проект "Мой город родной"
проект

Колосова Екатерина Валерьевна

Смоленск

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_smolensk.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  детский сад «Золотая Рыбка»

Выполнила:

Колосова Е.В.

Печерск 2017 г.

Название проекта:  

«Мой город родной»

Тема проекта

 Формирование духовно-нравственного отношения к родному городу.

Проблемное поле проекта:

            Большое значение для познавательного, социально - личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

          Следовательно, считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

– определение темы, постановка цели и задачи;

– определение методов и приёмов работы;

– подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

– подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

– подбор материала для творческого труда;

– составление перспективного плана.

Цель:

Приобщать детей к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

Формировать представления детей об историческом, культурном, географическом своеобразии родного региона.

Реализовать потребность детей в бережном отношении к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

Планируемые результаты:

Личностные качества :

  • Проявляет устойчивый интерес к истории и традициям родного города;
  • Способен самостоятельно сообщить информацию о месте проживания;
  • Способен любоваться природой родного края, бережно относиться к ней;

Интеллектуальные качества :

  • Способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
  • способен разработать план действий по созданию продукта (рисунка), составить описательный рассказ о родном городе;
  • демонстрирует понимание  своей нации, русской культуры, языка, традиций.

Знает столицу нашей Родины, флаг, герб.

  • Знает герб своего города

Физические качества :

  • способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).

Вид проекта – информационный, творческий

Интеграция образовательных областей, например Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство); социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.

 План реализации проекта:

  1. ОД на тему: "Смоленск - мой родной город"
  2. Чтение произведений Смоленских авторов (стихи, сказки)
  3. Беседа «Как мы бережем город», «Наша улица».
  4. Дидактические игры «Букет красивых слов».
  5. Подвижные игры « Кувшинчик», «Теремки»
  6. Рисунок «Любимый город».
  7. Создание фотоколлажа «Смоленск- город герой».
  8. Оформление выставки «Смоленск мой город родной».

Конспект тематического занятия  на тему: "Смоленск - мой родной город"

Цель: закрепить представления о родном городе.

Оборудование: картинки и фотографии с изображениями города  Смоленска.

Ход занятия:

Воспитатель: здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались в музыкальном зале, чтобы поговорить о замечательном празднике, который мы отмечаем 25 сентября - это праздник "День города" Смоленска, а  также это еще и "День освобождения города Смоленска от фашистских захватчиков". Ребята, а как вы думаете, у городов есть возраст? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, конечно есть, нашему любимому городу 1154 года. А как вы думаете, это много или мало? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, а как называют людей - жителей нашего города? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята. а кто знает на какой реке расположен город Смоленск? (ответы детей)

И почему наш город так называется? (ответы)

Сегодня мы  с вами узнаем, почему наш город называется Смоленск, когда и как он возник?

Для этого мы немного попутешествуем, готовы? (ответы детей)

давным-давно в стране, где мы живем, не было богатых городов, ни каменных домов, ни даже больших деревень. и жил тогда народ, от которого мы происходим. народ этот звали славянами. "И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились". И вот возле реки Днепр поселились кривичи - наши предки. И главным их городом стал Смоленск.

Смоленск - один из самых древних городов Руси. Он старше Москвы, ровесник Киева. В те далекие времена люди вели записи, летописи, в которых тщательно записывали все, что происходило в их городе и других городах. Так вот в одной летописи было найдено такое упоминание "Однажды плыли по реке Днепр расписные ладьи, а в них находились князья Аскольд и Дир со своими дружинниками. Увидели они, что на берегу Днепра расположился красивый и большой город, который носит название Смоленск. И сказали они, что город тот был красив и мног людьми".

- Как вы это понимаете? (ответы детей)

да, был он большим по размеру, и в нем было много жителей. такое упоминание о нашем городе нашли в 863 году и с этого момента считается возраст Смоленска.

- А почему Смоленск называется Смоленском?

Сейчас вы все поймете! Наш город находился в очень удобном месте. Рядом протекала большая и полноводная река Днепр, а также не далеко располагалась еще одна река Двина, вокруг было много лесов, озер, земля была плодородной и давала богатый урожай. По этим двум рекам плавали торговые корабли. Эти корабли везли со всего света множество товаров. Смоленск был первым русским городом, в котором они приплывали, т.к. находился на западной границе Русского государства. Так вот, именно здесь купцы и другие путешественники -мореплаватели ремонтировали, "смолили" свои лодки. Ведь раньше лодки и большие корабли строились из дерева, а чтобы дерево не размокало и не гнило от долгого нахождения в воде его проконопачивали смолой - смолили. А именно у нас было развито такое искусство. Считают, что именно поэтому город получил такое название - Смоленск.

Смоленск, в те времена был, как мы уже говорили, большим и довольно сильно укрепленным городом. Он стоял на высоком берегу Днепра на семи холмах, основная его часть была обнесена довольно надежной крепостью за стенами крепости находились дома богатых и знатных людей, различные мастерские, больницы, магазины, церковные постройки и многое другое без чего нельзя обойтись городу. А с  другой стороны жили простые горожане и крестьяне. В случае нападения врагов они прятались за стенами крепости и помогали отбить неприятелей.

Вначале наш город хоть и был очень велик, но был построен из дерева, т.е. все дома и постройки были деревянные, и конечно невысокие. Лишь немногие дома были каменными, дома купцов. И сама крепость, окружавшая город, была деревянной. Часто после сражений или пожаров, которые были не редкостью, стены крепости приходилось ремонтировать или даже возводить заново. Только много позже была построена каменная крепостная стена. Вокруг города было много озер, рек, лесов и полей.

Воспитатель: Как вы думаете, чем занимались наши предки, те люди, которые жили на Смоленской земле в древние времена? (ответы детей)

Правильно, наши предки занимались многими ремеслами, а также земледелием, скотоводством. Они выращивали на полях овес, пшеницу, лен, ячмень. Разводили коров, овец, свиней.

Для домашних животных косили траву и сушили сено. Леса окружали наш город повсюду. Густые и непроходимые. В них водилось много зверей - медведи, лоси, кабаны, лисы, волки, бобры и многие другие. Охота занимала важное место в жизни горожан. Множество озер и рек давало развитию рыболовства. реки играли важную роль в жизни людей нашего города. Они защищали от врагов, давали рыбу и воду для приготовления пищи. По рекам можно было путешествовать на лодках и вести торговлю - реки являлись главными дорогами.

Воспитатель:

 Смоленщина, земля родная!

Красив осенний твой наряд!

Свой ратный подвиг отмечая,

Гордимся доблестью наград!

"Ключ-город", "бриллиантовая столица России", "город-герой", "ожерелье государства российского", "город русской Славы" - это все названия нашего города - Смоленска. Когда рассказывают о Смоленске, говорят об истории всей России, потому что именно в Смоленске часто скрещивались пути и судьбы нашего Отечества.

Воспитатель: Ребята, пришло время прогулки по улицам нашего города.

Физкультминутка

"Мы по улицам гуляем"

Мы по улицам гуляем

(Шагаем на месте)

Сами вывески читаем.

(наклоны голов влево-вправо)

Это "эс", а это "ка",

(Повороты туловища влево-вправо)

"Ж" похожа на жука.

(Хлопок руками спереди-сзади)

Вот четыре буквы:

"Воды"

(4 хлопка в ладоши)

Вот еще четыре:

"Моды".

(4 хлопка в ладоши)

"Воды" - "Моды" -"Лимонад"!

(Приседания)

мы читаем все подряд.

(Хлопок руками спереди-сзади)

Вот блестит белее снега,

(Наклоны туловища влево-вправо)

Слово горькое: аптека.

(Наклоны туловища влево-вправо)

Рядом сладкие слова.

(Прыжки на месте)

Фрукты. Пряники. Халва.

(Шагаем на месте).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Ребята, гуляя по нашему городу пешком можно познакомиться с его основными достопримечательностями. Две самых известных и главных из них стоит обязательно посетить - это Смоленский Успенский собор и Смоленская Крепостная стена. Эти сооружения уникальны, их самобытность заключается не только в архитектурных особенностях и героической истории, но и в том, какую роль они играли и продолжают играть в судьбе нашего города.

Ребята, а вы когда-нибудь бывали в Успенском соборе и Крепостной стене? (ответы детей)

Успенский собор - находится на высокой горе (холме) и виден практически с любой точки города. величественное строение с отливающим золотом куполами возвышается над путниками, поднимающимися по ведущим в храм степеням. тысячи свечей, пение хора - собор торжественен и прекрасен всегда, но особенно во время службы.

Смоленская крепостная стена - это символ города. Она кольцом описывает центр города. Башни и прясла можно осмотреть не далеко от главной площади, а можно пройтись по холмам у Днепра.

Дидактическая игра "Букет красивых слов"

Каждый ребенок говорит, какой Смоленск у него на открытке и почему Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали. (Собраны: наш, мой город, город Смоленск-праздничный, солнечный, зимний, ночной, спортивный, культурный, духовный, древний, красивый)

Воспитатель: Ребята, а я уже говорила, что наш город называют ключом - городом, а почему? (ответы детей)

Воспитатель: Да, он действительно не раз защищал столицу - Москву, стоя на пути у врагов. Этот факт не мог не отразится в творчестве наших поэтов-земляков.

Стоит как будто неприметный

Обычный город на холмах,

Поэтами не раз воспетый,

Смоленск, прославленный в веках.

 

Блеск златоглавых куполов

И стен жемчужных ожерелье,

И благовест колоколов -

Времён древнейших украшенье..( Чумаченко Л.)

Воспитатель:

Я счастлив тем невыразимо,

Что здесь в Смоленске жил и рос,

Смоленщина! Какое имя!

В нем свет зарниц и вспышки роз!

Звезда гагаринской ракеты

Сиянье древнее луны...

Смоленщина! В ней столько света

Мы с детства им озарены! (Н. Кеженов)

        Ребята, а теперь представьте, что мы находимся на параде, на главной площади  города. Становитесь все друг за другом и дружным маршем и флажками поприветствуем праздник "Славься из оперы "Жизнь за царя" М. Глинка.

Воспитатель:  Вот и подошло к концу наше путешествие. Я очень надеюсь, что вы узнали сегодня много нового и интересного о нашем любимом городе. Что вы запомните это и пронесете любовь и уважение к своему городу через всю свою жизнь. Понравилось ли вам наше путешествие? (ответы детей) Что вы узнали нового? Что сегодня вы сможете рассказать своим мамам и папам (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Город родной,город-герой"!!(проект)

ГОРОД РОДНОЙ, ГОРОД – ГЕРОЙ.(Проект)               Выполнила воспитатель ГБДОУ № 97 Калининского района  С Петербур...

Среднесросный проект "Город любимый , город родной "для детей старшей группы

Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях . Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей . Учить обобщать пройденный материал . Воспи...

Проект "Родной город, родной край"

Цель: углубить патриотическое чувство, помочь растущему поколению открывать Родину в том, что ему близко и дорого; расширить круг представлений о родном городе и крае , дать о них некоторые доступные ...

Перспективно-тематический план по ознакомлению детей 4-7 лет с родным городом «Город родной – Курск» МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Курска

План мероприятий по ознакомлению дошкольников 4 – 7 лет с родным городоммузыкального руководителя Машошиной Г.А. Цель:  Воспитывать  творческую  личность,  знающую  свою...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

Консультация для родителей "Научите детей любить родной город, родной край!"

              Научите детей любить родной город, родной край!Очень притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства.Задумайтесь, почему, д...