Проект «Знакомство с русскими календарными праздниками "
проект (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_pechat.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкара
Проект
«Знакомство
с русскими календарными праздниками "
Исполнитель проекта:
Гошко Наталья Александровна,
воспитатель
Сыктывкар, 2018
Участники проекта:
- воспитатели
- дети подготовительной группы
- музыкальный руководитель
- родители
Вид проекта:
- информационно-творческий
- коллективный
- краткосрочный
Срок реализации проекта: октябрь – апрель
Актуальность:
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
Детство - это то время, когда возможно подлинное, искреннее пробуждение в истоки национальной культуры, к русским корням. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В праздничных обрядах закрепляется социальное поведение, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, мотивирует на творчество.
Постановка проблемы: наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.
Цель проекта: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи проекта:
Для детей
- образовательные:
- познакомить с традициями русского народа, культурой, искусством, с русскими календарными праздниками «Капустница», «Рождественские святки», «Масленица», «Вербное воскресение», «Пасха».
- закреплять понятие о видах и жанрах устного народного творчества.
- развивающие:
- развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно - танцевальном творчестве русского народа;
- обогащать словарный запас детей типично русскими словами и выражениями;
- формировать у детей умение рассуждать, делать умозаключения;
- развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия и художественное творчество.
- воспитательные:
- воспитывать культуру отношения к другому и самому себе;
- развивать интерес к русским народным праздникам, особенностям русского характера (желание быть добрым, трудолюбивым, радушным, гостеприимным и заботливым хозяином);
- формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.
Для педагогов:
- обобщить и распространить накопленный педагогический опыт по теме «Народное творчество, традиции, природа, как средство формирования культурного развития детей»;
- проявить свою творческую инициативу в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач совместно с воспитанниками и их родителями.
Для родителей:
- найти новые подходы к взаимодействию детского сада и семьи во время совместной работы над проектом;
- активизировать участие родителей в жизни детского сада;
- повысить уровень педагогических знаний родителей;
- приумножить интерес родителей к русской народной культуре, традициям, природе;
- стимулировать родителей к поиску оптимального стиля общения с ребенком
- укрепить авторитет педагогов в семье, а родителей – в детском саду.
Этапы реализации:
1. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора
- Определение цели и задач проекта
- Составление плана совместной работы с детьми, родителями, музыкальным руководителем.
- Разработка конспектов.
- Создать развивающую среду: наглядно - дидактические пособия, демонстрационный материал, подбор литературы, народные игры.
- Подбор песен, музыкальных игр, связанных с тематикой проекта.
- Оформление папок – передвижек, консультаций для родителей по теме проекта.
- Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
- Анкетирование родителей.
- Создание уголка русской горницы.
2. Основной
- Цикл познавательных занятий
- Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей
- Мультимедийные презентации по теме проекта: «Как жили люди на Руси», «Русская горница», «Быт наших предков»
3. Заключительный
- анализ и обобщение результатов, полученных в результате познавательной деятельности детей
- выставка детских работ
- открытое мероприятие «Капустница», «Рождественские святки», «Масленица», «Вербное воскресение», «Пасха»
- презентация проекта на педагогическом совете.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей на основе приобщения к русским народным праздникам;
- сформированное чувство гордости за русский народ;
- созданная мотивация к активному участию в преобразовании родной страны в будущем.
Для педагогов:
- самореализация, повышение своего творческого потенциала;
- повышение компетентности в использовании в образовательной работе с детьми современных педагогических технологий (проектной деятельности, ИКТ).
Для родителей:
- создание атмосферы взаимопонимания и доверия между родителями, педагогами, детьми;
- повышение компетентности родителей по теме «Русские календарные праздники»;
- повышение авторитета детского сада в глазах родителей.
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации проекта достигнуты определённые результаты:
- создана предметно - развивающая зона русской культуры в виде "Уголок русской избы", в котором собраны предметы быта
- сформированы знания и интерес к истории календарных праздников русского народа
- создан интерес к устному народному творчеству
- установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности при организации и проведении совместных праздников и развлечений
Методы реализации проекта:
1.Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми)
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр
- наблюдения
- чтение педагогом художественной литературы
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
- экскурсии, целевые прогулки
2.Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем
- загадывание и отгадывание загадок
- рассматривание наглядного материала
- рассказы детей о своих впечатлениях
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией
- ответы на вопросы педагога, детей
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.)
- сообщения дополнительного материала воспитателем
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок
- разбор житейских ситуаций
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
3.Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация
- проведение игр: со строительным материалом, дидактических, подвижных, малоподвижных
- организация постановки театральных представлений, развлечений
- проведение экскурсий в библиотеку, музей
- организация вечеров с родителями
- изготовление с детьми наглядных пособий
- организация продуктивной деятельности
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООД | Совместная деятельность | Беседы | |
Центр познавательного развития | «В гостях у Осени» «Собран с поля урожай» «Русские обычай, традиции и народное творчество» «Как на Руси весну встречали» Разучивание пословиц, поговорок, загадок, потешек, закличек «Быт наших предков» | Создание «Уголка русской избы» Наблюдение за изменениями в природе Изготовление игрушек для рождественской ёлки Слушание святочных песнопений в записи | «Что нам осень принесла» «Русская народная кухня» «Рождественские святки» «Как строили дом на Руси» «Что за праздник Масленица?» «Почему мы красим яйца» Рассматривание и обсуждение картин Б. И. Кустодиева «Масленица», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», А. А. Соловьева «Тройка». |
Русские народные игры | Дидактические игры | Сюжетные игры | |
Центр игровой деятельности | «Ручеёк» «Пятнашки» «Салки-догонялки» «Солнышко-вёдрышко» «Ты по кругу пройди, себе друга найди» «Собирайся народ в хоровод» «Гори – гори ясно» «Как на тоненький ледок» «Колпачок» «Змейка» Игры - соревнования | «Узнай дерево» «Варежки» «Составь узор для пасхального яичка» «Лото» «Подбери мебель для избы» «Собери посуду» «Найди отличия» «Почему так говорят» «Чей сувенир?» «Собери матрешку» | «Собираем урожай» «Встречаем Рождество» «Пасхальный подарок» «Печём куличи» «В гости к Бабушке – Забавушке» |
рисование | аппликация | лепка | |
Центр художественной деятельности | «Золотая осень» "Народная праздничная одежда" «Рождественская ёлка» «Пасхальное яйцо» | «Матрёшка» «Ёлочка красавица детям очень нравится» «Салфетка» «Украсим платочек для матрёшки» «Пасхальное яйцо» | «Овощи с грядки» «Пасха – цыплёнок и яйцо» Лепка из соленого теста дымковской игрушки. |
Совместная деятельность | Развлечения | Театральные представления | |
Центр музыкального развития | Разучивание попевок, закличек, хороводов, частушек Игры на шумовых народных инструментах | «Капустница» «Зимние святки» «Масленица» « Богатырские забавы» | «Вербный базар» «Пасхальное яичко» |
Материалы и оборудование
Познавательно-речевой центр развития | Социально-личностный центр развития |
ПОЗНАНИЕ: Демонстрационный материал «Народы мира»; настольно-печатные игры «Ремесла Руси», «Народные промыслы», предметные картинки «Традиционный костюм в культуре народов России»; художественная литература – рус. нар. сказки «Садко», «Василиса Прекрасная», «Иван царевич и Серый Волк», «Мужик и медведь»; нанайская народная сказка «Айога»; скороговорки, пословицы, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, былины; диски с записями рус. нар. мелодий и песен; музыкальные инструменты; презентации «Как жили люди на Руси», «Русская горница», «Быт наших предков» КОММУНИКАЦИЯ: Картины В.М. Васнецова «Богатыри», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»; иллюстрации с изображением музыкальных инструментов; | СОЦИАЛИЗАЦИЯ: Материал для изготовления женских украшений (бусы, браслеты), кулонов, украшений для кукол, амулетов. ТРУД: Материал для изготовления фартуков для работы на грядках, плетение ковриков. БЕЗОПАСНОСТЬ: Игра-лото «Ремесла Руси». |
Художественно-эстетический центр развития | Центр физического развития |
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ: Иллюстрации с изображением русской избы, чума; картинки с изображением музыкальных инструментов ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Бумага; цветные карандаши; гуашь; кисточки; фломастеры; восковые мелки; ватман АППЛИКАЦИЯ: Цветная бумага; картон; ножницы; клей; кисточки; клеенки; салфетки | Материал для изготовления инвентаря к народным подвижным играм. |
Работа с родителями:
- пополнение уголка ряженья;
- помощь в изготовлении уголка «Русской избы»;
- папки – передвижки; печатные консультации по темам «Осень», «Зима», «Весна».
- участие в выставке «Чудеса огорода»
- изготовление фотоколлажа;
- участие в развлечениях и театральных представлениях;
- консультации для родителей «Подготовка детей к русским посиделкам», «Советы для родителей, что нужно к посиделкам»
- выставки детских работ по аппликации, рисованию, лепке.
Используемая литература:
- О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.
- М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.
- И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.
- Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Масленица русский народный праздник»
Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой? Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культуре. Маслениц...
Творческий проект "Знакомство с русскими календарными праздниками"
Развитие у детей младшего школьного возраста интереса к русской народной культуре...
Проект "Приобщение детей 5-6 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками".
Русские народные праздники не только красмвы и веселы, они наполнены смыслом, духовностью, тематическое содержание к...
Творческий проект «Масленица русский народный праздник»
Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой? Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культу...
Знакомство с русскими календарными праздниками “От осени до весны”
Постановка проблемы:Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужн...
Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...
Проектная деятельность Знакомство с русскими календарными праздниками
Знакомство с русскими календарными праздниками...