Статья. Экскурсия в музей, как средство развития познавательной деятельности.
статья (подготовительная группа)

В данной статье представлен опыт работы по организации и проведению экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kutah.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в музей, как средство развития познавательной деятельности

Без памяти – нет традиций,

Без традиций – нет культуры,

Без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности,

Без духовности – нет личности,

Без личности – нет народа как исторической личности.

(Академик РАО Г. Н. Волков)

Свою известность и славу Санкт-Петербург получил по ряду многих причин, и одна из них – многочисленные музеи. Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни был в том или ином музее. А что же такое музей и для чего он нужен?

Музей – это дом, кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Музей способствует формированию образовательной и познавательной потребностей личности.  Он способен обогатить ребёнка впечатлениями подчас совершенно новыми, от незнакомых предметов, которые он никогда не видел, да и не мог встретить в привычной, бытовой обстановке. 

Кто-то из взрослых может подумать, что посещение музеев дошкольнику рано и скучно.  Что же надо сделать для того, чтобы посещение музеев приносили детям радость и желание возвращаться вновь и вновь.

Современные музеи предлагают очень много разнообразных и захватывающих, игровых экскурсий, увлекательных программ и мастер-классов, рассчитанные на определённый возраст и интерес ребёнка.  Важно выбрать из них тот музей, который будет интересен и понятен дошкольнику. Необходимо подобрать тему, экскурсию с интерактивным показом и мастер-классом и заранее подготовить детей к посещению музея.  

Посещение музея группой дошкольников происходит в сопровождении экскурсовода и воспитателя. Дети заранее знакомы с едиными правилами поведения в музее.

Единственной проблемой является транспортировка детей к музею. Поэтому экскурсии планирую в выходные дни, когда у родителей есть возможность подвести ребёнка к музею и забрать их после окончания мероприятия.

На сегодняшний день в моей группе сложился определённый опыт работы. Он включает в себя несколько этапов.

  • Подготовка детей в детском саду к посещению музея.  

Сначала выбираю тему, интересную детям, рассказываю, читаю художественную литературу, показываю иллюстрации. По мере необходимости использую различные игры, игры-беседы. Создав у детей определённые представления, перехожу к диалогу с ними. Это позволяет дошкольникам впоследствии легко непринуждённо общаться с экскурсоводом, отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

  • Экскурсия в музей.

Работающие с детьми экскурсоводы вводят их в экспозицию и предлагают на экскурсии экспонаты (копии, дубликаты), которые ребёнок может взять в руки.

Очень часто музейная информация представлена  в игровой форме. Именно в игре они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленно манипулирования с предметами; пробуждается творческое начало, развивается воображение.

В экскурсионной работе с детьми экскурсовод использует вопросно-ответный метод. Это обусловлено тем, что дети этого возраста особенно расположены к общению. Для удобства общения используем бейджики с крупно написанными на них именами детей.

  • Работа с детьми в детском саду по закреплению музейных впечатлениях.

Самый эффективный способ закрепления полученных в музее знаний  и впечатлений является выполнение детьми творческого задания  в свободное время.

Работа на протяжении многих лет показала, что привлечение детей старшего дошкольного возраста к музею целесообразна. У дошкольников повышается познавательная мотивация; воспитывается: потребность посещать музей; культура поведения в музее; эстетический вкус.

Многие выпускники продолжают с удовольствием присоединяться к экскурсиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Мини - музей как средство развития познавательной сферы дошкольников"

Мини - музей - это элемент развивающей среды ДОУ. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать...

МИНИ – МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мини – музей в ДОУ приобретает большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познавательным центром, результатом общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей....

Проект "Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников"

Проект "Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников"Мини-музеи в ДОУ приобретают большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познават...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств. За последние несколько десятилетий практик...