Конспект НОД в подготовительной группе по изобразительной деятельности «Не простое, а расписное»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Грицко Юлия Александровна

             Возрастная группа: дети 6-7 лет

             Продолжительность НОД: 30 минут

             Место проведения: помещение группы МБДОУ №116

             Образовательная область: художественно- эстетическое развитие.

             Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному искусству через ознакомление с видом декоративно- прикладного искусства Архангельской области - Пижемской росписью.

             Задачи:

             Формировать элементарные представления о средствах выразительности Пижемской росписи. Дать знания о символике и разновидности узоров Пижемской росписи.

             Продолжать развивать декоративное творчество детей: умение создавать узоры по мотивам Пижемской роспис; учить выделять и передавать  цветовую гамму Пижемской росписи; закреплять умение создавать композиции на листах бумаги в форме пасхального яйца в определённой последовательности и ритме; совершенствовать умения в декоративном рисовании различными материалами на выбор детей.

             Развивать чувство ритма, художественный вкус, эстетическое восприятие, творческие способности на примере композиций Пижемской росписи.

             Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений декоративно- прикладного искусства.

             Используемые ресурсы: классная доска, образцы изделий Пижемской росписи, таблица символов и элементов Пижемской росписи, таблица последовательности выполнения творческого задания, шаблоны в форме пасхального яйца, кисти, гуашевые краски, цветные и восковые карандаши, фломастеры, цветные гелевые ручки.

             Методы и приёмы: беседа, обсуждение, объяснение, личный показ, наглядная демонстрация образцов, самостоятельная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект НОД в подготовительной группе

по изобразительной деятельности

«Не простое, а расписное»

                                                                        Составитель:

Грицко Юлия Александровна,

воспитатель

МБДОУ Детский сад №116,

Архангельск

2019

               Возрастная группа: дети 6-7 лет

               Продолжительность НОД: 30 минут

               Место проведения: помещение группы МБДОУ №116

               Образовательная область: художественно- эстетическое развитие.

               Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному искусству через ознакомление с видом декоративно- прикладного искусства Архангельской области - Пижемской росписью.

              Задачи:

              Формировать элементарные представления о средствах выразительности Пижемской росписи. Дать знания о символике и разновидности узоров Пижемской росписи.

              Продолжать развивать декоративное творчество детей: умение создавать узоры по мотивам Пижемской роспис; учить выделять и передавать  цветовую гамму Пижемской росписи; закреплять умение создавать композиции на листах бумаги в форме пасхального яйца в определённой последовательности и ритме; совершенствовать умения в декоративном рисовании различными материалами на выбор детей.

             Развивать чувство ритма, художественный вкус, эстетическое восприятие, творческие способности на примере композиций Пижемской росписи.

             Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений декоративно- прикладного искусства.

              Используемые ресурсы: классная доска, образцы изделий Пижемской росписи, таблица символов и элементов Пижемской росписи, таблица последовательности выполнения творческого задания, шаблоны в форме пасхального яйца, кисти, гуашевые краски, цветные и восковые карандаши, фломастеры, цветные гелевые ручки.

              Методы и приёмы: беседа, обсуждение, объяснение, личный показ, наглядная демонстрация образцов, самостоятельная работа.

Ход НОД:

            Вводная часть. Педагог: Вы знаете, что скоро наступит праздник, на котором мы будем красить яйца, делать творожную пасху и печь куличи. Знаете, как этот праздник называется? (дети отвечают «Пасха») Педагог: Этот праздник считается самым главным весенним праздником, праздником возрождения и развития. Он - самый торжественный и самый радостный из всех праздников. Одним из символов Пасхи является пасхальное яйцо. Почему? Как вы думаете? (дети отвечают) Правильно. Потому что из скорлупы яйца рождается новая жизнь. Яйцо раньше красили только в красный цвет, а теперь украшают разными способами, чтобы придать праздничный вид. Вот и мы с вами попробуем простое белое яйцо украсить узорами, да не простыми, а узорами Пижемской росписи, которая зародилась на берегах реки Печоры нашей Архангельской области. Узоры Пижемской росписи как и символ пасхи «яйцо» символизируют плодородие, продолжение рода, семейное благополучие.

            Основная часть: Педагог: Посмотрите на эти красивые изделия, украшенные этой росписью (ложки, посуду) и скажите, какой цвет красок здесь используется? (Дети отвечают «красный, зелёный, чёрный») Правильно. Это и есть основная цветовая гамма Пижемской росписи. А узоры Пижемской росписи тоже не простые, каждый их элемент имеет своё название и обязательно что-то обозначает, символизирует. Посмотрите на таблицу, где показаны основные элементы, которые будут встречаться в вашем сегодняшнем творческом задании. А теперь  расскажите мне какие узоры и фигуры вы видите? (дети отвечают «ромбы, кружочки, точки, завитки, дуги, крестики»)

          Педагог: Изображения в виде ромбов и квадратов обозначают «землю», а если внутри них есть линии, то это уже называется «пашня» в которой чаще всего нарисованы точки, обозначающие «семена» – такой узор будет символом «засеянного поля» и чаще всего его располагают по центру композиции. От «засеянного поля» прорастают «ростки», «побеги», «цветы» в виде парных завитков, петелек, крестиков с точками и лепестками. По краю композиции проводятся линии- каёмки в один-два-три ряда и больше - это символизирует «твердь», «границу» с дугами и треугольниками, обозначающими «горки».

          Педагог: Посмотрите, какие разнообразные композиции можно создать из этих элементов на листах бумаги в форме пасхального яйца. Хотите попробовать себя в роли художника- мастера Пижемской росписи и простое белое яйцо расписать узорами этой росписи? (дети отвечают «да») И тогда у нас как в известной вам сказке «Курочка Ряба» не простое яичко получится, а какое? (дети отвечают «золотое») Педагог: Нет! Если мы распишем яйцо узорами, то оно получится не золотое, а какое? (дети отвечают «расписное») Педагог: Правильно! Молодцы!

          Педагог: Вы можете самостоятельно выбрать любой инструмент и материал для рисования: кисти, гуашевые краски, цветные и восковые карандаши, фломастеры, цветные гелевые ручки. И на шаблон нанести цветное изображение в соответствии с линиями карандашного рисунка (дети выполняют самостоятельную работу с опорой на образец и таблицу «Последовательность выполнения работы»).

          Подведение итогов (рефлексия). Педагог: Развесим ваши красивые пасхальные яйца на веточки вербы и полюбуемся на вашу работу. Какой росписью вы расписывали пасхальное яйцо? Как называются элементы в середине и по краю композиции пасхального яйца? Какие цвета вы использовали для создания этой композиции? Понравилось вам сегодняшнее занятие? (дети отвечают на вопросы) Педагог: Да. Всё у вас получилось замечательно! Недаром говорят, что «Красота росписи радует не только взор, но и затрагивает сердце»

Информационные источники

1. Антрушина, И. Н. История зарождения и бытования пижемской росписи / И. Н. Антрушина // Народная художественная культура Русского Севера в дополнительном образовании детей Архангельской области. Теория и практика : материалы обл. науч.-практич. конф. 13-15 янв. 2003 года. - Архангельск : КИРА, 2003. - С. 77-79.

2. Арбат, Ю. А. Поморская роспись // Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. - М. : Изобразит. искусство, 1970. - С. 99-102 : ил.

3. Бернштам Т. А. Об одной художественной традиции на Архангельском Cевере в XVIII-XIX вв. / Т. А. Бернштам // Советская этнография. - 1965. - № 3. - С. 132.

4. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л.: Сов. художник, 1968. - 160с.: ил.

5. Вишневская В.М. Свободные кистевые росписи// Русское народное искусство Севера: сб. статей. Л.: Советский художник, 1968. С. 7-18.

6. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. М.: Высшая школа, 1972. - 248с.: ил.

7. Жегалова С.К. Роспись по дереву: Русское декоративное искусство / Под ред. А.И.Леонова. М.: Изд. Акад. Художеств СССР, 1965. - Т.З. - 424с.

8. Круглова, О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву : из собр. Загор. гос. ист.-худож. музея-заповедника / О. Круглова. - 4-е изд., перераб. - М. : Изобразит. искусство, 1983. - 26 с.Пальмина Л.Н. Северные узоры. Вып.1 Архангельск Изд. ПТУ им.М.В.Ломоносова, 2002. - 26с.

9. Тарановская Н.В. Народное искусства Архангельской области // Краткие сообщения Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, XXXYII, М., 1962. С. 26-38.

10. Тимофеева, Л. Ф. Народные росписи Русского Севера : авт. прогр. творч. мастерской / Л. Ф. Тимофеева. - Архангельск : Правда Севера, 1998. - 31 с., 8 л. ил. + 2 л. карт. - Библиогр.: с. 30.

11. Шелег, В. А. Крестьянские росписи Севера / В. А. Шелег // Русский Север : Ареалы и культурные традиции / Росс. АН, Музей антропологии и этнографии, ПГПУ им. Ломоносова, Регион. фонд культурной программы "Европейский Север" ; ред.-сост.: Т. А. Бернштам, К. В. Чистов. - СПб. : Наука, СПб. отд-ние, 1992. - С. 127-147 : ил.

Интернет-ресурсы

12. http://www.cultnord.ru

13. http://cozyhome.ucoz.ru

14. http://www.docme.ru

15. http://dekor.nm.ruска

Приложение 1.

Образцы изделий Пижемской роспсиси

Приложение 2.

Символика элементов Пижемской росписи

Примеры композиций Пижемской росписи

Приложение 3

Образец раздаточного материала для самостоятельной работы

Последовательность выполнения творческого задания для самостоятельной работы

Приложение 5.

Итоговые результаты по НОД «Не простое, а расписное»

Приложение 5 (продолжение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности с элементами арт – терапии на тему : «День и ночь»

Конспект занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности с элементами арт – терапии на тему :  «День и ночь»...

Конспект занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Заколдованная полянка»

Конспект занятия в подготовительной группе  по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования...

Презентация к плану-конспекту занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности Коллективная лепка «Мемориал «Сыны полка»

Презентация к плану-конспекту занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности Коллективная лепка «Мемориал «Сыны полка»...

Конспект НОД в подготовительной группе по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов рисования

Закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – набрызг, пуантализм, рисование солью....

Конспект НОД в подготовительной группе по изобразительной деятельности в технике граттаж «Цап-царапки»

познакомить детей с новой техникой изображения – «граттаж». Учить детей натирать лист тонированной бумаги свечой, накладывая один штрих возле другого, без просветов толстым слоем. За...