Воспитание любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения.
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения . В настоящее время в период изменений в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм. Важно, чтобы дети с детства росли, уважая свою страну, зная обычаи своего народа, традиции и усваивая духовные ценности, накопленные веками . Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким своим людям. Чувство Родины начинается и с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что находит отклик у него в душе, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, на улице, на народных праздниках, мероприятиях – и в детском саду, под руководством воспитателя.
Цель и задачи Цель работы: – изучить особенности краеведения как средства воспитания любви к родному краю детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Изучить теоретические основы проблемы патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Определить понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание». Изучить и описать методы и приемы воспитания у детей дошкольного возраста любви к родному краю Определить возможности краеведения как средства воспитания у детей дошкольного возраста любви к родному краю Провести опытно – экспериментальное исследование по формированию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю средствами краеведческой работы Составить рекомендации по работе способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Нормативные документы - Конституция Российской Федерации - Закон об образовании РФ от 1.09.2013. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. - Профессиональный стандарт педагога от 18.10.2013 Основная образовательная программа дошкольного образования детского сада «Родничок» г. Кондрово Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» утвержденной Правительством РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493
Теоретическое обоснование опыта Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева и др. Все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание. Это программы Алёшиной Н.В. Зеленовой Н. Г., Осиповой Л.Е., Князевой О. Л., Маханёвой М. Д. Кондрыкинской Л.А., Новицкой М.Ю. и др.
Патриотизм, патриотическое воспитание и его основы Патриотизм (от греч. соотечественник, отечество) - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость за достижения и культуру своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Воспитание любви к родному краю в дошкольном возрасте Старший дошкольный возраст оказывается наиболее благоприятным периодом для целенаправленного воспитания у него патриотических чувств и положительного отношения к традициям своего народа, уважения к его духовным ценностям, любви к родному языку, гордости за свою Родину, свой народ и т. д . З адачей педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе родного края и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (где живет ребенок); знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Краеведение как средство воспитания любви к родному краю Краеведение – одно из самых мощных средств воспитания у детей дошкольного возраста любви к родине. Оно воспитывает сознательную любовь к родному краю, как к части нашей Родины, связывает воспитание с повседневной жизнью детей, воспитывает нравственные качества. Основная цель краеведческой деятельности формировать у детей дошкольного возраста систему знаний по истории и географии, культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Опыт работы по использованию средств краеведения в воспитании любви к родному краю Исследование проводилось на базе Муниципального казенного образовательного учреждения детский сад «Родничок» г. Кондрово Дзержинского района, Калужской области. В исследовании приняли участие 25 детей старшей группы, 25 родителей и 6 педагогов.
Цель исследования: проверка эффективности работы по формированию любви к Родине, родному краю, знаний и представлений о Родном крае у детей старшего дошкольного возраста, средствами краеведения. З адачи работы: 1)провести диагностику уровня знаний, умений и навыков патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста; 2)выявить возможности современной семьи в осуществлении патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста; 3)разработать план реализации педагогических условий патриотического воспитания детей, старшего дошкольного возраста на основе краеведческих материалов Дзержинского района, г. Кондрово; 4)проанализировать результаты внедрения комплекса материалов о родном крае в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Констатирующий этап Исследование осуществлялось с помощью специального подбора диагностических методов, индивидуальных бесед с детьми, интервьюирования, анализа детских рисунков, решения проблемных ситуаций. Изучив психолого – педагогическую литературу, для выявления особенностей любви к родному краю детей старшего дошкольного возраста, была подобрана следующая диагностика: диагностика лингво - культурного развития старших дошкольников Н. Комратовой . На первом этапе так же было проведено анкетирование детей, родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка».
Диагностика уровня развития основ патриотизма Можно констатировать следующее, что, в целом преобладает низкий уровень - 42%, Средний уровень – 42%, высокий уровень -16 %. Это свидетельствует о недостаточно сформированном уровне представлений о родном городе и крае у детей старшего дошкольного возраста
Формирующий этап Проанализировав результаты диагностики, были определены следующие задачи: Создать систему работы по формированию у детей любви и интереса к родному краю. Формировать патриотические качества – любовь к родителям, к семье, к своему городу, краю, Родине. Оказать помощь родителям по патриотическому воспитанию детей. Привлечь их к участию в воспитательно -образовательном процессе детского сада. Создать условия, для активной деятельности, в которой нашли бы свое применение чувства и знания ребенка. Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.
Уголок «Край родной навек любимый»
НОД «Дивная птица»
НОД «Масленица к нам пришла»
Экскурсия в пожарную часть
Экскурсия в краеведческий музей
Экскурсия по улицам родного города
Экскурсия в музей им. А.Н.Краснова
Праздник «День Победы»
Взаимодействие с родителями Составление макета «Красная книга Калужской области».
Взаимодействие с родителями Акция «Сирень Победы"
Взаимодействие с родителями Встреча с членом поискового отряда им. А.Н.Краснова , Таракановой Е.Н.
Сотрудничество с коллегами Выступление на педчасе : «Краеведческая деятельность в ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края »
Сотрудничество с коллегами Мастер-класс «Куклы – обереги»
Контрольный этап. На этом этапе была проведена контрольная диагностика. Анализ данных теста «Диагностика лингво - культурного развития старших дошкольников Н. Комратовой » : показал повышение уровня развития основ патриотизма у детей. Уровни знаний, отношения и представлений детей о родном крае высокий уровень - 49%, средний - 44 %, низкий - 12%. Таким образом, мы видим, что уровень знаний, отношения и представлений детей о родном крае возрос , что может свидетельствовать об эффективности краеведческой работы в детском саду .
Заключение У детей дошкольного возраста можно сформировать чувство любви к родному краю в результате ознакомления с родным городом, если правильно осуществить подбор материала, который способствую воспитанию патриотических чувств. Систематическая работа по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста, посредством краеведения, на основе данных родного города и края, дает свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение создает оптимальные условия для формирования у детей чувства патриотизма, основ гражданственности, воспитания любви к родному краю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...
Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»
Работа предназначена для распространения опыта работы по экологическому воспитанию....
Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»
Данная работа поможет педагогам приобщать детей к культуре и традициям русского народа, воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочуствие, культивирует эмоциональное и поэтическое отгнош...
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность темы. Реализация современной системы образования невозможна без знания своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивает...
Буклет для родителей по музыкально-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к родному краю у ребенка старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности ДОУ»
Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметн...
«Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»
laquo;Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»...
Значение русской народной сказки и фольклора в формировании патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста.
Русская народная сказка знакомит детей с чувством доброты, любви к Родине, развивает чувство справедливости, относя ребенка к конкретным историческим событиям, которые происходили на Руси много лет на...