Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Декоративная лепка оберега «Подкова» (солёное тесто)
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Осипова Екатерина Юрьевна

Материал разработан для старшей-подготовительной группы  по художественно-эстетическому развитию с региональным компонентом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obereg_3.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                            города Иркутска детский сад №175

Конспект  занятия                                                                                                                      по художественно-эстетическому развитию

Тема: Декоративная лепка оберега «Подкова»                                                               для своего дома (из солёного теста)

(старшая группа № 5 с ТНР)

                                                                                               

Подготовили  воспитатели: Красникова О.В.                        Осипова Е.Ю.

                                                                                                                       

г. Иркутск, 2018

Дата проведения: 12.12. 2018.                                                                                      Цель:  создать условия для  развития у детей интереса к изобразительной деятельности,  эстетического отношения к  народному декоративно - прикладному искусству, через ознакомление   с культурой, традициями и обычаями народов Прибайкалья.                                                                                                                        

Задачи:                                                                                                           Обучающие:  Создать условия для закрепления умения лепить предметы пластическим  и комбинированным способами. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать умение украшать  предметы  налепами и углублённым рельефом, используя стеку.

 Развивающие: Развивать интерес дошкольников  к предметам народного декоративно прикладного искусства, (на основе региональных особенностей).   Способствовать развитию эстетического восприятия,  декоративного творчества, мышления, инициативы и зрительной памяти. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера.

Продолжать обогащать сенсорный опыт ребёнка. Стимулировать активный творческий подход к выполнению задания, стремление к созиданию прекрасного.

                                                                                                                           Воспитательные:  Приобщать дошкольников к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность;

расширять духовные потребности детей, помогать формированию художественного вкуса и становлению творческой индивидуальности.

воспитывать культуру общения на занятии и в повседневной жизни, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, самостоятельность.

Предварительная работа:   Знакомство с журналом  Сибирячок  и его персонажем Сибирячком.                                                                                     Пополнение изо-уголка  альбомом «Народные промыслы Иркутской области».  Прослушивание музыкальных композиций о родном крае.                                                                                 Знакомство с историей образования Иркутского острога.                                      

Оборудование:  Кукла Сибирячок; конверт с письмом и маршрутным листом; подарочный пакет с образцом (подкова); поднос с солёным тестом; технологическая карта по изготовлению изделия; подкладные листы; влажные салфетки; чудесный мешочек (с наполнением); музыкальный этюд «Байкал, Ольхон, закат».

Ход занятия

1.Организационный. Приветствие

Здравствуйте, ребята! Поздороваемся.                                                                                           Мы добры и приветливы. Желаем всем хорошего настроения.

Возьмитесь за руки и повторяйте:

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

2. Создание интереса, актуализация знаний для изучения нового материала.

Ребята, внимание! Нам пришло письмо от Сибирячка, с которым вы уже знакомы.  Это весёлый, озорной и  любознательный мальчишка из кедровой шишки. Давайте поскорее прочтём это письмо.

Текст письма: Здравствуйте, ребята! Я хочу рассказать вам одну интересную историю. Однажды в Сибирь  приехали на конях  отважные и смелые люди русские казаки.  Они шли в Сибирь открывать новые земли, навстречу опасностям  и трудностям.  Возглавлял это войско  казачий сотник, боярский сын  Яков Похабов.  Каждый житель Иркутска знает его имя, как основателя иркутского острога, положившего  начало  нашему родному городу Иркутску.  Военные люди, умели хорошо обращаться не только с  оружием, при необходимости казаки откладывали саблю, копье и брались за топоры. В те далёкие времена  лошади служили и средством передвижения и помогали человеку перевозить  тяжёлые грузы. Лошади отдавали свои жизни для того, чтобы защитить своего всадника на войне! «С оружием, топором, и верным другом  конём» отчаянные люди  покорили, и отстроили первые, русские поселения Прибайкалья и всей Сибири. С древних времен лошадь играла очень важную роль в жизни человека. Эту историю я вам рассказал не случайно. Много добрых и замечательных традиций связанных с лошадью сохранили наши предки.                                                                                                        И в канун  Нового 2019 года я хочу поинтересоваться приготовили ли вы  подарки своим родным?  Я надеюсь, что моя идея вам понравится. И ваши родные не останутся без подарка. Для этого вам необходимо двигаться по этому маршруту.                                                                                              

3.Основная часть (познавательная)  сопровождается демонстрацией изображений декоративных подков.                                                                                                     А ещё ребята в конверте находится маршрутный лист с заданиями (продолжает читать письмо воспитатель)

 1 Задание:  Отгадайте загадку.   (загадка  находится на полочке под глобусом)

 Загадка:                                                                                                                            Есть примета у людей —
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить.
 

Демонстрация декоративных подков

- Правильно ребята это подкова, а кто из вас знает, для чего используется подкова?  Подкова – очень древний символ, Подковы приносят счастье и достаток, так гласит народное поверье, обладают одновременно и защитными силами. Подкову нужно вешать особым способом: 1. Подкову всегда вешают только на один гвоздь; 2. Желательно, чтобы вешали подкову и хозяин, и хозяйка дома вместе; 3. Перед тем как повесить подкову, хозяин и хозяйка вместе должны взяться за дужки подковы и произнести такие слова: Подкову на дверь прибиваем,                                                                                                     От всякой беды ограждаем,                                                                                                    Всё плохое за порогом оставляем.                                                                                      У жителей Прибайкалья  прижилась  такая  практика: прибить подкову  над входной дверью или к порогу. Подкову нужно вешать над входной дверью или прямо на дверь внутри жилища. А вот каким образом ее вешать, хозяева должны решать сами. Если в доме много ссор и скандалов - нужно повесить концами вниз. Если в доме все благополучно, и вы хотите сохранить и приумножить свое благополучие, то нужно повесить подкову концами вверх. Подкова хранит семейное счастье, тепло, здоровье и конечно деньги - главное верить в это и всё это будет.                                                          

2  Задание:  Найдите отгадку   (отгадку вы найдёте в музыкальном уголке)

После того как дети отгадают загадку они идут искать отгадку по маршруту. Сувенир - подкова (образец) находится  в подарочном пакете.

Ребята вы все с нетерпением ждёте самый любимый праздник Новый год и конечно подарки. А хотели бы вы сделать такую замечательную подкову-оберег  в подарок?  А что такое оберег в вашем понимании? (ответы детей) 

Вы ее можете оставить себе на память или подарить. Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Приближается самый чудесный и волшебный праздник, и поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он будет сделан специально для  вашего  дома, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке  останутся  следы ваших пальчиков, тепло вашего сердца.  

                                 

3. Задание: Как вы думаете, из чего мы будем делать подарок? 

Дети следуют по маршруту и находят поднос с солёным тестом (в кухне в духовом шкафу)

Для  приготовления солёного теста требуется: мука – символ  жизни и благосостояния; вода – источник всего живого, всегда считалась носителем информации; соль – нетленность; славяне считали, что она очищает и охраняет от нечистой силы.

4. А как же мы будем делать подкову?  Появление Сибирячка. Молодцы, ребята, Вы справились со всеми испытаниями. Я принёс вам карту, которая поможет сделать вам подарок.- Лепить мы с вами её будем  из соленого теста, с которым вы уже знакомы.                                                                                              - Но прежде чем приступить к работе, нам необходимо наши пальчики разогреть.

 5. Пальчиковая гимнастика:                                                                                                             

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальцы разминать.

Сжать в кулачки

Это Ваня, самый сильный

Самый толстый и большой.

Стёпа нужен для того,

Чтоб показывать его.

А Сергей - он самый длинный

И стоит он в середине.

А Матвей, он безымянный,

Избалованный самый.

А Никита, хоть и мал,

Очень ловок и удал.                                                 

6. Показ приёмов выполнения работы с опорой на технологическую карту  (карта на доске)  

                                                             

7. Самостоятельная работа детей  (сопровождается спокойной музыкой (музыкальный этюд: «Байкал, Ольхон, закат»)

А теперь приступим к работе. Ребята, не забудьте во время работы следить за своей осанкой. Аккуратно пользуйтесь пластическим материалом, вытирайте руки влажной салфеткой.

(Дети вместе с педагогом лепят оберег)

Ребята, обереги могут содержать в себе ещё несколько элементов-символов, которые только усиливают его действие. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру.                                                          

8. Рефлексивно-оценочный этап.

 

 Сибирячок  хвалит ребят за работу и дарит символы - обереги крендельки и гуашевые краски, чтобы раскрасить подковы на следующем занятии. Ребята, какие же у вас красивые подковы - обереги получились. Молодцы!

9. Просмотр работ, их анализ.

Спасибо всем за работу, до свидания!!!                    
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие по декоративному рисованию на тему:” Маски и кокошники для кукол” в средней группе детей дошкольного возраста

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, интерес к изобразительной деятельности. Закреплять приёмы и способы рисования кистью точек, мазков, колец, прямых линий,уме...

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»Цель: обобщить и закрепить зна...

«Развитие художественно-эстетического восприятия посредством декоративного рисования»

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания -  помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жиз...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Декоративная лепка оберега «Подкова»

Цель:  создать условия для  развития у детей интереса к изобразительной деятельности,  эстетического отношения к  народному декоративно - прикладному искусству, через ознакомление...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Декоративная лепка оберега «Подкова»

Цель:  создать условия для  развития у детей интереса к изобразительной деятельности,  эстетического отношения к  народному декоративно - прикладному искусству, через ознакомление...

НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» по декоративной лепке «Сказочная рыбка»

Задачи:  продолжать-учить детей точно передавать форму  продолжать-развивать мелкую моторику рук,  умению видеть композицию правильно, чувство меры-воспитывать интерес положит...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию «Цветочная клумба» (лепка из солёного теста)

Лепка рельефных поделок, лепка цветов из солёного теста разными способами, развитие  конструктивного  взаимодействия  с речевым развитием....