Путешествие по родному краю
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №66 «Забавушка»
ПРОЕКТ
Тема: «Путешествие по родному краю»
(Ханты - Мансийский округ)
Составила: воспитатель
Федоренкова И.В.
Практическое содержание:
Выявить и систематизировать знания детей о родном крае, его богатствах, о жизни и занятиях коренных жителей.
Расширить знания детей о поэтах северных народов. Прививать интерес к искусству народов Севера. Воспитывать чувство гордости за свой край, город, побуждать к бережному отношению родной природы. Учить детей грамматически правильно строить предложения, выразительно читать стихи, делать выводы. Использовать полученные знания и умения в работе с бумагой. Воспитывать усидчивость, внимание.
Предварительная работа:
занятия по теме «Животный мир нашего края», «Лес - наше богатство» Беседы: «Сибирь — нефтяной кран», «Коренные жители нашего края» Знакомство с творчеством Ю. Шестонова, А. Тарханова, М. Шульгина Чтение сказок, рассказов; заучивание национальных игр народов Севина загадок, пословиц. Оформление альбома «Наш край», фотовыставки «Паи город»; посещение краеведческого музея.
Часть 1.
Воспитатель:
- Сегодня мы продолжим разговор о нашем крае, подведем итог того, что узнали раньше на разных занятиях.
- Посмотрите на карту нашего края. Это Сибирь, а точка - Нижневартовск. Рядом река называется Обь. Дальше болото - зыбкая юпь
А под болотом и рекой. Там глубоко, глубоко под землей Нефть, как в поре Спит со сказочных пор.
Вопросы для детей:
- Как называется наш край? (Ханты-Мансийский Автономный Округ, Тюменская область, Сибирь).
- Каким видом транспорта можно добраться к нам? (самолетом, поездом, машиной, теплоходом).
- А вы хотели бы отправиться в путешествие по нашему краю на теплоходе?
Прошу команду и пассажиров занять места (дети рассаживаются). Капитан:
Убрать трап! - Есть убрать трап!
Поднять якорь! - Есть поднять якорь!
Малый ход! - есть малый ход!
Полный вперед! - Есть полный вперед!
Желаю счастливого плавания!
Воспитатель:
Очень много лет назад была организована первая нефтеразведочная экспедиция в Сибирь. От Тюмени до Сургута две недели плыли геологи па стареньком колесном пароходе. Сначала по речке Туре, потом по могучему Иртышу, а дальше по самой полноводной Сибирской реке - Оби.
Чем же заинтересовал геологов наш край?
Они нашли большие запасы нефти и газа. Началась разработка месторождений и местность покрылась сетью буровых вышек.
1 ребенок:
Нефтяная вышка, как ракета смотрит на далекие планеты.
Бурый бур стоит как мамонт древний
Четырьмя ногами, вкопан в землю.
2 ребенок:
Не объять и не измерить
Буровых тугую сеть
Дал стране Тюменский север
Дорогую жидкость – нефть.
Воспитатель:
- Какие крупные месторождения нефти вы знаете? (Самотлорское, Покачевское, Мегионское, Мавмонтовское и др.).
Загадка о нефти:
Волшебная вода
В железных берегах,
Железные берега
Лежат в белых снегах,
Бежит та вода, горит та вода
Скажи -ка, дружок,
Что за вода в железных берегах течет?
Почему ей такой особый почет?
Ответ: Золотой рекой ее величают
Тюменской нефтью называют
Ю. Шесталов
Как нефть из нашего края попадает в другие страны?
Что такое нефтепровод?
Как в народе другим словом называют нефть? (черное золото)
Воспитатель:
- Люди каких профессий помогают буровикам, нефтяникам? {летчики, речники, сварщики, водители, строители и многие другие).
-Где перерабатывают нефть? (на ГПЗ)
-Что делают из нефти? (рассматривают плакат - пособие)
Вывод:
Нефть залегает далеко под землей. Люди многих профессий трудятся вместе, чтобы добыть ее. Нефть это очень ценное ископаемое, из нее додаю i важные, полезные вещества и материалы. Поэтому ее называют -- Черным золотом!
Часть 2.
Воспитатель:
Как называется река по которой мы плывем?
Как называют сибиряки реку Обь?
Они называют Обь матушкой, кормилицей, красавицей. Начинается Обь в Казахстане и течет через всю страну с юга на север, впадая в Северный Ледовитый океан. Все лето плывут по реке-труженице теплоходы, баржи с грузами для жизни и труда людей, живущих по берегам реки в танго и в тундре.
Какие реки Тюменской области вы еще знаете? (Тура, Тобол, Иртыш, Вах).
Чем богаты наши Сибирские реки? (осетр, нельма, язь, щука)
Что делают с рыбой? (на рыбозаводе ее перерабатывают, делают консервы, коптят, замораживают и продают).
Вопросы:
Люди каких национальностей являются коренными? (ханты* манси)
Какие занятия для коренных жителей главные? (оленеводство, охота, рыболовство)
Как называется жилище хантов и манси? (чум)
Каких животных используют ханты и манси для езды? (оленей)
Ребенок читает стихотворение «Северный олень»
Вот он северный олень Белый словно снег Пусть сугробы до колен Легок его бег.
Я сожму рукой хорей
Только кину взгляд,
Только лихо кликну: «Гей!»
Все скорее и скорей нарты летят,
Дети надевают шапочки оленей.
Воспитатель:
От Тюмени до Надыма От Урал на Сургут Нас крылатые олени Очень быстро довезут.
Игра «Ловля оленей»
Воспитатель:
Мы прибыли в национальный поселок Варьеган. Радостная встреча е оленеводами, рыбаками, охотниками и нефтяниками. Да! Да! Коренные жители тоже работают на месторождениях нефти и газа.
А чем занимаются женщины и девочки ханты?
Дети:
Они шьют теплую одежду из оленьих шкур малицу, обувь - называется кисы, теплые шапки - капоры. Вышивают одежду бисером. Делают ремни, корзины из бересты, сувениры из рогов оленя и меха.
Воспитатель:
Я согласна, хантейская одежда очень красива, привлекательна. Прекрасны сувениры из кости, меха, бересты.
Народы ханты и манси умеют не только хорошо работать, по и хорошо отдыхать. Они устраивают различные праздники, игры, соревнования. Мы тоже с вами знаем игры народов ханты «Ловля оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман».
Сейчас мы поиграем в игры «Оленьи упряжки» (подвижная), «Белый шаман» (спокойная).
Воспитатель:
У каждого народа есть свои писатели, поэты, художники, которые любят свой край, слагают о нем стихи, песни, пишут картины.
Каких поэтов —ханты вы знаете? (10 вам Шестая ов, Ми куль Ш> эы шк Тарханов, Юрий Вела и др.)
Кому и чему посвящаются их стихи, сказки, пословицы, загадки?
Дети:
Родине, природе, людям.
Поэты очень любят свой край, северную природу', парод.
Чтение детьми стихотворений, пословиц, загадок.
«Север» - М. Шульгин, «Подорожник» - А. Тарханов Загадки: Ю. Шесталов
Что зимой не мерзнет, и лето не мерзнет (сердце).
Стоят казаки, на них белы колпаки (пни под снегом),
Сам маленький, а сильнейшего ловит. Даже «серого» остановит (капкап)
Загадка с математическим содержанием 1.
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки
Рыбак Корнеи
Поймал трех окуней,
Рыбак Евсеи двух карксей
А рыбак Михаил
Одного сома уловил.
Сколько рыб рыбака
Изловили изреки ?(6).
Воспитатель:
Обратите внимание, оба берега реки покрыть! деревьями. Как называется Сибирский лес? (тайга).
Чем богата тайга? (зверями, деревьями, птицами, ягодами, гриба* лекарственными травами).
Назовите деревья которые растут в тайге?
Какие звери обитают в лесах?
Загадка с математическим содержанием 2.
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди ? (5).
Кроссворд «Животные леса» - 2 ребенка.
Игра «Птицы и коршун» (остальные дети).
Вывод:
Какую пользу приносит лес людям? (Одевает, кормит, греет, лепит, дает прохладу в жаркий день. Из деревьев делают бумагу, мебель, лекарства из хвои, смолы, строительный материал).
Как люди заботятся о лесе? (называют экологические правила)
Как об этом говорят народные пословицы?
Пословицы:
Лес богатство и краса.
Береги своп леса.
Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса — посади!
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу
беречь и любить.
Кто природу губит, тот край свой не любит.
Вывод:
Все люди должны беречь и охранять природные богатства. Они наша гордость и краса!
Часть 3.
- Ребята мы так далеко уплыли, так долго путешествуем, не заметили, как лед сковал реку, а нам нужно продолжать наш путь дальше в тун луп . Может нам в этом помогут коренные жители?
Ребенок: Слышу чьи-то нарты
Режут первый снег',
То вдруг песня чья-то,
То вдруг чей то смех!
Слышу бег оленей - Эге - гей! Встречай гостей!
Пословица:
«Отдай людям все, чем сам владеешь».
Воспитатель:
- Не правда ли, замечательные произведения хантыйских нотой вы услышали?
Часть 4.
Воспитатель:
Из далекой тундры нам предстоит вернуться в Нижневартовск, где нас ждут наши родные и друзья. Чтобы сократить путь мы вернемся па самолете.
Стюардесса:
Дорогие пассажиры. Прошу занять места в салоне самолета. Наш ну лежит в город Нижневартовск.
(дети занимают места в самолете).
Воспитатель:
~ Посмотрите вниз. Слева река Обь, справа - озеро Самотлор, кругом нефтяные вышки, лес покрытый снегом. Наш город известен не только в нашей стране, но и в Америке, Канаде, Испании и др. странах. А что вы ребята знаете о нашем городе? Каким он был раньше?
Дети:
Нижневартовск был маленьким поселком на берегу Оби, здесь жили рыбаки, охотники.
Когда пришли геологи и нашли нефть, поселок стал е третьей и расти, та к как стали приезжать люди.
Выше дома, выше леса Здесь стоят стальные вышки,
Здесь в лесу среди болот Город строится, растет.
Воспитатель:
-Сейчас и нашему городу исполнилось 35 лет. Это молодой красивый город. Расскажите, какие достопримечательности есть в нашем городе.
(рассказы детей с опорой на иллюстрации, фотодокументы).
Какие улицы есть в городе? На каких улицах вы живете?
Люди каких профессий живут и трудятся в нашем городе? Расскажите о своих родителях.
Любите ли вы свой город? Почему?
Что нужно делать, чтобы город стал краше, а кран богаче?
Вывод:
Да, нужно хорошо учиться, трудиться, беречь и любить свой город, край, где мы живем.
Стюардесса:
Наш самолет произвел посадку в аэропорту города Нижневарчовска Вам предлагается пройти в зал ожидания и выполнить аппликацию «наш город» - как визитную карточку всем гостям и друзьям нашего гостеприимного города.
Воспитатель:
Вели хочешь увидеть ночью,
Что творит человеческий труд
Приезжай к нам и в полдень, и ночью
Погляди, как тут немцы и ханты живуч.
Не по сказке, а медленно, трудно,
Волю, дав и снегам, и ветрам
Покоряется хмурая тундра
Человеческим чудо-рукам.
Аппликация (коллективная)
Мы приглашаем всех посетить наш красивый и богатый край!
ИСТОРИЯ ГОРОДА И КРАЯ
- Что значит название города «Нижневартовск»?
- Когда поселок получил статус города?
- Где заложена «Капсула времени» и что это такое?
- Что общего между Чехословакией и Нижневартовском?
- Чем значился кинотеатр «Юбилейный»?
- Назови золотую ягоду Сибири, ее свойства?
- Почему в природе медленно восстанавливается зеленый покров?
- Назовите животных обитающих в нашем крае, ныне занесенных в Красную книгу?
- Где у нас в городе находится первый четырех этажный дом?
- В каком году получен первый нефтяной фонтан?
- Сколько лет нашему детскому саду?
ОТВЕТЫ:
- Варта - излучина реки, Нижневартовск - ниже излучины реки.
- 9 марта 1972 г. Опубликован Указ о преобразовании поселка в город Нижневартовск.
- « Капсула времени» была заложена возле памятника «Покорителям Самотлора». Это послание доброй воли к поколениям XXI века.
- Чехословацкие и российские специалисты совместно испытывали новые модели автомобилей «Татра», приспособленных к северным условиям. Был построен завод «Татра» по ремонту этих машин.
- Кинотеатр «Юбилейный» значился клубом, где встречались нефтяники.
- Золотой ягодой Сибири называют морошку. Она янтарно-оранжевая содержит все под группы витамин.
- Отличительной чертой медленного восстановления зеленного покрова в природе всей области является широкое распространение в нем болотных почв, а также повышенная влажность.
- Животный мир тайги нашего края богат белками, зайцами, бурундуками, лисами, медведями, есть ондатры, соболь, бобр. Широко распространены лоси, олени. Из птиц - глухари, кедровка, рябчик, белая куропатка.
- Четырех этажный дом первый построен на улице Нефтяников во 2 микрорайоне.
- 22 июня 1960 года в верховьях таежной реки Конды близ лесного поселка Шаим, получен первый фонтан высококачественной сибирской нефти, который назвали «Открытием века»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.
Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...
Конспект физкультурного занятия в средней группе "Путешествие по родному краю"
Конспект физкультурного занятия в средней группе Путешествие по родному краю«Ехау казачник Бай»http://vip-file.com/downloadlib/604029490668051632565483-61656.60f4c7f41719e473822a3392d992/Заняти...
тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа
тема: «Путешествие по родному краю» Программные задачи: Продолжать учить пользоваться как краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...
Конспект познавательной деятельности по развитию речи "Путешествие по родному краю".
Этот материал позволит обобщить знания детей в умении различать город и населенный пункт (станицу), устанавливать связь между образом жизни домашних животных и человека....
"Путешествие по родному краю"
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в средней группе...
НОД "Путешествие по родному краю"
Конспект НОД для детей с ОВЗ...
Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....