НОД "Шахматная доска"
план-конспект занятия (старшая группа)

  1. познакомить шахматной доской, ее  расположением и особенностями - горизонталью, вертикалью, диагональю .
  2. обучение шахматным терминам: шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ.
  3. учить детей ориентироваться на плоскости

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная  школа №15»

НОД

 «Шахматная  доска»

Старшая  группа

                                                                          Воспитатель:  

                                                                                                           Юдина Е.Д.

                               

                                      г. Нефтеюганск    

                                                              2017г.

Тема: «Шахматная доска»                                        

Цель:  формирование   знаний  детей о шахматной  доске

Задачи:

  1. познакомить шахматной доской, ее  расположением и особенностями - горизонталью, вертикалью, диагональю .
  2. обучение шахматным терминам: шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ.
  3. учить детей ориентироваться на плоскости
  4. развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.
  5. вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски.

Материал:

  • Шахматная доска демонстрационная, раздаточные шахматные доски

Словарная  работа:

  • Горизонталь, вертикаль
  • Диагональ

Методы и приёмы:

  • Практический – моделирование шахматной доски
  • Наглядный, Словесный
  • Игровой

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная  часть (3 мин.)

Цель: способствовала  созданию положительного эмоционального настроя и мотивации к  игре  шахматы

Форма  роботы: фронтальная

Формируемые  умения: удерживать образовательную  задачу.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей и введение в проблемную ситуацию

Вы любите путешествовать.

 Сегодня отправимся в волшебное путешествие в Королевство Шахмат. А поможет нам карта, она покажет нам путь в  черно – белое королевство.  Показывает карту, на которой нанесён путь в Черно-белое Королевство»

Дети рассматривают  карту, ориентируясь по стрелкам находят путь в Королевство Шахмат

Основная  часть (25мин.)

1 задание (8 мин.)

Цвет поля

Цель:    Развитие представлений  о   шахматной доске и о полях белого, чёрного цветов.

Форма  роботы:  индивидуальная

Формируемые  умения:  ориентироваться на полях  шахматной доски Умение воспринимать информацию  на  слух   и  удерживать  в  процессе   деятельности. 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

- Но почему же Королевство называется Черно-белым? 

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной 

- На, что похожа шахматная доска?

- Что вы видите на доске?

Черные и белые клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом.

Игра «Цвет поля»

Ребята,  расположите  на шахматной доске фишки.

- только на черных полях

-только на белых полях

- занимают поля на первой горизонтали

- сделать шаг вперед на два поля

-  шаг вправо на три поля

 Какие, вы молодцы, замечательно играли.

Варианты  ответов  детей.

Познавательно – исследовательская  деятельность детей. Дети рассматривают шахматную  доску.

Ответы детей.

Дети  по заданию педагога располагают на шахматной доске фишки.

2 задание (8 мин)

«Улицы Шахматного королевства»

Цель: Познакомить детей с горизонталью, вертикалью, диагональю в шахматах

Форма  работы: индивидуальная

Формируемые  умения: умение ориентироваться на плоскости. Развивается  внимание,  наблюдательность.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей и введение в проблемную ситуацию

В шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями и обозначаются цифрами, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями и обозначаются буквами. Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и они всегда одного цвета или белые или черные. Диагональ – это любая прямая цепочка полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками.

- Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Сколько их? Самые короткие черные диагонали. Сколько их?

Молодцы,  ребята.

Познавательно – исследовательская  деятельность детей. Дети показывают горизонтали, вертикали и диагонали на  шахматной  доске.

              4 задание (3 мин.)

Игра  «Прятки»

Цель: Освоение детьми  знаний о  горизонтали, вертикали, диагонали в шахматах

Форма  роботы: индивидуальная, фронтальная

Формируемые  умения: видеть и понимать шахматные горизонтали, вертикали,  диагонали.

Деятельность воспитател

Деятельность детей

  1. Сколько шахматных вертикалей, горизонталей  и диагоналей  спрятано на рисунке

Дети считают и называют количество вертикалей, диагоналей и  горизонталей.  

3 часть (3 мин)

Игра «Что лишнее?»

Цель: закрепить знания  детей о шахматной доске.

Форма  работы: работа в группах

Формируемые  умения:  умение видеть  в части целое.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей и введение в проблемную ситуацию

 В каждом  ряду  уберите картинку, которая не встречается в шахматах

Ребята, вы молодцы

Дети совместно обсуждают какая картинка лишняя. Затем аргументированно обосновывают  свой  вариант ответа

Заключительная  часть (3 мин)

Цель: Развивать умения   анализировать  свою  деятельность, делать  элементарные  выводы.

Форма  работы:  фронтальная

Формируемые  умения: умение отвечать на вопросы, подводить итог своей   деятельности.

Наше путешествие подошло к концу. Мне было с вами весело и очень интересно.   Вам понравилось в нашем шахматном королевстве? Что больше всего понравилось? Что было самым интересным?    Что у тебя получилось лучше всего?    

  Что ещё не получается?    Что было самым трудным?    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мемориальные доски Кургана

Мемориальная доска,посвященная участнику боевых действий в АфганистанеЮрию Александровичу Кулясову. Мемориальная доска.Посвящена участнику боевых действий в Афганистане Юрию Александр...

Интерактивная доска как источник развития и обучения дошкольников

Вопрос о том нужна ли интерактивная доска в детском саду...

На доску для родителей, времена года, осень, зима, весна, лето, режим дня, сетка, 1 сентября

Материал на доску для родителей, времена года:осень, зима, весна, лето. - 8 стр.Режим дня.Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной гр1 сентября - 2 стр._________________________...

Применение интерактивной доски в дошкольном образовании

Преимущества интерактивной доски Примеры использования интерактивной доски...

Конспект интегрированной оздоровительной НОД с использованием интерактивной доски для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Закреплять технику выполнения игрового самомассажа; Совершенствовать выполнение упражнений для профилактики нарушения зрения, плоскостопия; Развивать у детей образность и ритмичность при ...

Мастер - класс для педагогов "Интерактивная доска в ДОУ, приемы работы с интерактивной доской"

Данный мастер - класс позволяет освоить простейшие приемы работы с интерактивной доской....