Конспект интеллектуальной игры "Казачьему роду - нет переводу"
план-конспект занятия (старшая группа)
В конспекте использовано художественное слово, словесные игрпы, задания на развитие логики. Все сопровождается видеопоказом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №22
Интеллектуальная викторина
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель
Лавриненко Г.Н.
ТЕМА: «Казачьему роду нет переводу»
Цель: создание условий для развития познавательного интереса через приобщение к истории и культуре Донского края.
Задачи:
Образовательные: обогащать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.
Развивающая:
Развивать временные представления (прошлое и настоящее), познавательный интерес к истокам казачества
Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом.
Воспитательная:
Способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества
Предварительная работа: беседы о казачестве, рассматривание иллюстраций, проведение казачьих игр «Каши», «В шапку», «Казаки», «В три бабки», «Обыкновенный жгут», разучивание стихов и поговорок.
Приоритетные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды деятельности: игровая, двигательная, социально-коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Планируемые результаты:
Личностные: любознательный, активный, эмоциональный, владеющий навыками общения со сверстниками;
Интеллектуальные: имеет представления о прошлом и настоящем донских казаков, владеет донским разговорным фольклором.
Физические: двигательная активность, развита общая моторика, навык согласования движений и слова;
Оборудование: 2 шашки (имитация), 2 мяча, фасоль, горох., мультимедийная презентация по вопросам викторины.
Ход викторины:
Казачка:
Здравствуйте гости жданные,
званные и желанные!
По обычаям Донским
Всем гостям поклон наш низкий!
Выходят дети-казачата:
Казачка: здорово дневали
Дети:
1.Мы Донские казачата
Очень дружные ребята
Век готовы мирно жить
России – матушке служить!
2: Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.
3. А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Вот такие мы ребята-
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!
Казачка: Да, славные казачата=любо-дорого посмотреть.
Предлагаю проверить ваши знания о традициях, быте и укладе жизни казаков Донского края.
Дети делятся на две команды (казаки и казачки)
Команда мальчиков - «Удалые казачата»
Девиз: Мы ребята не простые, казачата удалые:
Ловкие и смелые,
Сильные, умелые! ...
Команда девчат - «Лихие казачки»
Девиз: Мы лихие казачата, не умеем мы скучать, с нами ты посостязайся, ты
рискуешь проиграть!
Казачка: ваши ответы будут оценивать жюри
Казак
Кадет
Физинструктор
(разминка)
Казачка:
А теперь для вас, ребятки,
Загадаю я загадки!
Знаю, знаю наперёд –
Вы смекалистый народ!
Посидите, отдохните,
Да умом пошевелите!
Новая посудина,
А вся в дырках, (Сито, решето)
Два братца, пошли в реку купаться.(ведра)
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Деревянная подружка
Без неё мы как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт!(Деревянная ложка)
Деревяшка небольшая,
Три струны всего на ней,
А как только зазвенит
Сразу всех развеселит. (Балалайка).
Казачка: (команды поочередно достают из сундучка вопросы)
1.Как назывались древние поселения казаков? (городок)
2.Как сейчас именуются поселения казаков (хутор, станица)
3. Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки? (курень)
Казачка: про дом казак говорят:
Курень, куренек
Он не низок, он высок
4. Назовите казачьи станицы РО ( Багаевская, Кривянская. Вешенская, Боковская. Старочеркасская, Раздорская, Казанская)
5. Назовите основной закон казаков (Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.)
6.Чем занимались казаки в мирное время? (рыболовство, хлебопашество)
7. Где жил мальчик-казак до 7 лет? (на женской половине)
Казачка: И только после исполнения 7 лет, мальчик забирал свои вещи и переходил в мужскую половину в комнату к братьям. Братья тщательно осматривали вещи младшего, и выбрасывали все, что им казалось детским, слишком мягким, приговаривая при этом: «Терпи, ты теперь полказака»
8. Что считалось главным украшением казака? (сабли, копья, кинжалы).
Казачка: Вот сейчас я предлагаю проверить ваше умение владеть шпагой.
Игра «Разруби арбуз».
-Ребёнок стоит перед арбузом (мячом). Ему завязывают глаза, раскручивают, отпускают. Он старается «разрубить арбуз», попасть палкой по мячу.
Казачка: а для казачек другое задание
Игра «Перебери фасоль и горох»
Казачка:
Молодцы, казачки, проворные. Не останется казак голодный!
- Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И недаром на Руси
Всем знакомы казаки.
«Продолжи пословицу!»
Человек без Родины, что камышинка:… под любым ветром гнётся»
«На Дону закон такой:… всех врагов с земли долой»
«Казак без коня,… что солдат без ружья»
«Казак без коня, …не казак»
« Казак сам не поест,… а коня накормит»
« Казак с пеленок …на лошади»
«Казак без коня… не проживёт и дня»
Казачка:
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Команды исполняют частушки
1.Мы девчата-казачата
Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток
Ой, на свете не прожить.
2. Не смотрите на меня,
Глазки поломаете.
Не из вашей я станицы
Разве вы не знаете?
3. Да что это за речонка? -
Рыбочка за рыбочкой.
Ды что это за девчонка? -
Завсегда с улыбочкой.
4. Ребят много, ребят много,
Ребят некуда девать.
Когда лошади устанут -
Их и будем запрягать.
5. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
6. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.
7. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!
Казачка: Девчата, ребята, донские казачата
Посидите, отдохните
Наказ старших получите.
Родители подходят к ребенку, проговаривают заповедь казака и вручают
казачью фуражку.
- Казаком родиться мало,
Казаками надо стать,
Десять заповедей предков
Надо знать и выполнять!
- Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
- По обычаям казачьим,
Всегда в жизни поступай,
Твёрд будь в Вере Православной,
Её в сердце укрепляй!
- Верно ты служи Отчизне,
И народу своему,
А творить себе кумиров
Непотребно никому!
- По традиции казачьей,
Даже если гибнешь сам,
Оказать ты должен помощь
Своим братьям – казакам!
- Презирать обязан праздность,
Тунеядство, негу, лень.
Чтоб твоя семья в достатке,
Проживала каждый день!
- Ты семью беречь обязан,
Почитать отца и мать,
Честь, достоинство казачки
Должен ты оберегать!
- Чтя казачий кодекс чести
Православие защищай,
Береги свою Отчизну,
И семью не забывай!
- Старших мудрые советы
Ты обязан почитать,
Потому они помогут,
Самому мудрее стать!
10. Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня
Игра «Любо, не любо»
Казачка: При появлении старшего казаки встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются.
Дети: «Любо»
Казачка: А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а еще хуже говорят «плохие слова»
Дети: «Не любо»
Казачка: Не пристойно обгонять старика, спросить разрешение пройти, при входе пропустить старшего.
Дети: «Любо»
Казачка: Младший должен проявлять выдержку, не прекословить.
Дети: «Любо»
Казачка: При спорах, раздорах, драках слово старшего – являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Дети: «Любо»
Казачка: Если называли старшего «старый», «дед»
Дети: «Не любо»
Казачка: «А если «батько», «батьки»
Дети: «Любо»
Игра «По казачьи повтори»
Казачка: Шелковица.
Ребенок: Тютина.
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »
Игра продолжается со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, , плетка – нагайка и т. д.
Жюри подводят итоги.
Награждение
Ребенок: Во мне течет казачья кровь,
Мой род с фамилией казачьей,
И в глаз я говорю, не в бровь:
"Я настоящая казачка!"
Ребенок: Коль назвался казаком,
Честь не посрами:
Вольницу казацкую,
Свято береги!
Ребенок: Верность истине храни
Ведь во все века,
В процветании страны —
Счастье казака!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Казачьему роду нет переводу".
Сценарий праздника с использованием регионального компонента....
Деловая игра для родителей "Казачьему роду нэма переводу"
Деловая игра для родителей на знание жизни в кубанской станице....
Казачьему роду - нет переводу
Любовь к родному краю, к родной культуре, к городу начинается с малого – с любви к своей семье, своему дому, к месту, где родился....
Казачьему роду нет переводу
Пополнение экспонатов мини-музея истории казачества для привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края , уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.Создание выпуск...
Сохранение и возрождение традиций казачьей культуры "Казачьему роду нет переводу"
отчет о мероприятиях по сохранению традиций Донского казачества и праздник посвящения в казачата...
«Казачьему роду - нет переводу».
Мероприятие направленное на обогощение представления детей о жизни и быте Кубанского казачества, формировать интерес к источникам информации о Кубани и её жизни. Развивать познавательный ин...
Конспект НОД "Казачьему роду - нет переводу"
Подготовить детей к освоению этнокультурных знаний, к восприятию нравственных и эстетических ценностей традиционной казачьей культуры....