Беседа "16 - декабря - день освобождения города Калинина от немецко-фашистстких захватчиков" с использованием интерактивной доски
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме
Коллектив нашего детского сада ведёт углубленную работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Для этого в старшей и подготовительной к школе группах были оборудованы «Государственные уголки», воспитателями было подобрано достаточное количество иллюстративного и познавательного материала по краеведению, по ознакомлению с флагом, гербом России. Воспитателями планируются занятия для детей старшего дошкольного возраста согласно тематическому плану работы ДОУ №123 по нравственно-патриотическому воспитанию. Для детей подготовительной к школе группе проводится занятие – презентация с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) «16 декабря - день освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков»; для детей старшей и подготовительной к школе групп ежегодно организуется поездка к памятнику погибшим воинам. Детский сад активно сотрудничает с Советом ветеранов п. Химинститута. Музыкальным руководителем, старшим воспитателем, воспитателями старшей и подготовительной к школе групп организуется тематический утренник, посвящённый Дню Победы, на котором постоянными гостями являются ветераны посёлка. Кроме того, дети подготовительной группы принимают участие в праздничном концерте Дома культуры «Синтетик».
БЕСЕДА
с использованием информационно-коммуникативных технологий
в подготовительной к школе группе
на тему:
«16 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ ГОРОДА КАЛИНИНА
ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ»
Составила
Старший воспитатель
Хорькова Ю.А.
МОУ СОШ №37
Детский сад №123
Программное содержание: расширять представления детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне; развивать интерес детей к истории родного города; воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам ВОВ, чувство гордости за народ-победитель.
Демонстрационный материал: фото и слайды родной природы, родного города, военных действий, жителей города военных лет, памятников и обелисков ВОВ;
Оборудование и материалы: компьютер, интерактивный экран, диапроектор, магнитофон, аудиозапись песни «В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова), аудиозапись песни «Пусть всегда будет солнце» (сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского).
СЛАЙД № 1 – ЗАГОЛОВОК
«16 Декабря – день освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков»
Ход беседы:
В. Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа с фашисткой Германии. Память о ней должен сохранять каждый россиянин.
СЛАЙДЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ №2
(на слайде изображены три пейзажных картины с изображением березового леса, лесистой местности, реки, передающие красоту родной природы)
Родина моя! Моя Россия!
Как сказать тебе,что я люблю тебя.
Это море, это небо синее,
Эту жизнь в родном краю,
Эти клёны! Эти тополя...
Родина моя! Моя Россия!
Нет на свете Родины милее, Где в реках стремительные воды
Где других лазурней небеса, Голубеют, словно бирюза,
Солнце ярче, звёзды всех светлее, Где, когда настанет непогода
Где отрадны рощи и леса. Весь народ выходит, как гроза.
В. Россия! Родина! Она, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть, кроме России, всяких хороших государств и земель, но однау человека родная мать, одна у него и Родина. Наша Родина – Россия. Инна её бескрайних просторах, на берегу великой русской реки Волги располагается наш родной город – Тверь.
СЛАЙД «КАРТА РОССИИ» №3
(изображение карты дает представление о том, какая большая наша Родина, а наш город Тверь – часть необъятной страны)
ФОТО «КАРТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ» №4
(на слайде изображен фрагмент карты военных действий, на котором хорошо видно близкое расположение г. Калинина к г. Москве)
В. Наш город находится рядом со столицей нашей Родины – городом Москвой. (Показать по карте, что наш город расположен на пути к Москве.) В далёком 1941 году наш город назывался Калинин. В нём также как сейчас жили люди. Дети ходили в детские сады, школы, взрослые работали.
В. 1941 год. 22 июня. 4 часа утра. В траве серебрятся капельки росы, щебечут птицы. Воскресенье. Зарождается новый день.
СЛАЙД «1941 год 22июня» (с голубем) №5
(на слайде изображен пейзаж летнего утра с летящим белым голубем, символизирующим мирное время)
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля еще спала,казалось.
Кто знал, что междумиром и войной
Всего каких-то пять минутосталось!
(Степан Щипачев «22 июня 1941 года)
СЛАЙД «ВПЕРЕДИ ЧЕТЫРЕ ГОДА ВОЙНЫ» №6
(на слайде фотография военкомата, в военкомате очередь добровольцев, собирающихся на фронт, мужчины разного поколения)
В. Началась страшная, жестокая война. Она унесет миллионы людских жизней: жены потеряют мужей, братья - сестер, сотни тысяч детей останутся сиротами. Враг дошёл и до нашего города. Мужчины, молодые юноши, совсем ещё мальчишки уходили на фронт, на войну, защищать нашу Родину.
СЛАЙД «ПРОВОЖАЛИ НА ВОЙНУ» №6
(на слайде фотографии, как провожают на войну: дед прощается с внуком, мать провожает сына)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая? На пороге едва помаячил
Стали тихими наши дворы. И ушли за солдатом – солдат.
Наши мальчики головы подняли, До свидания, мальчики,
Повзрослели они до поры. Постарайтесь вернуться назад.
(Булат Окуджава)
В. Есть поговорка: «На войне детей не бывает».Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Кто, остался дома в родном городе или родной деревне, должны были работать: на заводах, фермах, в поле растить хлеб.
СЛАЙД «ДЕТИ ВОЙНЫ» №7
(на слайде фотографии с изображением детей военного времени, дети работают на заводе, дети прячутся от бомбежки в подвале)
В письмах на фронт дети рассказывали солдатам, как дома в тылу они стараются им помочь. Долгожданные письма из дома... Как нужны они были бойцам перед трудным боем!
Фото «Военных треугольников. Письмо с фронта» № 8
(на слайде две фотографии писем фронта: сложенное треугольником, развернутое письмо с текстом)
Под мелодию песни «В землянке» воспитатель читает письмо.
«Здравствуй, папа! Давно не получал от тебя писем. Мы по тебе очень скучаем. Каждый день по радио мы слушаем сообщения о событиях на фронте, радуемся каждой маленькой Победе. Мама день и ночь работает на заводе. Бабушка Маша вяжет варежки и носки для солдат. На прошлой неделе мы с ребятами и нашей учительницей собирали посылки для бойцов: мыло, карандаши. Девочки шили кисеты для табака. Мы тебя очень любим и ждем. Возвращайся скорее с победой! Твой сын».
В. Трудно было завоевать победу.
СЛАЙД «ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
№9 – фотографии военных действий: артиллеристы, разведчики в маскировочных халатах, отряд солдат, переходящих реку в брод, оборона города
№10 – фотография боя за Калинин: пехотинцы подтаскивают к окопу пулемет
№11 – фотография боя за Калинин: возле разрушенного блиндажа два пулеметчика ведут бой
№12 – репродукции военных действий, оборона города, фотография легендарных «Катюш»
Было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сраженьепод Москвой,
В котором мы врагусказали грозно: «Стой!»
В. Это первое большое сражение под Москвой проходило на территории нашей области и нашего города, тогда ещё Калинина. Особенно ожесточённые бои в октябре – декабре 1941 года проходили в районе нашего города. Бои велись на окраинах города, на улицах города. У немцев было больше солдат, танков, пушек, автоматов и пулемётов. Наступление сухопутных войск поддерживала авиация – самолёты. Но наши солдаты не сдавались, не отступали назад. Оборонительные бои наших войск в районе Калинина продолжались более 50 суток. Опасаясь окружения, гитлеровцы стали быстро отступать. При отходе они взорвали мосты через Волгу и подожгли большое количество зданий в городе и окрестностях.
Слайд № 13
( солдаты водружают знамя в центре освобожденного города, сейчас здание администрации)
Слайд №14
( жители города собирают указатели улиц на немецком языке)
В. 16 декабря 1941 года бои на территории нашего города были завершены. Враг был остановлен. Немцы отступали. Путь к Москве был закрыт. Город был полностью освобождён.
Слайд № 15
(на слайде фотография разрушенного боями города, на улицах города солдаты, мирные жители разбирают завалы)
Слайд №16
(на слайде фотография артиллеристы увозят с площади пушку)
Слайд № 17
(на слайдефотография танка, проехавшего первым через весь город)
В. Поколению победителей пришлось не только участвовать в боях за город, но и восстанавливать его после освобождения. Заново строились школы, магазины, жилые дома, восстанавливались заводы, фабрики, мосты через Волгу.
Слайд № 18
(фотография мирных жителей, в основном женщины и дети, радующихся освобождению города)
Слайд № 19
(жители города встретили на улице солдата, разговаривают с ним)
В. Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая Родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безвестными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к обелискам, называя улицы именами героев.
Рукой касаюсь мрамора могильных плит.
Здесь спят в боях погибшие солдаты,
Но наша память никогда не спит.
Никто не заставлял, они шли сами,
Хотя имели жизнь всего одну,
Но покидали мать, детей, жену,
Чтоб мы под мирным небом жили с вами.
Слайд № 20
(Артиллерийская пушка, установлена на въезде в город)
Слайд № 21
(Обелиск Победы с зажженным огнем)
Слайд № 22
(монумент на Смоленском захоронении)
В. Скольким детямвозвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!
(Г. Рублев «Памятник» отрывок)
В. Ребята, как вы думаете, какое слово самое главное на Земле?
Мир — это главное словона свете.
Мир нуженнашей планете!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!
Мир нужен всем!
Мир! Мир! Мир! (Хором.)
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "16 декабря - день освобождения города Калинина от немецко-фашистскихзахватчиков"
Данный опыт работы представлен старшим воспитателем МОУ СОШ № 37 (детского сада № 123) Хорьковой Ю.А. в системе работы по нравственно-патриотическому ...
Интерактивные игры для детей дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОУ с использованием интерактивной доски SmartNotebook
В материале размещены интерактивные игры по применению с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности: Помоги Незнайке разложить фрукты и овощи ; Соедини по точкам; Что лишнее?...
"Воронеж - город воинской славы". 25 января – День освобождения города Воронежа от немецко-фашистских войск. История и судьбы.
Материал для родителей....
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Мой Любимый Город" с использованием интерактивной доски
Цель: способствовать формированию связной речи, продолжать воспитывать патриотическое чувство у детей.ЗАДАЧИобразовательной программы 1. Расширять знания детей о род...
Сценарий посвященной 76-годовщине освобождения г. Воронежа от немецко-фашистских захватчиков «25 января День освобождения города Воронежа» Подготовительная группа
Во время ВОВ Воронежу приходилось очень тяжело. Фашисты захватили правый берег Воронежа. Наш город невозможно было узнать: его постоянно бомбили самолеты противника, обстреливали из пушек и минометов....
Мастер- класс для педагогов по работе с интерактивной доской «Использование интерактивной доски в дошкольном учреждении»
Мастер- класс для педагогов по работе с интерактивной доской «Использование интерактивной доски в дошкольном учреждении»...
Занятие по конструированию в подготовительной группе с использованием интерактивной доски «Строим город мечты»
Занятие по конструированию в подготовительной группе«Строим город мечты»...