, врассыпную , по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульчикам, берут платок и натягивают его над своими головами. Платок символизирует покров, крышу над головой.
Ведущий:Казаки и казачки были очень хорошими хозяевами. Всё у них было во дворе. Живности всякой! Ведь без этого не прожить! Послушайте рассказ о казаке, который очень любил спать, но кто – то ему мешал спать.
Дети исполняют инсценировку песни «Сон казака».
Сл. С.Юдиной Муз. Народная
- Жил казак один у нас
Парень просто высший класс.
Но любил он очень спать,
Лёг он как то на кровать.
2. Кто же раньше всех встаёт,
Песни звонкие поёт,
Спать мешает казаку,
И кричит ку – ка – ре – ку.
3. Все коровы во дворе,
Размычались на заре,
Не понятно не кому,
Почему му – му – му – му.
4. Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать,
Утка уточек не зря
Учит крякать кря – кря – кря.
5. Недоело казаку
Кря – кря – кря с ку – ка – ре – ку,
_ Я не лягу больше спать,
Буду с вами танцевать.
Ведущий: Вот такие смешные истории случались у казаков!
Следующая игра называется «Кубанка». Выходите поиграть все желающие!
5.Эстафета «Успей надеть кубанку»
Дети становятся в хоровод, надевают свои шапки – кубанки через одного человека.
Под музыку передают шапку своему соседу. Музыка остановилась - игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове кубанка, в которой лихо пляшут в кругу.
Ведущий: Да, кубанка всегда была главным головным убором казаков. Кто скажет, какое ещё есть название у кубанки?
Дети: Папаха. Кубанка – низкая (укороченная) папаха. Она символизирует честь и достоинство казака. Предмет казачьей гордости. Носить папаху – это честь, которую надо заслужить.
Ведущий: Тень – тень по-те-тень, выше города плетень! Проверим, как наши казаки умеют быстро сплести ограждение для своего куреня.
6. Игра «Плетень».
Две группы детей становятся в шеренгу друг против друга, взявшись за руки крест - накрест. Под музыку попеременно подходят друг к другу и кланяются. Отходят спиной на своё место. Со сменой музыки пляшут в разных местах комнаты, используя знакомые танцевальные движения. С окончанием музыки все бегут на свои места и строятся в шеренги. Выигрывают те, которые построились первыми.
Ведущий: Где казачья песня ведётся, там весело живётся. Выходите казачки, спойте нам песню. Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать.
Девочка: Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоёт,
Удивит любой народ.
Ансамбль девочек исполняет песню « У Кубани - матушки реки». Сл. и Муз. Народные.
- У Кубани - матушки реки,
Собрались кубански казаки.
Ой – да – да, ой – да –да,
У Кубань реки.
Ой – да –да, ой –да –да,
Наши казаки.
2. Вороные кони копытами бьют,
Наши казаченьки весело поют,
Ой – да – да ,ой – да –да,
Копытами бьют
Ой – да – да, ой – да – да,
Весело поют.
3. Песню про Отчизну, про родимый край,
Про высокий в поле урожай.
Ой- да – да, ой – да – да ,
Про родимый край,
Ой- да – да, ой- да – да,
В поле урожай.
4. У Кубани, матушки - реки,
Собрались кубански казаки.
Ой – да – да , ой – да – да.
У Кубань реки.
Ой да – да, ой да – да,
Наши казаки.
Ведущий:
Казаки всегда храбрые, сильные, ловкие, преданные своему Отечеству. Готовые в любую минуту защитить свою Родину. На Кубани сложено много сказаний, песен, стихов о доблести воинов- казаков. Послушайте стихотворение, которое называется.
Кто такие казаки.
Средь донских степных полей
И Кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почёт
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несёт.
Честью с детства дорожат
Любят холить жеребят
Из лозы корзины вьют
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Ведущий: Есть и пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.
- Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдёт.
- Один в поле воин, если он по - казачьи скроен.
- Казачья смелость порушит любую крепость
Ведущий: Верно. Сегодня в наших состязаниях вам удалось подтвердить каждое слово ещё одной пословицы: «Доброе братство дороже всякого богатства». Только вместе, помогая друг другу, можно преодолеть все трудности и испытания, встречающиеся на пути, и сохранить славные традиции наших дедов и прадедов!
А пока вы проходили испытания, за вами наблюдали наши почётные гости - казаки из городского казачьего общества. Предоставляем им слово.
Казак: Спасибо вам за этот замечательный праздник. Я думаю, что вы, ребята, как настоящие казаки и казачки всегда будете любить и беречь родную землю, защищать свой народ, соблюдать обычаи и традиции, чтобы стать надёжной сменой славным кубанским казакам.
Ведущий:А в завершении нашего праздника мы исполним песню «Эх, казачата».
Мальчик: Казаком я смелым буду,
Шашку на ремне носить.
Мать родную не забуду,
Буду Родине служить.
Дайте лошадь мне гнедую,
Поскачу я по степи.
Песню нашу удалую
Запою, как казаки.
Дети исполняют песню «Эх, казачата! ».
Муз. О. Поляковой.
- Приуныли казаки, пыльная дорога.
Не ведет их дальний путь, не звенят клинки.
Позабыты дни былые, песни боевые,
Ратный дух угас, и вот приснули казаки.
Припев: Эх, казачата, ребята удалые,
Подхватите песню дедов и отцов.
Пусть они припомнят годы боевые,
Будут новые ряды славных казаков.
- И, пускай, пока немного велика папаха,
Но в седле казачьем старом я уже держусь.
Подрастают казачата, песня раздается.
Скажет атаман довольный: « Сменой я горжусь!»
- И опять казачья песня над рекою льется.
Заклубился дым на небе, вспыхнули костры.
Вам лихие казачата удаль остается,
Вместе с шапкой передали вам ее отцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения "Браво казаки, любо казаки".
На развлечении дети закрепляют полученные знания о традициях, обычаях, фольклоре казаков. В развлечение входят песни, пословицы, танцы, казачьи заповеди, казачьи игры....
Образовательная деятельность "Ой да непростая служба казака!"
Освещается культура, быт, служба и жизнь казаков....
Спортивное развлечение посвященное 23 февраля для старших и подготовительных групп «Казак без службы - не казак!»
Военно - патриотическое развлечение для детей дошкольного возраста....
Деловая игра для родителей "Казак без службы не казак"
Деловая игра одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Представляю деловую игру "Кузак без службы не казак"....
"Проводы казака на службу" (интегрированное занятие, приуроченное к 23 февраля).
Ознакомление детей с традициями и культурой родного края, ознакомление с обрядом проводов на военную службу....
методическая разработка "Казак без службы не казак!"
методическая разработка сценария развлечения к празднованию Дня защитника Отечества в старшей группе ДОУ...
"Казак без службы - не казак!"
23 февраля-праздник очень важный!День военных и солдат!День мужчин отважных!Пожелаем мы добра,Счастья и здоровья,Пусть спокойно спит страна,Мир у изголовья!Дружным, веселым совместным спортивным мероп...