Легенды о хакасских народных инструментах.
консультация
Легенды о хакасских народных инструментах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legendy_o_hakasskih_narodnyh_instrumentah.doc | 428.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арчимаева Мария Сергеевна, ст.преп.кафедры поликультурного образования,кпн., Почетный работник общего образования РФ,
заслуженный деятель науки РХ
Хакасские народные инструменты
XОМЫС .Корпус хомыса имеет форму ковша и плавно переходит в гриф с 19-ю ладами,
струнный щипковый инструмент, имеет две или три струны. Две струны изготавливают из капроновой лески. Изготавливается из сосны, березы, ели или кедра, обтягивается кожей диких животных. Струны в основном применялись жильные, о чем свидетельствует древний хомыс, сохранившийся в Минусинском музее им. Мартьянова.
1.Легенда о Хомысе
. По легенде, хомыс был воссоздан людьми по отпечатку на скале, оставленному прекрасной девой Алтын Ай, а прекрасной деве хомыс сделал по просьбе отца девы Таг ээзb – крестный отец девы. Когда она играла на хомысе-эти чудные звуки услышали два богатыря и решили они украсть деву. Убегая от них, она не заметила как оказалась, внутри скалы, а инструмент остался наружу.
ЫЫX
традиционный струнный смычковый инструмент. Имеет две или три струны, смычок - чаачах. Струны изготавливаются из некрученых конских волос. Смычок имеет дугообразную форму, на него также натягиваются конские волосы. Ыых является как сольным, так и ансамблевым инструментом.
2.Легенда о происхождении ыых.
Хан Древней Хакасии Ай Мирген своей дочери Алып Хыс на 18-летие подарил коня – по кличке Быстрая Стрела. Она никогда не расставалась со своим другом. Когда она садилась на своего коня, летела по широким степям родной Хакасии, только ветер звенел в ушах – Ы-Ы-Х. Пришло время выходить замуж Алып Хысу. Сосватал ее Албынxы и увез ее с другом Быстрой Стрелой в Таежные Дали. Заскучал друг Алып Хыса Быстрая Стрела в стойле без широких, просторных степей, где разгуляться в тайге. Увидев это, Алып Хыс решила отпустить Быструю Стрелу домой, и отпустила и сама заскучала по другу. Решила сделать вот такой инструмент и назвала ЫЫХ.
ЧАТХАН
древнейший, самый популярный и любимый струнный щипковый музыкальный инструмент, представляющий собой длинный прямоугольный ящик с натянутыми вдоль струнами, семейства цитр (из - 7, - 9, - 12, - 14 струн). Прежние чатханы имели всего 3-4 струны, сплетенные из конских волос. Чатхан является «королём» среди струнно-щипковых музыкальны инструментов хакасов. Чатхан стал неотъемлемой частью жизненного уклада, обычаев и обрядов хакасов. Звуки чатхана сопровождали человека всю его жизнь: при рождении ребёнка, на свадьбе чатханист тахпахами благословлял на счастливую жизнь молодых. В старину чатхан звучал почти в каждой хакасской юрте.
3.Легенда о чатхане
Существует предание о чатхане, получившего название по имени своего творца. Пастух по имени Чатхан создал этот волшебный инст-т из глубокого сочувствия к людям-тоже пастухам, которые пасли бессчётное число ханских стад скота.Он решил облегчить их труд и добился своего, сделав ящик из досок и натянув на него конские волосы в качестве струн. Так красиво звенели звуки чатхана, что у людей сладко замирало сердце, птицы замолкали, звери останавливали свой бег, очарованные рыбы замирали в реках и прудах, табуны лошадей останавливали свой бег.
TИMIP ХОМЫС (от слов: «тимip» -«железный» и «хамыс» - «утварь») -
металлический губной щипковый инструмент. Имеет многочисленных «родственников» в других регионах мира.
Игра на тимip хомысе - перебор обертонов, регулируется изменениями формы и объема резонирующей полости рта, куда помещен зажатый в зубах инструмент.
4.Легенда о тимbр хомысе.Когда Чис Айналар - имеющие злую душу стали подниматься из-под Земли на Солнечную Землю и стали топтать наши степи, сжигать нашу тайгу, уничтожать наш народ, смельчаки – богатыри решили защитить землю родную. Чтоб не топтать наши степи, сохранить бескрайнюю тайгу, решили обманом завлечь Чис Айна на вершину горы. Там и произошла великая битва за родную Землю и победили богатыри Чис Айна, но спуститься вниз уже не было сил, тогда женщины сделали из железа тимbр хомыс и стали созывать мужчин, услышав звуки родной Земли , они стали спускаться на родную землю.
Туур (Бубен)
Шаманские бубны Сибири уходят своими корнями в эпоху раннего металла. Бубны хакасских шаманов изготовлялись из деревянной обечайки, натянутой на неё кожи животного, а также различных колокольчиков, металлических подвесок и лент. Прежде всего, это ритуальный инструмент, необходимый для камлания шаманов, но вместе с тем, бубен является и музыкальным инструментом. После долгого запрета на шаманские культы началось возрождение древнейшей религиозной системы, и одним из центральных символов этого является изготовление новых бубнов.
Односторонний рамный барабан, обтянутый кожей. Изготавливается из дерева и шкуры парнокопытных животных. Использовался в древних обрядах, применялся в прошлом шаманами. В настоящее время он используется как солирующий инструмент отдельными исполнителями в этнических музыкальных коллективах. Сегодня, в основном, бубны изготавливаются мастерами П.Топоевым. и С. Чарковым.
5.Тeeр У подножья гор Саян , жил-был богатырь. У него был друг близкий – верный конь. Он его лелеял, ухаживал за ним. Что у него на душе, все рассказывал ему. Однажды он услышав вздохи коня, встревожился и пошел к коню. Охраняя покой хозяина, он вступил в схватку со Змеем и передними копытами затоптал Змея, но Змея успела его ужалить. Сильно он опечалился. Так он выкопал Землю и похоронил друга. Ночью во сне к нему приходит его друг – конь и говорит ему «Сильно не печалься, сломай березовую ветку, сделай круг, выкопай меня и натяни внутреннюю кишку на этот круг и высуши – получится «Тeeлбес-не надоест», а теперь назвали тeeр»
ХОБЫРАХ
хакасский народный инструмент представляет собой тип продольной флейты. Хобырах означает «полая трубка». Традиционно этот инструмент изготавливается из зонтичных растений, которые имеют ствол в виде полой трубки (дягиль, борщевик, пучок).
На этом инструменте исполняются импровизационные наигрыши, песенные и танцевальные мелодии (как соло, так и в ансамбле), за счет яркого и светлого тембра.
6.Хобырах-Давным-давно сын одного бая пошел на охоту. Мелкую дичь подстрелит – сам себе ужин готовит, зверя подстрелит, оставляет. Так он прожил месяц. Однажды он подстрелил журавля, вечером приготовил ужин из птицы и от делать нечего взял ножку журавля и стал дуть, он начал делать дыры на ножке, оттуда появился красивое звучание и назвал он этот инструмент Хобырах – дудка. Когда возвращался домой, он заиграл на хобырахе – его услышали молодые и все собрались у него. И здесь начались игры, песни и тахпахи под звуки хобыраха.
Из найденных за все время существования археологии музыкальных инструментов это самый древний музыкальный инструмент.
Использованная литература
1.По материалам РГУ "Центр Культуры и Народного Творчества им. С.П. Кадышева"
2.Янгулова Валентина Петровна, Легенды о музыкальных инструментах хакасов, 2008, ХКИ, Абакан, адаптирована для детских садов Арчимаевой М.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хакасские народные инструменты (исследовательский проект)
Материалы исследования будут интересны и полезны педагогам, детям и их родителям, так, как послужит пособием для знакомства с народными хакасскими инструментами...
Хакасские народные музыкальные инструменты
Описание хакасских народных музыкальных инструментов. Легенды об их возникновении....
"Хакасские народные инструменты"
Материал предполагает знакомство детей и взрослых с народными хакасскими инструментами. Материал будет полезен для воспитателей и музыкальных руководителей, а также родителей....
Знакомимся с хакасскими народными инструментами (эл. пособие)
Музыкально-дидактическая игра "Хакасские народные инструменты" была сделана мной в виде презентации с использованием триггеров. Из-за слишком тяжёлого веса она не может быть выложена на этом...
Презентация "Хакасские народные музыкальные инструменты"
Материал подготовлен для ознакомления детей с хакасскими народными музыкальными инструментами....
Знакомство с хакасскими музыкальными инструментами как средство приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию родной республики
Описание деятельности по патриотическому воспитанию...