Совместная театрализованная деятельность «Обыгрывание казачьего обряда «Проводы в армию» (подготовительной группы)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сценарий для подготовительной группы, обыгрывание казачьего обряда "Проводы казака в армию", целью которого является формирование культурных ценностей, посредством ознакомления детей с казачьими обрядами, обычаями, традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ds_12_bocharnikova_s.v._yakusheva_l.a._stsenariy_provody_v_armiyu_kazachestvo.docx | 279.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 Совместная театрализованная деятельность «Обыгрывание казачьего обряда «Проводы в армию» (подготовительная группа) Подготовили: Якушева Лира Александровна - воспитатель Бочарникова Светлана Васильевна - музыкальный руководитель |
Цель: формирование культурных ценностей, посредством ознакомления детей с казачьими обрядами, обычаями, традициями.
Задачи:
Образовательные:
- дать знания о казачьей культуре;
- ознакомить с традициями обрядов донских казаков;
- познакомить со словами, оборотами речи донских казаков, вышедшими из употребления.
Развивающие:
- способствовать развитию самостоятельной театрализованной деятельности детей;
- вовлечение, воспитанников в активную познавательную деятельность, организация досуга;
- развивать память, речь через разучивание ролей, песен донских казаков;
- развивать физические качества детей посредством танца.
Воспитывающие:
- Воспитание и развитие эстетических, морально- нравственных и духовных качеств, путем приобщения к традиционной культуре казаков.
Приоритетное направление (образовательная область) в соответствии с ФГОС ДО: «Познавательное развитие» (ПР) интегрируется с направлением «Речевое развитие» (РР), «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Методы:
Наглядный: просмотр мультимедийной презентации. Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, использование художественного слова, песенного творчества.
Практический: показ действий, совместные действия воспитателя и ребенка.
Приемы: создание игровой ситуации, смена деятельности.
Индивидуальная работа: в ходе совместной деятельности помогает детям, учитывая индивидуальные особенности детей. Оказывать помощь при затруднении по потребностям.
Оборудование:
Атрибуты казачьей горницы: мебель, утварь, прялка, печь.
Казачьи костюмы, атрибутика (нагайка, портупея, сабли).
Действующие лица: Отец, Мать, бабушка, урядник, призывник, сестра, крестная мать, крестный отец, подружки, друзья.
Предварительная работа:
Тема | Содержание | Цель | Форма проведения |
«Казачья семья» | Рассматривание фотографий казачьих семей. Рассказ детям о роли мужчины – отца, женщины – матери в казачьей семье. Знакомство с казачьим фольклором. Разучивание и исполнение колыбельных песен. | Воспитывать уважительное идоброжелательное от ношение к членам своей семьи. Расширять представления детей о быте казаков. | Совместная и самостоятельная Деятельность. |
Слушание и разучивание казачьих песен, заучивание пословиц. | Расширять представления детей о традициях и обычаях казаков | Совместная деятельность | |
Рассказ о военной жизни казаков, о воспитании мальчиков в казачьей семье, как будущих воинов. | Воспитывать гражданско - патриотические чувства детей, любовь к Родине. | Чтение художественной литературы. |
Предполагаемый результат:
- Дети знают обрядовые действия, обычаи донских казаков;
- Дети знают вышедшие из употребления казачьи слова, обороты речи, понимают их значение (Мабудь, Прощевайте, Управа, Гуртом, Портупея, Застава, Урядник, вчерась, доныне, вострая,навостряй, наказ, теперячи,Разить врага);
- эмоционально откликаются на обыгрывание обряда.
Ход совместной деятельности.
Мотивация: Всех обычаев казачьих не счесть. Сегодня мы собрались с вами на проводы в армию, которые являлись неотъемлемой частью жизни донских казаков. Эта традиция передавалась из поколения в поколение и сохранилась по сей день.
Сейчас я предлагаю вам стать участниками традиционного казачьего обряда «Проводы казака на службу», добро пожаловать.
Звучит казачья народная песня «Провожали казака в армию служить»
1-я казачка:
По станице разговоры:
Скоро казакам на сборы!
2-я казачка:
Кто из молодых ребят
Едет в этот раз в отряд?
3-я казачка:
Да Студеникиных сын – Тимофей!
Ой, пошли к нему, подружка!
Едет в дальнюю станицу,
Надобно нам с ним проститься!
Девочки выходят под музыку песни «Провожали казака в армию служить».
Перед зрителями казачий курень: стол, лавки, сундук, в углу прялка.
За прялкой сидит младшая сестра Тимофея, бабушка сидит на сундуке, вяжет носки, мать собирает на стол, отец с Тимофеем чинят портупею.
Раздается стук в дверь, входит урядник (поклон).
Урядник:
Бог вам в помощь, добрый день!
Это Студеникиных курень?
Мабудь не ждали Вы гостей,
Да серьезных новостей?
Атаман меня прислал,
Да наказ свой передал:
Казаку уже шестнадцать,
Пора службой заниматься!
Завтра двинемся в дорогу,
Собирайтесь понемногу!
До городу Старочеркасску
Ехать степью нам не близко!
Прощевайте я пошел!
Мать:
Может сядете за стол? (с поклоном)
Пообедаем гуртом!
Урядник:
Это как-нибудь потом.
Много дел у нас в Управе.
Ну, до встречи на заставе!
Мать (причитает):
Ой, Тимошечка, сыночек!
Драгоценный голубочек!
Не хочу тебя пускать,
Саблей вострою махать!
Отец (строго):
Полно, мать, уже не птенчик,
А орлом пора взлетать,
Саблей вострою махать!
Сестра (ласково):
Ой, ты, родненький мой братец!
Будет там тебе не сладко!
Потемнеет белый день,
Опустеет наш курень! (обнимает брата)
Бабушка (нарочито сердито):
Ишь, коза, разголосилась!
Ничего ведь не случилось!
(задумчиво, вспоминает)
Я, вон, деда провожала
До Таганрога добежала.
Не велел мне горевать, говорил:«Так надо, мать!»
(вздыхает)
За вольный Дон погиб родной,
За станицу дорогую!
Внучка, вот уже невеста
(вздыхает, открывает сундук)
Тут лежит его папаха,
Как вчерась ее положил,
Жаль, доныне он не дожил!
Вот, внучок, его папаха!
Надевай, не ведай страха!
Дай, тебя благословлю!
(Бабушка берет икону, благословляет, затем обнимает внука и целует)
Дюже я тебя люблю.
Тимофей(обнимает бабушку):
Ты, бабуня, не печалься,
Обо мне не огорчайся!
Ведь сегодня ж не война-
Растит воинов страна!
Раздается стук в дверь, входят крестные отец и мать:
Открывайте, кумовья!
Крестная мать:
Подросли уж сыновья!
Крестный отец:
Сына мы благословляем,
Да наказом наставляем.
Да всегда будь бдительным:
Дюже сну не доверяй,
Саблю чаще навостряй!
Крестный отец с поклоном вручает саблю Тимофею.
С саблей ты казак, Тимошка!
Пред врагами не робей!
Отец:
Тимофею я вручаю
Свою личну портупею!
(надевает на сына портупею)
Вот теперячи – казак!
Что-то застит глаз слеза!
(смахивает слезу, обнимает сына)
Крестная мать:
Рушничок я вышивала,
О Тимофее вспоминала!
В добрый час, тебе,
Не оставит тебя Бог!
(отдает Тимофею рушник)
Тимофей:
Благодарствую на том!
(по очереди кланяется всем)
Поклонюсь перед отцом,
Перед матерью, сестрою,
Перед бабушкой седою.
Честь семьи я соблюду,
Дедушку не подведу!
Раздается стук в дверь в курень вбегают девчата.
Первая:
Отчего, Тимофей, не весел?
Отчего ты нос повесил?
Вторая:
Он за нами заскучал,
Да чуть плакать не начал!
Тимофей(смеется):
Эх, вы, девки - тарахтелки!
Расставляйте-ка тарелки!
Отобедаем гуртом!
Девчата хором:
Да уж это мы смогём!
Третья:
А пока готовим стол,
Мы чего-нибудь споём!
Дети играют казачью песню «Ой на горе то калина».
Раздается стук в дверь, входят хлопцы, друзья Тимофея
Первый:
Кто тут гарно так спевает,
На веселье приглашает?
Второй:
Слышно всем издалека!
Провожают казака!
Тимофей, ты, не журись,
Да домой скорей вернись!
Первый:
Мы тебе кинжал вручаем,
И наказ напоминаем:
Такая доля казака –
Разить врага наверняка!
Второй:
Чтобы дом свой защитить,
Сильным должен быть казак!
Чтоб станицы охранять,
Должен на коне скакать
Лихо, как стрела в полете!
Мальчики исполняют танец «Эх, казачата».
Вбегает маленький казачок обращается к Андрею:
Может, и меня возьмете?
Сестра:
Ты до сборов не дорос,
Маленький остался,
На коня тебя сажать
Урядник отказался!
(Все смеются).
Отец Андрея:
Ну-ка цыц, мне хохотушки!
Вам бы только все игрушки!
Незаметно год пройдет.
И казак наш подрастет!
(гладит по голове маленького казачонка)
Отец (обращается к Тимофею)
Что ж, сынок, сбирайся в путь!
Все, что слышал – не забудь!
На прощание, гуртом,
Песню для тебя споем!
Играют казачью песню«Как за Доном, за рекой», участники инсценировки, фольклорный ансамбль педагогов МБДОУ д/с № 12 «Дончанка»
Заключительная часть
- Дети, что вы узнали сегодня нового? (новый обряд, обычаи казаков….)
- Что вам запомнилось?
- Какие новые слова вы узнали?
- Как вы думаете, что они обозначают?
- А кто из вас знает, каким словом донские казаки одобряют то, что им нравится? (любо)
- А вам, нашим казачатам, понравилось представление? Ответьте как настоящие донские казаки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмическое занятие "Чебурашка идет в армию"(подготовительная группа)
Развивать у детей чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и в речи ритмическую выразительность. Закреплять с детьми названия военных профессий...
Презентация к совместной театрализованной деятельности «Проказы Бабушки-Яги» для детей старшей возрастной группы
Презентация к совместной театрализованной деятельности «Проказы Бабушки-Яги» для детей старшей возрастной группы является мультемидийным оснащением и поможет вам вместе с детьми провести интерес...
Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей.Детский сад №20 группа «Радуга»
Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей. Детский сад №20 группа «Радуга»...
Методическая разработка к занятию: «Мой край родной.» Можно проводить как в подготовительной группе так и в старшей группе.
Цель: Расширять знание детей о родном крае. Воспитывать любовь, чувство привязанности к нему. Учить видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом. Развивать воображение и творчество.Предва...
Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно-речевому развитию на тему: «Как лесные звери проводят зиму» для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Обобщить знания детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования....
Тематическая неделя " Народные обряды и традиции " в подготовительной группе детского сада
В материале отражена образовательная работа с дошкольниками подготовительной группы детского сада, осуществляемая по теме недели "Народные обряды и традиции" по всем образовательным об...
ПРОВОДИМ БЕСЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ПРОВОДИМ БЕСЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...