Конспект интеллектуальной игры "Казачьему роду - нет переводу"
план-конспект занятия (старшая группа)

Лавриненко Галина Николаевна

В конспекте использовано художественное слово, словесные  игрпы, задания на развитие логики. Все сопровождается  видеопоказом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №22

Интеллектуальная викторина

 для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель

Лавриненко Г.Н.

ТЕМА: «Казачьему роду нет переводу»

Цель: создание условий для  развития познавательного интереса через приобщение к  истории и культуре Донского края.

Задачи:

Образовательные: обогащать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.

Развивающая:

Развивать временные представления (прошлое и настоящее), познавательный интерес к истокам казачества

Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом.

Воспитательная:

Способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества

Предварительная работа:  беседы о казачестве, рассматривание иллюстраций, проведение казачьих игр «Каши», «В шапку», «Казаки», «В три бабки», «Обыкновенный жгут», разучивание стихов и поговорок.

Приоритетные образовательные области:   «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды деятельности: игровая, двигательная, социально-коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Планируемые результаты:

Личностные:  любознательный,  активный, эмоциональный, владеющий навыками общения со сверстниками;

Интеллектуальные:   имеет представления о прошлом и настоящем донских казаков, владеет донским разговорным фольклором.

 Физические:  двигательная активность, развита общая моторика, навык согласования движений и слова;

Оборудование: 2 шашки (имитация), 2 мяча, фасоль, горох., мультимедийная презентация по вопросам викторины.

Ход викторины:

Казачка:

Здравствуйте гости жданные,

званные и желанные!

По обычаям Донским

Всем гостям поклон наш низкий!

Выходят дети-казачата:

Казачка: здорово дневали

Дети:

1.Мы  Донские   казачата

  Очень дружные ребята

 Век  готовы  мирно жить

 России – матушке  служить!

2:  Малышей не обижать,

     Славу предков умножать,

      Чтить законы казаков

      Каждый с юности готов.

3.  А без шашки и коня

       Не прожить нам даже дня,

        Вот такие мы ребята-

        Все лихие казачата

         Век  готовы в дружбе жить

         И Россией дорожить!

Казачка: Да, славные казачата=любо-дорого посмотреть.

Предлагаю проверить ваши знания о традициях, быте и укладе жизни казаков Донского края.

Дети делятся на две команды (казаки и казачки)

Команда мальчиков - «Удалые казачата»

Девиз: Мы ребята не простые, казачата удалые:

 Ловкие и смелые,

Сильные, умелые! ...

Команда девчат - «Лихие казачки»

Девиз: Мы лихие казачата, не умеем мы скучать, с нами ты посостязайся, ты

рискуешь проиграть!

Казачка: ваши ответы будут оценивать жюри

Казак

Кадет

Физинструктор

(разминка)

Казачка:

 А теперь для вас, ребятки,

Загадаю я загадки!

Знаю, знаю наперёд –

Вы смекалистый народ!

Посидите, отдохните,

Да умом пошевелите!

Новая посудина,

А вся в дырках, (Сито, решето)

Два братца, пошли в реку купаться.(ведра)

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Деревянная подружка

Без неё мы как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт!(Деревянная ложка)

Деревяшка небольшая,

Три струны всего на ней,

А как только зазвенит

Сразу всех развеселит. (Балалайка).

Казачка: (команды поочередно достают из сундучка вопросы)

1.Как назывались древние поселения казаков? (городок)

2.Как сейчас именуются поселения казаков (хутор, станица)

3. Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки? (курень)

Казачка:  про дом казак говорят:

Курень, куренек

Он не низок, он высок

4. Назовите казачьи  станицы РО ( Багаевская, Кривянская. Вешенская, Боковская. Старочеркасская, Раздорская, Казанская)

5. Назовите основной закон казаков (Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.)

6.Чем занимались казаки в мирное время? (рыболовство, хлебопашество)

7. Где жил  мальчик-казак  до 7 лет? (на женской половине)

Казачка: И только после исполнения 7 лет, мальчик забирал свои вещи и переходил в мужскую половину в комнату к братьям. Братья тщательно осматривали вещи младшего, и выбрасывали все, что им казалось детским, слишком мягким, приговаривая при этом: «Терпи, ты теперь полказака»

8. Что считалось главным украшением казака?  (сабли, копья, кинжалы).

Казачка:  Вот сейчас  я предлагаю проверить ваше умение владеть шпагой.

Игра «Разруби арбуз».

-Ребёнок стоит перед арбузом (мячом). Ему завязывают глаза, раскручивают, отпускают. Он старается «разрубить арбуз», попасть палкой по мячу.

Казачка:  а для казачек другое задание

Игра «Перебери фасоль и горох»

Казачка:  

Молодцы, казачки, проворные. Не останется казак голодный!

- Независимый, свободный

Род казачий очень гордый.

И недаром на Руси

Всем знакомы казаки.

«Продолжи пословицу!»

Человек без Родины, что камышинка:… под любым ветром гнётся»

«На Дону закон такой:… всех врагов с земли долой»

 «Казак без коня,… что солдат без ружья»

 «Казак без коня, …не казак»

« Казак сам не поест,… а коня накормит»

« Казак с пеленок …на лошади»

«Казак без коня…  не проживёт и дня»

Казачка:  

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Команды исполняют частушки

1.Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.

Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Да что это за речонка? -

Рыбочка за рыбочкой.

Ды что это за девчонка? -

Завсегда с улыбочкой.

4. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

5. Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка!

6. Обожаю петь частушки,

Обожаю танцевать.

И молоденьких девчонок

В танце нежно обнимать.

7. Гармонист у нас хороший

И играет хорошо.

Растяни гармонь пошире -

Я спляшу с тобой ишшо!

Казачка:  Девчата, ребята, донские казачата

Посидите, отдохните

Наказ старших получите.

Родители подходят к ребенку, проговаривают заповедь казака и вручают

казачью фуражку.

  1. Казаком родиться мало,

Казаками надо стать,

Десять заповедей предков

Надо знать и выполнять!

  1. Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

  1.  По обычаям казачьим,

Всегда в жизни поступай,

Твёрд будь в Вере Православной,

Её в сердце укрепляй!

  1. Верно ты служи Отчизне,

И народу своему,

А творить себе кумиров

Непотребно никому!

  1. По традиции казачьей,

Даже если гибнешь сам,

Оказать ты должен помощь

Своим братьям – казакам!

  1. Презирать обязан праздность,

Тунеядство, негу, лень.

Чтоб твоя семья в достатке,

Проживала каждый день!

  1. Ты семью беречь обязан,

Почитать отца и мать,

Честь, достоинство казачки

Должен ты оберегать!

  1. Чтя казачий кодекс чести

Православие защищай,

Береги свою Отчизну,

И семью не забывай!

  1. Старших мудрые советы

Ты обязан почитать,

Потому они помогут,

Самому мудрее стать!

    10. Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля – гордость казака,

Не прожить им без коня

Игра «Любо, не любо»

Казачка: При появлении старшего казаки встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются.

Дети: «Любо»

Казачка: А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а еще хуже говорят «плохие слова»

Дети: «Не любо»

Казачка:  Не пристойно обгонять старика, спросить разрешение пройти, при входе пропустить старшего.

Дети: «Любо»

           Казачка: Младший должен проявлять выдержку, не прекословить.

Дети: «Любо»

Казачка:  При спорах, раздорах, драках слово старшего – являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Дети: «Любо»

Казачка: Если называли старшего «старый», «дед»

           Дети: «Не любо»

Казачка: «А если «батько», «батьки»

Дети: «Любо»

Игра «По казачьи повтори»

Казачка:  Шелковица.

Ребенок: Тютина.

При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »

Игра продолжается со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, , плетка – нагайка и т. д.

Жюри подводят итоги.

Награждение

Ребенок: Во мне течет казачья кровь,

Мой род с фамилией казачьей,

И в глаз я говорю, не в бровь:

"Я настоящая казачка!"

Ребенок: Коль назвался казаком,

Честь не посрами:

Вольницу казацкую,

Свято береги!

Ребенок: Верность истине храни

Ведь во все века,

В процветании страны —

Счастье казака!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Казачьему роду нет переводу".

Сценарий  праздника с использованием регионального компонента....

Деловая игра для родителей "Казачьему роду нэма переводу"

Деловая игра для родителей  на знание жизни в кубанской станице....

Казачьему роду - нет переводу

Любовь к родному краю, к родной культуре, к городу начинается с малого – с любви к своей семье, своему дому,  к месту,  где родился....

Казачьему роду нет переводу

Пополнение экспонатов мини-музея истории казачества для привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края , уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.Создание выпуск...

Сохранение и возрождение традиций казачьей культуры "Казачьему роду нет переводу"

отчет о мероприятиях по сохранению традиций Донского казачества и праздник посвящения в казачата...

«Казачьему роду - нет переводу».

Мероприятие направленное на обогощение представления детей о жизни  и быте Кубанского казачества, формировать интерес к источникам информации о Кубани и её жизни. Развивать познавательный ин...

Конспект НОД "Казачьему роду - нет переводу"

Подготовить детей к освоению этнокультурных знаний, к восприятию нравственных и эстетических ценностей традиционной казачьей культуры....