Башкирский фольклор как способ развития речи дошкольников (доклад)
консультация
Особое место в народной педагогике отводится башкирскому фольклору и в первую очередь сказкам, колыбельным песням - малым формам устного творчества. Они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» с. Юмагузино муниципального района
Кугарчинский район Республики Башкортостан
Башкирский фольклор
как способ развития речи дошкольников
(доклад)
Подготовила воспитатель
I категории
А.А. Зиянбаева
с. Юмагузино, 2016 год
Доклад на тему:
БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Особое место в народной педагогике отводится башкирскому фольклору и в первую очередь сказкам, колыбельным песням - малым формам устного творчества. Они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества.
В наше время выпускается множество книг, методических разработок по работе со сказкой в разных возрастных группах дошкольного учреждения. Все они направлены на развитие творческих способностей детей, эстетическое и нравственное воспитание, знакомство детей с культурой разных народов. Но при знакомстве детей с Башкортостаном перед педагогами встаёт ряд вопросов. Как занимательно и интересно рассказать детям башкирскую сказку? Как
заставить их душу проникнуться смыслом сказки, понять быт и традиции народа Башкортостана. Ведь сказка является одним из элементов культуры и базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях.
Любимый жанр детей - сказки.
Народная педагогика отразила в сказках целые методики планомерного формирования морально-эстетического облика человека. Сказки воспитывают у детей чуткость, внимательность, отзывчивость, смелость, мужество, стойкость, бесстрашие и т. д.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Отражение патриотических и интернациональных традиций башкирского народа мы находим в богатом фольклоре. Фольклор как исторически-конкретная форма на- родной культуры не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные условия.
Прогрессивные педагоги (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др.)всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, на-родному слову.
В последние годы особое внимание в исследованиях отводилось роли малых форм фольклора в воспитании дошкольников (Н. В. Гавриш, Г. А. Куршева, А. П. Илькова).
Исследователи рассматривали влияние устного народного творчества на развитиеи воспитание детей в разных аспектах: личностном и речевом.
Тихеева Е. И., Шураковская А. А., Алиева С., Шибицкая А. Е. в своих исследованиях показали влияние сказок на развитие устной речи.
Флерина Е. А., Усова А. И. характеризуют устное народное творчество с точки зрения нравственного и эстетического воспитания ребенка.
На протяжении веков башкирский фольклор играл и играет большую воспитательную роль в жизни народов Башкортостана. Баймурзина В. И. отмечает, что народная педагогика нашла полное отражение в устном народном творчестве, а Кутлугильдина Ю. З. считает, одним из эффективных средств в нравственно-эстетическом воспитании - устное народное творчество (народная песня, колыбельные песни, пословицы, поговорки, сказки). Иткулова А. Х. рассматривает мировозренческо - нравственный аспект различных жанров народных сказок. Она говорит о важном значении башкирской сказки в духовной жизни людей. Ахияров К. Ш. считает, что народная педагогическая культура башкирского народа складывается из элементов народного творчества: сказок, легенд, мифов, сказаний и др. Все элементы народной педагогики взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, глубоко работая в каком-то одном направлении воспитания. Сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании, загадки - в умственном, песни, пляски - в эстетическом, а игры и забавы - в физическом воспитании.
Башкирская сказка прививает детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре -фольклору, искусству. Сказка помогает нам возродить традиции башкирского народа.
Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что детям с речевыми нарушениями помочь может театрализованная деятельность, основанная на башкирских сказках. Театр помогает развитию танцевальных, песенных способностей, а общение с куклами делает детей свободными, раскрепо-щёнными.
Театральная деятельность способствует развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики, речи (монолог, диалог, познавательной деятельности, координации движений, усвоению логико-грамматических конструкций, расширению словаря по материалам башкирских сказок.
Использование фольклорной педагогики в работе с детьми способствуетформированию базиса личностной культуры, фольклорного самосознания, особенно это, важно для детей, посещающих специальные речевые группы.
Выбранные нами сказки были адаптированы и апробированы дошкольномобразовательном учреждении № 14 г. Кумертау Республики Башкортостан. Ниже рассмотрим ряд методических разработок (занятий) для дошкольников по устному народному творчеству
Расскажи о кукле
Куклы - бибабо служат наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер, оречевляют действия. Опора на непосредственное зрительное восприятие способствует правильной речи ребёнка.
Приведе1.1 образец примерного описания куклы ребёнком подготовительной речевой группы.
«Моя кукла - джигит. У него круглые маленькие глаза. Прямой нос. Красивые карие глаза. Одет он в рубаху и штаны. Поверх рубахи нарядная короткая безрукавка (камзул). Джигит подпоясан узким ремнём с узором (каптырга). На голове тюбетейка, украшенная звёздочками и блёстками. На ногах сапоги из мягкой кожи (ичиги). Мы с джигитом любим танцевать. Я его очень люблю».
Во время рассказа ребёнок управляет куклой. Кукла - джигит слова текста сопровождает соответствующими движениями. Учитель - логопед дополняет рассказ ребёнка. Танец сопровождается башкирской мелодией.
Отгадай загадку
По предварительному заданию логопеда дети учат несколько загадок.
На занятии загадывают их друг другу с куклами олатай дедушка) и малай (мальчик).
Для мужчины - крыло,
Для султана - клеймо,
Летом не устаёт,
Снег зимой в поле мнёт.
Малай (поднимает руку): • знаю! Это лошадь.
На стене разговаривает, а кто - не видно
Малай: - Это радио. Догадался, потому что голос слышно, а кто говорит не видно.
Логопед: - Ребята, малай говорил чётко, не торопился, чтобы мы успели подумать и правильно отгадать. Так хорошо говорить научил олатая его кукловод - Кирилл. Малай с помощью своего кукловода Саши громко и ясно сказал отгадку, следя за первым звуком в словах - л-л-лошадь, р-р-радио.
Активная речь ребёнка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядочиванию и согласованности речевой моторики ребёнка - логопата способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки. Этим и обусловлено применение кукол театра «Живая рука».
Особенности ручных кукол позволяют логопеду широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий, в том числе и при проведении пальчиковой гимнастики. К детям приходит герой сказки и показывает движения.
Гулькей и курочка
Вот во двор бежит Гулькей,
Указательный и средний пальцы руки передвигаются по столу. Хлопнув створками дверей.
Хлопок в ладоши.
- Кушай, курочка - пеструшка! -Сыплет девочка пшено.
Движение, изображающее посыпание пшеном. Угощайся, не стесняйся, Очень вкусное оно. Ходит курочка вокруг,
Ладонь располагается горизонтально. Клювом розовым Тук - тук!
Большой и указательный пальцы
образуют глаз. Следующие пальцы
накладываются друг на друга
в полусогнутом положении.
Молвит курочка - сестричка:
- Очень вкусное пшено!
Каждым пальцем руки постукивание по столу. Подарю тебе яичко Я за каждое зерно.
Руки в кулак с последующим раскрыванием ладони по одному пальцу. Так что, добрая Гулькей, Ты мне зёрен не жалей.
Поглаживание каждого пальчика противоположной руки.
При работе с детьми над каждой башкир-пи сказкой, выделили нравственный урок.
Так же было уделено внимание развитию pew и математических способностей детей - логопатов, их мелкой моторике рук, этическому воспитанию. А центральным звеном работы было приобщение дошкольников речевых групп к культуре родного Башкортостана.
«ЗАЯЦ И ЛЕВ»
Действующие лица
Заяц, лев, медведь, лиса. Декорации: Лес, колодец. (Голосза ширмой).
Автор: В стародавние времена проживал ужасный лев (слышится периодически рычание льва). Наводил страх на всех остальных зверей. Надоело зверям терпеть прожорливого льва, и собрались они на совет
(Появляется лиса, заяц, медведь).
Лиса: Если и дальше терпеть льва, то скоро он нас всех съест. Что будем делать?
Медведь: Давайте каждый день бросать жребий, на кого он упадёт, тот и станет пищей для льва.
(Звери тянут жребий, лиса и медведь радуются, а зайцу грустно)
Заяц: Придётся мне идти ко льву. Неужели мы так и будем покорной добычей льва? Нужно придумать какую-нибудь хитрость, чтобы от него избавиться.
Лиса: (фыркнув) Не ты ли уж тот зверь, что может обхитрить льва?
(Под музыку лиса и медведь уходят, а заяц отправляется ко льву.)
Лев: (сердито) Твои предки двигались куда быстрее. Ты должен был явиться ко мне ещё утром, а теперь уже обед.
Заяц (испуганно): Меня к тебе послали на обед. А на завтрак к тебе должен был прийти другой заяц. Только по пути ему встретился другой лев и съел беднягу. Вот и я по пути сюда встретил того самого льва.
«Куда направляешься?» - спрашивает он у меня, а я ему отвечаю: «Иду я к своему хозяину, Льву». А он страшно рассердился на такие слова и стал рычать и рвать когтями землю: «Кто это хочет быть хозяином этих мест?» Мне с трудом удалось от него убежать, потому и опоздал.
Лев (грозно): Где живёт твой наглец?
Заяц: Недалеко отсюда, вон в той стороне.
Лев: Веди меня сейчас же к нему, я ему покажу, кто тут хозяин!
(Заяц идёт впереди, за ним следует лев. Вот пришли они к какому-то старому и глубокому колодцу).
Заяц: На дне этого самого колодца скрывается тот самый лев.
(Лев заглядывает в колодец и рычит)
Лев: И впрямь тут сидит лев, похожий на меня. Ну, я ему покажу! (прыгает в колодец)
Заяц (бежит, радостно крича): Нет больше злобного и прожорливого льва!
Работа со сказкой
Нравственный урок «Мал, да удал». Воспитание добрых чувств
• Чем вам понравился заяц?
• Как вы думаете, правильно ли поступили лиса и медведь?
Сказка и математика
• С помощью геометрических фигур изобразите героев сказки (заяц - овал, лиса -треугольник, медведь - круг, лев - прямоугольник; колодец- квадрат).
Речевая зарядка
• Подходят ли к сказке пословицы «Смелость города берёт», «И сила уму уступает».
• Игра «Наоборот» (слова - антонимы)
Умный заяц - глупый лев Храбрый заяц - трусливый медведь
• Этимология слова КОЛОДЕЦ Сказка и экология
• Для чего зайцу длинные, быстрые ноги?
Развитие мышления и воображения
• Что бы вы сделали, оказавшись рядом со львом у колодца?
• Придумайте, как подружить льва и всех зверей.
Развиваем руки.
• С помощью счётных папочек сделайте колодец.
Воспитание любви к родному краю
• Какие дикие животные водятся в лесах Башкирии?
«ГОЛОДНЫЙ МЕДВЕДЬ, ЛИСА И ДЖИГИТ»
Действующие лица:
Медведь, лиса, джигит.
Декорации:
Лес, телега, веревка, кол.
(Сцена украшена зелёными деревьями. В лесу появляется джигит с телегой, он приехал за дровами)
(Звучит башкирская мелодия, выходит медведь)
Медведь: Как давно я не ел. (хватает джигита и в это время под музыку появляется лиса).
Лиса: Что ты тут делаешь?
Медведь (шепчет на ухо джигиту): Скажи, что собираешь здесь дрова, и вали меня на телегу. Я прикинусь мёртвым, а когда лиса подойдёт ко мне узнать, что случилось, я её съем.
Джигит: Приехал за дровами. (Валит медведя в телегу).
Лиса: Когда дрова кладут в телегу, то крепко связывают верёвкой, давай завяжем.
Медведь (тихо говорит): Верно, говорит.
(Джигит крепко-накрепко привязывает медведя к телеге).
Лиса: Когда дрова вяжешь верёвкой, надо крепче затягивать.
(Джигит затягивает ещё сильней, что медведь не может пошевелиться).
Лиса (подходит к медведю и смеётся ему прямо в морду): Вот ходил-бродил хозяином по лесу, коварный медведь, житья нам не давал. Лёг теперь дровами в телегу, связанный по рукам и ногам.
Лиса (обращаясь к джигиту): Толстые дрова следует колоть при помощи кола. Что же ты стоишь?
(Джигит берёт кол и начинает охаживать хозяина леса, а тот ревёт).
Лиса: Теперь хозяином леса будет могучий и справедливый лев.
Работа со сказкой
Нравственный урок
«Что посеешь, то и пожнёшь»
Воспитание добрых чувств
• Мне жалко в конце сказки медведя, а вам?
• Как ему помочь?
• За кого вы радуетесь в сказке, а кому сочувствуете?
Сказка и математика
• Вспомните 5 сказок о медведе. Речевая зарядка
• Подберите слова - определения к слову МЕДВЕДЬ (голодный, злой, глупый).
• Подходит ли к сказке пословица «Научит горюна другая сторона»
Сказка и экология
• Найдите по обобщающим признаки лишнее слово: медведь, лиса, волк, собака. заяц, ёж.
Развитие мышления и воображения
• Чем похожи и чем отличаются сказки «Медведь и пчёлы» и «Голодный медведь, лиса и джигит»?
• В какой сказке джигит поступает лучше?
Сказка развивает руки
• Используя аппликацию - мозаику из бумаги, изобразите медведя.
Воспитание любви к родному краю
• Чем питается медведь? (всеядное животное)
• Какие ягоды, грибы растут в лесах Башкирии?
• Какая рыба водится в реках?
• Назовите названия рек Башкортостана. Мы надеемся, что наш материал поможет
в работе педагогов не только речевых групп, но и педагогам массовых групп дошкольных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агишева Р. Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан»: Учебно-практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. - Уфа: БИРО, 2005.
2. Башкирское народное творчество. Перевод с башкирского. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. - 576 с.
3. Башкирские народные сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. - 120с.
4. Бачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001.-144 с.
5. Галяутдинов И. Г. Башкирские народные игры (на русском и башкирском языках). Книга первая. - Изд. 2-е, с изм. - Уфа: Китап, 2002. -248с.
6. Рахимкулов М. Г. «Любовь моя - Башкирия». Литературно-краеведческие очерки. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985.
7. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. / Науч. Рук. Ю. А. Лебедев. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Гасанова Р. Х., Кузьмищева Т. Б. Фольклорная педагогика в воспитании и дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольныхобразовательных учреждений. Уфа - БИРО, 2004. - 70 с.
Конспект занятия НОД «Башкирский и русский фольклор»
Наталья Быкова
Конспект занятия НОД «Башкирский и русский фольклор»
Муз. рук: Здравствуйте ребята.
Мы живем с вами в Республике Башкортостан, это многонациональная республика, в которой живут люди разных национальностей.
А какие национальности вы знаете? (ответы детей)
Сегодня мы с вами поговорим о фольклоре русского и башкирского народа.
Воспитатель: «Откуда родом ты?-
Меня спросили
И я ответил гордо:
«Из России,
А если говорить точней-
С Урала я.
Там родина – Башкирия моя!
Все мы с вами живем в Республике Башкортостан единой многонациональной семьей.
«Гора с горой не сходится, народ с народом сходится», так говорится в башкирской пословице. И в республике Башкортостан сошлись и мирно живут люди самых разных национальностей.
Муз. рук: Сегодня мы вас познакомим с народным творчеством русского и башкирского народов. У каждого народа очень красивые песни, в которых воспевается Родина, люди, которые там живут, природа родного края.
Ребенок –стих на баш. яз.
Песня «Золотые листья»
Также красивы и русские народные песни, которые очень разнообразны по характеру: лирические, напевные, протяжные, задорные. И сейчас мы с вами послушаем задорную русскую народную песню «Ах, вы сени».
Песня «Ах, вы сени»
(слайд-костюм башкирский)
Ведущий: Национальный костюм башкир складывался в течение веков. В нем нашли применение разнообразные материалы и приемы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивка из кораллов, бисера и серебра. Особенно красочно выглядел женский праздничный наряд. Яркость наряда подчеркивается и в танцах.
Сегодня мы с вами познакомимся с элементами башкирского танца.
Башкирский танец.
Ребята, вы обратили внимание какие присутствуют движения в танце. (называет).
(слайд национальный костюм-русский)
Муз. рук: На Руси женщины носили белую льняную рубаху. Поверх рубахи они надевали сарафан. Украшали их вышивкой или лентами. Основные элементы мужского народного костюма это рубаха, которая имела узор на груди. Брюки называли порты, их заправляли в сапоги. На голову надевали шапку-колпак или картуз с козырьком и цветком.
А сейчас, ребята, познакомимся с элементами задорного русского народного танца «Кадриль»
Танец «Кадриль»
Воспитатель: У каждого народа есть свои народные инструменты. А какие башкирские инструменты вы знаете? (ответы детей)
(слайд-курай) И сейчас мы с вами послушаем мелодию в исполнении курая.
Мелодия курая.
Муз. рук: Ребята, а какие русские народные инструменты вы знаете? (ответы детей)
Ребенок –стих о ложках.
Танец с ложками.
Воспитатель: у каждого народа есть множество интересных, разнообразных игр: игры-хороводы, игры с пением, с музыкальными инструментами.
Возле речки, возле гор,
Стоит беленький шатер,
Вьется из шатра дымок.
Что же это, мой дружок? (юрта)
(слайд-юрта)
Давайте ребята поиграем в игру «Юрта»
И сейчас поиграем в веселую русскую народную игру «Ручеек»
Муз. рук: Русские и башкирские народы всегда славились гостеприимством, умением принимать гостей.
А главные сладости на столе были блины, баурсак и сладкие пряники. (слайды)
Мы хотим жить в мире, радоваться, смеяться, дружить и встречаться друг с другом. Будут дружить дети сегодня – значит, завтра будут дружить народы.
Гульназ: давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как поле с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями
Как дружит солнце,
Со всеми нами!
Воспитатель:
Мы в России живем, в нашем доме родном,
Здесь друзей хоровод песню мира поёт.
В наших песнях слова на родных языках,
Это наш общий дом, это наш общий край!
Муз. рук: Ребята, давайте все вместе встанем в хоровод дружбы.
Хоровод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей.«Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»
Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.Проанализировав со̣сто̣яние̣ про̣бле̣мы влияния сказки на эмо...
Консультация для родителей на тему: « Фольклор как средство развития речи дошкольника».
Влияние устного народного творчества в развитии речи дошкольника....
Способы развития речи дошкольников.
Дефицит общения – проблема развития речи детей.Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из ...
Цифровое повествование как способ развития речи дошкольников в игровой деятельности
Цифровой рассказ (повествование) - комбинированное обучающее средство, объединяющее в себе визуальную, образную, музыкальную и словесную составляющие. Целью цифрового повествования - развитие способно...
Консультация «Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»
Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.Исследования многих учённых показывают на то что во&rlm...
консультация для родителей "Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему:...
Занимательные факты «Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»
Башкирские народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство....