Моя Югра
проект (старшая группа) на тему

Проектная деятельность в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Югра"68.12 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект

«Югра - это ты и я»

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Сухарева Л.П.

Марковская Н.В.

 

Продолжительность проекта: краткосрочный

Возраст детей:  5 – 6 лет.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Формы работы: групповая.

Актуальность:

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера.

Задачи:

  • дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;
  • познакомить с фольклором народов ханты-манси: загадки, пословицы, приметы;
  • формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные), посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д.;
  • создание развивающей среды.

Предварительная работа:

1. Подбор литературы, иллюстраций.

2. Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

3. Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».

4. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Мой край- Югра».

5. Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.

6. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

7. Подбор материалов для родителей.

8. Сбор и оформление наглядного материала.

Ожидаемый результат:

  • дети получат первичные представления о коренных народов Севера, а именно Ханты и Манси;
  • научатся играть в подвижные игры: «Важенка и оленята», «Охота на волка», «Птицелов» и т. д.
  • во время прочтения художественной литературы узнают некоторые особенности животных (почему у медведя нос черный, почему гуси шипят, почему у зайца хвост маленький и т.д.);
  • расширят словарный запас: орнамент, чум, малица, морда, лук, лабаз, люлька и т.д.

Этапы работы:

1 этап: подготовительный. Формулируем проблему, цель проекта. Ставим перед детьми в игровой форме задачи.

2 этап: практический. (Или этап реализации проекта.) Проводим запланированные мероприятия для реализации проекта.

3 этап: итоговый. Итоговое мероприятие- изготовление книжек-малышек, тематических папок на темы: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание».

 

План проекта «Югра-это ты и я»

 

Области интеграции

Формы работы с детьми

Тема, содержание

Труд

Трудовое поручение (домашнее задание).

Изготовление совместно с детьми книжек-малышек, буклетов, тематических папок на тему: «Животные нашего края», «Растения: стихи, загадки (описание)», «Фольклор народов ханты-манси».

Музыка

Слушание

Хантыйские мотивы

Физкультура

Знакомство с подвижными играми.

«Важенкка и оленята», «Ловля оленей», «Льдина, ветер и мороз», «Охота на волка» и т.д.

Здоровье

Беседа.

«Дети и детство» (народы ханты-манси).

Художественное творчество

Аппликация

познание (с элементами рисования).

«Узор на варежке».

«Ханты и манси - жители Севера».

 

Познание

НОД, презентация

«Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси».

 Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»

Социализация

Сюжетно-ролевая игра

«Поездка в тундру».

Безопасность

Экскурсия в экомузей

«Погружение в мир хантыйской сказки».

Коммуникация

Чтение сказок

Лиса и гуси (хантыйская сказка).

Зайчишка (хантыйская сказка).

 

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы на темы: «Кто такие ханты и где они живут», «Традиции и обычаи народов Севера».

2. Чтение художественной литературы: Г.Слинкина «Сказка про Мозым Ики-Пох», «Лиса и гуси» (хантыйская сказка), «Не бойся пурги» стихи поэтов малых народов крайнего севера, Конькова А. «Сказки бабушки Анне», «Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка).

3. Художественно-творческая деятельность:

  • НОД (рисование) «Роспись олешка»
  • НОД (лепка) «Белочка грызет орешки»
  • Аппликация «Узор на варежке»
  • Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера».
  • Изготовление тематических папок, буклетов, книжек-малышек по следующим темам: «Животные нашего края», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки (описание)» (родители совместно с детьми).
  • Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».
  • Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».

4. Игровая деятельность:

  • Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей».
  • Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в хантыйское селение».
  • Дидактические игры: «Обитатели природы», «Национальная одежда».

5. Экскурсии: Экскурсия в городской экомузей, тема «Погружение в мир хантыйской сказки».

6. Методическое обеспечение:

Подбор методической и художественной литературы.

7. Изготовление тематических папок:

  • «Наш округ».
  • «Лангепас- мой город».
  • «Сказки и рассказы народов ханты-манси».
  • «Подвижные игры народов крайнего севера».

Формы работы с родителями:

Консультации:

  • «Обычаи и праздники ханты и манси».
  •  «Традиционное мировоззрение о почитаемых народами ханты и манси животных».
  • «История земли югорской».

Папка-передвижка на тему:

  • «Ханты-мансийский автономный округ-Югра».
  • Пополнения уголка «Мой край-Югра» (пошив куклы, одетой в национальный костюм).

Изготовление буклетов, книжек-малышек по следующим темам: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание».

Экскурсия в городской экомузей. («Погружение в мир хантыйских сказок»).

Конспект НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы»

Тема: Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»

     Программное содержание:

     Образовательная область «Познание»: Дать элементарные представления о жизни людей и особенностях их труда народа, живущего около реки. Знакомить с традиционными промыслами народов ханты и манси.

Продолжать приучать детей слушать стихотворения о родном крае, предложить внимательно рассмотреть иллюстрации к произведению.

      Образовательная область «Социализация»: воспитывать любовь к родному краю, желание беречь природу родного края.

     Образовательная область «Коммуникация»: Продолжать учить различать и называть породы рыб, ввести в речь детей слова чум, запруда, сети, остроги.

     Материал: предметные картинки из серии «Рыбы», сюжетные картинки «Уклад жизни  народов ханты и манси», предметы из бересты; кукла Чивостик.

     Интеграция областей: познание, чтение художественной литературы.

     Ход НОД:

     Чивостик: какие красивые, необычные костюмы у людей, изображенных на картинках. Кто это? Зачем им река?

     Воспитатель. Это коренные обитатели нашего края, представители народов ханты и манси.

     Предки народов ханты и манси пришли в низовья реки Оби и заселили территорию Ханты-мансийского автономного округа. Традиционными  занятиями были охота, рыбалка, оленеводство. (Показ иллюстраций).

     Из промысловых рыб ловили  хариуса, язя, щуку, плотву, муксуна, щокура. Орудиями ловли рыбы были остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. (Показ иллюстраций).

     Ловля рыбы, преодоление водных преград во время охоты – были невозможны без одного из самых распространенных средств передвижения – лодки.

     Предметы  обихода  изготавливали из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха. (Показ предметов, иллюстраций).

     Основной пищей у народов ханты и манси были рыба и мясо. Рыбу ели сырую (свежую и замороженную), вареную, вяленую, жареную, сушеную. Из ее внутренностей вытапливали рыбий жир, который употребляли с другими продуктами: ягодами, рыбой, мучными изделиями. Кроме рыбы ели водоплавающую птицу.

     Живут ханты и манси близ рек и озер. Ведут полуоседлый образ жизни, имеют зимние и летние срубы, а также переносные – чумы, чтобы можно было заниматься рыбной ловлей, охотой, а также зимние и летние оленьи пастбища.

     Народы ханты и манси всегда относились к реке бережно. Отражали  уважение к реке в стихотворениях, сказаниях песнях. И современные авторы тоже воспевают красоту родной реки Оби в своих произведениях. Я предлагаю послушать стихотворение Татьяны Царенко «Река Обь»:

Есть на свете много рек

Знает каждый человек,

Но Оби прекрасней нет,

Обойди хоть целый свет!

Сколько рыбы всякой тут!

Сосчитать не просто.

Те, что в озере живут

Маленькие ростом.

А в Оби на глубине

Щуки плавают на дне.

Осетры и муксуны

На столе у всей страны.

Лишь цари когда-то ели

Нашу рыбу раз в неделю!

Вот какая Обь-река к нам течет издалека!..

     О чем говорится в стихотворении? Ответы детей.

     Воспитатель: Понравилось ребята вам стихотворение. Скажите, пожалуйста, что нужно делать, чтобы в реке водилось много рыбы, чтобы малые народы проживали по берегам и не голодали, чтобы мы могли отдыхать на берегу этой величественной реки.

     Ответы детей.

     Воспитатель подводит итог занятия. Правильно, ребята. Нужно бережно относиться к природе, не загрязнять берега, следить, чтобы не проливалась нефть, рационально использовать природные ресурсы.

     Чивостик благодарит детей за то что они рассказали много интересного о родной реке и прощается с детьми.    

Беседа «Профессии взрослых в Югре»

     Программное содержание: 

     Образовательная  область  «Познание»: Продолжать знакомить  детей с профессиями  взрослых  нашего  края – Югры;

     Образовательная  область  «Коммуникация»:  Познакомить  с  названиями профессий:  геолог, строитель,  нефтяник, буровая;  развивать  диалогическую  речь детей.

     Образовательная область «Музыка»: Учить детей выполнять движения под музыку по показу взрослого.

     Образовательная область «Социализация»: Воспитывать уважение к труду взрослых.

     Материал: иллюстрации, фотографии

     Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, сюжетно-ролевые игры.

     Ход НОД:

      - Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала Татьяна Царенко.

        Что ж, начнём издалека. Лес зовётся здесь Тайга.

        Здесь неведомой тропою звери ходят к водопою,

        Жил медведь в своей берлоге, к нему не было дороги.

        А суровые Урманы берегли свои туманы.

        Ханты  жили  тут  в  тайге, на  великой  на  реке.

        Эти местные народы не боятся непогоды,

        А рыбалка и охота – их важнейшая работа.

        И никто не знал, ребята, как земля эта богата,

        Что в огромной глубине нефть, как девица во сне

        Заколдована   лежала, тишина там охраняла

        Вековой её покой летом, осенью, зимой.

        Но учёные узнали и геологов послали.

        Вот разведчики пришли и, представьте, нефть нашли!

        Закипела тут работа. Дело есть у вертолётов,

        И забегали суда по Оби туда- сюда!

        Удивлялись Сургутяне, поднимаясь утром ранним:

        Не бывало здесь такого - необычно всё и ново.

        Едут, едут все сюда, не на день, а навсегда

        Папы с чемоданами и детишки с мамами.

        Строить город начали, всё переиначили.

        Дома многоэтажные строители отважные.

        Строят, строят на болоте - нет конца этой работе,

        Новый город  нефтяной строят летом и зимой.

        Приехали нефтяники, конечно, нефть – не пряники,

        А тяжёлая работа. Может быть, не знает кто – то…

-Ребята, скажите, про какие профессии взрослых вы услышали в этом стихотворении? (геологи, строители, нефтяники).

- Послушайте загадку: «Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон. Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом». Про кого эта загадка? (Про строителей)

-А  что делают строители? (Строят различные здания, дома).

-Да, они построили много городов в нашем родном крае. Вы когда-нибудь слышали про такие города, как Нефтеюганск, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Лянтор и ещё много других городов. И конечно же наш любимый и родной город Сургут.

-Послушайте стихотворение  про детей - строителей.

        Мы вдвоём с Алёшей построим дом хороший.

        Пусть у нас не кирпичи, закалённые в печи,

        А много кубиков цветных – дом построим мы из них!

        Экскаватор есть у нас, кран  подъёмный,  

        А камаз  кубиков подвозит ящик.

        Кубик к кубику кладём, быстро подрастает дом.

        С ярко – красной крышей дом красивый вышел.

        Будем, как родители, мы с тобой строители!

        З.А.Ефанова

        Музыкальная пауза (под фонограмму).

Двигательная разминка по показу воспитателя – упражнения в имитации действий строителей.

-Ребята, наш край Югры называют нефтяным. Здесь работает много нефтяников, которые добывают нефть из земли. А вы знаете, для чего её добывают? ( Ответы детей)

        Нефть даёт тепло и свет - ей замены просто нет!

        Делают из нефти много: и асфальтные дороги,

        И костюмы и рубашки, удивительные чашки!

        Вспомните, как тепловоз вас когда – то к морю вёз…

        В его топках нефть горела, а без  нефти что за дело?

        И недаром в нашем крае, всяк нефтяник это знает.

                Татьяна Царенко

Нефтяники  работают на буровых (Показ иллюстраций). – У кого папы работают  нефтяниками? (Ответы детей).

-Но прежде, чем добывать  нефть из земли, её ищут геологи – разведчики. Послушайте, как  написано о них в стихотворении.

        Чтоб породы описать и убрать сомненья,

        Где геологу искать потом месторожденье.

        Это он добудет нам камень драгоценный.

        Нефти вызовет фонтан из пластов подземных.

        Скажет, где должна стоять буровая вышка.

        Даже если возражать станет бурый мишка.

        И в тайге, где кедр растёт, и в пустыне жаркой

        Нам геолог  достаёт из земли подарок.

-Ребята, про какие профессии взрослых вы сегодня узнали? Что делают строители? Нефтяники? Геологи? (Ответы детей).

Может быть, когда вы станете взрослыми, то тоже будете работать и жить в нашем замечательном крае – Югре. Но для этого нужно быть послушными и хорошо учиться.

Консультация для родителей:

 Орнаменты ханты и манси

 «Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб, 
То на рога оленьи,
То на речной изгиб».

Мансийские и хантыйские орнаменты до настоящего времени в таком объеме и научной систематизации в нашей стране не издавались, лишь отдельные единицы орнаментов упоминались в трудах ученых и исследователей мансийской культуры.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта. 

Орнаментальное искусство манси обычно рассматривалось в комплексе с орнаментальным искусством ханты как декоративное искусство обских угров, так как различия между хантыйским и мансийским орнаментом незначительны. 

Наличие общих черт в орнаменте ханты и манси явилось результатом общности территории, которую заселяли эти народы, и тесных экономических связей, существовавших между ними. Так, верхне-сосьвинские, сыгвинские, верхне-лозьвинские манси издавна вели обмен с обскими ханты, с ненцами, меняли меховые изделия на берестяные, что приводило к обмену мотивами орнаментов, их осмыслению этими народами. 

В недавнем прошлом хозяйство манси было натуральным. Все необходимое для быта и промыслов они изготавливали сами. Издавна существовало разделение труда по производству и отделке одежды, обуви, утвари и других бытовых предметов. Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой изделий из кости, дерева и металла, женщины обрабатывали шкуры и бересту, выделывали ровдугу, шили вещи из этих материалов, красиво орнаментировали их. 

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая мансийская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. С гордостью показывали свои изделия мастерицы С. В. Пеликова (Няксимволь), А. М. Хромова (Сосьва), любовно приглаживали руками мех, стараясь выразительнее показать тот или иной орнамент. Чувство достоинства и поклонения мастерству предков звучало с особой силой тогда, когда показывали вещи, изготовленные мамой, бабушкой или отцом. 

На изготовление вещи мастерица затрачивали много времени. Например, для того чтобы вышить рубаху или платье, требовался один или два года. На сахи мастерица выполняла орнамент в течение 5-6 и более лет. Работа обычно велась в зимнее время, при скудном освещении. 

Материалы для изготовления орнаментов используются самые разные. От выбора материала зависит и выбор орнаментальных мотивов, их композиция. Мужские рубахи и женские платья часто, кроме аппликации, украшали вышивкой. Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку», подол. В прошлое ушла красивая тончайшая вышивка шерстью. 

Разновидностью вышивки является бисерное шитье по тканям и коже. Цветным бисером (пальсаком) украшали свадебные головные повязки, нагрудные и нашейные украшения, детали одежды, воротники, края разреза, часть плеча, обшлага. Известны два способа плетения бисером: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. Вышивали бисером верх женской короткой обуви из кожи. Предпочитали яркие, сочные цвета бисера (черный, синий, красный). Белый цвет чаще употребляли для фона. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, украшения. 

Происхождение орнамента, мотивы

По поводу происхождения орнамента, его связей имеются различные высказывания и теории. Так С. К. Патканов в1897 году в исследовании, посвященном устному творчеству иртышских хантов, высоко оценивал изделия из бересты и вышивку, указав на сходство последней с вышивками русских, мордвы, зырян, пермяков и татар. 

Традиции орнаментики включают в себя символические изображения представителей флоры и фауны местного региона. Композиции из этих изображений, как и сами изображения, в течение последних нескольких столетий не претерпевали изменений и были жестко зафиксированы традицией. Цветовая палитра изделий относится к среднеазиатскому институту декора, который характеризуется яркостью и контрастностью цветов. Первые публикации мотивов обскоугорского орнамента отмечены в 1872 г. в альбоме В.В.Стасова и в 1879 г. у венгерского ученого А. Регули. Это были цветные образцы хантыйских вышитых узоров, где развитие получили три категории мотивов: изображения птиц: изображения деревьев, геометрические мотивы. Птицы и деревья, вследствие процессов стилизации, имеют различные сочертания, условные формы. Встречаются парные птицы, с различными элементами между ними. 

Вопрос о происхождении мотива парных птиц, привлекал к себе исследователей. Считается, что подобного рода изображения проникали к чувашам, а затем к уграм из стран Востока, но есть основания полагать, что взаимоотношения между Востоком и народами Поволжья и Приуралья развивались как в булгарское время, так и в более ранний период, когда роль посредников играли сарматские и аланские племена. 

Символика Югры:

  • Синий – реки и озера края
  •  Белый – цвет снега
  • Зеленый – цвет тайги
  • Национальный орнамент ханты и манси – рога оленя, обереги 

Консультация для родителей

 Праздники народов ханты и манси

Медвежий праздник

В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры».
Медведь, по преданию ханты, - предок-родственник. Первоначально этот праздник проводился только членами одной общины, но со временем он стал общенародным. В нем много сходного с медвежьим праздником манси. Он также приурочен к зимнему солнцестоянию (начало) и весеннему равноденствию и проводится как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. Вторая форма праздника сохраняется и сейчас. С «медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.
 

Проводы лебедя

 

Мало кому известно, что у народа ханты существует кроме почитаемого дня "Ворна хатла" - "Вороньего дня", еще один праздник – Проводы Лебедя, который посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом.
Вот что рассказал И.С. Посохов, пожилой человек, по национальности ханты о ритуале такого праздника Проводов Лебедя, свидетелем которого он был однажды осенью.
Накануне жители юрт договорились о времени выезда на праздник.
В день праздника подъехали к священному месту, и мужчины-охотники оповестили о своем приезде тремя залпами из охотничьих ружей. Попечитель святого места, услышав стрельбу, вышел на берег встречать нарядно одетых гостей. Приехавшие, причалив лодки к дощатому мостику, шли вереницей в деревню по тропе, выстланной ветками и сеном.
Затем женщины поджигали сложенные дрова, на доску у костра ставили съестное. Спиртным окропляли огонь, бросали по монетке в костер и после этого выстраивались в ряд и, посылая поклоны, нашептывали:
"Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей".

Потом женщины поворачивались через правое плечо, заканчивая ритуал, и начинали трапезу.

В стороне на колышке были подвешены узелки с подарками. Это было общее место для совершения обряда. Стар и мал толпой, стояли тут и просили лебедя принять их подарки.

Основной обряд проводился на священном месте, куда разрешено было ходить только мужчинам. Здесь совершалось жертвоприношение. Это место было основано с незапамятных времен далекими предками.
Мужчины привели жертвенное животное, привязали его под кряжистый краснотал, а на другом дереве уже был сделан примитивный стол, под ним пропущены жерди между ветками дерева. Попечитель святого места расставил угощение, развязал узелки с подарками, каждую вещь, обволакивая дымом тлеющей чаги. развешивал на жерди. Присутствующие бросали на стол по монетке, вставали напротив стола, кланялись. Затем попечитель вывел животное и начинал водить его по ходу солнца.
- Ац! - раздавался призывный клич после каждого оборота - и семь раз эхо разносило этот клич...

В заключение праздника один из организаторов нанес на четырехгранной палочке количество людей от каждой семьи, чтобы потом разделить поровну расходы, связанные с обрядовым ритуалом, потом достал из котла кусок шеи, сердца и глаз принесенного в жертву животного, наколол их на отростки шеста, приставил его к столу, приделанному к дереву.
На этом праздник закончился.

Вороний день

        Календарные праздники приурочены к православным датам. На Благовещение 7 апреля отмечается Вороний день - Урине хотэл эква, связанные со стремлением к воспроизводству жизни, благополучие к семье, в первую очередь детей. В конце мая – в начале июня (в разные числа) отмечались праздники рыболовов, включавшие соревнования на лодках и шаманские камлания и ритуально подготавливавшие рыболовный промысел. С охотничьим промыслом, главным образом с началом пушной охоты, были связаны осенние праздники, в первую очередь Покров, включавшие жертвоприношения в пещере или на горе (для чего использовали т.н. «шаманские» горы – археологические памятники). Праздником оленевода является Ильин день, в который совершают жертвоприношение оленей. В настоящие время традиционные праздники воспринимаются манси как одно из средств возрождения своей культуры. 

День оленевода

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. 
Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д. Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.
 

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.

Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).

Картотека подвижных игр коренных народов Севера

Важенки и оленята

Цель: Учить детей действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: На полу чертиться несколько кругов, в одном из них находится важенка т двое оленей. Волк сидит в противоположной стороне. На слова:

        Бродит в тайге важенка, с нею оленята.

        Объясняет каждому, что непонятно.

        Топают по лужам оленята малые,

        Терпеливо слушая наставленье мамино.

Оленята выбегают из круга, ходят по тайге, пьют воду. По сигналу «Волк идёт!», оленята и важенка убегают в свой домик.  Пойманного  волк уводит с собой. Важенка, у которой волк не поймал ни одного оленёнка, считается самой смелой и заботливой.

Прыжки через нарты.

Цель: Учить детей прыгать через препятствие; приземляться на двух ногах; соблюдать технику безопасности при прыжке.

Ход игры: В ряд ставят несколько санок, играющие по очереди прыгают через них.

Правила: Начинают прыгать только по сигналу воспитателя на двух ногах, легко приземляться, не задевая санок.

Борьба на палке

Цель: Развивать силовые качества детей, умение соблюдать правила; соблюдать технику безопасности при выполнении упражнения.

Ход игры: На площадке проводится черта, двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступню другого.

Правила: Начинать перетягивать палку по сигналу, не менять положения ног.

Рыбаки и рыбки

Цель: Учить детей самостоятельно становиться в круг, слушать сигнал воспитателя, выполнять правила игры.

Ход игры: Па полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков,   остальные   игроки — рыбки.   Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Олени и пастухи

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Ловля оленей

Цель: Развивать быстроту и ловкость движений; координацию коллективных действий.

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Цель: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, быстроту, координацию.

Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Льдинки, ветер и мороз

Цель: Развивать быстроту реакции. Координацию коллективных действий.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные  льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

 Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь  до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

 Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» пли «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Ручейки и озера

Цель: Упражнять детей в беге в колоннах в разных направлениях. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Игроки стоят в пяти—семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.

 

Смелые ребята

Цель: Развивать координацию коллективных действий. Учиться ориентироваться в пространстве. Упражнять в беге с увертыванием.

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Смелые!

- Я  посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

-  Я! Я!..

Бегите!

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

Нарты-сани

Цель: Упражнять детей в беге и прыжках. Приучать детей быть внимательными, не толкать товарищей.

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30—40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты. Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Отбивка оленей

Цель: Развивать быстроту и ловкость движений.

Группа   играющих   находится  внутри   очерченного   круга.   Выбираются   три   пастуха, они   за   кругом — это   олени.   По   сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень,   в   которого   попал   мяч,   считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Полярная сова и евражки

Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание. Продолжать учить детей слушать сигнал воспитателя, выполнять правила игры.

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Оленьи упряжки

Цель: Упражнять детей в беге парами, врассыпную. Продолжать учить детей слушать сигнал воспитателя, выполнять правила игры.

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

Важенка и оленята

Цель: Формировать имитационные способности. Развивать быстроту реакции.

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят.  Волк сидит за  сопкой   (на другом конце площадки).

На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею — оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.  

Терпеливо слушая

Наставления мамины 

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила   игры.   Движения  выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

На новое стойбище

Цель: Упражнять детей в беге парами, врассыпную. Продолжать учить детей слушать сигнал воспитателя, выполнять правила игры.

Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звуккхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Перетягивание каната

Цель: Развивать координацию коллективных действий. Воспитывать выносливость.

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Волк и олени

Цель: Формировать имитационные способности. Развивать быстроту реакции.

Из числа играющих выбирается волк, остальные — олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Солнце

Цель: Формировать имитационные способности. Развивать быстроту, ловкость движений.

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: Нянь-нянь (хлеб), кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Цель: Формировать имитационные способности. Развивать быстроту, ловкость движений.

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Охота на волка

Цель: Учить детей бросать мяч в движущуюся цель. Развивать меткость, ловкость.

Охотник встает в 4—5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

Ловкий оленевод

Цель: Учить детей бросать мяч в вертикальную цель. Развивать меткость, ловкость.

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Борьба на палке

Цель: Учить детей перетягивать палку двумя руками. Развивать выносливость, выдержку.

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Успей поймать!

Цель: Упражнять детей в бросании и ловле мяча. Развивать ловкость, быстроту и ловкость движений.

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.    

Солнце (Хейро)

Цель: Упражнять детей в беге с увертыванием. Развивать ловкость и координацию движений.

Играющие становятся вкруг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны)

Правила игры. Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки.

Цель: Упражнять детей в беге тройками. Развивать ориентировку в пространстве.

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного края шнура до другого.

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия

Дидактические игры

Узнай по описанию

Цель: Закрепить представления о достопримечательностях города Лангепас, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Игровое правило: по словесному описанию отгадывать достопримечательности города.

Игровое действие: отгадывание, называние.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

Игровое упражнение: «Продолжи»

Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Лангепаc.

Игровое правило: выслушивать фразу до конца. Если один игрок ошибается, фразу продолжает другой игрок.

Игровое действие: продолжение фраз.

Ход игры:

Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют …

 

Так бывает

Цель: Формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление  и воображение.

Игровое правило: выслушивать словосочетание до конца. Если один игрок ошибается, то продолжает другой.

Игровое действие: раскрыть значение словосочетания.

Ход игры:

Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: Холодный  Лангепас (город зимой), веселый Лангепас (город в праздник), снежный Лангепас (город во время снегопада) и т. д.

Найди свой дом

Цели: Сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в Лангепасе. Развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких. Развивать у детей логическое мышление, речь-доказательство. Воспитывать у детей интерес к родному городу.

Игровое правило: каждому игроку дается по одной карточке. Игроки соблюдают очередность. Если один игрок затрудняется в ответе, то ход переходит к следующему.

Игровое действие: поиск необходимого объекта на карточке.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.

Почини здание

Цели: Формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии. Развивать у детей зрительное внимание, логическое  мышление и речь-доказательство. Воспитывать любознательность у дошкольников.

Игровое правило: каждый игрок берет по одной карточке. Выигрывает тот, кто первым подберет недостающий элемент к своей карточке.

Игровое действие: поиск недостающих элементов к карточкам.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

Разложи предметы по домам

Цели: Формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении. Развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку. Развивать речь-доказательство. Воспитывать интерес к родному городу.

Игровое правило: отбирать только подходящие картинки. Выигрывает тот, кто не ошибется.

Игровое действие: поиск подходящих карточек.

Ход игры:

Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например, в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям  перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.

Расскажи про свой город

Цели: Формировать у детей представления о разнообразии магазинов, учреждений, предприятий и об их назначении. Развивать у детей логическое мышление, умение находить определенное здание по какому-либо признаку. Развивать речь-доказательство. Воспитывать интерес к родному городу.

Игровое правило: выигрывает тот, кто не разу не ощибется.

Игровое действие: поиск необходимых карточек, рассказ о назначении зданий.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает карточки на столе и предлагает детям найти магазин, аптеку, библиотеку, музей и т.п.  и рассказать о назначении этих зданий.

Художественное слово

Хантыйская сказка «Мышка»

 Жила мышка. Настала весна, задумала мышка поехать осетров и нельм ловить. Вместо лодки ореховую скорлупку взяла, вместо весла-лопаточку для шпаклевки лодки серой.

 Едет и напевает:

 – Ореховая скорлупка-лодка моя: тел, тел, тел, лопаточка-весёлко мое: пол, пол, пол. У одной деревни ребята кричат с берега:

 – Эй, мышка-норушка, подъезжай сладости поесть!

 – Какие сладости?

 – Со щукой.

 – Нет, со щукой не ем.

 И опять едет дальше, напевая:

 – Скорлупка-лодка моя: тел, тел, тел, лопатка-весёлко мое: пол, пол, пол.

 И опять у одной деревни ребята с берега кричат:

 – Эй, мышка-норушка, приставай сладости поесть!

 – Какие сладости? – С утиным мясом!

 – Нет, с утиным мясом не стану есть.

 И опять едет дальше, напевая:

 – Скорлупка-лодка моя: тел, тел, тел, лопатка-весёлке мое: пол, пол, пол.

 Долго или коротко ехала, снова в одной деревне ребята кричат:

 – Эй, мышка-норушка, приставай сладости с икрой поесть.

 – С какой икрой?

 – С осетровой икрой.

 – Ням, ням, ням, ням, еду отцов моих-с осетровой икрой буду, буду есть.

 К берегу пристала, наставили ей еды с осетровой икрой.

 И принялась мышка есть.

 Ела, ела, ела, ела, даже живот круглым стал.

 Тут закричали дети с улицы:

 – Мышка, мышка-норушка, весло твое и лодку твою водой смыло.

 Мышка вскочила, побежала на берег, споткнулась, упала в собачью яму, и лопнул ее живот.

 – Девочки, девочки, – закричала мышка, – принесите иголку с жилами, принесите иголку с дратвой, живот мой лопнул!

 Девочки прибежали быстро и зашили мышке-норушке дратвой и жилами живот. Поставили ее на ноги.

 Мышка-норушка, шатаясь, пошла к своей скорлупке-лодчонке с лопаточкой-веслом, села и, грустная, поехала дальше, даже про песни забыла. И только лодочка ее поет: тел, тел, тел, и только весло ее поет: пол, пол, пол.

Идэ (хантыйская сказка)

Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.

Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.

«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» — думала бабушка.

Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:

— Пойдём, Идэ, орешки собирать!

— Пойдём, бабушка!

Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку — и поехали.

День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.

Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.

В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.

Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит — шишки сами падают.

Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.

— Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! — говорит она.

Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.

Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала.

Закричал Идэ, заплакал:

— Зачем ты оставила меня, бабушка? Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу — быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.

Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.

Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:

— Всего съешьте, только голову не троньте!

А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.

Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал — проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука.

Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!

Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!

Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:

— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:

— Не сердись, Идэ. Ты — человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!

Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».

Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.

Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.

Хорошо!

С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет — один идёт.

Так бабушка отучила внука бояться.

Смородинка.

Танюша много слышала о черенках, а что это такое – не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:

– Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Стала Таня разглядывать черенки. Ничего особенного, палочки как палочки – чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

– Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

– Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами.

А там лопухи с репейниками росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.

Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила Таня черенки и принялась ждать.

Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:

– Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

Автор: Е. Пермяк     

Югорский край

         Люблю тебя, мой край родной,

        За зимний холод, летний зной,

        За   рек,  студёную прохладу,

        За щедрость осени отрады,

        За глаз озёр и шум лесов,

        За щебет птичьих голосов.

        За то, что я здесь родилась

        И жизнь моя с твоей  слилась.

                       ***

Югорский край озёрами покрыт,

Красот земли тебе не занимать.

Душой своей   богата  и  открыта,

Ты согреваешь, как родная мать.

Зимой   сурова,  а летом расцветаешь,

От края в край  лететь  не  долететь.

Как великан, ты силушкой играешь,

Ты сможешь всё – лишь стоит захотеть!

***

Есть на карте у меня
Вся в болотах, вся в тайге - моя Югра.
Говорят, что в ней полным-полно чудес,
И зверей и ягод полон сказочный лес.
Говорят олени тут живут,
И деревья до небес растут.
Приезжайте в гости к нам друзья- 
Мы покажем вам свои места.
Здесь осины, здесь рябины, здесь волнушки,
Зайцы, лисы, белки, мишки - много зверюшек.
И целебных трав полна моя тайга- 
Приезжайте, вас излечим навсегда.
Нет красивей, нет чудесней нашего края.
И от этой красоты душа замирает.
И чудес полным - полна моя Югра-
Будет райским уголком она всегда!


«Чудесный край»
Живу в краю чудесном я - он под названием Югра.
Бывает он красив зимой, когда снежинок белых рой
Летит как бабочки на свет, кругом искрится белый снег.
Еще красив мой край весной, когда небесной синевой
Освободившись ото сна, сияет речка под слоем льда.
А летом, хоть и мошек тьма, люблю сидеть я у пруда
И наблюдать за красотой, и отдыхать со всей душой!
И осенью, когда надежды вновь уйдут, угаснут без следа,
Я вспоминаю зиму, весну, лето - мои любимые места!

Загадки народов Севера

  • Из далёких стран привезённом предмете  не узнать ни головы, ни ног. (Яйцо).
  • Меня не  едят, но без  меня редко обедают. (Соль).
  • Котёл очень  маленький, а похлёбка очень вкусная. (Орех)
  • Хозяин  леса, хозяин Бога. (Медведь).
  • На вершине дерева длинная вязаная рукавица. (Шишка).
  • Вершина  дерева искрится, блестит. (Ягоды черёмухи).
  • Белое полотно разворачивается, чёрное полотно свёртывается; белое полотно свёртывается, а чёрное полотно разворачивается. (День и ночь).
  • Один  едет, а следов нет. (Лодка).
  • Живёт золотая божественная девушка, сын Бога играет на музыкальном инструменте, а такой – сякой танцует. (Солнце, ветер, снег).
  • Два человека, нареченные видеть прекрасную землю, одетую в золотую одежду, живут по обе стороны дороги, но никогда не встретятся. (Глаза).
  • На вершине  дерева скачет конь без всадника. (Белка)
  • Посредине полноводной Оби ели, лиственницы свёртываются, расстилаются. (Калдан – орудие лова рыбы)
  • По полноводной широкой Оби плывёт город с тысячным населением.  (Пароход).
  • Такой сякой прыгает, скачет, но это не лось, не птица, только быстрее и проворнее их. (Ветер дует).
  • В воде  плавает, но сухая. (Утка).
  • Небесную Божью дочь из дому тысячи людей не выгонят.  Время придёт, сама уйдёт.  (Луч солнца)
  • Вокруг тебя вьётся,  а руками не возьмёшь. (Дым).
  • Безрукий, безногий зверь с перьями из крыла, и на крыльях не летает, но не догонишь. (Рыба).
  • Живёт волшебник сильнее солнца, но с ветром не справляется. (Туча).
  • Никем не виденное лесное чудище, Божественное чудище дразнится. (Эхо).
  • Чем  больше берёшь из неё, тем она больше становится. (Яма).
  • Дерево обвито множеством нитей. Только эти  нити нельзя намотать в клубок. (Паутина).
  • Свет  Божественной волшебницы всех ослепляет. (Солнце).
  • Живёт волшебник: весной радует, летом кормит, зимой согревает. (Лес)
  • Божественный  волшебник хлынул, щелкая брызгами, землю досыта напоил. (Дождь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...