Башкирские музыкальные инструменты
статья на тему
Краткое описание популярных башкирских музыкальных инструментов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bashkirskiy_narodnyy_instrumentariy_sostoit_iz_nyne_bytuyushchih.docx | 482.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Башкирский народный инструментарий состоит из ныне бытующих (курай, кубыз, думбыра), вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган) и проникших в быт в конце 19 века инструментов европейского происхождения (тальянка, мандолина, скрипка).
Самый древний и самобытный инструмент – это курай. Он легко изготовляется самими исполнителями из полого внутри стебля растения (реброплодник уральский), который в большом количестве произрастает в Башкортостане. Курай представляет собой разновидность флейты, его диапазон около трёх октав. На открытом воздухе звуки курая разносятся далеко вокруг. Виртуозы-кураисты помимо традиционных приёмов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновременно поётся бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов.
Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.
Другой распространённый в прошлом музыкальный инструмент кубыз, также изобретённый очень давно. Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно: под его звуки можно тихо петь и бесшумно танцевать.
Кубыз до начала XX века был очень популярен среди женского населения Башкирии. Он компактен, его звук деликатен и негромок. Кроме того, при продолжительной практике музицирования женщины легко осваивали технику, при которой для игры на кубызе вообще не требовались руки. Глубокий бархатный звук этого инструмента имеет поистине магические свойства: он успокаивает нервную систему, погружает в состояние приятной расслабленности. Считается даже, что маленькие дети от этих звуков способны быстро успокаиваться и засыпать.
Думбыра — традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни. Думбыра имела длину около 800 мм, три жильных струны, корпус выполнялся из долблёного дерева. Строй имела квинтово-квартовый. Играли на думбыре, ударяя одновременно по всем струнам. При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна — мелодическая. Археолог, этнограф и краевед XIX века Р. Г. Игнатьев в своем труде «Салават Юлаев — пугачевский бригадир, певец и импровизатор» упоминал также «бандуру о пяти струнах».
К концу ХІХ — началу XX века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении XVII—XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры, а затем — трёх-струнная домра альт.
Каждая древняя музыкальная культура имеет свои истоки в древних обрядах. Башкирская народная музыка не стала исключением. Пением сопровождались языческие и мистические таинства, праздники и торжественные события, бытовые и повседневные обряды, такие как охота, заготовка урожая и многое другое, в том числе военные походы. В этом история башкирской музыкальной культуры мало чем отличается от истории любого другого народа. Другое дело в том, что башкирские музыкальные инструменты, как и национальные техники голосового исполнения довольно уникальны и самобытны. Многоголосным пением и мелодией древних инструментов всегда сопровождались сказания народных приданий и притч. Музыка очень прочно вошла в культуру башкирского народа, придав ей особенный характер и красоту. Тот неуловимый и характерный национальный оттенок, по которому можно безошибочно определить – вот звучит традиционный башкирский музыкальный инструмент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: "Башкирские музыкальные инструменты"
Проект на тему: " Башкирские музыкальные инструменты"...
Открытое музыкальное занятие "Башкирские народные инструменты" в детском саду "Миляш" с. Аскарово. Музыкальный руководитель Ишбулдина Айгуль Валитовна
В детском саду "Миляш" с. Аскарово Абзелиловского района прошло итоговое занятие в подготовительной группе по инновационной площадке, по теме "Башкирские народные инструмент...
Лепбук по ознакомлению детей дошкольного возраста с праздниками, традициями, музыкальными инструментами башкирского народа
фотоматериал по лепбуку "Ознакомление детей дошкольного возраста с бытом и традициями башкирского народа"...
Исследовательский проект: "Кубыз - башкирский музыкальный инструмент"
Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них поиграть....
Музыкальное занятие «Знакомство с Башкирским музыкальным инструментом КУБЫЗ»
Музыкальное занятие во второй группе раннего возраста «Знакомство с Башкирским музыкальным инструментом КУБЫЗ»...
Методические рекомендации к игре "Домино. Башкирские музыкальные инструменты"
laquo;Домино (Башкирские музыкальные инструменты)»Вид игры: настольно-печатная.Цель игры: расширение знаний о башкирских музыкальных инструментах.В комплект входит 28 карточек.Количе...
Башкирские музыкальные инструменты
Наглядный материал по региональному компоненту "Башкирские музыкальные инструменты"...