Занятие познавательно-творческого характера на тему: «Вороний день - праздник весны и жизни»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Занятие познавательно-творческого характера на тему: «Вороний день - праздник весны и жизни»
Образовательные цели:
· Учить понимать смысл загадок; продолжать учить отвечать на вопросы (познание, коммуникация).
· Познакомить детей старшего дошкольного возраста с одним из весенних праздников северных народов - Вороний День.
· Совершенствование духовной и нравственной культуры путем знакомства с традициями коренных народов Севера.
Развивающие задачи:
· Развивать связную речь детей, обогащать их словарь;
· Развивать интерес к жизни пернатых;
· Развивать логическое мышление, речь, память, воображение, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память (коммуникация, физическая культура).
Воспитательные задачи:
· Воспитывать любовь к родной культуре, традициям;
· Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым;
· Продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).
· Познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.
· Воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ВОРОНИЙ ДЕНЬ — ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ЖИЗНИ»
Занятие познавательно-творческого характера на тему: «Вороний день - праздник весны и жизни»
Образовательные цели:
- Учить понимать смысл загадок; продолжать учить отвечать на вопросы (познание, коммуникация).
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с одним из весенних праздников северных народов - Вороний День.
- Совершенствование духовной и нравственной культуры путем знакомства с традициями коренных народов Севера.
Развивающие задачи:
- Развивать связную речь детей, обогащать их словарь;
- Развивать интерес к жизни пернатых;
- Развивать логическое мышление, речь, память, воображение, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память (коммуникация, физическая культура).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к родной культуре, традициям;
- Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым;
- Продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).
- Познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.
- Воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;
Предварительная работа:
- Беседа на темы: «Приметы весны»; «Перелётные птицы»;
- Познавательное занятие на тему «Перелётные птицы»;
- Рассматривание иллюстраций о птицах;
- Наблюдение за птицами во время прогулок;
- Знакомство с традициями народов севера, изготовление детьми оригами - вороны, изготовить дерево - береза, для завязывания ленточек, чтение художественной литературы, выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.
Дети входят в зал под народную (стилизованную) музыку ханты и манси. Ведущая (Акань) в одежде ханты.
На стене солнце
Ведущий: Здравствуйте ребята и уважаемые гости!
Акань: Здравствуйте все, кто пришел к нам сюда
В край озер и болот, в край Югорской земли.
А сейчас мы хотим поздороваться с вами
по хантыйскому обычаю.
Нужно три раза поклониться и повернуться к солнцу
(Ведущий и дети трижды кланяются, поворачиваются к солнцу).
Ребенок 1.
Знаю я не понаслышке
О сибирской стороне
В ней приветливой не слишком
Довелось родиться мне.
Ребенок 2.
Климат очень здесь серьезный
То метели, то жара,
И морозы поморозней.
И поветреней ветра. (дети сели)
(фонограмма птиц. Последнее крик вороны).
Ведущий: Ребята, вы слышите пение птиц? Но громче всех кричит ворона.
Ворона – первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. У коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.
Ее громкое «Кар» разносится по всему лесу. Народы севера – ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну к нам на север. А в день прилёта ворон, ханты отмечают весенний праздник «Ворна хатл» или «Вороний день»!
Влетает Ворона
Ворона: Кар-р!- кричит ворона. – Кар-р! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы гнездо свить и вывести птенцов, весну пробудить
Ведущий: Здравствуй, Ворона! Это очень хорошо.
Ведущий: Весну мы вместе позовем, хоровод заведем.
Хоровод о весне. (дети сели)
Ведущая: Ребята, у нас сегодня праздник. Мы будем играть и веселиться.
Ворона: А где наши ловкие и смелые мальчишки? Мужчины - ханты занимаются оленеводством. мы поделимся на две команды и будем перетягивать канат , и посмотрим кто из вас ловкий и смелый.
Игра «Кто - кого» (Дети играют 2 раза).
Ведущий: Молодцы ребята! Показали свою удаль, смекалку, сноровку. Мужчины занимаются охотой и рыбной ловлей, женщины и девочки у
народов ханты и манси собирают грибы, ягоды и орехи. И сейчас девочки будут собирать шишки. Посмотрим, кто больше соберет. Игра «Сбор шишек» (проводится игра 2 раза)
(дети сели)
Ворона: В нашем краю живут разные птицы. Я сейчас узнаю, знаете ли вы этих птиц.
1. Скачет бойко по дорожке…
Подбирает с земли крошки,
Не боится голубей,
Что за птичка …? (Воробей).
2. Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
3. Всё хлопочет и вертится
Всё свистит и суетится
Ей на месте не сидится
Называется …….(Синица)
4. Я по дереву стучу
Червячка найти хочу
Хоть он скрылся под корой
Всё равно он будет мой (Дятел)
5. Как лиса среди зверей
Эта птица всех сильней
Прячется в высоких кронах
А зовут её ….(Ворона).
Ведущая: Ребята, ворона любит собирать разные веточки и палочки и мы с вами сейчас…поиграем с палочками. ..
«Игра с палочками»
На березке возле дома
Строила гнездо ворона
Охраняет днем и ночью
Мамой стать ворона хочет.
Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат
Скрыла их густая крона
Проживает здесь ворона.
(дети сели)
Ведущий: Ребята, мы живем на севере, где очень долго длится зима. А когда наступает весна и появляется солнышко, мы все ему рады! А вот и солнышко к нам пришло!
(Выходит ребенок – солнышко)
Солнышко: Я весь мир обогреваю
И усталости не знаю,
Улыбаюсь я в оконце,
А зовут меня все – солнце!
Подвижная игра «Хейро»
играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят стихи. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга.
Хейро-хейро-лучики сияют
Хейро-хейро – всех нас согревают
И тебя и меня хейро согревает
И тебя и меня хейро согревает
Солнце: Я сейчас побегу, всех вас догоню
Ведущий: Солнышко, мы тебя хотим порадовать и вместе с ребятами поиграем на музыкальных инструментах. ( мальчики бьют в бубны, девочки играют на дудочках)
Ворона : Мы вороны громко каркаем и начинаем вить гнезда, чтобы вывести птенцов, а мои воронята уже появились на свет. Вот они.
Ведущий: А можно нам с твоими воронятами поиграть (куклотерапия)
Вот под елочкой зеленой,
Скачут весело вороны
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают,
В своих гнездах засыпают:
Кар-кар-кар!
Ворона: Ребята, птенцы уже на свет появились, А гнезда для них нет.
Ведущая: Ребята, поможем вороне свить гнездо для ее воронят.
Дети: Да, поможем!
Продуктивная деятельность- дети из веточек делают гнездо для воронят .
Ворона: Благодарит за гнездо. Вместе с детьми садит воронят в гнездо. А теперь я хочу с вами потанцевать.
Танец с вороной.
Ведущий: Есть у народа ханты ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.
Звучит народная музыка манси
Ворона: Каждый год весной в апреле месяце я приношу детям угощение- калачи- символ солнца, благополучия! Вот и сегодня принесла вам угощение!
Ворона угощает детей и гостей калачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вороний день - праздник весны, любви и встреч!"
Непосредственно образовательная деятельность познавательно-творческого характера для детей и родителей подготовительной к школе группы направленная на развитие кругозора и расширение знаний о народных...
Познавательно-творческий проект в старшей группе детского сада "Праздник Светлой Пасхи"
В проекте отображена работа по ознакомлению детей с историей, традициями и православным смыслом празднования христианского праздника ПАСХА...
Познавательно-творческий проект во средней группе «Животные и птицы весной»
Актуальностьреализации проекта:Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Домашние питомцы очень важны в жизни человека, ж...
Конспект тематического занятия в средней группе на тему: "Первый день весны"
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие....
Конспект занятия на тему «1 Мая — праздник весны и труда»
Цель:расширить, систематизировать знания учащихся об истории празднования праздника Весны и труда.Задачи:прививать интерес к труду, рабочим профессиям;показывать важность труда;воспитыв...
«ОСЕНЬ В ПОЭЗИИ, МУЗЫКЕ, ЖИВОПИСИ» ИЗ ЦИКЛА интегрированных занятий познавательно-творческого характера «ВРЕМЕНА ГОДА»
Подобные циклы можно провести и по другим временам года. Во время прогулок следует организовывать наблюдения за осенними явлениями в природе, беседы в ходе интегрированных занятий по ИЗОдеятельности, ...
Технологическая карта Тема «Вороний день»
Технологическая картаТема «Вороний день»https://cloud.mail.ru/public/pTog/t1eDQSFd...