Конспект ООД «Мой родной край»
план-конспект занятия (старшая группа)

Уточнить и расширить представления детей о родном крае, его природном богатстве, быте и культуре людей живущих в Башкортостане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_v_starshey_gruppe_moya_rodina.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад с. Старые Туймазы муниципального района

 Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

Раздел «Ознакомление с социальным окружением»

Тематическое занятие: «Мой родной край»

Возрастная группа: старшая

Выполнила:

                  Воспитатель:

Куламбетова Эльвира Гатуфовна

с.Старые Туймазы 2019г

Задачи: 

Образовательные:  Уточнить и расширить представления детей о родном крае, его природном богатстве, быте и культуре людей живущих в Башкортостане. Продолжать формировать представление о современной символике Республики Башкортостан, отражении в ней традиций башкирского народа.

Развивающие:  Развивать познавательную активность детей. Развивать память, внимание, сообразительность, находчивость. Совершенствовать грамматически правильную речь детей, умение четко выражать свои мысли.

Воспитательные:  Воспитывать любовь к Родине, родному городу. Воспитывать любознательность, умение слушать ответы товарищей, формировать навык самоконтроля и самооценки, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

Средства реализации:   Презентация «Мой край родной – Башкортостан» , гимн (аудизапись), политическая карта  России, сундучок с замком, письмо,. иллюстрации музыкальных инструментов, различных блюд, тарелка с баурсаком.

Методические приёмы:  Словесные, наглядные, игровые, практические

Предварительная работа: чтение башкирских сказок и легенд, рассматривание национальной одежды, знакомство с национальной кухней, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Башкортостане. Слушание народной музыки.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие»,  «речевое развитие», «художественно-эстетическое», «физическое развитие»

Ход ООД

Организационный момент.

В: Здравствуй, солнце золотое,

-Здравствуй, небо голубое,

-Здравствуй, вольный ветерок,

-Здравствуй, маленький дубок.

 Мы живём в родном краю, всех я вас приветствую!  

В: Дети, что для вас означают эти слова «родной край».

Д: Место где мы родились, где живут наши родители, друзья.

В: Дети, а в каком родном краю мы живем, в какой республике?

Д: Мы живем в республике Башкортостан

В: Посмотрите на нашу республику. Она находится почти в центре нашей большой России. Ребята, а вы знаете, что нашей республике Башкортостан исполняется сто лет! Дата основания Башкирской АССР — 23 марта 1919 года. 

В: А сейчас мы поздороваемся  с нашими пальчиками по башкирски:

Был бармак- олатай                  этот пальчик -дедушка

Был бармак- өлөсәй                  этот пальчик - бабушка

Был бармак - атай                     этот пальчик -папочка

Был бармак - әсәй                     этот пальчик- мамочка

Был бармак – бәләкәй              этот пальчик – наш малыш

Уның исеме- бәпәс.                  А зовут его крепыш

Раздается стук в дверь, сотрудник детского сада вносит сундучок, украшенный башкирским орнаментом, и сообщает , что его передала нам бабушка Загира.

В:. Передайте бабушке Загире спасибо от нас.(сотрудник уходит).Дети, вы помните, как мы были в гостях у бабушки Загиры?

Д: Да.

В: А вот и записка от бабушки (читает): Дети. чтобы узнать, что находится в сундучке, нужно открыть замочек .Для этого вам нужен код. В конце каждого задания. которые я передала воспитателю. вы найдете цифру от кода. Я хочу узнать, хорошо ли вы знаете свой родной край?

В: Дети, хотите узнать, что находится в сундучке? Вы согласны выполнить задания от бабушки и найти код?

Д: Да.

В: Дети, занимайте, тогда свои места. Мы начинаем поиски кода. И мы будем выполнять задания на тему : «Мой край родной – Башкортостан»

Вначале проведем разминку. Назовите столицу республики Башкортостан?

Д: Столица нашей республики город Уфа

В: Как называется село, в котором мы живем?

Д: Село, в котором мы живем – Старые Туймазы.

В: В каком районе находится наше село?

Д: В Туймазинском районе

В: Молодцы справились с разминкой

Основная часть.

В: Первое задание «Символика» (слайд № 1,) Дети, что вы видите на экране? 

Д: герб Башкортостана

В:А кто изображен на фоне восходящего солнца? 

Д: Салават Юлаев

В:А кто же он – Салават Юлаев? 

Д: башкирский национальный герой, воин, поэт.

В: На краю герба расположен национальный узор. А ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета государственного флага с надписью «Башкортостан». Посмотрите на флаг Республики Башкортостан (слайд № 2). Он состоит из трех цветов. Давайте все вместе назовем эти цвета. 

Д: Синий, белый, зеленый.

В: Что обозначают эти цвета?

Д: Синий – безоблачное чистое небо, зеленый – цвет жизни, белый – чистота души народа.

В: Дети, а как вы думаете, почему именно цветок курая изображен на флаге?

Д:: Курай – это национальный инструмент башкир. Народы Башкортостана с давних пор играют на нем, передавая в игре свое настроение, переживание, радость.

В: Цветок курая  состоит из семи лепестков. Соцветие курая олицетворяет единство народов Республики, а лепестки соответствуют числу исторических родов проживающих на территории Башкортостана. Золотой цвет кольца и цветка символизирует изобилие, богатство.

В: Какой еще символ Башкортостана вы знаете? 

Д: Гимн

В: Что такое гимн?

 Д: Торжественная песня

В:  Когда и где можно услышать гимн? 

Д: В торжественных случаях, приветствуя спортсменов.

В: Как слушают гимн ?

Д: Стоя

Прослушивание гимна.

В: Всем спасибо, садитесь.

Воспитатель: молодцы ребята, вы справились с первым заданием. А вот и первая цифра (цифра 5).,(слайд № 3)

В: Второе задание «Природа родного края» . Природа Башкирии необыкновенно красива: горы, равнины, степи, реки, озера (слайд №№ 4-9). В лесах нашей Республики водятся много животных. Какие животные водятся в лесах нашего края?

Д: Медведи, лисы, волки, рыси, бобры, лоси и др.

В: Башкортостан – зеленый край. Перед нами зеленые леса, мир природы. А для чего нам нужны леса?

Д: Для животных, для чистоты воздуха.

В: Давайте вспомним, какие деревья растут в наших лесах.

Д: Береза, тополь, дуб, ель, сосна, пихта, рябина, липа.

В: Что еще растет в Башкортостане?

Д: В Башкортостане растут лекарственные травы.

В: Какие мы знаем, кто перечислит?

Д: Мать-и-мачеха, подорожник, душица, матрешка, календула (ноготки в народе), тысячелистник.

В: Дети, кто знает, чем богата наша республика?

Д: В Башкортостане добывают нефть, уголь, железо, медь, в городах много фабрик, заводов, где выпускают различную продукцию.

В: Дети, а чем еще славится наша республика ?

Д: Наша республика славится медом.

В: Посмотрите на экран, что изображено? (слайд № 10)

Д: На экране изображено бортничество. Добыча дикого лесного меда.

В: И с этим заданием вы справились, получаете вторую цифру от кода (цифра 5). (слайд 11) 

В: А сейчас мы отдохнем и поиграем в башкирскую народную игру «Улетели- улетели»

(Дети, взявшись за руки, образуют круг. Один из ребят становится в центре круга. Он называет различные предметы, способные и неспособные летать, преднамеренно путая их, и поднимает руки вверх со словами: «Улетели, улетели». Стоящие в кругу должны за ним поднимать руки только тогда, когда названо лишь то, что летает, а при назывании нелетающих предметов садятся на корточки.)

Улетели, улетели, журавли улетели!

Улетели, улетели, воробьи улетели!

Улетели, улетели, мотыги улетели!

Улетели, улетели, вороны улетели!

Улетели, улетели, серьги улетели!

В: Следующий задание «Музыкальные инструменты». Среди всех музыкальных инструментов вы должны  найти картинки с башкирскими народными инструментами, повесить на мольберт и назвать их.

Д: курай, кубыз, домбра, гармошка

В: Молодцы, задание выполнили, открываем третью цифру (цифра 5), (слайд 12)

В: Четвертое задание «Башкирские национальные блюда». Наш край славится национальными блюдами. Вам нужно найти картинки,  повесить на мольберт и назвать национальные башкирские блюда.

Д:  баурсак, эчпочмак, бишбармак, урама.

В: И с этим заданием справились на отлично, вы получаете последнюю цифру от кода! (цифра 5) (слайд №13)

Итог. Дети встают из-за столов и подходят к воспитателю.

В: Дети, чем мы с вами сегодня занимались?

Д: Выполняли задания бабушки Загиры и искали код.

В: Дети,  вспомним,  о чем были задания?

Д: О Родине ,о символике, родном селе и т.д.

В: О какой символике вы можете сказать?

Д: Герб, Гимн, Флаг.

В:Что еще нового вы узнали о нашей республике? 

Ответы детей.

В: Значит вы сегодня на занятии были внимательными, послушными,  активными. И вас ждет сюрприз от бабушки Загиры. Напомните мне, пожалуйста, код от замка.

Д: 5555

В конце занятия воспитатель набирает код , открывает сундучок  и приглашает детей отведать гостинец от бабушки – баурсак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Знатоки родного края"

Предлагаю конспект ООД  для подготовительной группы. Цели:  воспитывать чувство гордости за свой родной край,  желание сохранить город чистым и красивым, формировать четк...

Конспект викторины «Знатоки родного края»

Уточнить и закрепить знания детей о родном крае. Воспитывать чувство любви к нашему краю, гордость за свой поселок. Подвести к пониманию того, что история родного поселка непрерывно связана с ис...

Конспект занятия "Деревья родного края".

Формирование первоначальных патриотическия чувств. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, развивать связную речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе....

Конспект занятия "Природа родного края"

Конспект разработан для подготовительной группы....

Конспект НОД "Мой родной край".

Коеспект НОД по окружающему миру для старшей-подготовительной группы....

Конспект занятия "Природа родного края"

Конспект занятия по теме "Природа родного края. Обобщающее занятие о растительном и животном мире Рязанского края....