Из опыта реализации проекта «В сибирскую столицу я с детских лет влюбился»
статья по теме
Обобщение опыта реализации проекта по краеведческому образованию дошкольников "В сибирскую столицу я с детских лет влюбился"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта реализации проекта «В сибирскую столицу я с детских лет влюбился» | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «В сибирскую столицу я с детских лет влюбился»
Морозова Тамара Сергеевна,
учитель-логопед, МКДОУ д/с № 414
(город Новосибирск, Центральный округ)
В нашем детском саду работа по краеведческому направлению дошкольного образования проводится с 2015 года.
В 2016 году педагогами нашего ДОУ разработана и утверждена программа по социально-коммуникативному развитию «Я горжусь Новосибирском», как часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Актуальность работы в направлении краеведческого образования дошкольников обусловлена тем, что, по данным исследователей, наметилась тенденция к потере населения Новосибирской области в обмене со всеми федеральными округами, кроме Уральского и Дальневосточного. Причем, замещение выбывающего коренного населения происходит, главным образом, за счет населения, прибывающего из стран СНГ, что часто является неэквивалентным по образовательному и квалификационному статусу. (статья Е. В. Шевцовой, в Известиях Иркутского государственного университета в 2017 году 2017. Т.20 Серия «Политология. Религиоведение» с. 91-101).
Поэтому, для детей современного Новосибирска, растущих в условиях описанной социальной ситуации, очень важно сохранить ценностное отношение к своей малой родине (или сформировать его по отношению к своей новой родине), обладать ответственностью и готовностью своими усилиями и трудом повышать уровень жизни и благосостояния региона, в интересах собственного будущего.
В целях повышения качества образования дошкольников по направлению «Краеведение» в учреждении ведется следующая деятельность:
- создана творческая группа Центра Краеведения в рамках сотрудничества с кафедрой Теории и методики дошкольного образования ГОУ ДПО НСО НИПКиПРО.
- разработан педагогический проект «В Сибирскую столицу я с детских лет влюбился».
Цель проекта: создание условий для воспитания у дошкольников ДОУ ценностного отношения к родному городу, району, через обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Задачи проекта:
- Создать на базе ДОУ мини-музей «Достопримечательности Новосибирска».
- Организовать образовательную деятельность по теме «История родного города» с участием родителей воспитанников.
- Пополнить медиатеку образовательных ресурсов по краеведению.
Поэтапная реализация проекта осуществлялась в течение 2017-2018 учебного года.
На первом этапе при создании мини-музея «Достопримечательности Новосибирска», была выбрана форма «Мобильного музея», которая представляет собой организацию методических комплексов по различным темам краеведческого направления в группах.
На втором этапе работа была организована согласно календарному плану:
Месяц | Даты | Мероприятия проекта | Предполагаемый результат |
Январь | 09-19 | Создание нормативно-методической базы музея, разработка положения, плана работы, журналов учета экспонатов и посещений. | На базе МКДОУ Д/С № 414 создан открытый музей Железнодорожного района для дошкольников и их родителей. |
15-19 | Оборудование музея. | ||
22-31 | Формирование экспозиции. (Пополнение и обновление экспозиции производится на протяжении всего времени работы музея). | ||
Февраль | 01-09 | Железнодорожный вокзал | Организация на базе музея тематической образовательной деятельности по теме «История родного города» с участием родителей воспитанников. |
12-16 | Новосибирский Цирк | ||
19-22 | Новосибирский Зоопарк | ||
26-28 | Заельцовский бор | ||
Март | 01-09 | Мост через реку Обь | |
12-16 | Библиотека им. А.П. Чехова | ||
19-23 | Областной театр кукол | ||
26-30 | Центр дополнительного образования «Алые паруса» | ||
Апрель | 02-06 | Создание оргкомитета Фестиваля | Целевая аудитория фестиваля «Новосибирск-столица детства» владеет информацией о его проведении. |
09-13 | Разработка положения о Фестивале | ||
16-30 | Распространение информации среди ДОО Железнодорожного района | ||
Май | 01-11 | Сбор конкурсных работ участников фестиваля. | Фестиваль семейных образовательных видео-роликов «Новосибирск-столица детства». |
14-18 | Подведение итогов Фестиваля. Работа жюри. Определение победителей и лауреатов. | ||
21-31 | Презентация целевой аудитории лучших работ, распространение их через социальных партнеров и СМИ. |
На третьем этапе педагогами ДОУ были созданы презентации, фото и видео материалы, конспекты занятий по краеведческому направлению, которыми пополнилась медиатека ДОУ.
Перспективные планы;
Конспекты;
Фотоматериалы;
Презентации;
Макеты;
Стенды;
Коллекции;
Выставки и др.
Результаты проекта:
- В образовательном учреждении функционирует мобильный центр краеведения, в создании которого активное участие приняли родители воспитанников.
Это позволило создать условия для пробуждения и поддержки интереса детско-родительской аудитории ДОУ (около 250 семей, 285 воспитанников) к теме краеведения, расширить и уточнить представления об истории и культуре родного района и города.
- Разработаны методические материалы по краеведческому направлению.
- В настоящее время мини-музей объединяет в себе 9 комплексов. Их материалы могут перемещаться из одной группы в другую, в зависимости от проводимой воспитателями деятельности.
- Расширена сеть социальных партнеров ДОУ, в которую, помимо НиПК иПРО, Библиотеки им. А.П. Чехова и Гимназии № 4 вошли
- Библиотека им Шевченко,
- Центр развития ребенка «Студия детства»
- Творческая мастерская «Воины Эфеи»,
- Новосибирский детский театр «Сердце детям».
Проект награжден Дипломом за II место в окружном этапе городского конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании» в номинации «Мой Новосибирск родной: Новосибирсковедение».
Также результатами деятельности Центра краеведения в Детском саду стала разработка сценариев НОД в формате технологических карт по блокам. «Культура и достопримечательности родного края».
«Природа родного края».
«История родного края».
«Знаменитые люди родного края»
Сценарии по темам «С Днём рождения, Новосибирск», «Путешествие по Оби» и другим темам направлены педагогами для публикации.
Сценарий образовательной деятельности и презентация по теме: «Железнодорожный вокзал Новосибирск - Главный» направлен на Региональный профессиональный конкурс методических материалов «Мой край родной». Работа награждена дипломом лауреата II степени в номинации «Культура и достопримечательности родного края».
Значимыми для нас результатами работы является творческая активность воспитанников в данном направлении. Так, в окружном этапе городского конкурса «Мой Новосибирск – моя родина» приняли участие проекты воспитанников детского сада.
Проекты награждены дипломами лауреата в номинациях
- Творческий проект детей «Новосибирск – город моей мечты»
- Детско-родительский проект «Семейный альбом»
- «Пою тебя, Новосибирск».
А также, дипломами других конкурсов.
Повысили свою компетентность по вопросам краеведческого образования дошкольников педагоги ДОУ.
Резюме:
- Образовательная работа с дошкольниками по направлению «Краеведение» актуальная во все времена, в контексте ФГОС ДО наполняется особым смыслом, так как должна объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Данную работу в ДОУ планируется продолжить в контексте:
- внедрения образовательной программы разработанной Центром научно-методического сопровождения краеведческого образования детей дошкольного возраста НИПКиПРО,
- а также новых форм образовательной деятельности, таких как фестиваль семейных краеведческих проектов
- расширение сети социальных партнёров ДОУ.
- пополнение и обновление экспозиций мобильного мини-музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по реализации проекта "Совершенствование развивающей среды в группе детского сада" авторы: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю. и воспитатель первой кв. категории Захарова Н.А.
В соответствии с ФГТ к дошкольному образованию, необходимо обратить особое внимание на предметный развивающий мир, который окружает ребёнка в течении долгого времени в дошкольном учреждении. Данный ма...
Представление педагогического опыта. Образовательный проект "Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра".
Тип проекта: групповой, долгосрочныйАктуальность темы. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При э...
Отчет по реализации проекта «Здоровье с детства» от ГБДОУ детский сад № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесбере...
Перспективный план по реализации проекта «Мой родной город Казань – столица Татарстана»
Перспективный план по реализации проекта «Мой родной город Казань – столица Татарстана»№МесяцТемаНеделяСвязь с другими видами деятельности1СентябрьДревняя Казань1 неделя2 неделя...
Перспективный план по реализации проекта «Мой родной город Казань – столица Татарстана»
Перспективный план по реализации проекта «Мой родной город Казань – столица Татарстана»№МесяцТемаНеделяСвязь с другими видами деятельности1СентябрьДревняя Казань1 неделя2 неделя...
Мастер-класс из опыта реализации проекта: «Безграничные возможности обычного бумажного листа в решении задач познавательного развития детей».
В статье описаны опыты с детьми старшего дошкольного возраста с обычным листом бумаги, которые можно проводить в процессе основной образовательной деятельности по познавательному развитию и в свободно...
Представление педагогического опыта: реализация проекта "Все профессии нужны!" в старшей группе с тяжелым нарушением речи
Описана реализация проекта "Все профессии нужны" в старшей группе для детей с ОВЗ...