Конспект занятия " Русские пряники"
план-конспект занятия на тему
Данный материал будет полезен воспитателям средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_pryaniki.docx | 15.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование г. Тула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Центр образования №49»
Адрес: 301137, Тульская область, Ленинский район, п. Октябрьский, д.90
Е-mail: tula-co49@tularegion.org Тел/факс: 8(4872)726792
сайт:http://co49tula.ru
Дошкольные группы по адресу: 301111, Тульская область
Ленинский район, п. Рождественский, улица Федорова, д. 5а
Конспект образовательной деятельности
детей средней группы в технологии ситуация деятельностного подхода « Русские пряники»
Подготовил: воспитатель
Проскурина Светлана Викторовна
Тула
2018 г.
Цель: приобщение детей к традиционной культуре, к культуре и традициям Тульского края, знакомство детей с русским национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления формирование умений детей лепить пряники из теста, обогащение словаря: медовые, медовнички, пряности.
Задачи:
обучающие:
- знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси;
- формировать реалистическое представление об окружающей нас действительности;
- формировать умение детей лепить прянички из песочного теста.
развивающие:
- развивать эмоциональную среду детского воображения;
- развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности;
-создать условия для творческого применения освоенных умений.
воспитательные:
- воспитывать желание интересоваться окружающим миром;
- развивать интерес и способность работать в группе, коллективе;
- проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца;
- воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи.
Предварительная работа: посещение музея « Тульские пряники», рассматривание альбомов с изображением пряников, разучивание стихотворений, просмотр видео о изготовлении пряников в настоящее время.
Методы и приемы:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и вывод.
3. Приемы организации практической деятельности детей: показ, комментирование.
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности.
Материалы и оборудование:
демонстрационное: клубок ниток, самовар с баранками, скатерти, русская печь, прялка, лавочка, корзина с пряниками разной формы, баночки с пряностями (корица, ванилин, мята, гвоздика), миска, миска с яйцом, мед, сода, ваниль, мука ,лопатка, волшебный платок , поднос, волшебная музыка, песня «пряники», урна, интерактивная доска.
раздаточное: готовое песочное тесто, посыпка, формочки, бумага для выпекания, одноразовые фартуки, одноразовые шапочки, влажные салфетки, кружки.
1. Вводная часть( введение в игровую ситуацию) — 3 минуты( сюрпризный момент, создание мотивации к деятельности).
2. Основная часть ( актуализация знаний, затруднение в игровой ситуации, открытие нового знания, включение нового знания в систему знаний)- 15 минут ( беседа о истории русского пряника, игра « Замеси тесто, изготовление пряников).
3. Заключительная часть ( осмысление)- 2 минуты ( анализ воспитателем НОД о том, какие знания показали дети, обобщение детьми, уход в свободную деятельность).
Ход НОД
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Входит Кисонька: "Мяу! Здравствуйте, ребятки, а я – Кисонька-Мурысонька, пришла пригласить вас в гости к бабушке Арине, она знает много сказок, шуток и веселых прибауток. Она всех потешет, всем споет, очень деток в гости ждет. Хотите пойти к ней в гости? Вот она дала мне клубок волшебный, он приведет нас к ней.
(Дети с кошкой идут в дом к бабушке Арине, сматывая клубок. Входят. За столом сидит бабушка Арина)
Воспитатель( бабушка Арина): "Здравствуйте, деточки. Спасибо Кисонька-Мурысонька, что привела их ко мне."
Киска: "Приглашай гостей".
Воспитатель( бабушка Арина): "Я бабушка Арина, рада гостям, как добрым вестям, каждому найдется и местечко, и словечко. Присаживайтесь за стол.(Дети садятся вокруг стола). Сейчас мой самовар закипит, бабушка вас всех чаем напоит. А ты, Кисонька – Мурысонька где была?"
Киска: "На мельнице".
Воспитатель( бабушка Арина): "Кисонька – Мурысонька, что ты там делала?"
Киска: "Муку молола".
Воспитатель( бабушка Арина): "Кисонька – Мурысонька, что из муки пекла?"
Киска: "Прянички".
Воспитатель( бабушка Арина): "Кисонька – Мурысонька, с кем прянички ела?"
Киска: " Одна".
Воспитатель( бабушка Арина): "Не ешь одна, не ешь одна! Что ты наделала, Кисонька! Все прянички съела. Чем же я детей угощать буду?"
Киска: "Да я пошутила! Как же я детишек оставлю без угощенья? Поглядите-ка, что я принесла. Посмотрите дети, какие прянички (достает прянички из корзинки). Вот, как чай закипит, мы их с вами съедим, а сейчас давайте поглядим, какой они формы, на что похожи?"
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: активизировать и обобщать словарный запас детей прилагательными: круглые, овальные, прямоугольные, резные , в форме животного.
Киска: "А вы заете, как появились пряники на Руси?
Дети: «Нет».
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для упражнения, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: развивать познавательный интерес,наблюдательность, внимание, мышление, развивать образность, эмоциональность речи, обогащать и активизировать словарь, совершенствовать умения высказываться логично и связно, умения анализировать и делать выводы.
Кисонька: «А хотите узнать, когда и как они появились? Бабушка Арина все об этом знает".
Воспитатель( бабушка Арина): "Сейчас я вам расскажу и покажу ( катит яблоко по подносу). Яблочко наливное покатись, да прянички на волшебной доске покажись!( дети вместе с бабушкой Ариной идут к интерактивной доске). Давным-давно, когда древние люди только научились делать муку и добывать мед от диких пчел, ведь сахар-то тогда еще делать не умели, они стали выпекать лепешки из муки и меда с добавлением фруктового сока, и называли их медовниками ( показывает картинку). Как называть?"
Дети: "Медовники."
Воспитатель( бабушка Арина): "Как вы думаете, почему медовники?"
Дети: "Потому что выпекают из муки и меда".
Воспитатель( бабушка Арина): " Правильно. А потом древние люди обнаружили на земле удивительные ароматные растения. У одних растений очень вкусно пахли листья, у других - семена, у третьих - коренья и даже кора у некоторых деревьев очень приятно пахла. И тогда они эти растения назвали одним словом - пряности, благодаря их пряному вкусу и запаху. Повторите, как их назвали?"
Дети: "Пряности".
Воспитатель( бабушка Арина): "Что такое пряности? "
Дети: "Это приятные, вкусно пахнущие части растений.
Воспитатель( бабушка Арина): "Вот я их вам сейчас покажу, они уже готовые, измельченные : гвоздика, корица, ванилин (показывает пряности в баночках). Посмотрите, какие они, и понюхайте их. Как, по-вашему, они пахнут? Хорошо или плохо? Как мы их назовем одним словом, кто запомнил?"
Дети: "Пряности".
Воспитатель( бабушка Арина): "А вот в моей заветной корзинке есть такая занимательная травка. Возьмите все ее, понюхайте, можете даже пожевать листочек. Вы узнали ее?".
Дети: "Это мята".
Воспитатель( бабушка Арина): " Мята очень полезна: в ней содержатся особые вещества, убивающие вредных микробов. Что вы чувствуете?"
Дети: "Травка пахнет."
Воспитатель( бабушка Арина): "Травку эту измельчали, сушили, добавляли в тесто, так и получались мятные прянички. Посмотрите, что получается: были медовники, а добавили пряности и появились прянички. Почему их назвали пряники?"
Дети: "Пряниками назвали, потому что добавили пряности."
Воспитатель( бабушка Арина): " Верно, ребята. Сейчас мы каждый день можем купить в магазине пряники и угостить ими наших гостей. А давным-давно не во всякий день разрешали есть пряники и не каждому гостю их подавали. Прежде всего,пряники подавали гостям в день, когда в доме крестили малыша или в день именин, и, конечно, без пряника не обходилась ни одна свадьба. Жених приезжал к невесте с пряниками. На свадебный стол ставили в конце пиршества не торты, как сейчас, а огромный пряник, украшенный изображениями дерева, птиц, рыб, солнца. Считалось, что это должно принести молодым счастье. Жених и невеста угощали гостей кусочками пряника. Для детей пеклись маленькие прянички в форме домашних животных, птиц, зверей. В России существовало три вида пряников: лепной пряник- его лепят из теста как лепят игрушки из глины. Печатный пряник — делали при помощи специальной доски в виде оттиска на тесте, и силуэтный пряник- при помощи специального штампа вырезали силуэт будущего пряника из раскатанного теста. В нашем городе Туле в наши дни поставили памятник Тульскому прянику. Так же у нас в городе находится музей « Тульский пряник». В залах музея представлен огромный ассортимент пряников. Сейчас очень популярным становится изготовление самых разнообразных по вкусу пряничных домиков. Что же нужно, чтобы замесить тесто?Знаете? Кисонька- Мурысонька вам сейчас расскажет и вы вместе замесите тесто на прянички."
Дети подходят к столу с продуктами.
Игра: «Замеси тесто» ( звучит веселая мелодия)
На столе стояла миска,
Ну, а в миске, пусто.
Заведи-ка тесто, Киска, -
Будет очень вкусно.
Вот Вика идет,
В миску яйца кладет (ребенок добавляет в миску яйца)
За Викой в тесто мед
Нам Тимофей принесет ( ребенок добавляет ложку меда)
Теперь соды и ванили
Лера приносила ( ребенок кладет ложку ванили и щепотку соды)
А потом муки сыпнули
Все перемесили.
Мы мешали да мешали,
Наши рученьки устали ( дети имитируют замес теста)
Тесто мы еще помнем,
Стрепать прянички начнем ( дети имитируют лепку пряничков)
Киска: " Ребята, а вы знаете, что я волшебница? Я сейчас вам докажу. Слушайте внимательно, вы закройте глазки, я укрою вас своим волшебным платком, а что будет дальше, сами увидите ( дети закрывают глаза, Кисонька- Мурысонька говорит волшебные слова: « Чудо чудное, свершись!»)
(Пока дети готовят тесто с Кисонькой- Мурысонькой, бабушка Арина ставит на стол настоящее тесто, формочки). Дети открывают глаза и идут к столу, на котором появляется готовое тесто, формочки, украшения для пряников.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: выполнение практических действий на основе полученных знаний , умение выполнять задания по инструкции воспитателя, планировать и описывать свою деятельность.
Воспитатель( бабушка Арина): " Спасибо, Кисонька, за волшебство! Что мы видим! Давайте сами стряпать прянички! Наденьте фартуки, засучите рукава и примемся за работу"(дети надевают фартуки, одноразовые шапочки, протирают руки влажными салфетками).
Воспитатель( бабушка Арина): " Тесто раскатано , а теперь формочкой придавим, и получится пряник, украшаем его посыпкой, кладем на поднос."
( звучит песня « Пряники»)
Воспитатель( бабушка Арина): "Ай да, молодцы! И в гостях побывали и пряники научились стряпать. Кисонька понесла их в печь, а пока они будут выпекаться, давайте еще раз вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали?"
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель( бабушка Арина): "Как назывались лепешки из муки и меда?" ( медовники).
Воспитатель( бабушка Арина): "А что такое пряности?" ( пахнущие растения, коренья, листочки, которые мололи и добавляли в тесто).
Воспитатель( бабушка Арина): " Какие пряности мы с вами сегодня видели и нюхали?" ( мята, ваниль, корица, гвоздика).
Воспитатель( бабушка Арина): "Как на Руси подавали пряники?" (на свадьбу, крестины, вместо торта).
Воспитатель( бабушка Арина): "Как украшали пряники?"( изображениями дерева, птиц, рыб, солнца).
Воспитатель( бабушка Арина): "Ай-да молодцы, все запомнили. А за ваши старания и умения я вас приглашаю попить ароматный чай с моими пряничками, а там скоро уже и ваши подоспеют".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Русская матрешка"
Показать взаимосвязь декоративно-прикладного и музыкально-поэтического творчества русского народа, развивать творческую деятельность детей, воспитывать уважительное отношение к...
Конспект занятия "Русская изба"
Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), ...
Конспект занятия "Русская красавица рябина"
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы (на основе интеграции изобразительной деятельности и ознакомлением с окружающим миром)...
Конспект занятия "Русская песня, русская душа" (подготовительная группа)
Цель занятия - пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре....
Конспект занятия «Русская вышивка крестом. Из истории русской вышивки».
Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать х...
Конспект занятия «Русский пряник»
Знакомство детей с историей русского пряника. Создать условия для ознакомления детей с историей русского пряника....
Конспект занятия "Рождественский пряник"
Конспект занятия Рождественский пряникЦель: Познакомить детей с историей изготовления рождественских пряниковЗадачи:Образовательная: познакомить участников с видами обрядового печенья и научиться...