“ Кызыклы китап”
методическая разработка (старшая группа)
Многофункциональное авторское дидактическое
учебно-игровое пособие для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_izo_igry_2.docx | 856.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
“ Кызыклы китап”
Многофункциональное авторское дидактическое
учебно-игровое пособие для детей дошкольного возраста.
Авторы-составители:
Корягина А.В.
Горина И.В.
Паспорт игрового дидактического пособия
«Кызыл китап».
Название пособия | «Кызыл китап». | |
Автор пособия | Корягина Анна Валерьевна и Горина Инна Владиславовна воспитатель первой квалификационной категории детского сада №4 | |
Описание пособия | Пособие представляет собой папку. В ней собраны материалы для игры по закреплению знаний о цветах их оттенках. Игры оформлены в конверты. В каждом конверте собраны иллюстрации по темам УМК “ Татарча сөйләшәбез” Данное пособие предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, на занятиях, в играх, режимных моментах. | |
Возрастная категория детей | 4-7 лет | |
Актуальность | С принятием закона «О государственных языках РТ и других языках РТ», и приказом Министерства образования и науки РТ N463 от 29.06.2001г. «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ», определивших татарский и русский язык как государственные, сформированы правовые основы для создания целостной системы обучения татарского языка в условиях новой языковой ситуации. Одна из актуальных проблем в системе образования- это вопрос об овладении вторым языком.Актуальность проблемы обучения татарскому языку в детском саду обусловлена практической потребностью. | |
Цель | Формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме. Формирование мотивации учения ребенка, активизация в речи слов обозначающих предмет, признак предмета и действие; способствовать умению составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. Закрепление пройденного материала на занятиях. Развитие интереса к татарскому языку, желание общаться. Использование татарского языка в режимных моментах. | |
Задачи | Обогащение и активизация словаря Формирование связной речи, умение отвечать на вопросы воспитателя, вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным собеседником. Закреплять умение подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим их обсуждением с воспитателем и сверстниками. Развитие диалогической и монологической речи. | |
Варианты игр | ||
Игра № 1 « Что растет на грядке?» « Бакчада нәрсә үсә?» | Цель: Закреплять названия овощей, умение отвечать на вопросы: «Бунәрсә?»,«Ничә?». Ход игры: 1 вариант. Дети и воспитатель за столом рассматривают картинки с изображением овощей. Педагог загадывает загадки об овощах:предлагает назвать овощи, на русском, а затем на татарском языках. 2 вариант. На столе перед детьми лежат картинки с изображением овощей. Педагог показывает картинки, задает вопрос «Что это?» «Бунәрсә?». Дети называют овощи. Воспитатель просит посчитать: «Сколько овощей?»,«Ничә?».Дети считают овощи и отвечают на вопросы на татарском языке. 3 вариант. Воспитатель дает задание детям: « Ребята посадите овощи на грядки, называя их на татарском языке». «Сажая овощи», дети закрепляют названия овощей на татарском языке. Ох, уж этот злющий лук! У морковки красный носик, Я длинный и зеленый, Грядку раскопай немножко,
| |
Игра № 2 « Большой-маленький» « Зур-кечкенә» | Цель: Закреплять умение детей назвать игрушки и их величину на татарском языке (зур, кечкенә) Ход игры: 1 вариант. Дети располагаются удобно на ковре. Воспитатель предлагает детям классифицировать картинки с изображением игрушек по величине. Затем педагог предлагает детям назвать игрушки и их величину на татарском языке. Дети подбирают картинки, сравнивая их по величине «Зур-кечкенә». 2 вариант. Дети самостоятельно называют величину предметов и игрушек на татарском языке “Зур- кечкенә”. | |
Игра № 3 «Өйдә кем яши?» «Кто в доме живет?» | Цель: Закреплять названия членов семьи, уметь отвечать на вопросы: - -Бу кем?, -Хәлләр ничек? Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть, показывает картинку с изображением домика: -Ребята посмотрите, кто живет в этом красивом доме? Показывает картинку и задает вопрос : - Бу кем? Дети перечисляют, кто живет в доме: -Әти, Воспитатель предлагает: -Давайте его позовем. - Әти, кил монда. Исәнме. Хәлләр ничек? Дети приглашают всех членов семьи. В начале игры воспитатель берет на себя роль членов семьи, в ходе игры можно предложить детям роли мамы,папы и т.д. | |
Игра № 4 «Кто что делает?» «Нәрсә эшли?» | Цель: Закреплять названия членов семьи их действий на татарском языке. Ход игры: 1 вариант. Воспитатель выставляет на коврографе с одной стороны картинки с изображением членов семьи,с другой карточки с изображением действий. Дети называют членов семьи и рассказывают кто что делает. Речевой образец: Бу эни – әни кул юа. Бу эти- эти йөклый 2.вариант. Дети сами выбирают карточки и составляют предложения. | |
Игра № 5 «Кто что любит?» «Кем нәрсә ярата?» | Цель: Закреплять названия членов семьи на татарском языке, умение отвечать на вопросы: «Бу кем?» , «Малай нәрсә ярата?» Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть детям карточки с изображением членов семьи и продуктов. Спрашивает: «Бу кем?», «Кто это?» Дети отвечают: Мальчик,малай Педагог: « Что любит мальчик? » -«Малай нәрсә ярата?» -Алма ярата | |
Игра № 6 «Угости друга?» «Сыйла?» | Цель: Закреплять названия продуктов на татарском языке, формировать умение поддержать диалог. Ход игры: 1 вариант. Воспитатель предлагает детям назвать продукты на татарском языке и угостить ими куклу. Речевой образец: Алсу, мәалмааша. Алсу, мә сөт эч. 2 вариант. «Мы в кафе» Педагог предлагает детям выбрать продукты, которые они любят , назвать их и угостить друг друга на татарском языке. | |
Игра № 7 « Грязное-чистое» «Чиста-пычрак» | Цель: Закреплять название игрушек на татарском языке и их степень загрязнения. «чиста-пычырак». Ход игры: 1 вариант. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением игрушек и назвать какие из них чистые, а какие грязные. Дети закрепляют слова «чиста-пычырак» и названия игрушек. 2 вариант. Ребята самостоятельно выбирают и назвают грязные и чистые игрушки на татарском языке. | |
Игра № 8 «Цвет-Төсләр» | Цель: закреплять названия цветов на татарском языке. Ход игры: Педагог обращает внимание детей на изображение шаров. Вместе с детьми вспоминает названия шести цветов на татарском языке. Указкой показывает эти цвета. Вызывает детей поочередно. Они выбирают соответствующие цвета и выкладывают их на фланелеграфе с помощью воспитателя. Остальные дети следят за выполнением задания и дают оценку. Когда задание выполнено , воспитатель предлагает послушать стихи о цветах. Красный - Кызыл Если красный помидор, то поспел он, ясно, Если красный светофор, то идти опасно, Ну, а если красный нос – значит на дворе мороз. Оранжевый - Кызгылт-сары Что за мяч оранжевый, весело наряженный? Мячик не резиновый, мячик апельсиновый Желтый - Сары Желтый лимон на цыпленка похож, Только вот ног у него не найдешь. Желтый цыпленок похож на лимон, Только растет не на дереве он. Зеленый - Яшел Вот кузнечик – Кузька – Зеленоепузико. Спинка, лапки, голова –Весь зеленый, как трава. Синий - Зәңгәр Слышал я, будто стащила синица В небе лоскутик синего ситца. Сшила синица из ситца косынку, Синими стали крылья и спинка. | |
Игра № 9 « Сколько-Ничә?» | Цель: Закреплять счет, название игрушек на татарском языке, умение отвечать на вопросы Бунәрсә?, Ничә?», Педагог вместе с детьми считает картинки с игрушками и спрашивает: Бунәрсә? Ход игры: Дети овечают: игрушки. Воспитатель приглашает одного ребенка посчитать количество игрушек. -«Сколько, ничә?». Ребенок отвечает на татарском языке, закрепляя счет и названия игрушек и предлагает своим друзям посчитать | |
Игра № 10 « Собери портфель» « Портфельне тутыр» | Цель: Закреплять названия школьных принадлежностей на татарском языке, умение отвечать на вопрос: Бунәрсә? Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки со школьными предметами и игрушками. Приглашает ребенка к столу. -Бунәрсә? - Бу дәфтәр. Это тетрадь. -Нужен этот предмет в школе? -Да. Далее педагог приглашает других детей. Ребята закрепляют названия школьных предметов и игрушек. | |
Игра №11 « Говорим по телефону», «Телефоннан сөиләшу?» | Цель: учить детей поддерживать диалог на татарском языке отвечать на вопросы Сез кем?, Хәлләрегез ничәк?, Өйдә кем бар?, Өйдә кем бар? Нәрсә белән?, Туп нинди? Ход игры: Участие принимают 2 ребенка, остальные дети внимательно слушают.Воспитатель предлагает детям использовать вежливые слова на татарском языке, учит поддерживать разговор. -Исәнмесез.( исәнмесез) -Сез кем? (Мин Даша) - Хәлләрегез ничәк? (Әйбәт, яхшы, рәхмәт) -Сезнең хәлләрегез ничәк? (Әйбәт, яхшы, рәхмәт) -Өйдә кем бар? (Өйдш әни... бар ) -Син нишлисең? Өйдә кем бар? (Мин алма ашыйм). -Нинди алма? ( Тәмле алма.) -Ә син нишлисең? (Мин уйныйм) -Нәрсә белән? ( Туп белән). -Туп нинди? -Туп матур, чиста, зур, кызыл. -Сау булыгыз.( сау булыгыз). Далее воспитатель приглашает другую пару детей. | |
Игра№12 « Командир» | Цель: Закреплять слова, обозначающие движения на татарском языке. ( Аша,эч,утыр, бас, сикер, уйна, йөгер, ю, йокла, ки, сал, чана шу, җырла, бие, китап укы, рәсем яса),умение действовать на сигнал воспитателя. Ход игры: . Педагог называет слова, обозначающие движения на татарском языке. ( Аша,эч,утыр, бас, сикер, уйна, йөгер, ю, йокла, ки, сал, чана шу, җырла, бие, китап укы, рәсем яса), а ребенок выполняет. Остальные дети проверяют правильно ли выполнена команда. Речевой образец: -Саша, утыр! (Саша утыра ) -Саша нишли? -Саша утыра. 2. вариант. Можно использовать пиктограммы для того, чтобы дети закрепляли слова. | |
Игра №13 « Посуда», «Савыт саба» | Цель: Закреплять название предметов посуды, умение детей поддерживать диалог, отвечая на вопросы: Нинди кашык?, Ничә кашык? Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе иллюстрации с изображением посуды и проговаривает названия на татарском языке. -Кашик ( тәлинкә, чынаяк) бир. -Нинди кашык ( тәлинкә, чыянак)? -Зур ( кечкенә, сары, яшел, кызыл, зәңгәр) кашык. -Ничә кашык ( тәлинкә, чыянак)? -( 1-10) кашык ( тәлинкә, чыянак). - Мә, ( 1-10) кашык ( тәлинкә, чыянак) | |
Игра №14 «Семья», «Гаилә» | Цель: Закреплять названия членов семьи на татарском языке и учить отвечать на вопрос «Кем юк?». Ход игры: Педагог располагает на коврографе картинки семьи. Предлагает детям назвать членов семьи на татарском языке и запомнить их. Затем просит детей закрыть глаза. В это время убирает одну картинку и спрашивает: «Кого нет?», «Кем юк?» Дети угадывают. Далее прячет картинку тот ребенок кто первый назовет какой картинки не хватает. Воспитатель следит за выполнением правил игр. | |
Игра №15 », «Мебель», «Әй җиһазлары» | Цель: Закреплять названия предметов мебели на татарском языке, умение отвечать на вопросы: Нәрсә кирәк?, Нинди карават? Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе иллюстрации с изображением мебели. Речевой образец: -Нәрсә кирәк? . -Карават, ( өстәл, урындык). -Нинди карават? -Зур ( кечкенә, сары, яшел, кызыл, зәңгәр) карават. - Мә, зур карават. -Рәхмәт. | |
Игра№16 «Одень куклу», «Курчакны киендер» | Цель: Закрепить названия цветов, умение поддерживать диалог на татарском языке. Ход игры: У детей бумажные фигурки мальчика и девочки. У воспитателя одежда для бумажных кукол. Педагог повторяет цвет и название одежды на татарском языке.Дети просят у воспитателя одежду для куклы . Речевой образец: Оля: Сары күлмәк бир . Воспитатель: Мә, сары күлмәк. Оля: Рәхмәт. Коля: Зәңгәр чалбар бир. Воспитатель: Мә, зәңгәр чалбар. Коля: Рәхмәт. Дети могут самостоятельно поиграть предлагая друг другу одежду для куклы. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кызыклы очрашу
Татар халык авыз иҗатын кулланып, балаларның сөйләм телен баету; төрле хәрәкәтләр ясап, балаларның кул-бармак хәрәкәтләрен үстерү. Эндәшләр, әйтенүләр өйрәнүне дәвам итү....
Кызыклы математика
Мәктәпкә әзерлек төркемеИң гади математик күзаллаулар формалаштыру проектыПроектның дәвамлыгы 1 атна (3-9 сентябрь)Танып белү, күзаллау киңәйтү пр...
«Кызыклы китап» Многофункциональное авторское дидактическое учебно-игровое пособие по УМК Говорим по-татарски - Татарча сөйлəшəбез для детей 5 -6 лет.
Это самодельная бумажная книга с кармашками, коробочками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собран материал по УМК Говор...
Авторское дидактическое пособие "Кызыклы китап"
Авторское дидактическое игровое пособие "Кызыклы китап"...
Кызыклы китап - авторское дидактическое пособие
Пособие представляет собой Лэпбук (lapbook, т.е.теметическую папку), – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подви...
Многофункциональное авторское дидактическое учебно-игровое пособие для детей 5-6 лет. "Кызыклы китап"
quot;Кызыклы китап"...
Лепбук "Кызыклы китап"
Пособие состоит из плотной папки и множества в нем кармашков, коробочек и атрибутов в которых находиться дидактические игры, словесные игры, настольный театр. Пособие предназначено для индивидуальной ...