Проект "Создание мини-музея народной игрушки в младшей группе" с презентацией
проект (младшая группа)

Тихонова Надежда Викторовна

Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx45.13 КБ
Файл n.r.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Проект «Создание мини-музея «Народная игрушка» для детей младшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А. Н. Леонтьев).

Проект разработан в соответствии с принципами ФГОС ДО. Направлен на решение одной из таких задач ФГОС, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Основанием для разработки и реализации проекта послужило развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Актуальность:

Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является мини-музей в детском саду. Мини-музей – одно из важных средств, формирующих вкус детей, приобщающих к истокам родной культуры. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Мини-музей ориентирован на развитие творческого взаимодействия детского сада с семьёй дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов); приобщение к музейному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Проблема:

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Общие сведения о проекте:

Тип проекта: педагогический, познавательно - творческий

Место реализации МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2» г.Медвежьегорска.

По виду деятельности: Познавательно-творческий

По продолжительности долгосрочный (01.03.2019 – 30.05.2019г.)

По форме реализации: групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители,.

Возраст детей 3-4 года.

Цель проекта: приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги) к духовно- нравственным ценностям через совместную деятельность.

Задачи проекта:

• обогащать и расширять знания детей о родной культуре, через народную игрушку;

• познакомить детей с народными игрушками и материалом, из которых они выполнены;

• формировать и поддерживать интерес у всех участников проекта к родной культуре;

• вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми для обогащения их педагогического опыта;

• способствовать развитию партнерских отношений между детьми и родителями, коммуникативных качеств, созданию радостного эмоционального настроя, поощрять творческую инициативу;

• создать дополнительные условия для обогащения развивающей предметно - пространственной среды;

• воспитывать у детей духовно - нравственные качества, коммуникативные способности и трудолюбие в ходе коллективной деятельности.

Механизмы реализации проекта:

• совместная деятельность педагога с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, чтение художественной литературы);

• самостоятельная деятельность детей;

• взаимодействие педагога с родителями, родителей с детьми.

Продукты проекта:

• презентация итогов проекта для педагогов ДОУ и родителей воспитанников;

• выставка игрушек, сделанных руками детей и родителей;

• создание мини-музея народной игрушки в группе.

• создание картотек колыбельных песен и хороводных народных игр;

• оформление альбома с иллюстрациями «Русская народная кукла- игрушка»

• консультации  «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольника».

Ожидаемый результат:

• побуждение интереса детей к родной культуре через знакомство с народной игрушкой, развивать эстетический вкус;

• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;

• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);

• повышения уровня творческой активности;

• продолжение формирования умения рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук;

• формирование мотивации  у родителей к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ;

• использование современных образовательных технологий, направленных на развитие дошкольников;

• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• создание дополнительных условий для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

• повышение уровня организации взаимодействия с семьей.


Реализация проекта.

Содержание деятельности:

Месяц

Формы работы

 

Работа воспитателя

с детьми

с родителями

I этап – подготовительный, сроки реализации март 2019 года 

Подбор литературы.

Организация РППС в группе

• настольные и дидактические игры: «Чудес-

ный мешочек»,

 «Найди части картинок», 

«Наряди матрешку», разрезные картинки «Народные игрушки»

• подбор русских народных сказок;

• подбор природного и бросового материала;

• красочные иллюстрации «Народные игрушки».

• Хороводные игры, песенки

- Разработка конспектов, картотек народ-

ных игр, пособий;

- Подбор иллюстраций о жизни детей в прошлом: занятий, играх, игрушках, которыми играли;

• Подбор сказок, потешек, небылиц.

показ презентации

«Игрушки наших дедушек и бабушек»;

Посещение  карельской горницы  в городском музее;

беседа «Моя любимая игрушка»;

• знакомство родителей с проектом;

• беседа с родителями о целях и задачах проекта;

• совместная разработка плана реализации проекта;

• размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Пчёлки»: «Нравственное воспитание через народную куклу», «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей», «Как выбрать игрушку ребенку?», «Народная игрушка - что это такое?»

II этап - основной – практичес-кий, сроки реализации апрель  2019 г.

• пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, хороводными играми;

• пополнение книжного центра – новыми детскими книгами с народными сказками- мультфильмами, музыкой, иллюстрированными картинками;

• пополнение центра искусств дымковскими и филимоновскими игрушками

Игровая деятельность

пальчиковая игра «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Матрёшки»;

 игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д.

• хороводные игры;

• подвижная игра «Раздувайся пузырь»,«Золотые ворота», «Гори, гори ясно…», «Жмурки с колокольчиком», «Колечко», «Гуси, гуси», «Котя, котенька, коток»;

Изобразительная деятельность

• лепка: «Неваляшка» в стиле дымковской игрушки;

•рисование: «Коняшка», 

«Узоры на тарелочке»;

•аппликация: «Петушок»,

 «Матрешка»

Познавательно – исследовательская деятельность

• исследование свойств природного материала (глина);

Коммуникативная деятельность

• беседа: «Народные игрушки», «Из чего сделаны игрушки», о музыкальных игрушках: дудочка, свистулька, деревянная ложка, погремушка.

• разучивание потешек: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Наши уточки с утра», «Гуси-гуси га-га-га».

• чтение народных сказок, заучивание небылиц.

консультации индивидуальные и групповые «Влияние народной куклы – игрушки на развитие детей»,

памятка для родителей: «Польза традиционной игрушки!»;

беседы с родителями «Для чего нужны игрушки наших предков?»;

папка – передвижка «История народной игрушки»;

день открытых дверей

III этап - заключительный, срок  реализации - май 2019  года

презентация итогов проекта на педсовете;

размещение результатов реализации проекта на сайте группы

 «Пчёлки»;

Развлечение

«Ярмарка народных промыслов»

• беседа «Музыкальные игрушки»;

• повторение потешек: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Наши уточки с утра», «Гуси-гуси га-га-га».

• чтение народных сказок, заучивание небылиц.

Игровая деятельность

• пальчиковые игры;

• игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д.

Двигательная деятельность

• хороводные игры;

• подвижные игры;

  • Участие в развлечении «Ярмарка народных промыслов»

оформление мини-музея «Народная игрушка»;

Участие в развлечении «Ярмарка народных промыслов»


 

Результатом реализации проекта стали:

• появился интерес у детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой;

• увеличился словарный запас детей младшего дошкольного возраста;

• увеличилась речевая активность детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

• повысился уровень творческой активности;

• повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• были созданы дополнительные условия для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

Учебно-методические материалы:

1. Бударина Т. А., Макреева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство – Пресс, 2010

2. Греков А. «Музей игрушки и его основатель»

3. ЗиминаЗ. И. ,Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. –

4. 2. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2009.

5. Комарова Т. С. «Народное творчество в воспитании детей»

6. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку»

7. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

8. Рыжова Н, Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

9. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. «Знакомство дошкольников с народной культурой»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 г. Медвежьегорска» Проект «Создание мини-музея «Народная игрушка» для детей младшего дошкольного возраста» Воспитатель: Тихонова Н.В

Слайд 2

Актуальность Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.

Слайд 3

Проблема Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Слайд 4

I этап – подготовительный, сроки реализации март 2019 года

Слайд 5

Знакомство с игрушками прошлого и народными играми

Слайд 6

Посещение карельской горницы в городском музее

Слайд 7

II этап - основной – практический, сроки реализации апрель 2019г.

Слайд 8

Групповая выставка работы родителей

Слайд 9

III этап - заключительный, срок реализации - май 2019 г.

Слайд 10

Развлечение с детьми «Ярмарка народных промыслов»

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы мини – музея «Русская народная игрушка»

В плане указаны темы по которым ведётся работа в музее. Описана работа с детьми и родителями....

Презентация проекта «Использование мини-музея русско- народной игрушки в организации образовательной деятельности с детьми"

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на м...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...

Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"

Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

Познавательно-творческий проект  Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...