Государственная символика Республики Бурятия
план-конспект занятия (старшая группа)

Шойжонимаева Сэсэгма Дабасамбуевна

Цель занятия:

формирование представлений о функци­ональном назначении герба и флага;

формирование элементарных представлений о проис­хождении знамен;

воспитание эстетического отношения к цветам россий­ского и бурятского флага и знакомство с их символическим значени­ем.

Занятие проводится в форме беседы: вопросы педагога, обсуждение, подведение итогов, выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennaya_simvolika.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию Республики Бурятия

МБДОУ Детский сад №84 «Снегурочка»

(присмотра и оздоровления) г. Улан-Удэ»

Конспект занятия

«Государственная символика Республики Бурятия»

(старшая группа)

Подготовила:

Учитель бурятского языка

Шойжонимаева  Сэсэгма

Дабасамбуевна

г. Улан-Удэ

Занятие-исследование «Двуглавый орел и всадник»

Цель занятия: формирование представлений о функциональном назначении герба и флага.

Наглядные пособия и материалы: монеты советского периода и современные российские, монеты зарубежных стран, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, гербовая бумага, рисунки с изображением герба России, Бурятии, родного города.

Занятие проводится в форме беседы: вопросы педагога, обсуждение, подведение итогов, выводы.

Ход занятия.

Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои гербы и флаги.

Герб — это отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение — «эмблема», «символ».

Мы можем сказать, что золотой двуглавый орел — эмблема или символ России.

А Государственный герб Бурятии обрамлён кругом – символом вечности из 3-х цветовых полос флага, внутри круга волны Байкала и горы. Вверху герба традиционное соёмбо «луна, солнце, очаг», внизу герба лента хадака – символ гостеприимства с названием Республики на бурятском и русском языках.  Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы, предприниматели, приезжающие из других государств, видят герб — двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе Российской Федерации.

Дети рассматривают современные российские монеты.

Можно задать следующие вопросы: «Что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются?».

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке — копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змея. Педагог предлагает детям сравнить современные рубли и копейки, монетки советского периода и зарубежные, спрашивает: «Чем они похожи, чем отличаются?».

Герб нужен государству, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и для печатей, подтверждающих подлинность важных документов. Кроме гербов стран существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы — отличительные знаки.

С течением времени происходят перемены, страна развивается, изменяется и государственный герб.

В заключение можно предложить детям внимательно рассмотреть и описать герб России, Бурятии и родного города.

Образовательная деятельность

 «Белый, синий, красный»

Цели занятия:

  • формирование элементарных представлений о происхождении знамен;
  • воспитание эстетического отношения к цветам российского и бурятского флага и знакомство с их символическим значением;
  • речевое развитие и обогащение словаря (знамя, стяг, древко, полотнище, навершие).

Наглядные пособия и материалы: рисунки, иллюстрации с изображением старинных и современных знамен, русских и бурятских национальных костюмов. Слайды и репродукции живописных произведений: «Богатыри» В.М. Васнецова, «Александр Невский» П.Д. Корина, исторических полотен A.M. Васнецова и др. Иллюстрации художников-графиков В. Семенова, О. Пархаева и др. Произведения живописи и графики помогут воссоздать колорит исторической эпохи, активизировать внимание детей.

Занятие можно провести в форме путешествия во времени.

Ход занятия.

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, то есть часть войска называлась стягом.

У монголоязычных народов был знаменитый предводитель Чингисхан его родовое знамя было белого цвета – белый цвет считается почетным, священным, на полотнище был изображен серый кречет – благословенная у монголов птица, с знамени привязан пучок хвоста яка – символ силы, 9 кисточек обозначали 9 знатных сподвижников Чингисхана

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие — острожник. Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги, — древко, полотнище и навершие. Чаще всего стяги были ярко-красного или темно-красного цвета — червленые или багряные, как называли эти оттенки красного цвета в старину. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых — «знамения» («священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета — зеленые, желтые, белые, красные. Их украшали богатые узоры. Лики святых, звезды и кресты блестели золотом и серебром. Иногда для полковых знамен использовали сочетание белого, синего и красного.

Когда в России правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо — «Орел». На его борту разместили двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак — флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее Российскому государству.

Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый — Святой Георгий Победоносец, синий — развевающийся плащ всадника, красный — фон, щит герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом.

И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу. Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже — синий небосвод, а под ним — мир людей, красный цвет.

Белый, синий и красный — цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим синее море, белый свет, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в значении «красивый».

Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белой ткани.

Да она шила-вышивала тонко бело полотно. Да тонко бело полотно да бело-бархатное... Она строки строчила красным золотом.

«Строчить строки» или «строчить письмо» означало вышивать. Вышитыми тканями убирали крестьянское жилище. Столы украшали скатерти-столешницы. Кровать застилали простыней с узорчатым краем или прикрепляли к ней широкий подзор. В праздничные дни дом расцвечивали развешанные вдоль стен, на окнах, на божнице самые красивые полотенца. Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду.

I

Под тобой, березонька, Не огонь горит,

Не мак цветет -Красные девушки

В хороводе стоят.

Белый, синий и красный — цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

В Республике Бурятия государственный флаг представлен 3 цветами синим, белым и желтым, которые символизируют небо, чистоту и вечность.

Примерные вопросы, которые можно задать детям в ходе занятия: Как назывались первые флаги? Зачем нужен был стяг? Из каких частей состоит флаг? Как назывался корабль, для которого царь Алексей Михайлович велел изготовить бело-сине-красные флаги? Почему он так назывался? Что означают цвета российского флага? Почему русские крестьяне использовали ткани белого, синего и красного цветов для своей праздничной одежды и для украшения жилища?

Развлечение «Знакомство с символикой Республики Бурятия»

Приходит в гости украинка.

Здравствуйте, дети. Я приехала с Украины к вам в гости, хотела бы узнать о вашей республике, вы не могли бы рассказать о ней, я не знакома с Бурятией.

 - Учитель - дети, давайте мы поздороваемся с гостьей на бурятском языке.

- Сайн байна, хундэтэ айлшан.

- Здравствуйте, уважаемая гостья.

Мы можем рассказать вам про символику нашей республики и рассказать стихи о родном крае, на бурятском языке.

Фоном звучит мелодия песни «Тоонто нютаг».

Дуутайхан, суутайхан Степь моя

Тоонто нютаг Свет у отчего огня!

Зурхэнэм охин  Ты сердца стук

Зуудэнэм эхин Ты и верный друг

Дуулим Буряадайм Милая Бурятия моя

Тоонто нютаг.

- А теперь подойдем посмотрим карту нашей Бурятии.

Обводит указкой территорию Бурятии.

-Это наша республика Бурятия.

-Дети как называется столица нашей республики? (г. Улан-Удэ)

-Ребята, что мы можем рассказать интересного про нашу  Бурятию, чем известна она  во всем мире (озеро Байкал).

- Покажите где находится на карте о.Байкал (показ ребенком)

-Где находится столица нашей республики г.Улан-Удэ? Отметим красным флажком на карте.

Дети садятся на стульчики.

-Как можно узнать нашу республику среди других стран? Правильно, можно узнать по символике. Что относится к символике? (герб, флаг, гимн).

Давайте расскажем про наш герб.

-Где устанавливают герб?

- Герб устанавливают на границе на специальных пограничных столбах.

Спрашивают у гостьи

-Вы видели герб, когда проезжали границу.

-Да видела, только я не знаю, что же изображено на нем. Дети вы расскажите.

-Энэ герб. Это герб.

Дээрэнь галл. Это огонь.

-Энэ наран. Это солнце.

-Энэ hара. Это полумесяц.

-Энэ хаданууд. Это горы и о.Байкал.

Байгал далай.

-Гостеприимство в виде шарфа-хадака и надпись «Республика Бурятия».

Рассказ учителя

Огонь-символ возрождения, очищения.

Трехязыковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее.

Солнце и полумесяц - древние прародители монголоязычных народов.

Горы - символ твердости, устойчивости и постоянства.

-Гостья- спасибо, теперь я знаю, что такое герб.

-А про флаг вы можете мне рассказать?

- наш флаг состоит из 3-х цветов.

-Хухэ, саган, шара (синий, белый, желтый).

-Белый цвет означает мир, белую пищу.

-Синий цвет означает небо.

-Желтый цвет- цвет солнца, жизни.

Гостья - На Родине у нас танцуют национальный танец гопак. А какие танцы вы танцуете?

- Мы танцуем ёхор. Показ детьми, вместе танцуют ёхор.

-Дети я очень хотела бы узнать о национальной одежде бурят.

Дети рассказывают и показывают дэгэл и рассказывают про украшения.

Верхняя полоса - цветущя земля (ногоон).

Средняя полоса - черного цвета (хара). Это почва.

Нижняя полоса - красная (улан). Это огонь.

Манжеты называются – туруун, напоминают копыта лошадей.

Монтаж, дети читают стихотворение Д. Жалсараева «О родной земле».

Затем звучит гимн Бурятии. Все стоя слушают.

Гостье вручается хадак.

Угощение. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с символикой России и Республики Бурятия.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Познакомить с изображением Государственного флага РФ и РБ (цветовое решение, расположение полос).Формировать представление о значении Государственного флага.Воспитывать уважи...

Анкета для родителей. «Что вы знаете о государственной символике Республики Мордовия!»

Анкета для родителей.«Что вы знаете о государственной символике Республики Мордовия!»...

Конспект занятия по познавательному развитию Государственная символика Республики Мордовия.

Конспект занятия по познавательному развитию Государственная символика Республики Мордовия....

Конспект НОД «Флаг» по ознакомлению с Государственной символикой России, Чувашской Республики и родного города Чебоксары.

Конспект НОД «Флаг» по ознакомлению детей старшей группы с Государственной символикой России, Чувашской Республикии родного города Чебоксары....

Знакомство с этнокультурным компонентом: символика Республики Бурятия

Цель: Взаимодействие с родителями через знакомства с символикой Республики Бурятия (слушать и исполнять гимн стоя, узнавать и изображать символику республики Бурятия)Задачи:- Формировать и закре...