Государственная символика Республики Бурятия
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель занятия:
формирование представлений о функциональном назначении герба и флага;
формирование элементарных представлений о происхождении знамен;
воспитание эстетического отношения к цветам российского и бурятского флага и знакомство с их символическим значением.
Занятие проводится в форме беседы: вопросы педагога, обсуждение, подведение итогов, выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennaya_simvolika.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию Республики Бурятия
МБДОУ Детский сад №84 «Снегурочка»
(присмотра и оздоровления) г. Улан-Удэ»
Конспект занятия
«Государственная символика Республики Бурятия»
(старшая группа)
Подготовила:
Учитель бурятского языка
Шойжонимаева Сэсэгма
Дабасамбуевна
г. Улан-Удэ
Занятие-исследование «Двуглавый орел и всадник»
Цель занятия: формирование представлений о функциональном назначении герба и флага.
Наглядные пособия и материалы: монеты советского периода и современные российские, монеты зарубежных стран, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, гербовая бумага, рисунки с изображением герба России, Бурятии, родного города.
Занятие проводится в форме беседы: вопросы педагога, обсуждение, подведение итогов, выводы.
Ход занятия.
Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои гербы и флаги.
Герб — это отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение — «эмблема», «символ».
Мы можем сказать, что золотой двуглавый орел — эмблема или символ России.
А Государственный герб Бурятии обрамлён кругом – символом вечности из 3-х цветовых полос флага, внутри круга волны Байкала и горы. Вверху герба традиционное соёмбо «луна, солнце, очаг», внизу герба лента хадака – символ гостеприимства с названием Республики на бурятском и русском языках. Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы, предприниматели, приезжающие из других государств, видят герб — двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе Российской Федерации.
Дети рассматривают современные российские монеты.
Можно задать следующие вопросы: «Что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются?».
Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке — копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змея. Педагог предлагает детям сравнить современные рубли и копейки, монетки советского периода и зарубежные, спрашивает: «Чем они похожи, чем отличаются?».
Герб нужен государству, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и для печатей, подтверждающих подлинность важных документов. Кроме гербов стран существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы — отличительные знаки.
С течением времени происходят перемены, страна развивается, изменяется и государственный герб.
В заключение можно предложить детям внимательно рассмотреть и описать герб России, Бурятии и родного города.
Образовательная деятельность
«Белый, синий, красный»
Цели занятия:
- формирование элементарных представлений о происхождении знамен;
- воспитание эстетического отношения к цветам российского и бурятского флага и знакомство с их символическим значением;
- речевое развитие и обогащение словаря (знамя, стяг, древко, полотнище, навершие).
Наглядные пособия и материалы: рисунки, иллюстрации с изображением старинных и современных знамен, русских и бурятских национальных костюмов. Слайды и репродукции живописных произведений: «Богатыри» В.М. Васнецова, «Александр Невский» П.Д. Корина, исторических полотен A.M. Васнецова и др. Иллюстрации художников-графиков В. Семенова, О. Пархаева и др. Произведения живописи и графики помогут воссоздать колорит исторической эпохи, активизировать внимание детей.
Занятие можно провести в форме путешествия во времени.
Ход занятия.
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, то есть часть войска называлась стягом.
У монголоязычных народов был знаменитый предводитель Чингисхан его родовое знамя было белого цвета – белый цвет считается почетным, священным, на полотнище был изображен серый кречет – благословенная у монголов птица, с знамени привязан пучок хвоста яка – символ силы, 9 кисточек обозначали 9 знатных сподвижников Чингисхана
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие — острожник. Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги, — древко, полотнище и навершие. Чаще всего стяги были ярко-красного или темно-красного цвета — червленые или багряные, как называли эти оттенки красного цвета в старину. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых — «знамения» («священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета — зеленые, желтые, белые, красные. Их украшали богатые узоры. Лики святых, звезды и кресты блестели золотом и серебром. Иногда для полковых знамен использовали сочетание белого, синего и красного.
Когда в России правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо — «Орел». На его борту разместили двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак — флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее Российскому государству.
Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый — Святой Георгий Победоносец, синий — развевающийся плащ всадника, красный — фон, щит герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом.
И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу. Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже — синий небосвод, а под ним — мир людей, красный цвет.
Белый, синий и красный — цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим синее море, белый свет, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в значении «красивый».
Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белой ткани.
Да она шила-вышивала тонко бело полотно. Да тонко бело полотно да бело-бархатное... Она строки строчила красным золотом.
«Строчить строки» или «строчить письмо» означало вышивать. Вышитыми тканями убирали крестьянское жилище. Столы украшали скатерти-столешницы. Кровать застилали простыней с узорчатым краем или прикрепляли к ней широкий подзор. В праздничные дни дом расцвечивали развешанные вдоль стен, на окнах, на божнице самые красивые полотенца. Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду.
I
Под тобой, березонька, Не огонь горит,
Не мак цветет -Красные девушки
В хороводе стоят.
Белый, синий и красный — цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами государственного флага России.
В Республике Бурятия государственный флаг представлен 3 цветами синим, белым и желтым, которые символизируют небо, чистоту и вечность.
Примерные вопросы, которые можно задать детям в ходе занятия: Как назывались первые флаги? Зачем нужен был стяг? Из каких частей состоит флаг? Как назывался корабль, для которого царь Алексей Михайлович велел изготовить бело-сине-красные флаги? Почему он так назывался? Что означают цвета российского флага? Почему русские крестьяне использовали ткани белого, синего и красного цветов для своей праздничной одежды и для украшения жилища?
Развлечение «Знакомство с символикой Республики Бурятия»
Приходит в гости украинка.
Здравствуйте, дети. Я приехала с Украины к вам в гости, хотела бы узнать о вашей республике, вы не могли бы рассказать о ней, я не знакома с Бурятией.
- Учитель - дети, давайте мы поздороваемся с гостьей на бурятском языке.
- Сайн байна, хундэтэ айлшан.
- Здравствуйте, уважаемая гостья.
Мы можем рассказать вам про символику нашей республики и рассказать стихи о родном крае, на бурятском языке.
Фоном звучит мелодия песни «Тоонто нютаг».
Дуутайхан, суутайхан Степь моя
Тоонто нютаг Свет у отчего огня!
Зурхэнэм охин Ты сердца стук
Зуудэнэм эхин Ты и верный друг
Дуулим Буряадайм Милая Бурятия моя
Тоонто нютаг.
- А теперь подойдем посмотрим карту нашей Бурятии.
Обводит указкой территорию Бурятии.
-Это наша республика Бурятия.
-Дети как называется столица нашей республики? (г. Улан-Удэ)
-Ребята, что мы можем рассказать интересного про нашу Бурятию, чем известна она во всем мире (озеро Байкал).
- Покажите где находится на карте о.Байкал (показ ребенком)
-Где находится столица нашей республики г.Улан-Удэ? Отметим красным флажком на карте.
Дети садятся на стульчики.
-Как можно узнать нашу республику среди других стран? Правильно, можно узнать по символике. Что относится к символике? (герб, флаг, гимн).
Давайте расскажем про наш герб.
-Где устанавливают герб?
- Герб устанавливают на границе на специальных пограничных столбах.
Спрашивают у гостьи
-Вы видели герб, когда проезжали границу.
-Да видела, только я не знаю, что же изображено на нем. Дети вы расскажите.
-Энэ герб. Это герб.
Дээрэнь галл. Это огонь.
-Энэ наран. Это солнце.
-Энэ hара. Это полумесяц.
-Энэ хаданууд. Это горы и о.Байкал.
Байгал далай.
-Гостеприимство в виде шарфа-хадака и надпись «Республика Бурятия».
Рассказ учителя
Огонь-символ возрождения, очищения.
Трехязыковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее.
Солнце и полумесяц - древние прародители монголоязычных народов.
Горы - символ твердости, устойчивости и постоянства.
-Гостья- спасибо, теперь я знаю, что такое герб.
-А про флаг вы можете мне рассказать?
- наш флаг состоит из 3-х цветов.
-Хухэ, саган, шара (синий, белый, желтый).
-Белый цвет означает мир, белую пищу.
-Синий цвет означает небо.
-Желтый цвет- цвет солнца, жизни.
Гостья - На Родине у нас танцуют национальный танец гопак. А какие танцы вы танцуете?
- Мы танцуем ёхор. Показ детьми, вместе танцуют ёхор.
-Дети я очень хотела бы узнать о национальной одежде бурят.
Дети рассказывают и показывают дэгэл и рассказывают про украшения.
Верхняя полоса - цветущя земля (ногоон).
Средняя полоса - черного цвета (хара). Это почва.
Нижняя полоса - красная (улан). Это огонь.
Манжеты называются – туруун, напоминают копыта лошадей.
Монтаж, дети читают стихотворение Д. Жалсараева «О родной земле».
Затем звучит гимн Бурятии. Все стоя слушают.
Гостье вручается хадак.
Угощение. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с символикой России и Республики Бурятия.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Познакомить с изображением Государственного флага РФ и РБ (цветовое решение, расположение полос).Формировать представление о значении Государственного флага.Воспитывать уважи...
Анкета для родителей. «Что вы знаете о государственной символике Республики Мордовия!»
Анкета для родителей.«Что вы знаете о государственной символике Республики Мордовия!»...
Конспект занятия по познавательному развитию Государственная символика Республики Мордовия.
Конспект занятия по познавательному развитию Государственная символика Республики Мордовия....
Конспект НОД «Флаг» по ознакомлению с Государственной символикой России, Чувашской Республики и родного города Чебоксары.
Конспект НОД «Флаг» по ознакомлению детей старшей группы с Государственной символикой России, Чувашской Республикии родного города Чебоксары....
Знакомство с этнокультурным компонентом: символика Республики Бурятия
Цель: Взаимодействие с родителями через знакомства с символикой Республики Бурятия (слушать и исполнять гимн стоя, узнавать и изображать символику республики Бурятия)Задачи:- Формировать и закре...
2 Конспект занятия " Государственная символика Республики Бурятия"
Технологическая карта...