Картотека дидактических игр.
картотека на тему

Картотека дидактических игр по приобщению детей к мордовской национальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_mordovskie.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

для приобщения детей дошкольного возраста  к культуре мордовского народа.

1. «Найди названный предмет»

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.

Игровые действия: отгадывание.

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

2.«Путешествуем по сказкам»

Дидактическая задача: закрепить знания детей о мордовских народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках; воспитывать желание быть похожими на них.

Игровые действия: при помощи известного сказочного персонажа (например, Незнайки) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых мордовских народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.

Материалы: картинки с изображениями известных персонажей мордовских народных сказок, кукла Незнайка, фишки.

3. «Угадай, откуда я приехал»

Дидактическая задача: закрепить и расширить знания детей о разных народах.

Игровая задача: угадать, откуда приехали гости.

Игровое действие: появление детей в народных костюмах, их рассказы о местах, где они «живут», о главных достопримечательностях, о национальных героях; ответы на вопросы детей, принимающих гостей.

Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения.

4. «Чей орнамент?»

Дидактическая задача: назвать элементы национального орнамента.

Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.

Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.

Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.

5. «Музей народных игрушек»

Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.

Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.

6. «Встречаем гостей»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о традиционной мордовской народной культуре; дифференцировать представления о правилах национального этикета; воспитывать культуру общения.

Игровые действия: приветствовать гостя на мордовском языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами.

Материалы: куклы в национальных костюмах, посуда, муляжи национальных блюд.

7. «Кто знает больше "волшебных" слов по-мордовски»

Дидактическая задача: закреплять навыки владения мордовским языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др., воспитывать культуру общения.

Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на мордовском языке.

8. «Магазин одежды»

Дидактическая задача: учить детей узнавать национальный костюм по его элементам и цветовой окраске; воспитывать интерес к народной культуре.

Игровые действия: дети-покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей-продавцов подобрать им остальные детали национального костюма.

 Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.

9. «Вещи заблудились»

Дидактическая задача: закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.

Игровые действия: соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент.

Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов, среди которых один элемент не соответствует костюму данного народа (например: сарафан, кокошник, тюбетейка).

10. «Чей дом?»

Дидактическая задача: показать детям многообразие материальной культуры народов мира на основе их жилищ; развивать познавательный интерес.

Игровые действия: соотнесение.

Материалы: два вида карточек - с изображением жилищ (чум, иглу, вигвам и т. д.) и людей в национальных одеждах (эскимос, индеец, и т. д.).

11. «Север – юг»

Дидактическая задача: учить детей соотносить представителей растительного и животного мира со средой их обитания; развивать навыки сотрудничества.

Игровые действия: дети делятся на две команды «Юг» и «Север» и по словесному сигналу («Холодно», «Тепло») выбирают карточки с изображением животных и растений и размещают их на своей карте.

Материалы: схематические карты севера и юга России, маленькие карточки с изображением флоры и фауны.

Важно помнить, что базой культуры межнационального общения является общая культура человека: культура поведения, речи и т. д., поэтому очень важно учить детей навыкам взаимодействия, сотрудничества.

11. «Театр народного костюма»

Дидактическая задача: закреплять знания детей об элементах народного костюма; развивать навыки совместных действий, творческие способности.

Игровые действия: дети делятся на три группы – творческие лаборатории. Каждая группа определяет, костюм какого народа они будут «шить» и представлять на показе, отбирают его детали, создают и демонстрируют его под национальную музыку, комментируют.

Материалы: элементы народных костюмов, дополнительные украшения, музыкальное сопровождение.

12. «Сказка-загадка»

Дидактическая задача: закрепить знание детей о мордовских народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя сказки.

13. «Найди лишнее»

Дидактические задачи: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.

Материал: 4-5 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно – любого другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок кто правильно ответит получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

14.  «Художественный салон»

Дидактические задачи: учить устно, описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь – описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

15.  «Узнай элемент узора»

Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах мордовского орнамента, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к декоративному творчеству.

Материал: большие карты, украшенные мордовским орнаментом, элементы орнамента среди которых варианты узора, отличающиеся деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных элементов орнамента подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры: получив большую карту и несколько элементов орнамента внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

16.  «Собери пару»

Дидактические задачи: закреплять знания детей об элементах мордовского орнамента, воспитывать внимательность, учить моделировать, развивать логическое мышление.

Материал: прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая – пустая. Элементы орнамента, образующие пары к рисункам на полосках.

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры: принимают участи е от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество карт, элементы орнамента перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

17. «Составь узор»

Дидактические задачи: учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов мордовский узор в соответствии с правилами и традициями.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумываю свою композицию.

18. «Разрезные картинки».

Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах, применяемые в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.

Игровые правила: быстро составить из частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Ведущий показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу играющие собирают из частей изображение, какого – либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

19.  «Угадай и расскажи»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о мордовской народной игрушке как об одной из форм народного декоративно - прикладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Материал: карточки с изображением изделий народных промыслов.

Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают. Игрушка какого промысла изображена. Поощряется если ребенок может доказать правильность своего ответа.

20. «Собери узор»

Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов узора (галочка, ромб, крест). Поддерживать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Материал: набор элементов орнамента.

Игровые правила: детям предлагается набор элементов орнамента, из которых они должны выложить узор методом аппликации.

21.  «Собери восьмиконечную звезду»

Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять восьмиконечную звезду способом аппликации по мотивам мордовского орнамента. Поддерживать интерес к народной культуре.

Материал: элементы восьмиконечной звезды из бумаги (картона).

Игровые правила: дети должны собрать восьмиконечную звезду, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил восьмиконечную звезду.

22.  «Одень куклу»

Дидактические задачи: продолжать воспитывать детей в этнокультурной среде; закреплять знания детей о мордовском национальном костюме; учить отличать эрзянскую (мокшанскую) национальную одежду; учить различать элементы мордовского костюма; развивать у детей эстетический вкус, воображение. Развивать у детей интерес к мордовской национальной культуре; воспитывать интерес к истории мордовского костюма, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал: набор бумажных кукол, комплекты национальной одежды

Игровые правила: в игре может принять участие один ребенок или группа детей. Детям предлагается набор бумажных кукол и комплекты национальной одежды. После рассмотрения дети наряжают своих кукол в национальные костюмы республики Мордовия. Куклу можно обуть в лапти или сапоги.

23. «Исправь ошибку»

Дидактические задачи: продолжать воспитывать детей в этнокультурной среде; закреплять знания детей о мордовском национальном костюме; учить отличать эрзянскую (мокшанскую) национальную одежду; учить различать элементы мордовского костюма; развивать у детей эстетический вкус, воображение. Развивать у детей интерес к мордовской национальной культуре; воспитывать интерес к истории мордовского костюма.

Материал: набор бумажных кукол, комплекты национальной одежды

Игровые правила: национальные куклы одеты неправильно. Необходимо исправить ошибки (переодеть).

24. «Путешествие по городу»

Дидактические задачи: развивать любовь к родной земле, чувство гордости принадлежностью к этому народу; развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность.

Материал: карточки с изображением достопримечательностей родного города.

Игровые правила: дети по очереди берут изображение достопримечательности города и рассказывают о нем.

25. «Мордовские узоры»

Дидактические задачи: упражнять в умении составлять индивидуальный орнамент на основе знаний о мордовском узоре; использовать поверхности различных форм и различные цветовые сочетания; развивать творческое мышление, фантазию и эстетическое восприятие; способствовать развитию самостоятельности и инициативности; воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству мордовского народа.

Материал: Игра состоит из раскладных подносов различной формы и элементов мордовского орнамента: «ступеньки», «спираль», «крест», «галочка», «звезда», «ромб», «квадрат», «круг», «треугольник», «квадрат с продлённой стороной». Элементы имеют четыре основных цвета – красный, чёрный, жёлтый и зелёный. Все детали игры выполнены из белого и цветного картона.

Игровые правила: дети украшают поднос по собственному замыслу, соблюдая структуру построения мордовского национального орнамента и основные принципы расположения узора на плоскости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».

Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....