Конспект занятия " Русские пряники"
план-конспект занятия на тему

Проскурина Светлана Викторовна

Данный материал будет полезен воспитателям средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_pryaniki.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование г. Тула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Центр образования №49»

Адрес: 301137, Тульская область, Ленинский район, п. Октябрьский, д.90

Е-mail: tula-co49@tularegion.org Тел/факс: 8(4872)726792

сайт:http://co49tula.ru

Дошкольные группы по адресу: 301111, Тульская область

Ленинский район, п. Рождественский, улица Федорова, д. 5а

Конспект образовательной деятельности

детей средней группы в технологии ситуация деятельностного подхода « Русские пряники»

Подготовил: воспитатель

Проскурина Светлана Викторовна

Тула

2018 г.

Цель: приобщение детей к традиционной культуре,  к культуре и традициям Тульского края, знакомство детей с русским национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления формирование умений  детей лепить пряники из теста, обогащение словаря: медовые, медовнички, пряности.

Задачи:

обучающие:

- знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси;

- формировать реалистическое представление об окружающей нас действительности;

- формировать умение детей лепить прянички из песочного теста.

развивающие:

- развивать эмоциональную среду детского воображения;

-  развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности;

 -создать условия для творческого применения освоенных умений.

воспитательные:

- воспитывать желание интересоваться окружающим миром;

- развивать интерес и способность работать в группе, коллективе;

-  проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца;

-  воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи.

Предварительная работа: посещение музея « Тульские пряники», рассматривание альбомов с изображением пряников, разучивание стихотворений, просмотр видео о изготовлении пряников в настоящее время.

Методы и приемы:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды,  создание проблемной ситуации, обследование, анализ и вывод.

3. Приемы организации практической деятельности детей: показ, комментирование.

4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности.

Материалы и оборудование:

демонстрационное: клубок ниток, самовар с баранками, скатерти, русская печь, прялка, лавочка, корзина с пряниками разной формы, баночки с  пряностями (корица, ванилин, мята, гвоздика),  миска, миска с яйцом, мед, сода, ваниль, мука ,лопатка, волшебный платок ,  поднос,  волшебная музыка,   песня «пряники», урна, интерактивная доска.

раздаточное: готовое песочное тесто, посыпка,  формочки, бумага для выпекания, одноразовые фартуки, одноразовые шапочки, влажные салфетки, кружки.

1. Вводная часть( введение в игровую ситуацию) — 3 минуты( сюрпризный момент, создание мотивации к деятельности).

2. Основная часть ( актуализация знаний, затруднение в игровой ситуации, открытие нового знания, включение нового знания в систему знаний)- 15 минут ( беседа о истории русского пряника, игра « Замеси тесто, изготовление пряников).

3. Заключительная часть ( осмысление)- 2 минуты ( анализ воспитателем НОД о том, какие знания показали дети, обобщение детьми, уход в свободную деятельность).

Ход НОД

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Входит Кисонька: "Мяу! Здравствуйте, ребятки, а я – Кисонька-Мурысонька, пришла пригласить вас в гости к бабушке Арине, она знает много сказок, шуток и веселых прибауток. Она всех потешет, всем споет, очень деток в гости ждет. Хотите пойти к ней в гости? Вот она дала мне клубок волшебный, он приведет нас к ней.

(Дети с кошкой идут в дом к бабушке Арине, сматывая клубок. Входят. За столом сидит бабушка Арина)

 Воспитатель( бабушка Арина):  "Здравствуйте, деточки. Спасибо Кисонька-Мурысонька, что привела их ко мне."

Киска: "Приглашай гостей".

Воспитатель( бабушка Арина): "Я бабушка Арина, рада гостям, как добрым вестям, каждому найдется и местечко, и словечко. Присаживайтесь за стол.(Дети садятся вокруг стола). Сейчас мой самовар закипит, бабушка вас всех чаем напоит. А ты, Кисонька – Мурысонька где была?"

Киска: "На мельнице".

Воспитатель( бабушка Арина): "Кисонька – Мурысонька, что ты там делала?"

Киска: "Муку молола".

Воспитатель( бабушка Арина): "Кисонька – Мурысонька, что из муки пекла?"

Киска: "Прянички".

Воспитатель( бабушка Арина): "Кисонька – Мурысонька, с кем прянички ела?"

Киска: " Одна".

Воспитатель( бабушка Арина): "Не ешь одна, не ешь одна! Что ты наделала, Кисонька! Все прянички съела. Чем же я детей угощать буду?"

Киска: "Да я пошутила! Как же я детишек оставлю без угощенья? Поглядите-ка, что я принесла. Посмотрите дети, какие прянички (достает прянички из корзинки). Вот, как чай закипит, мы их с вами съедим, а сейчас давайте поглядим, какой они формы, на что похожи?"

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: активизировать и обобщать словарный запас детей прилагательными:  круглые, овальные, прямоугольные,  резные , в форме животного.

Киска: "А вы заете, как появились пряники на Руси?

Дети: «Нет».

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для упражнения, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: развивать познавательный интерес,наблюдательность, внимание, мышление, развивать образность, эмоциональность речи, обогащать и активизировать словарь, совершенствовать умения высказываться логично и связно, умения анализировать и делать выводы.

Кисонька: «А хотите узнать, когда и как они появились? Бабушка Арина все об этом знает".

Воспитатель( бабушка Арина): "Сейчас я вам расскажу и покажу ( катит яблоко по подносу). Яблочко наливное покатись, да прянички на волшебной доске покажись!( дети вместе с бабушкой Ариной идут к интерактивной доске). Давным-давно, когда древние люди только научились делать муку и добывать мед от диких пчел, ведь сахар-то тогда еще делать не умели, они стали выпекать лепешки из муки и меда с добавлением фруктового сока, и называли их медовниками ( показывает картинку). Как называть?"

Дети: "Медовники."

Воспитатель( бабушка Арина): "Как вы думаете, почему медовники?"

Дети: "Потому что выпекают из муки и меда".

Воспитатель( бабушка Арина): " Правильно. А потом древние люди обнаружили на земле удивительные ароматные растения. У одних растений очень вкусно пахли листья, у других - семена, у третьих - коренья и даже кора у некоторых деревьев очень приятно пахла. И тогда они эти растения назвали одним словом - пряности, благодаря их пряному вкусу и запаху. Повторите, как их назвали?"

Дети: "Пряности".

Воспитатель( бабушка Арина):  "Что такое пряности? "

Дети: "Это приятные, вкусно пахнущие части растений.

Воспитатель( бабушка Арина):  "Вот я их вам сейчас покажу, они уже готовые, измельченные : гвоздика, корица, ванилин (показывает пряности в баночках). Посмотрите, какие они, и понюхайте их. Как, по-вашему, они пахнут? Хорошо или плохо? Как мы их назовем одним словом, кто запомнил?"

Дети: "Пряности".

Воспитатель( бабушка Арина):  "А вот в моей заветной корзинке есть такая занимательная травка. Возьмите все ее, понюхайте, можете даже пожевать листочек. Вы узнали ее?".

Дети: "Это мята".

Воспитатель( бабушка Арина):  " Мята очень полезна: в ней содержатся особые вещества,  убивающие вредных микробов. Что вы чувствуете?"

Дети: "Травка пахнет."

 Воспитатель( бабушка Арина):  "Травку эту измельчали, сушили, добавляли в тесто, так и получались мятные прянички. Посмотрите, что получается: были медовники, а добавили пряности и появились прянички. Почему их  назвали пряники?"

Дети: "Пряниками назвали, потому что добавили пряности."

Воспитатель( бабушка Арина):  " Верно, ребята. Сейчас мы каждый день можем купить в магазине пряники и угостить ими наших гостей. А давным-давно не во всякий день разрешали есть пряники и не каждому гостю их подавали. Прежде всего,пряники подавали гостям в день, когда в доме крестили малыша или в день именин, и, конечно, без пряника не обходилась ни одна свадьба. Жених приезжал к невесте с пряниками. На свадебный стол ставили в конце пиршества не торты, как сейчас, а огромный пряник, украшенный изображениями дерева, птиц, рыб, солнца. Считалось, что это должно принести молодым счастье. Жених и невеста угощали гостей кусочками пряника.  Для детей пеклись маленькие прянички в форме домашних животных, птиц, зверей. В России существовало три вида пряников: лепной пряник- его лепят из теста как лепят игрушки из глины. Печатный пряник — делали при помощи специальной доски в виде оттиска на тесте, и силуэтный пряник- при помощи специального штампа вырезали силуэт будущего пряника из раскатанного теста.  В нашем городе Туле в наши дни поставили памятник Тульскому прянику. Так же у нас в городе находится музей « Тульский пряник». В залах музея представлен огромный ассортимент пряников.  Сейчас очень популярным становится изготовление  самых разнообразных по вкусу пряничных домиков. Что же нужно, чтобы замесить тесто?Знаете?  Кисонька- Мурысонька  вам сейчас расскажет  и вы вместе  замесите  тесто на прянички."

Дети подходят к столу с продуктами.

Игра: «Замеси тесто» ( звучит веселая мелодия)

На столе стояла миска,

Ну, а в миске, пусто.

Заведи-ка тесто, Киска, -

Будет очень вкусно.

Вот Вика идет,

В миску яйца кладет (ребенок добавляет в миску яйца)

За Викой  в тесто мед

Нам Тимофей принесет ( ребенок добавляет ложку меда)

Теперь соды и ванили

Лера  приносила ( ребенок кладет ложку ванили и щепотку соды)

А потом муки сыпнули

Все перемесили.

Мы мешали да мешали,

Наши рученьки устали ( дети имитируют замес теста)

Тесто мы еще помнем,

Стрепать прянички начнем ( дети имитируют лепку пряничков)

Киска:  " Ребята, а вы знаете, что я волшебница? Я сейчас вам докажу. Слушайте внимательно, вы закройте глазки, я укрою вас своим волшебным платком, а что будет дальше, сами увидите ( дети закрывают глаза, Кисонька- Мурысонька говорит волшебные слова: « Чудо чудное, свершись!»)

(Пока дети готовят тесто с Кисонькой- Мурысонькой, бабушка Арина ставит на стол настоящее тесто, формочки). Дети открывают глаза и идут к столу, на котором появляется готовое тесто, формочки, украшения для пряников.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи: выполнение практических действий  на основе полученных знаний , умение выполнять задания по инструкции воспитателя, планировать и описывать свою деятельность.

Воспитатель( бабушка Арина):  " Спасибо, Кисонька, за волшебство! Что мы видим! Давайте сами стряпать прянички! Наденьте фартуки, засучите рукава и примемся за работу"(дети надевают фартуки, одноразовые шапочки, протирают руки влажными салфетками).

Воспитатель( бабушка Арина):  " Тесто раскатано , а теперь формочкой придавим, и получится пряник, украшаем его посыпкой,  кладем на поднос."

( звучит песня « Пряники»)

Воспитатель( бабушка Арина):  "Ай да, молодцы! И в гостях побывали и пряники научились стряпать. Кисонька понесла их в  печь, а пока они будут выпекаться, давайте еще раз вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали?"

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель( бабушка Арина):  "Как назывались лепешки из муки и меда?" ( медовники).

Воспитатель( бабушка Арина):  "А что такое пряности?" ( пахнущие растения, коренья, листочки, которые мололи и добавляли в тесто).

Воспитатель( бабушка Арина): " Какие пряности мы с вами сегодня видели и нюхали?" ( мята, ваниль, корица, гвоздика).

Воспитатель( бабушка Арина):  "Как на Руси подавали пряники?" (на свадьбу, крестины, вместо торта).

Воспитатель( бабушка Арина):  "Как украшали пряники?"( изображениями дерева, птиц, рыб, солнца).

Воспитатель( бабушка Арина): "Ай-да молодцы, все запомнили. А за ваши старания и умения я вас приглашаю попить ароматный чай с моими пряничками, а там скоро уже и ваши подоспеют".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русская матрешка"

Показать взаимосвязь декоративно-прикладного и музыкально-поэтического творчества русского народа, развивать творческую деятельность детей, воспитывать уважительное отношение к...

Конспект занятия "Русская изба"

Продолжать  знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), ...

Конспект занятия "Русская красавица рябина"

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы (на основе интеграции изобразительной деятельности и ознакомлением с окружающим миром)...

Конспект занятия "Русская песня, русская душа" (подготовительная группа)

Цель занятия - пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре....

Конспект занятия «Русская вышивка крестом. Из истории русской вышивки».

Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц.  Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать х...

Конспект занятия «Русский пряник»

Знакомство  детей с историей русского пряника. Создать условия для ознакомления детей с историей русского пряника....

Конспект занятия "Рождественский пряник"

Конспект занятия Рождественский пряникЦель: Познакомить детей с историей изготовления рождественских пряниковЗадачи:Образовательная: познакомить участников с видами обрядового печенья и научиться...