Проект "Создание мини-музея народной игрушки в младшей группе" с презентацией
проект (младшая группа)
Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 45.13 КБ |
n.r.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Создание мини-музея «Народная игрушка» для детей младшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А. Н. Леонтьев).
Проект разработан в соответствии с принципами ФГОС ДО. Направлен на решение одной из таких задач ФГОС, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Основанием для разработки и реализации проекта послужило развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Актуальность:
Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является мини-музей в детском саду. Мини-музей – одно из важных средств, формирующих вкус детей, приобщающих к истокам родной культуры. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Мини-музей ориентирован на развитие творческого взаимодействия детского сада с семьёй дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов); приобщение к музейному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях.
Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Проблема:
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Общие сведения о проекте:
Тип проекта: педагогический, познавательно - творческий
Место реализации МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2» г.Медвежьегорска.
По виду деятельности: Познавательно-творческий
По продолжительности долгосрочный (01.03.2019 – 30.05.2019г.)
По форме реализации: групповой.
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители,.
Возраст детей 3-4 года.
Цель проекта: приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги) к духовно- нравственным ценностям через совместную деятельность.
Задачи проекта:
• обогащать и расширять знания детей о родной культуре, через народную игрушку;
• познакомить детей с народными игрушками и материалом, из которых они выполнены;
• формировать и поддерживать интерес у всех участников проекта к родной культуре;
• вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми для обогащения их педагогического опыта;
• способствовать развитию партнерских отношений между детьми и родителями, коммуникативных качеств, созданию радостного эмоционального настроя, поощрять творческую инициативу;
• создать дополнительные условия для обогащения развивающей предметно - пространственной среды;
• воспитывать у детей духовно - нравственные качества, коммуникативные способности и трудолюбие в ходе коллективной деятельности.
Механизмы реализации проекта:
• совместная деятельность педагога с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, чтение художественной литературы);
• самостоятельная деятельность детей;
• взаимодействие педагога с родителями, родителей с детьми.
Продукты проекта:
• презентация итогов проекта для педагогов ДОУ и родителей воспитанников;
• выставка игрушек, сделанных руками детей и родителей;
• создание мини-музея народной игрушки в группе.
• создание картотек колыбельных песен и хороводных народных игр;
• оформление альбома с иллюстрациями «Русская народная кукла- игрушка»
• консультации «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольника».
Ожидаемый результат:
• побуждение интереса детей к родной культуре через знакомство с народной игрушкой, развивать эстетический вкус;
• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;
• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);
• повышения уровня творческой активности;
• продолжение формирования умения рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук;
• формирование мотивации у родителей к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ;
• использование современных образовательных технологий, направленных на развитие дошкольников;
• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;
• создание дополнительных условий для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;
• повышение уровня организации взаимодействия с семьей.
Реализация проекта.
Содержание деятельности:
Месяц | Формы работы | ||
| Работа воспитателя | с детьми | с родителями |
I этап – подготовительный, сроки реализации март 2019 года | Подбор литературы. Организация РППС в группе • настольные и дидактические игры: «Чудес- ный мешочек», «Найди части картинок», «Наряди матрешку», разрезные картинки «Народные игрушки» • подбор русских народных сказок; • подбор природного и бросового материала; • красочные иллюстрации «Народные игрушки». • Хороводные игры, песенки - Разработка конспектов, картотек народ- ных игр, пособий; - Подбор иллюстраций о жизни детей в прошлом: занятий, играх, игрушках, которыми играли; • Подбор сказок, потешек, небылиц. | показ презентации «Игрушки наших дедушек и бабушек»; Посещение карельской горницы в городском музее; беседа «Моя любимая игрушка»; | • знакомство родителей с проектом; • беседа с родителями о целях и задачах проекта; • совместная разработка плана реализации проекта; • размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Пчёлки»: «Нравственное воспитание через народную куклу», «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей», «Как выбрать игрушку ребенку?», «Народная игрушка - что это такое?» |
II этап - основной – практичес-кий, сроки реализации апрель 2019 г. | • пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, хороводными играми; • пополнение книжного центра – новыми детскими книгами с народными сказками- мультфильмами, музыкой, иллюстрированными картинками; • пополнение центра искусств дымковскими и филимоновскими игрушками | Игровая деятельность пальчиковая игра «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Матрёшки»; игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д. • хороводные игры; • подвижная игра «Раздувайся пузырь»,«Золотые ворота», «Гори, гори ясно…», «Жмурки с колокольчиком», «Колечко», «Гуси, гуси», «Котя, котенька, коток»; Изобразительная деятельность • лепка: «Неваляшка» в стиле дымковской игрушки; •рисование: «Коняшка», «Узоры на тарелочке»; •аппликация: «Петушок», «Матрешка» Познавательно – исследовательская деятельность • исследование свойств природного материала (глина); Коммуникативная деятельность • беседа: «Народные игрушки», «Из чего сделаны игрушки», о музыкальных игрушках: дудочка, свистулька, деревянная ложка, погремушка. • разучивание потешек: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Наши уточки с утра», «Гуси-гуси га-га-га». • чтение народных сказок, заучивание небылиц. | консультации индивидуальные и групповые «Влияние народной куклы – игрушки на развитие детей», памятка для родителей: «Польза традиционной игрушки!»; беседы с родителями «Для чего нужны игрушки наших предков?»; папка – передвижка «История народной игрушки»; день открытых дверей |
III этап - заключительный, срок реализации - май 2019 года | презентация итогов проекта на педсовете; размещение результатов реализации проекта на сайте группы «Пчёлки»; Развлечение «Ярмарка народных промыслов» | • беседа «Музыкальные игрушки»; • повторение потешек: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Наши уточки с утра», «Гуси-гуси га-га-га». • чтение народных сказок, заучивание небылиц. Игровая деятельность • пальчиковые игры; • игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д. Двигательная деятельность • хороводные игры; • подвижные игры;
| оформление мини-музея «Народная игрушка»; Участие в развлечении «Ярмарка народных промыслов» |
Результатом реализации проекта стали:
• появился интерес у детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой;
• увеличился словарный запас детей младшего дошкольного возраста;
• увеличилась речевая активность детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
• повысился уровень творческой активности;
• повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;
• были созданы дополнительные условия для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;
Учебно-методические материалы:
1. Бударина Т. А., Макреева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство – Пресс, 2010
2. Греков А. «Музей игрушки и его основатель»
3. ЗиминаЗ. И. ,Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. –
4. 2. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2009.
5. Комарова Т. С. «Народное творчество в воспитании детей»
6. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку»
7. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009
8. Рыжова Н, Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
9. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. «Знакомство дошкольников с народной культурой»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.
Проблема Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
I этап – подготовительный, сроки реализации март 2019 года
Знакомство с игрушками прошлого и народными играми
Посещение карельской горницы в городском музее
II этап - основной – практический, сроки реализации апрель 2019г.
Групповая выставка работы родителей
III этап - заключительный, срок реализации - май 2019 г.
Развлечение с детьми «Ярмарка народных промыслов»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы мини – музея «Русская народная игрушка»
В плане указаны темы по которым ведётся работа в музее. Описана работа с детьми и родителями....
Презентация проекта «Использование мини-музея русско- народной игрушки в организации образовательной деятельности с детьми"
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на м...
Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"
Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка, ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...
Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...
Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"
Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»
Познавательно-творческий проект Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...