конспет НОД "
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Халезина Надежда Сергеевна

Интегрируемые области:

Социализация, познание, коммуникация.

Цель:

Расширить представления детей о родном крае, родном языке

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к своей Родине, формировать интерес каждого дошкольника к истории своего края, умение видеть историю вокруг себя.
  2. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаем, традициям.
  3. Познакомить с понятием «Устное народное творчество».
  4. Закрепить знания о русском фольклоре.
  5. Учить проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка его поэтичности, побуждать детей к словотворчеству.
  6. Учить детей подбирать однокоренные слова.
  7. Активизировать словарь детей русскими потешками и поговорками.
  8. Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наша малая Родина».

Интегрируемые области:

Социализация, познание, коммуникация.

Цель:

Расширить представления детей о родном крае, родном языке

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к своей Родине, формировать интерес каждого дошкольника к истории своего края, умение видеть историю вокруг себя.
  2. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаем, традициям.
  3. Познакомить с понятием «Устное народное творчество».
  4. Закрепить знания о русском фольклоре.
  5. Учить проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка его поэтичности, побуждать детей к словотворчеству.
  6. Учить детей подбирать однокоренные слова.
  7. Активизировать словарь детей русскими потешками и поговорками.
  8. Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, альбомов, разучивание стихов, песен и пословиц, беседы на тему: «Родной край», «Достопримечательности нашего села», экскурсии по селу, в сельскую библиотеку, рисование «Наша деревня», «Вот мой дом родной».

Оборудование:

Аудиозапись и клип на песню Антонова Ю. «Родная сторона», карта России, фото с изображением России, презентация, выставка книг русских народных сказок

Ход занятия: 

Воспитатель: Ребята, вставайте в хоровод. Покажите свои ладошки, потрите их друг об друга, что вы чувствуете? Это тепло ваших рук и теплых душ.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваются: "Доброе утро"
- Доброе утро и солнцу и птицам
- Доброе утро улыбчивым лицам,                                                                                    И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, посмотрите сколько у нас гостей.

  1. Давайте с ними поздороваемся. (Дети идут к гостям и протягивая к ним ладошки здороваются под музыку "Прикосновение ладошками")

И скажем всем вместе «Доброе утро!»

Утро настает

Солнышко встает

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся

Друг на друга поглядим

Про себя проговорим

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

  1. Проводится игра с солнышком «Доброе солнышко».

Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Все вместе проговариваем волшебные слова и передаем солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

  1.  (звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель: Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, как автор исполнял ее? О чём эта песня?

Дети: о родном месте, о нашей Родине

Воспитатель: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать мир. Это область, район, село, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Произошло слово «Родина» от древнего слова «род».

  1. А, какие слова вы знаете где слышится слово «род»? Ребята, объясните значение слов: родители, родня, родословная, родить.

Родители – те люди, которые дали вам жизнь: мама и папа.

Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода.

  1. Воспитатель: А, как называется наша страна, кто знает?

Дети: Россия.

Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы (показ карты России). Все это наша большая Родина – Россия. А как называется столица России? (Москва)

  1. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наша область и район. Кто помнит, как называется наша область? А как называется областной город?
  2. А как называется наш район и районный город? (Челябинская область, город Челябинск, Пластовский район, город Пласт)
  3. Воспитатель: У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется село, в которой, мы все с вами живем? (Верхняя Кабанка).

  1. А сейчас давайте посмотрим фотографии нашего села (показ слайдов)

А вам нравится наше село?

А хотите узнать почему наше село получило такое название?

  1. Тогда я приглашаю вас послушать историю возникновения нашего села ее нам расскажет библиотекарь нашего спортивно-досугового центра

Жили – были среди уральских лесов, вдалеке от уральских гор в маленьком казачьем хуторе под названием «Счастливый» казак со своей женой. Казаки народ вольный да смелый, и воевать и пахать с детства приученный, вот и казак с женой хоть и были уже немолодые, а без дела сидеть не любили. Казак на охоту ходил, рыбу удил, да землю пахал, а жена его по дому хлопотала, пряжу пряла, да хлеб пекла.

Так бы и жили они поживали, да одно лишь омрачало их жизнь, то что не было у них детей.

Вот однажды пошел казак на охоту, увидел следы дикого кабана и пошел по ним. Долго ли коротко шагал он, а привели его следы прямо в логово дикого зверя.  Выскочил ему на встречу разъяренный кабан, но казак не растерялся и бросил   в него топор. Свалился кабан замертво на тропинку, а со стороны его норы послышался жалобный писк.  Заглянул охотник за дерево и увидел в кабаньей норе люльку с младенцем. Удивился он такой находке, но не растерялся, схватил люльку и домой бегом кинулся, даже и про кабана забыл.  Принес он ребенка своей жене и рассказал про удивительную находку. Стали они растить мальчонку, как родное дитятко.

Рос тот мальчик не по дням, а по часам и вырос в богатыря сильного да удалого.

Никто на хуторе побороть его не мог, и в охоте он всегда первым был.  Прозвали его казаки за силу великую, да за появление необычного Кабан- богатырь.

 Вскоре и невеста ему нашлась в соседнем хуторе Настасья – краса. Глаза, как озера синие, руки как лебеди белые, брови как соболи черные, губы как маков цвет алые, стан, как березка, тонкий.

Влюбился в неё Кабан-богатырь, без памяти и Настасья влюбилась в молодого казака.

Да только против их женитьбы был Настасьин отец- вольный атаман. Решил он испытать силу богатыря.  Велел ему сразиться с самым сильным казаком из своего хутора.   Вышли они биться в чистое поле и одним ударом сразил Кабан- богатырь казака. Тогда атаман новое указание дал богатырю, пойти в лес и добыть ему шкуру медведя – великана, который уже немало народу в лесу погубил.

Пошел добрый молодец в лес искать медведя- великана, три дня он по лесу бродил без устали, пока не нашел следы чудовища.  Пошел он по следам и вскоре набрел на его берлогу. Напал на молодца медведь –великан, стал когтями его рвать, зубами его грызть, весь израненный изловчился богатырь, поднял медведя над головой и ударил его об землю. Умер медведь, а кабан взял его шкуру и понес к отцу своей любимой.

Пришел он к Настасье на хутор, бросил шкуру медведя – великана к её ногам.

И узнал печальные новости. О том, что напали на его родной хутор «Счастливый» войска вражеские, татарские.  

Поспешил он на защиту родного хутора. Разметал полчища вражеские, но успели пустить татары стрелы калёные, которые пронзили грудь молодецкую. Спас Кабан хутор родной и родителей своих, но сам он пал от полученных ран.

Горе большое опустилось на хутор счастливый, заплакала мать молодого богатыря, а вместе с ней все женщины и дети на хуторе, скупые слезы блеснули в глазах удалых казаков. Собрались все эти слезы в большой ручей и потек этот ручей до соседнего хутора, увидела тот ручей Настасья – краса и поняла, что потеряла навек своего любимого, стала она тоже плакать слезами горючими, а вместе с нею и все женщины и дети на их хуторе. Образовалась из этих слез целая река, которую в народе назвали Кабанкой, в честь Кабана - богатыря, а на месте тех хуторов образовались новые села. Хутор «Счастливый» стал селом Верхняя Кабанка, а хутор, где жила Настасья - краса получил название Нижняя Кабанка. Так и стоят эти села на берегу реки, как вечная память о подвигах доброго и бесстрашного молодца, по прозвищу Кабан - богатырь.

Воспитатель:

Ребята скажите пожалуйста, что было раньше вместо нашего села кто запомнил? (казачий хутор)

Как этот хутор назывался? (Счастливый)

Кто сможет рассказать, как появился у мужика с женой ребёнок?

Почему ребенка назвали Кабан-богатырь?

Кто запомнил, как образовалась наша река?

Какие два села появились на берегах реки Кабанка?

  1. Физ. минутка:

Предлагаю немного отдохнуть. Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

По деревне мы идем (маршируют)

Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля) .

Мы по улице шагаем (маршируют,

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги) .

Делай шаг – раз, два,

Взмах руками – три, четыре.

Повернулась голова (в любую сторону,

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

Воспитатель: А сейчас давайте прочтем стихи о Родине, родном крае

1 ребенок

Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот.

(З. Александрова)

2 ребенок

Что мы Родиной зовём

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзки у дороги,

По которым мы идём.

3 ребенок

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

4 ребенок

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережем,

Край, где мы с тобой живём… (В. Степанов)

  1. Нашу Родину населяют люди разных национальностей и поэтому говорят на разных языках. Я предлагаю поиграть в игру «Назови язык». Я буду называть национальность, а вы говорите на каком языке говорят эти люди.

Татары – Татары говорят на татарском языке.

Казахи - ….

Украинцы - ….

Цыгане –

Грузины -….

Таджики - ….

Армяне - …

 Большинство Россиян – говорят на русском языке.

Правильно Родина – это место где вы живете, где живут ваши родители, друзья. Очень важно, чтобы каждый человек умел красиво говорить и правильно выражать свои мысли, просьбы. Поэтому любите и изучайте свой родной язык, развивайте дар слова. Наш русский язык очень красивый, богатый и могучий.

Послушайте отрывок из стихотворения С. Боруздина

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие.

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

  1. В древние времена, когда люди не знали письменности, они передавали информацию из уст в уста. А как вы это понимаете? (ответы детей)

Правильно в древние времена губы назывались устами, люди общались, запоминали то, что им рассказывали и передавали следующему поколению. Так называлось устное народное творчество. В нем богатым, выразительным, метким словом воспевалось: народная мудрость, смелость, ловкость, смекалка, трудолюбие русского народа. Мы с вами знаем много произведений устного народного творчества.

  1. (Раздается плачь ребенка) вношу куклу-младенца.  

Ребята, а что нужно сделать, чтобы маленький ребенок уснул? Правильно спеть колыбельную песенку. Давайте мы с вами споем вместе ее. (аудиозапись колыбельной песенки)

Вот и молодцы усыпили малыша.

(Обращаю внимание на выставку сказок)

И теперь я вас приглашаю в зал на выставку художественной литературы

Какие еще мы знаем виды устного народного творчества? Дети перечисляют (сказки) Русский народ сложил много сказок. Они интересны своим содержанием, сюжетом, богаты красочным, выразительным, народным языком. Давайте посмотрим и скажем какие сказки вы здесь увидели и узнали. Все сказки сочинил народ.

А, какие сказки бывают (р.н.с и докучные сказки). А почему такое название сказок «Докучные». Что оно означает?

Еще какие виды существуют? (Заклички, дразнилки, прибаутки, потешки)

  1. А для чего нужны потешки, прибаутки? (высказывания детей). Они нужны для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызвать у них улыбку, успокоить плачущего ребенка.

 Снова раздается плачь ребенка.

Мы с вами много знаем потешек, пибауток. Давайте его успокоим и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика:

Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел,

  1. Русский народ слагал о Родине пословицы и поговорки.

И мы сейчас поиграем в игру «Закончи предложение», вспомнив пословицы и поговорки о Родине. Я начинаю, а вы продолжайте.

Нет в мире краше Родины ….(нашей).

  1. На родной сторонке и камешек …..(знаком)

  1. Лучший друг — мать, лучшая страна —…..( Родина).

Родная сторона — мать, чужая — ….(мачеха).

Воспитатель: Молодцы, как много пословиц и поговорок вспомнили!

Ребята, а как в игре мы выбираем водящего? (с помощью считалки).

  1.  Я предлагаю поиграть в народную игру «Чурики» (от слова «чур»)

Правила: по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет,

Того жмурки не поймают.

После игрока с бубенцами начинает звонить, а ребенок с завязанными глазами – его ловить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.

Итог:

Вот и настала пора проститься с нашими гостями и залом путешествий. Приглашайте гостей встать в круг мы сейчас сами превратимся в солнышко. Вытяните свои руки, соедините их в центре, почувствуйте себя теплым лучиком, улыбнитесь друг другу и скажите «спасибо за занятие».

Всем спасибо. Вы молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспет занятия " Путешествие капельки"

Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...

Конспект занятия по теме ‘’Ателье, ткани, одежда” Конспет занятия может быть использован педагогами коррекионным ГДОУ для детей с нарушениями речи

Конспект  занятияУчителя-логопеда  д/с №15 Петроградского района г. Санкт-ПетербургаПанариной Т.М. Методическая тема:            И...

Конспет открытого просмотра: Дидактическая игра "Кто ушел и кто пришел"

Учить детей различатьи называть птиц, о которых говорится в потешке: "Наши уточки с утра". Побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражание....

Конспет НОД

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РИСОВАНИИ в старшей  логопедической  группеТЕМА  «Составление описательного  рассказа по схеме о чайной посуде...

Конспет НОД

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РИСОВАНИИ в старшей  логопедической  группеТЕМА  «Составление описательного  рассказа по схеме о чайной посуде...

Конспет НОД

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РИСОВАНИИ в старшей  логопедической  группеТЕМА  «Составление описательного  рассказа по схеме о чайной посуде...

Конспет НОД

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РИСОВАНИИ в старшей  логопедической  группеТЕМА  «Составление описательного  рассказа по схеме о чайной посуде...