музейные секреты
план-конспект занятия (старшая группа)
Третий конспект из серии музейной педагогики в рамках Петербурговедения для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект направлен на формирование представлений о внутренней работе музеев и их сотрудников. Конспект построен с опорой на самостоятельно разаработанное мультимелийное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_konspekt_muzeynye_sekrety.docx | 123.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербург
Колпино
2019 г.
Цель:
Воспитание благодарного, восприимчивого посетителя музейного пространства посредством формирования ценностного отношения к историческому и культурному наследию эпох и народов
Задачи:
Познавательное развитие
- Дать краткое представление о внутреннем оформлении и назначении помещений музея.
- Предоставить информацию о профессиях людей, работающих в музее, через погружение в воображаемую действительность.
Речевое развитие
- Обогащать словарь детей – экскурсовод, смотритель, реставратор, эксперт-оценщик, хранитель.
- Создать условия для развития монологической речи
Социально-коммуникативное развитие
- Дать возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия)
Развивающая среда
Мультимедийная презентация, пригласительный билет, предметы: коромысло, металлическая ваза, парчовый пояс, статуэтка рыбки, кукла-шкатулка, состаренная посуда из папье-маше, разрезные картинки: народный костюм, мнемотаблица, клубок ниток.
Ход деятельности
Дети в свободной деятельности. Воспитатель привлекает детей ярким пригласительным билетом с изображением картин, читает надпись на билете.
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся в музей!
Педагог дает детям рассмотреть билет и интересуется, догадались ли они, в какой музей этот билет.
Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня они не будут просто посетителями, а узнают секреты музея.
Воспитатель спрашивает, знают ли дети, сколько в музее помещений и для чего они предназначены. Затем предлагает проверить ответы с помощью нашего помощника - компьютера.
Педагог включает презентацию, и начинается виртуальная экскурсия в музей. Знайка с экрана сообщает детям, что сегодня он расскажет не о коллекциях и экспонатах музея, а о том, как он устроен и кто работает в музее.
С каждой сменой слайда педагог предлагает сначала детям догадаться, в какое помещение музея они попали. А также уточняет, знает ли кто-то название профессии людей, работающих в каждом из помещений.
Слайд № 1. Здание музея - касса – сувенирная лавка (кассир/билитер, продавец)
Слайд № 2 Гардероб – зал ожидания экскурсии (гардеробщик)
Слайд № 3 Залы музея (экскурсовод)
Слайд № 4 Залы музея (смотритель)
Примерный текст для сопровождения слайдов № 3 и 4.
В музее работает много людей, разных специальностей. Наиболее известные из них: Экскурсоводы - они проводят экскурсии, интересно рассказывают о музейных экспонатах, их истории. Профессия экскурсовода очень интересная, он должен очень много знать, читать современные и старинные книги, уметь интересно рассказывать и отвечать на вопросы, быть приветливыть и вежливым.
Смотрители – помогают соблюдать порядок в зале при экскурсиях, могут подсказать, где и что посмотреть. Смотрители обеспечивают сохранность экспонатов, следят за чистотой и наблюдают за тем, чтобы правила поведения в музее соблюдались.
Знайка говорит том, что в музее есть такие помещения, куда посетителям вход воспрещен.
Слайд № 5 реставрационная мастерская
Примерный текст для сопровождения презентации.
Реставраторы – они работают в музейных мастерских, восстанавливают, приводят в порядок, сохраняют от повреждений музейные экспонаты. Реставратора можно назвать «музейный доктор», он обновить краски на картине, починиит старинный стол, восстановит испорченный наряд. И все это реставратор делает так искусно, что вещь нисколько не отличается от старинной.
Воспитатель предлагает детям попробовать себя в роли реставраторов.
Работа в малых подгруппах по выбору детей: отреставрировать картину (разрезные картинки) или отреставрировать утратившую краски посуду.
Воспитатель обращает внимание, что работа реставратора требует усидчивости и внимания, поэтому всем сотрудникам необходимо отдохнуть, потому что от усталости может привидеться что-нибудь необычное, например, Баба-Яга.
Динамическая пауза
Интегративная музыкотерапия
Под музыку « Ах, вы сени, мои сени»
В тёмном царстве есть избушка Идут по кругу
Стоит задом наперёд Прыжком поворачиваются в другую сторону
А в избушке той старушка Идут по кругу в другу сторону
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком, Движение «нос»
Глаза большие, Сжимают и разжимают кулачки, подобно открывающимся глазам
Словно угольки горят,
Ух, сердитая какая Приседают
Дыбом волосы стоят! Резко поднимают руки вверх, растопырив пальцы
Педагог говорит о том, что теперь этим вещам будет отведено место в музее. Но прежде необходимо выяснить ценность каждой вещи.
Слайд № 6 эксперт-оценщик
Предлагает детям догадаться, люди какой профессии этим занимаются.
Дети высказывают свои предположения.
Примерный текст для сопровождения презентации.
Этот специалист выясняет, прежде всего, подлинность изделия. Затем определяет, к какой категории относится исследуемый объект. Это могут быть почтовые марки и открытки; живопись и скульптура; мебель и одежда; оружие и монеты; книги или рукописи. Важно знать время и место изготовления предмета, кому он принадлежал. Это необходимо для того, чтобы определить место экспоната в музее.
Воспитатель обращает внимание детей на представленные предметы и предлагает детям объединиться попарно и придумать историю этих вещей (на выбор: коромысло, металлическая ваза, парчовый пояс, статуэтка рыбки, кукла-шкатулка).
В помощь детям предлагается мнемотаблица. (воспитатель при необходимости напоминает значение каждой ячейки мнемотаблицы)
«Работа» детей по «оценке» представленных вещей.
Воспитатель интересуется, трудно ли было детям делать оценку вещей. Сообщает о том, что эту информацию нужно проверить, а пока все эти вещи необходимо поместить в специальное помещение.
Спрашивает, как называется помещение, где хранятся запасы музея?
Дети отвечают.
Слайд № 7 фондохранилище, или Запасники музея.
Воспитатель предлагает детям подумать, чем занимается хранитель музея.
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель подытоживает: он хранит и изучает собранные музеем экспонаты. Хранитель составляет описание вещей. Еще одной задачей хранителя является наблюдение за состоянием сохранности предметов и создание наиболее благоприятных условий для хранения и выставки экспонатов. В случае необходимости отправляет экспонаты на реставрацию.
Рефлексия
Воспитатель предлагает выставить в домике свое настроение в зависимости от того, понравилось ли им узнавать секреты музея. Затем с помощью упражнения с клубком «Паутинка» дети высказывают, какой секрет они открыли для себя, какой секрет им понравился, что бы они хотели еще узнать и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пресс-релиз в рамках открытого музейного урока «Русь ремесленная. Русь мастеровая» в дошкольном подразделении «Надежда» ГБОУ СОШ № 2092 пройдет тематический день музейной программы.
Пресс-релиз в рамках открытого музейного урока «Русь ремесленная. Русь мастеровая» в дошкольном подразделении «Надежда» ГБОУ СОШ № 2092 пройде...
Музейная педагогика Квест-игра «Секреты музея» для детей старшего дошкольного возраста (в музее «Фридландские ворота»)
Музейная педагогика Квест-игра «Секреты музея»для детей старшего дошкольного возраста(в музее «Фридландские ворота»)...
Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»
В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...
Участие в фестивале-ярмарке мини-музеев ДОУ в рамках регионального фестиваля музейной педагогики БФУ им. И. Канта «Край Янтарный: маленькие секреты больших открытий».
Участие в фестивале-ярмарке мини-музеев ДОУ в рамках регионального фестиваля музейной педагогики БФУ им. И. Канта «Край Янтарный: маленькие секреты больших открытий»....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...