Доклад к презентации по теме « Образовательный потенциал музея в дошкольной образовательной организации»
материал по теме

Ворохобина Алена Викторовна

Доклад к презентации "Образовательный потенциал музея в дошкольной образовательной организации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 16»

Доклад к презентации по теме

 « Образовательный потенциал музея в дошкольной образовательной организации» 

     

Воспитатель: Ворохобина А.В.

2017

Добрый день, участники творческого часа! Представляем вашему вниманию мини-музей детского сада № 16 «Русская изба». Под мини-музеем в дошкольной организации мы понимаем не просто организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя пополнение мини-музея разнообразными материалами, проведение досуговых мероприятий и праздников, а также организацию исследовательской и проектной деятельностей детей и взрослых. Мини-музей в дошкольной образовательной организации - это особая форма работы с детьми и их родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это возможность взаимодействия всех участников образовательных отношений посредством погружения в определенную эпоху и выражения собственных впечатлений, полученных в ходе совместных мероприятий.

При разработке и создании мини-музея  мы привлекаем к участию дошкольников и их родителей, у которых есть возможность присоединиться к обсуждению тематики мини-музея, а также необходимых артефактов для его создания. Такое участие позволяет дошкольникам почувствовать себя в роли проектировщиков и создателей мини-музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее есть возможность посещать его каждый день, самому менять, переставлять экспонаты (артефакты), брать их в руки, рассматривать и играть. В обычном музее ребенок – пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в дошкольной образовательной организации заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать основные требования ФГОС ДО, предъявляемым к организации РППС.

Так, в рамках организации познавательного развития в области нравственно-патриотического воспитания, обращаясь к экспонатам музея, мы знакомим дошкольников с историей вещей, с традициями, обрядами, праздниками русского народа. Дети могут наглядно представить себе быт и обычаи родного народа, что в свою очередь вызывает у них чувство уважения к Родине и своему народу, к труду народных мастеров, чувство гордости за их талант и трудолюбие.

В русских народных сказках, былинах, стихотворениях часто употребляются слова: ухват, веретено, коромысло, чугунок, лапти и т.д., и у наших детей есть возможность не только увидеть данные предметы на картинах, но и потрогать, пощупать их при посещении мини-музея. Данная возможность позволяет создавать эффективные условия для  организации речевого развития дошкольников, а именно, способствует расширению словарного запаса, кругозора, умению дошкольников выстраивать монологическую и диалогическую речь, используя исконно-русские слова и выражения. Кроме того, у воспитанников развиваются воображение и эмоциональная сфера. Экспонаты (артефакты) музея инициируют  темы интересных и познавательных бесед.

В области художественно-эстетического развития организация деятельности мини-музея способствует развитию эстетического потенциала дошкольников, раскрывающегося в ходе знакомства с предметами декоративно-прикладного искусства, воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, вызывает эмоциональный отклик, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности дошкольников. Мини-музей создает особую среду для восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т.д). Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему могут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, танец или сыграть на народных музыкальных инструментах.

В области социально – коммуникативного развития дошкольников наш мини-музей «Русская изба» позволяет организовывать игровую деятельность детей, которая является ведущей деятельностью дошкольников. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея (сюжетно-ролевые, игры-драматизации и дидактические). Кроме того, мини-музей позволяет педагогам организовывать самостоятельную деятельность детей посредством использования экспонатов (артефактов) музея.

        Согласно ФГОС ДО, РППС должна быть вариативной, так наш музей «Русская изба» используется как «Центр уединения». В данном центре воспитанник может уединиться от окружающих, выразить свои накопившиеся эмоции, расслабиться в ходе самостоятельной игровой деятельности и просто отдохнуть в тишине.

        В ходе организации дошкольных мероприятий, проводимых согласно годовому плану работы ДОО, педагоги используют атрибуты мини-музея «Русская изба» (всевозможные утренники и развлечения, государственные праздники, театральные постановки и т.д.).  

        В настоящее время перед дошкольной педагогикой стоят задачи создания наиболее эффективных условий для нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что создание и использование мини-музея решает данную задачу. В ходе создания мини-музея и организации в нем различных мероприятий педагог создает условия для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, к природе и животным, любви к национальной культуре, а также привлечение родителей дошкольников к совместной работе в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации"

Итоговый практико-ориентированный проект«Реализация технологии социального партнерства с родителями»  ...

Презентация по теме « Образовательный потенциал музея в дошкольной образовательной организации»

Презентация по теме "Образовательный потенциал музея в дошкольной образовательной организации"...

Создание мини-музеев в дошкольных образовательных организациях и использование их потенциала в образовательном процессе. Проект

Жизнь заставляет педагогов искать новые, интересные формы работы с детьми, обогащать интерактивную развивающую среду....

Презентация на тему "Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Презентация на тему "Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"...