Конспект ООД по речевому развитию "Янаул"
план-конспект занятия (старшая группа)

Мугалимова Ирина Вячеславовна

Конспект ООД по речевому развитию "Янаул"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Воспитывать у детей любовь к малой родине.

Задачи образовательные: Расширять и обобщать знания и представления детей о своей стране, о своем городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах;

Задачи развивающие:

* продолжать развивать речь и мышление детей, активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление, воображение;

* развивать стремление изучать свой родной край;

Задачи воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, интерес и любовь к малой родине; воспитывать бережное отношение к истории родного города, чувство уважения к тем, кто прославил его.


Предварительная работа: Экскурсии детей по городу:  в парк, на речку Янаулка; чтение художественной литературы В. Степанов «Моя родина – Россия», З. Александровой; беседы с детьми о родном городе и людях, прославивших его. Рисование «Моя улица», аппликация «Город мой» (коллективная работа). Чтение стихов о родном городе, произведений местных поэтов и писателей.

Материал: Слайдовая презентация с изображением улиц и достопримечательностей города, герб и символы родного города , листы бумаги, кисти, краски, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель – Скажите, кто из вас знает, как называется наша страна?

Дети - Россия

Воспитатель - правильно, Россия, а как называются люди, населяющие эту страну?

Дети - Россияне!

Воспитатель - Наша страна – большая и красивая страна.  Я предлагаю вам убедиться в этом ещё раз, посмотрев слайды с изображением нашей страны, а за одно и поиграть. Игра называется «Моя Родина» (воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя»).

Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега?

Отвечайте без запинки –

(Это Родина моя!). 

Горы снежные вершины

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

(Это Родина моя!). 

Где поля и степь без края,

На цветах блестит роса.  

Песни птиц, жужжанье шмеля?

(Это Родина моя!) 

Лес, как царство Берендея,  

В нем живут медведь, лиса.  

А в тайге есть даже тигры.

(Это Родина моя!). 

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега.  

А на юге—море, солнце.

(Это Родина моя!). 

Где город города прекрасней

А всех важней из них Москва.

Цвет флага – Белый, синий, красный,

(Это Родина моя!). 

На этой большой планете,

В огромной такой стране,

Есть город один на свете,

Который так дорог мне.

У каждого из нас есть своя малая родина - тот уголок, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом. Словом, малая Родина у каждого своя! Мы живем в красивом городе Янаул. Сначала это было маленькое поселение всего-то 30 домов. С башкирского название нашего города переводится как новая деревня.

Послушайте стихотворение Саляховой Энже

                               «Янаул -наш дом!»

Янаул, мой Янаул!

Я так тебя люблю хоть ты и невелик.

Хоть нет тут небоскребов и метро,

Зато здесь все родное все мое!

Я люблю, тебя мой Янаул,

А как же быть иначе

Ведь родилась здесь я и расту!

А что же будет дальше!

А будет много здесь цветов,

Березок и сирени!

Ведь будем мы трудиться все

Дружно и без лени!

Воспитатель :Я предлагаю вам вспомнить гимн Янаула .

(Прослушивание гимна.)

А теперь я хочу вас познакомить с гербом нашего города.

(Воспитатель показывает герб Янаула)

Для России наш город–частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”. (СЛАЙД)

Актуализация опорных знаний

-О какой малой родине говорится в стихотворении?

-Как называется наша малая родина?

-Как называется наша большая Родина? ( Россия)

-Назовите столицу нашей Родины (СЛАЙД)


- А как называется республика в котором мы живем? (Башкортостан)

- Назовите столицу Башкортостана. (СЛАЙД)

-Прочитаете слова хором Родина-родина

- Что общего и чем отличаются слова? ( Родина родина) (СЛАЙД)

-Вывод: Да ребята Россию мы называем Родиной - это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая родина. (СЛАЙД)

- А как вы думаете, что такое малая родина? (высказывания ребят)

Вывод: Малая Родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями. (Родина-Россия.

родина-Янаул) (СЛАЙД)



- Ребята у каждого государства есть свои знаки отличия.


И сейчас вы их сами назовете.
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ... (Флаг)

-В стихотворении прозвучало слово стяг - что это? ( флаг по-другому стяг) (СЛАЙД)

- Отгадайте вторую загадку.

Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава. (ГИМН)

-Как слушают гимн ? Давайте прослушаем отрывок из гимна.

Звучит гимн РБ(СЛАЙД пустой с гимном)
- Отгадайте третью загадку

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У государства он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)

-Как назвать герб, гимн и флаг одним словом? (символы)(СЛАЙД)

-Кому принадлежат эти флаги? ( РФ и РБ) (СЛАЙД)

-Что обозначают цвета флага РФ? 
Белый цвет – символ мира, чистоты, правды.

Синий цвет символизирует веру и верность.

Красный – энергию, силу, любовь к Отечеству.

-Что обозначают цвета флага РБ?

-А когда и где можно увидеть государственный флаг? (во время праздников, на спортивных соревнованиях, на зданиях государственных учреждений…)

- Флаг – национальная святыня. Мы должны относиться к нему с уважением, гордиться им. Это флаг РФ, это РБ.

-А как вы думаете, у нашего Янаульского района есть свои символы?

-Сейчас проверим кто из вас самый внимательный.

-Где вы видели этот флаг? ( Флаг Янаульского р-на) (СЛАЙД)

-Что вы знаете о нём?

-О чем будем говорить на занятии?
- И сегодня продолжим разговор о нашей малой родине и её символах.

-Важно ли это знать?

-Где пригодятся знания?

Стихотворение

Устав от дальних странствий и дорог,

Я возвращаюсь в райский уголок.

Мой милый заповедный край,

Где вдоль дорог березы, и поет курай.


Взгляните на карту Башкортостана. На самом севере расположен Янаульский район с центром – городом Янаулом. Когда-то народный поэт Башкортостана Мустай Карим назвал Янаул северными воротами Башкортостана. И был прав – Янаул связывает республику с Пермским краем, Республикой Удмуртия. Являясь узловой станцией на Горьковской железной дороге, город принимает приезжих и гостей с разных уголков России

-Гости нашего города могут увидеть флаг, герб Янаульского района. (СЛАЙД)

-Каждый знак на гербе имеет своё значение. Давайте рассмотрим(СЛАЙД)

-На какую геометрическую фигуру похож герб Янау́льского района? (из зеленого квадрата и черной полосы с заострением внизу)

-Что обозначает зеленый цвет?

Зелёный цвет флага — это цвет изобилия, плодородия, цвет самой живой природы. Это и символ лесных богатств района, где всегда добывали пушнину, ценнейший мед, собирали ягоды и плоды, заготавливали древесину, сплавляя по реке Каме и её притокам. Также зелёный цвет на флаге призывает сохранить природные богатства для будущих поколений.

-Какая геометрическая фигура по середине герба? (белый квадрат)

-Как вы думаете, что символизирует квадрат?

(Взрослые посчитали, что белый ромб на зелёном поле символизирует распахнутые ворота, означающие дружелюбие и гостеприимство янаульцев, их готовность жить в мире и согласии со всеми народами. Янаульский район является «северными воротами» Республики Башкортостан. Его облик напоминает всю республику с её бескрайними хлебными полями, водными просторами и богатыми недрами.)

-Какое животное изображено в центре? (в русском языке слова лошадь не было, лошадь от татарского слова «АЛАША», в народной речи и сейчас есть слово

« ЛОША». Слово лошадь использовали для рабочих лошадей, а военных называли «КОНЬ». На гербе изображен конь.)

-Как вы предполагаете, что символизирует вздыбленный конь?

(белый с золотыми гривой, хвостом и копытами вздыбленный конь с золотыми гривой и хвостом означают мощь и устремлённость вперёд. Янаульцы никогда не довольствуются достигнутым, каждое поколение стремится вписать новые яркие страницы в славную летопись района. Конь как ничто другое символизирует связь поколений, ибо он испокон веков является одним из основ жизненного уклада башкир и других народов, непременным атрибутом их быта. Конь также символизирует силу жизни, великодушие, мужество и трудолюбие.)


- На что похожи фигуры расположенные в углах герба?

( А взрослые решили, что жёлтые зёрна символизируют преемственность поколений и являются символом богатства и знатности, традиционное занятие земледелием.)

-Сколько их? (4)

- Какое направление? (2-вверх, 2- вниз)


Стихотворение

Как прежде, добр и светел мой народ,

И в трудный час никто не подведет.

Здесь хлебороб и стар и млад

И каждый житель урожаю рад.

-Сравните герб и флаг. Что заметили?

Вывод: Флаг Янау́льского района — официальный символ Янаульского муниципального района Республики Башкортостан Российской Федерации. Флаг утверждён 13 июля 2006 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 3236, а также в Государственный регистр символики Республики Башкортостан под номером 027.

Флаг создан на основе герба района.

-А форма одинаковая?

-Какой геометрической формы?


Ещё один символ Янаульского района - гимн

Музыку написал-Явдат Хакимов

Автор слов - Каусария Шафикова,

Перевод на русский язык Наджия Замбиновна Гареева

-Как исполняется гимн? (люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы)
-
 Прослушаем 1 куплет

Стихотворение 

Всё так же колосятся хлебные поля,

Нам о любви своей как будто говоря.

Пшеницы золотом покрытая земля,

Мой Янаул, ты родина моя!


-Назовите государственные символы Янаульского района.

Анализ образца

-Сейчас мы сделаем флаг Янаульского района.

-Из какого материала сделаны детали?

-Из каких деталей состоит? (прямоугольник, изображение коня, ромб,4 зерна)

-Какую форму имеет флаг? (прямоугольник)

-Как соединяются детали между собой? (неподвижно)

-С помощью чего? (клея)

Предварительное планирование

-С чего начнете работу? (с зеленого прямоугольника)

-1шаг-Это основа флага.

-2шаг-белый квадрат, расположен как ромб- на угол

-3шаг - на белый квадрат наклеить зеленый квадрат

-4 шаг - Конь у вас готовая деталь. Вам необходимо намазать клеем и приклеить в центре ромба.

-5шаг-приклеить зёрна

ТБ при работе с инструментами.

-Какими инструментами будете пользоваться при работе?

-Какие правила при работе с клеем должны помнить и соблюдать?

Вот ещё несколько правил рабочего человека

-работа должна быть аккуратная, чтобы приносила радость

-Вы должны работать дружно, помогать друг другу, слушать соседей

-работать быстро, спокойно, не спеша, не отвлекаться

Практическая работ

-Кто выполнил?

Выставка работ

Итог

- На следующем занятии каждый из вас сделает флаг нашего района в свои альбом, где у вас есть флаг РБ и РФ

-Что нового узнали на занятии?

-О каком гербе и флаге говорили?

-Что узнали о гербе и флаге? (одинаковые)

Рефлексия

-Кто сможет рассказать родителям о символах нашего района поднимите зеленый кружок.

-А кто не сможет не переживайте на следующем занятии продолжим говорить о государственных символах

-А сейчас я хочу ,что бы вы рассказали почему вы любите наш Янаул, про ваши любимые места в городе, что вам нравится .




       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...