Реализация национально - регионального компонента в условиях дошкольного учреждения
рабочая программа
Предварительный просмотр:
-
Реализация национально - регионального компонента
в условиях дошкольного учреждения
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (коррекционно-образовательная деятельность, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Основные функции дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента | Обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры |
Достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность | |
Включение в образовательную деятельность |
Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщенный опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т.е. национально-социальный опыт. В этой связи национально-региональный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности.
Таким образом, национально-региональный компонент
- это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе;
- во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:
- обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
- позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;
- создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
- способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона.
Использование специфики национально-культурных, демографических условий, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс для формирования у детей духовно-нравственных основ и ценностей.
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи:
- Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в поли национальном обществе.
- Побуждать детей к изучению истории и настоящего родной республики.
- Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства.
- Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия.
- Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, формирование навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем компонентов содержания образования.
Условия для успешного решения поставленных задач: | Компетентность педагога по данной проблеме. |
Наличие необходимого методического комплекта по данной проблеме. | |
Соответствующая предметно-развивающая среда. | |
Сотрудничество с семьей, с учреждениями окружения. |
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов республики Адыгеи, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.
Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.
Пути реализации национально-регионального компонента в учреждении:
- Интегрирование национально-регионального компонента в образовательных областях (познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка);
- Изучение адыгейского языка;
- Кружковая работа, в программе которой могут быть обозначены различные узкие направления (сказки, театр, музей и т.д.).
Программно-методический материал регионального компонента
выстраивается по разделам:
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. | Цель: Развивать культуру ребёнка, как основу любви к Родине, в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам родного края. Задачи: - Познакомить с символикой Республики, с историей, с орнаментом, особенностями народных промыслов Адыгеи и других Республик. - Формировать навыки самостоятельного изобразительного творчества на основе познания региональных особенностей декоративно-прикладного искусства. |
Архитектура | Цель: Формировать знания об архитектуре, её особенностях. Задачи: - Рассказать о достопримечательностях родного поселка. - Научить определять своеобразие конструкции зданий и архитектурных содержаний, называть их детали. - Повышать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость. - Учить отражать знания и впечатления в художественно - продуктивной, конструктивной, игровой деятельности. |
Театр | Цель: Повышать культуру средствами театрального искусства. Задачи: - Познакомить с театральной деятельностью родного края. - Формировать и обогащать представления о театре и жанрах театрального искусства. - Обучать технике инсценировки и творческой импровизации. - Создавать условия для детской театрализованной деятельности. |
Музей | Цель: Приобщать к музейной культуре. Задачи: - Познакомить с музеями нашего поселка. - Учить бережно относиться к культурным ценностям и соблюдать правила поведения в музее. - Создать условия для отражения впечатлений от посещения музея в разных видах деятельности - Стимулировать к повторным посещениям музеев и выставок. |
Музыка | Цель: Развивать эмоциональный отклик в процессе ознакомления с музыкальной культурой Адыгов. Задачи: - Воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального фольклора. - Знакомить с разными жанрами народного творчества (сказки, песенки, хороводы, пословицы, игры), с творчеством композиторов Адыгеи. |
Живопись | Цель: Приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров. Задачи: - Развивать интерес к искусству художников Адыгеи. - Учить понимать содержание картин. - Воспитывать умение эстетически переживать и наслаждаться красотой авторских произведений. - Активизировать интерес к профессии художника. |
Литература | Цель: Формировать интерес к творчеству писателей Адыгеи. Задачи: - Знакомить с жизнью и творчеством Адыгейских писателей. - Развивать устную речь и активизировать речь через чтение книг, прослушивание магнитофонных записей, сбор иллюстрированного материала. |
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.
При повышении качества дошкольного образования особая роль принадлежит законам Республики Адыгеи «О языках народов», «Об образовании», в которых подчеркивается необходимость обучения родному языку в дошкольных учреждениях, акцентируется внимание на его образовательный и воспитательный потенциал, на создание необходимых условий для дальнейшего развития национального языка и культуры. Кроме того, расширение сферы функционирования адыгейского языка сопровождается повышением интереса к его истории, национальной культуре, традициям и обычаям Адыгейского народа.
Национальное образование – это важнейший институт сохранения языка, традиций, культуры, обычаев Адыгейского народа. Воспитательно-образовательная работа ведётся в соответствии с Законом «О языках народов Республики». Адыгейский язык в учреждении изучается в объеме, предусмотренном базисным планом общеобразовательных учреждений РА.
Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение. Отношения с родителями строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в себя следующее:
- установление с родителями деловых контактов, общей позиции по отношению воспитания ребенка, создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада;
- обеспечение родителей психолого-педагогической информацией об особенностях развития, воспитания детей дошкольного возраста, совместное наблюдение за динамикой развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В условиях ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ с. Большой Куганак
Доклад для выступоения на методическом объединении...
Реализация национально - регионального компонента в условиях дошкольного учреждения
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11957314","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"110","style":"float: left;","width":"170"}}]]...
Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования
В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...
«Организация условий для реализации национально –регионального компонента через проектирование«Туристско-краеведческого центра»
Актуальность.В современном мире большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к культуре своего родного края.Цель создания центра - всесторонне...
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...
Использование национально - регионального компонента в условиях реализации образовательной программы "От рождения до школы" в ДОУ.
Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста....