ИОМ для одаренных дететй
методическая разработка (старшая группа)
перспективное планирование для детей спризнаками одаренности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Излучинский ДСКВ «СКАЗКА»
«Примерный перспективный план работы
для детей с признаками одарённости «Звездная тропинка»
для воспитанников на 2015-2016 г.
группа общеразвивающей направленности
детей 7 года жизни
Педагог: Русакова С.В.
.
2015г., Излучинск
Работа с одаренными детьми.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЁННОСТИ
Потребность ребёнка в целостной, связной картине мира требует понимания определённых категорий, понятий, которые выработало человечество на пути эволюции культуры. Эти понятия не возникнут сами собой из опыта повседневной жизни. Их усвоение требует специально организованной среды, целенаправленной работы взрослых.
Источником познания детей в дошкольном возрасте является чувственный опыт, его диапазон зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного), влияющих на восприятие и мышление ребенка. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение стало развивающим.
Предполагаемая система работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста построена с учетом образного мышления дошкольников. Используются технологии, адекватные программе «Детство» В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой следующих авторов: А. А. Смоленцевой, 3. В. Михайловой, Е. А. Носовой.
Задачи:
- создать условия для индивидуального развития способностей ребенка;
- формировать начальные навыки коллективной мыслительной деятельности;
- развивать предпосылки творческого продуктивного мышления;
- воспитывать положительное отношение и интерес к математике.
Для того чтобы реализовать индивидуальный подход к образованию детей и создать условия для полноценного развития способных детей, З. В. Михайлова предлагает дифференцировать программные задачи по уровням.
Первый уровень образуют преимущественно технические навыки в минимальном необходимом объёме, доступные для усвоения всем детям в пределах возрастной нормы независимо от их способностей к математике и интереса к ней. Этот уровень является удовлетворительным с точки зрения готовности ребёнка к обучению в школе.
Второй уровень включает пропедевтическое ознакомление с наиболее трудными вопросами следующего года обучения.
Третий уровень включает материал, который даётся детям ознакомительно, с целью углубления формирующихся у них основных представлений. Этот уровень затрагивает только сферу представлений, а не навыков. Он имеет наибольший развивающий эффект для способных детей.
Задачи для детей 5-6 лет
- Развивать интерес к познанию простейших зависимостей между объектами (сходства и отличия), порядка следования и изменений в связи с этим (продвижение по ряду, сущность различий между смежными элементами), измерения объектов мерками разного размера, способов деления целого на части, размещения в пространстве.
- Активизировать усвоенные детьми умения сравнивать (по форме, расположению в пространстве, числовому значению, временным длительностям), измерять, упорядочивать и классифицировать, использовать эти умения с целью самостоятельного познания окружающего мира, освоения картины мира.
- Развивать быстроту и точность выполнения умственных операций.
- Способствовать развитию навыков логического мышления, быстроты вербальных (словесных) ассоциаций.
- Активно включать в коллективные познавательные игры, общение со сверстниками по поводу поиска рациональных способов игровых действий, организации экспериментирования, помощи сверстнику в случае необходимости.
Планируемые результаты в старшем дошкольном возрасте
- Высокая познавательная активность и мобильность.
- Овладение практическими действиями (способами познания) свойств и отношений как отдельных предметов так и групп по форме, величине, количеству, массе; на основе выделения пространственных и временных отношений (на сенсорном элементарном логическом уровнях).
- Освоенность умений выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, моделировать, схематизировать.
- Освоенность умений выражать в речи сущность практических действий и прогнозируемых («как буду делать»): измерения, деления целого на части, увеличения и уменьшения по размеру, чисел и др.
- Быстрота и точность выполнения умственных операций.
- Развитость творческого мышления и воображения.
- Развитость способности контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА С. АРТЕМА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЮ
СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ с признаками одарённости для детей 5-7 лет
Месяц, неделя | Мероприятия | Цель | Планируемые результаты |
Октябрь вторник | Тестирование детей | Организация работы с одаренными детьми | Выявление детей с признаками одаренности |
2 –я неделя | Ступеньки творчества. Развивающие игры (Б.П.Никитин, А.Л.Венгер) по желанию ребенка | Развитие наблюдательности, исследовательского подхода. | Рекомендации родителям по созданию уголка развивающих игр для детей совместно с родителями. |
3 неделя | Обучение игры в шашки | Тренировка логического мышления. Учить ориентироваться на плоскости. | Знакомство с правилами игры |
4 неделя | Развивающие игры по блокам Дъенеша, (схемы) | Учить моделировать множества и понимать сложные логические отношения между множествами | Подбор предметных картинок для развития творческого воображения (контуры предметов) |
Ноябрь вторник 1 неделя | Развивающие игры «Палочки Кюизенера», | Учить декодировать игру в числовые соотношения | Развитие внимания и логического мышления |
2 –я неделя | Игра «Логика – Малыш» | Развитие комбинаторных способностей. | умение обобщать и сравнивать предметы по нескольким признакам |
3 неделя | Игра «Волшебные фигуры» | Определение положения предметов их количества | Развитие смекалки, умения рассуждать, доказывать |
4 неделя | Игры компьютерные на развитие творческого воображения «Сложи узор» | Развитие творческих способностей детей посредством компьютерных игр | Умение делать логические выводы |
Декабрь вторник 1 неделя | Развивающие игры Воскобовича «Логический квадрат» | Развитие наблюдательности, исследовательского подхода. | Развивать навык складывания различных фигур в соответствии со с схемой. |
2 –я неделя | Логические блоки Дьенеша | Учить выявлять в объектах различные свойства | Развитие абстрактного мышления, обобщения предметов по нескольким свойствам. |
3 неделя | Логические блоки Дьенеша | Учить выделять свойства предметов и объединять их в группы по нескольким признакам | Освоение навыков классификации предметов по нескольким признакам |
4-неделя | Математическое лото «Цифры» | Учить соотносить число с количеством предметов | Выкладывание соответствующего числу предметов. |
Январь 1 неделя | Настольный логико -математический конструктор | Тренировка логического мышления. Учить ориентироваться на плоскости. | Умение логически мыслить, подбирать соответствующие детали для составления фигуры без схемы. |
2 –я неделя | Знакомство с палочками Кюизинера | Развитие исследовательских умений | Установление взаимосвязей между цветом палочки и числом ей соответствующем |
3 неделя | «Выложи из палочек» палочки Кюизинера | Развитие творческого мышления | Умение видеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней |
Февраль 1 неделя | Д.и игра «Что сначала, что потом?» | Формировать временные представления (сезоны) | Умение логически выстраивать временную цепочку. |
2 неделя | Д.и игра «Время суток. Часы» | Формировать временные представления. | Ориентируется в частях суток. Примерно может ориентироваться во времени. |
3 –я неделя | палочки Кюизинера «Продолжи узор» | Развитие аналитических способностей | Умение выкладывать , воспроизводить предмет по схеме |
4-неделя | Развивающие игры Воскобовича «Логические квадраты» | Развитие комбинаторных способностей | Составление различных фигур по представлению |
Март 1 неделя | Игры головоломки «Танграм» облегченный вариант | Развитие аналитических способностей | Воспроизведение предмета по памяти |
2 –я неделя | Игры головоломки на плоскости Михайлова З. | Развитие аналитических способностей, творческого мышления | Умение путем подбора геометрических фигур складывать предмет |
3 - неделя | Логические задачи на смекалку | Учить искать пути решения задачи | Логически выстраивать цепочку суждений |
4-неделя | Лабиринты (Смоленцева) | Развивать внимание и логическое мышление при прохождении лабиринта | Умеет правильно находить конечную точку лабиринта, не отвлекаясь на лишние детали |
Апрель 1 неделя | Задачи на развитие логики по Заку Бондаренко с.222 | Развитие познавательного интереса, желание и потребности узнавать новое | Самостоятельное нахождение решения задач |
2 –я неделя | Сходство и различия | Развивать интеллектуальные способности, способность анализировать | Видит и находит отличия и сходства в картинах |
3-неделя | Логические задачи на карточках | Учить ориентироваться на плоскости | Ориентируется в соответствии с заданиями вправо, влево, вверх ,вниз |
4 неделя | палочки Кюизинера «Составь по схеме» | Содействовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения | Умение работать по схеме. Создание своих сюжетов |
Май 1неделя | Игра – презентация «Найди лишний предмет» | Развивать внимание, умение анализировать. | Умеет обосновать свой ответ. |
2 –я неделя | Игры головоломки на плоскости | Развитие аналитических способностей, анализа собственных действий. | Правильно подбирает и анализирует собственные действия |
3- неделя | Д.и. «Величины» | Учить определять условной меркой величину предмета | Выполняет действия с меркой, обозначает словом действие. |
4-неделя | Развивающие игры по блокам Дъенеша, | Определение величины предметов. | Самостоятельно анализирует, выполняет задания по схемам и без них. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Ф.И.О. ребенка С. Артем
Группа №11 (7 год жизни) Воспитатели: Русакова С.В,
Показатели | 5-6 лет | |
Учебный материал усваивает легко и быстро | + | |
Хорошо и явно рассуждает, улавливает связь между причиной и следствием. | + | |
Склонен к логическим рассуждениям, оперирует абстрактными понятиями | + | |
Имеет больше знаний , чем его сверстники. | + | |
Умеет играть в шашки | -- | |
Умеет играть в шахматы, выполняет правила игры | - | |
Решает сложные задания, требующие усидчивости и сообразительности | + | |
Задает много вопросов, проявляет любознательность и познавательную активность | + | |
Свободно ориентируется на плоскости | - | |
Оригинально мыслит и предлагает неожиданные решения | + | |
Очень восприимчив, наблюдателе, реагирует на все с интересом. | + | |
Моделирует множества и понимает сложные логические отношения между числами | + | |
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные решения | + | |
Способен предлагать большее количество самых разнообразных идей и решений | + | |
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы , слова | + | |
Умеет делать выводы и обобщения | + |
+ проявляет часто, четко выражено
- проявляет редко
* частично или при помощи педагога
Литература
Т.М Бондаренко «Практическое пособие для воспитателей и методистов в д.с» Воронеж, 2005
Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки» Палочки Кюизенера ООО КОРВЕТ Санкт – Петербург 2003г.
Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Блоки Дьенеша ООО КОРВЕТ Санкт – Петербург 2001г.
Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи» «Логика и математика для дошкольников» Санкт – Петербург. Акцидент 2000г.
Развивающие игры Б.П.Никитин, А.Л.Венгер
Математика до школы А.А.Смоленцева
Игры головоломки З.И.Михайлова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию связной речи у дететй с ОНР старшего дошкольного возраста "Проделки зимушки-зимы"
У ребят с Общим недоразвитием речи проблема носит системный характер. Логопеды в своей практике сталкиваются с самымми разными вариантами по...
Детская одаренность. Диагностика детской одаренности.
В настоящее время проблема детской одаренности достаточно актуальна. В данной статье рассматривается понятие "одаренности", особенности развития одаренных детей, а также диагностика....
Понятия «одаренность», «одаренный ребенок». Классификация детской одаренности
Презентация к докладу на педсовете...
Конспект развлечения для дететей старшего дошкольного возраста "Витаминка в гостях у ребят"
Закреплять знания детей о витаминах, о их ползе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах....
Сценарий праздника День защиты дететй
Счастливая, невозвратимая пора детства! Как нам не любить ее? Дети самые веселые, и умеют крепко дружить...
Приветсвия для дететей в детском саду
Картинки можно разместить на входе в группу детского сада...