Доклад на тему "Тувинские подвижные игры"
консультация (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Радуга» г.Чадаана Дзун-Хемчикского кожууна Руспублики Тыва
Доклад на тему:
«Подвижные тувинские игры»
Выполнила: воспитатель подготовительной группы Монгуш Опей Ооржаковна
г.Чадан – 20018 г
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Игры отражают все области материального и духовного творчества людей.
ЦЕЛЬ:
- Научить людей правилам проведения тувинских национальных игр;
- Совершенствование умений и навыков играть в тувинские народные игры;
- Развитие общей выносливости;
- Воспитание здорового соперничества, формирование желания побеждать, умения проигрывать
ЗАДАЧИ:
- Описание и характеристика народных игр тувинцев;
- Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому
- Воспитание уважения к труду людей
ВВЕДЕНИЕ
- Каждый народ, в зависимости от социально-экономических условий своего развития, психического состава, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания.
- Народ бережно сохранял свои игры, передавая их из поколения в поколение, вплоть до наших дней. Вместе с тем тувинские народные игры развивались в постоянной взаимосвязи с играми соседних и родственных народов и заимствовали от них то, что соответствовало собственной направленности и национальному характеру.
- Какова судьба тувинских игр на современном этапе? Некоторые из них, не отвечающие требованиям современной молодежи, ушли из быта тувинцев или изменились в соответствии с новым, советским, образом жизни, в этом и видим актуальность моей презентации. Тувинцы стали использовать много новых современных игр братских народов нашей страны, особенно русских.
- На место игр, не соответствующих новым условиям жизни, пришло много содержательных спортивных игр и состязаний: футбол, волейбол, баскетбол, бег, прыжки, лыжи, плавание и др. Сейчас «Выбивание ремня» частично заменяется «Городками». «Стрельба в ремень» перешла в «Стрельбу в мишень» и др. Такие игры, как «Игра в кажык», «Баг кагары», «Буга шыдыраа», снова стали появляться в сельских местностях и культурно-просветительных учреждениях, благодаря характерной для общества развитого социализма, заботе о сохранении и развитии традиций национальной культуры. Издавна популярные среди тувинцев борьба, конные скачки, стрельба из лука получили свое дальнейшее развитие как национальные виды спорта.
- Таким образом, актуальность исследования заключается в изучении народных игр тувинцев, которые отражают форму жизни, уровень развития культуры древних тувинцев.
- План:
- Интеллектуальные игры у тувинцев
- Состязательные игры у тувинцев
- Физические игры
- Национальный вид спорта «ХУРЕШ»
1.Интеллектуальные игры у тувинцев:
- Буга-шыдыраа (бычьи шахматы)
- Тугул-шыдыраа (тельячи шахматы)
Буга-шыдыраа (бычьи шахматы)
Атрибутами этой игры являются графленая доска, 24 маленьких и 2 больших (2 быка) камня. Играют двое, один с быками, другой с остальными камнями. Два быка ставят на концы центральной оси. 8 камней на перекрестках внутреннего четырехугольника: тот, кто играет с камнями на руках, держит еще 16 камней. Суть игры заключается в следующем: тот, кто играет с быками, должен срубить все камни, перепрыгивая через противостоящие камни (как рубит при игре «шашки»). Кто играет с камнями, должен загородить ход быка и загнать его в тупик.
На двух сторонах доски имеются ходовые места: одно - четырехугольное (берт шивээ - труднодоступная засада) и треугольное (чадагайшивээ - свободная засада). Почетным считается выигрыш в засадах.
Тугул-шыдыраа (тельячи шахматы)
Играют шестью камушками на графленой доске. На одной стороне - черные, на другой - белые. Суть игры: путем передвижения с точки на точку противника загнать его в тупик. На игральной доске ходовых точек так мало (всего три), что иногда точек для ходов не остается - это не разрешается. Тогда нужно переходить так, чтобы дать возможность противнику ходить до тех пор, пока он не загнан в тупик.
2.Состязательные игры у тувинцев:
- Кажык (игра в кости)
- Кажык-биле аътчарыштырары (скачка)
- Кажык-биле бодажыры
- Аътчарыштырары (конные состязания)
- Кара адары (стрельба из лука)
- Адыр-Бут (Соревнование на ходулях)
- Тевектээри (почекушки)
- Игры в кости «Кажык»
Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Существует много вариантов ее в разных районах Тувы. Тувинцы собирают кости, считают, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности.
- Кажык-биле аътчарыштырары (скачка)
Количество игроков произвольно (желательно от 4 до 6). Все костя ставят цепочками стороной коня. Каждый выбирает для себя «коня» и ставит в шеренгу у «старта». Играющий берет четыре кости, подбрасывает их над ковриком. Сколько косточек упало стороной коня, на столько передвигается его конь. Выигрывает тот, чей конь пришел первым к «финишу». Эту игру играют на дощечке, на которой нанесены клетки, где одна клетка соответствует одной кости. Кроме того, играют в «быка», «верблюда» и т.д.
- Кажык-биле бодажыры
Игроки разделяются на две команды, так чтобы у одной команды были столько же астрагалов, что у другой. Один из игроков, взяв косточки в кулак, прячет за спиной. Другой угадывает, сколько астрагалов он спрятал. Если угадывающий неправильно скажет количество спрятанных астрагалов, то судья дает столько же костей, сколько сказал угадывающий, прячущему. Если угадывающий скажет правильный ответ, то ему дает столько же костей. Играют до того момента, когда все кости окажутся в руках одного игрока.
- Аътчарыштырары (конные состязания)
В наше время виды состязаний делятся по способности лошадей (маннаар - рысью, челер, чыраа - иноходью) и по их возрасту. Перед состязанием за месяц коня закаляют (соодар) и тренируют (кузургедир), в ночное время держат на длинном аркане (ортээр) в местах с низким травостоем, а в дневное время - на привязи в тени (баглаар). С течением времени сокращается ортээр, и коня держат преимущественно на привязи в тени. Через десять дней его тренируют на короткие дистанции, -затем через 5 и 3 дня - дистанция соответственно увеличивается. Накануне состязания тренируют на более короткой дистанции, а затем приводят в порядок: заплетают хвостовые волосы, красиво подрезают челку и гриву, моют коня. Тренировка и закалка для всех видов состязаний одинакова.
Во время тренировки коня наездник также занимается всевозможной подготовкой и одновременно приобретает мастерство в езде.
Протяженность маршрута измеряется полуденным расстоянием, т.е. примерно 30-40 км. Когда все лошади построены, дают команду: «Старт!». Наездники с криком и свистом, крутя над головой плетками, вырываются на «беговую дорожку». Все решает мастерство наездников. Неоднократным «чемпионам-скакунам» даются прозвища «Чугурук-Доруг» - «Скакун гнедой», «Сыын-Бора» - «Серый олень», «Чугурук-Сарала» - «Скакун пестрый», «Бора-Хартыга» - «Серый сокол» и т.д. Состязания молодых скакунов проводятся на наиболее коротких дистанциях (15-20 км).
Состязания иноходцев носят названия: челер, чыраааъттар. Обычно принято в состязании иноходцев вместо челер впускать их чырааЧелер и чыраа - две разновидности иноходцев. Разница в ходе заключается в том, что у челер при беге все четыре ноги чередуются, а у чыраа правая передняя и правая задняя ноги одновременно поднимаются и опускаются, затем - левая передняя и левая задняя, а скорость у челер и чыраа одинакова.. Для участия в состязании иноходцев седлают красиво наряженными седлами, надевают узды с серебряными украшениями. Наездниками выбирают пожилых, опытных людей: чаще всего наездниками выступают сами хозяева коней или близкие им люди. Нередко конь не удовлетворившись средним (тихим) ходом, переходит на галоп, что не разрешается. Тогда наездник должен умело перевести коня на иноходь, что трудно удается, ибо скачущий конь при натягивании поводка снижает скорость до минимального предела, а затем снова набирает ее и постепенно доходит до нормальной скорости.
Кара адары (стрельба из лука)
Эта игра является вариантом игры-состязания «баг адары», но здесь предметом игры является мишень, а не ремни. Расстояние между мишенью и стрелком может быть гораздо больше, чем в игре в ремень. Это объясняется тем, что мишень по размерам больше, чем ремень, и попадание в нее проще. На расстоянии от ста до трехсот шагов в зависимости от способности игроков, подвешиваются шкуры белого козла в виде бегущего зверя. Игра бывает командная или индивидуальная. Игроки по очереди поражают цель. Выигрывает тот, кто большее число раз попадет. Лучшим стрелком считается игрок, который поражает грудную часть шкуры-мишени.
Имеется другой вид этой игры. В ней мишенью является колобок, скатанный из козьего пуха. Расстояние полета стрелы сокращается от 150 до 100 шагов. На пеньке или на деревянном предмете ставят колобок так, чтобы при попадании он откатился. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее число попаданий.
Для поощрения лучших стрелков призы придумывают сами участники состязаний. Часто наградами победителей бывают те же ремни, собранные в начале игры между игроками.
- Адыр-Бут (Соревнование на ходулях)
Для этой игры изготавливают две ходули (адыр-бут - деревянные ноги). Вырезают палки с отростком в нижней части и обтесывают так, чтобы между отростком и стволом могли помещаться ноги. Затем при помощи этих ходулей устраивают состязание в беге. Высота от земли до ног разная: чем выше ноги от земли, тем быстрее делают шаги. Но при состязании с этим не считаются. Имеется в виду, что каждый ходок кроме того, что он умеет ходить, бегать на ходулях, должен и уметь подобрать подходящие палки - ходули - и обработать их так, чтобы ноги стояли свободно и безболезненно.
- Тевектээри (почекушки)
Эта игра известна во всех районах Тувы и широко распространена. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают «тевек» ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. «Тевек» изготавливают из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти.
Вначале избирают самый простой способ игры, когда один из игроков подкидывает «тевек» одной ногой (тевектээр), обычно правой, и старается подбрасывать «тевек» как можно дольше, не уронив его на землю.
Если ни один из противников не имел преимущества перед другими, и игра шла с одинаковым успехом, тогда ее еще усложняли. Теперь «тевек» подбрасывали то одной, то другой ногой (далбыыр). Умелые игроки способны продержать «тевек» в воздухе довольно долго, подбрасывая его до 300 раз. Противники в этом случае могли быть равными. Тогда приступали к еще более усложненному варианту игры (чиннээри). Противник, стоя на одной ноге, подбрасывает «тевек», при этом не опуская его на землю. В случае, если «тевек» отлетел в сторону, игрок мог настигнуть его, подскакивая на одной ноге.
Самый трудный способ игры отличался от предыдущего тем, что игрок должен был подбрасывать «тевек», стоя на одном месте (кызыл чин). Некоторые «ловкачи» могут подкинуть таким способом «тевек» до 50-60 раз.
Имеется концовка игры, называемая «човадыр» (изматывания противника). Проигравший бросает «тевек» на ногу победителю, а тот изо всей силы отбрасывает «тевек» ногой, Заставляя противника бежать за ним. Эта «операция» продолжается до тех пор, пока выигравший не совершит ошибку или побежденный не сумеет поймать отброшенный ногой «тевек».
3.Физические игры у тувинцев:
- Ак-ыяш (белая палочка)
- Согур-Аза (Слепой черт)
- Чунгу (Катание)
- Ак-ыяш (белая палочка)
Играют в эту игру ночью, при лунном свете, в основном в зимнее время и во время игры «ойтулааш». Участвуют две команды, количество игроков не ограничено. Предметом игры является специально сделанная белая палочка. Палочку должны осмотреть все участники игры, чтобы не перепутать с другой палочкой.
Играют так: выбирают специальное место, где собираются все участники игры. Отдают ак-ыяш самому сильному, который может кинуть ее дальше всех. Он бросает ее либо через помещение для скота, либо за бугор так, чтобы ни один участник не видел места ее падения. После того, как кинули ак-ыяш, все бегут туда, где она должна упасть. Кто-нибудь из игроков находит ак-ыяш и бежит к месту старта. Если его поймают члены другой команды, то стараются отобрать ак-ыяш, если кто-нибудь из своей команды успел прибежать в это время, ак-ыяш передается ему, и он бежит дальше. Если кто-нибудь допустил грубость в игре - порвал одежду, поцарапал кого-нибудь или тайком остался на месте падения ак-ыяш, то команда лишается права кидать ак-ыяш, а «нарушитель» выводится из игры.
- Согур-Аза (Слепой черт)
В разных местах Тувы эту игру называют по-разному. Одни называют аскак-кадай - хромая ведьма, другие - куске, моортай - кошка, мышка. Главные роли в игре исполняют Согур-аза (черт), авазы (мать) и дети. Впереди становится мать, за ней вереницей, держась друг за друга, стоят дети. Мать с чертом встречаются и разговаривают. Будто обмениваются трубками. Мать, взяв у черта трубку, передает сзади стоящему ребенку. Тот бросает наземь трубку и при этом говорит:
- У черта трубку не буду курить, у отца и матери - буду курить.
Услышав это, черт спрашивает у матери:
- Что за тобой?
- Это мойкогээржик.
- За когээржиком что?
- Тень моегокогээржика.
- За тенью твоегокогээржика?
- А там мои дети!
- Если дети, - говорит черт, - я их съем.
С этими словами черт выскакивает и кидается, чтобы кого-нибудь поймать. И в это время мать тоже выскакивает, заслоняет своих детей. Кого поймал черт, тот выходил из игры. Игра продолжалась до тех пор, пока черт всех не переловит. В следующий раз заново выбирают «черта» и «мать».
Чунгу (Катание)
Катались на естественных катках, с горки. Лыж и коньков прежде тувинцы не знали, за исключением таежных «шанак» (лыжи); редко пользовались санками. Дети в качестве скользящего средства брали старый кусок козьей шкуры. Пастухи во время пастьбы также не забывали «чу?гу» - они делали это при помощи задней полы своего тона (зимняя шуба из козьей шкуры). Во время Шагаа «мынгырты» и «чу?гу» становились массовыми.
Национальный вид спорта «Хуреш»
У современных тувинских борцов есть своеобразный спортивный костюм для борьбы - камзол с длинными рукавами и трусы, затягивающиеся ремнями. Раньше костюм делали из бараньих кож с красивым орнаментом «саазынхээ», «олчейудазын.
Старцы сидят на почетном месте. На другом конце круга, напротив судьи, под тентом располагаются борцы. Кроме судей еще выбирают секундантов (для 16, 36 борцов - два, для 64-4 и т.д.). Количество борцов в обязательном порядке 16-32-64-120 и т.д. Выбирают судейскую коллегию из бывших борцов-чемпионов.
После построения все борцы исполняют танец орла, передвигаясь по площадке к судьям. Борцы кланяются судьям, а затем идут обратно в танце. Секунданты усаживают борцов на две группы с одинаковым числом борцов. Борцов, попавших в правую сторону, называли борцами мужчин, а в левую - борцами женщин. Борются левофланговые или правофланговые друг против друга. Такой порядок называется дужааштырсалыры (параллельный или правофланговый с правофланговым) и, наоборот, шавыштырсалыры (диагональный порядок).
Каждый выходящий борец исполняет танец орла. Перед схваткой борцы друг другу кланяются в знак уважения. Тувинская борьба богата и разнообразна своими приемами. Существуют такие основные приемы: чая тудары - боковой прием, тевери - удар ногой, катай кагары - удар ногой по обеим ногам, буттаары - брать за ногу, чан баштаары - тазовый прием, мундурары - смешанный, балдырлаары - брать за ножной сустав, адакузери - подъем, шавыыры - бедренный прием, тырыкылаары - круговой, кустуктуршелери - давление вперед, былдаары - обман, дегээлээри - кобк, донмектээри - бедренный силовой прием,чартыктаары - боковой, силовой и т.п. Об условиях победы издавна существовали почти единые правила. Побежденным считается борец, коснувшийся любой частью тела земли, кроме одного колена. Считается спорным, если оба борца падали одновременно или один из них коснулся земли одной рукой. Победитель ставит побежденного на ноги правой рукой проводит по его спине вниз, как бы стряхивая с него пыль. Так и называется «довураанкактаар» - стряхивание «пыли». Затем победитель исполняет танец орла в сторону судьи. Помощники судьи подносят ему посуду (деспи - деревянная посуда) с пищей «быштак» - сыром. Он берет пригоршни пищи и во время танца разбрасывает по сторонам.
Для личного успеха борца немаловажную роль играет секундант (могесалыкчызы). Он во всех отношениях поддерживает дух его, настроение. Секундант сопровождает его в течение всего тура.
Неоднократному чемпиону присваивают титулы: пар - тигр, арзылан - лев, чаан - слон, начын - богатырь и т.д.
Заключение
Тувинские игры по своему «ассортименту» не уступают играм соседних и родственных народов Центральной, Средней Азии и Сибири. Тяжелый феодальный гнет в прошлом не мог истребить стремление народа к развитию различных форм национальной культуры, среди них - народных игр. Ведь народные игры по своей сути были не столько средством, развлечения, сколько системой, приобщающей к традициям, несущей воспитательную и просветительскую нагрузку.
Значительная часть тувинских игр имеет очень широкие аналогии, что свидетельствует об общности исторического пути разных этносов.
Часть игр, не отвечающих требованием современной молодежи, ушла из быта тувинцев. На месте этих старых появились новые, содержательные, характерные для современной молодежи. Исчезновению старых народных игр связана с включением Тувы в состав СССР. С развитием экономики Тувы, повлекло за собой ряд изменений во все стороны жизни тувинцев, в том числе и в культуре.
По мнению Д.Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения». А.М. Горький говорил, что игра является лучшим средством познания окружающей жизни. Она способствует развитию коллективистских навыков, творческой инициативы, речи, мышления, развитию лучших человеческих черт.
Список литературы:
- Агоол Е.М. Национальные виды спорта и игры - основа физического образования школьников РТ// Башкы - 2005 - №1 - с. 59-61.
- Байкара Б. Кажык - угааноюну / Багыт-оолБайкара // Шын. - 2009. - Сентябрь 3
- Бурунгутываларнынуругларыны? оюннары. - Тыв. аныяктары, 1974, июнь 27.
- Бурунгуоюнбуга-шыдыраа // Сылдысчыгаш. - 1991. - Авг. 14.
- Доюлдуп Биче-оол. Тевектээрининсактыышкыны //Шын. - 1993. - Янв 13-А4
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Русские народные подвижные игры»
Доклад «Русские народные подвижные игры» по физической культуре....
Доклад на педсовете "Подвижные игры дидактической направленности"
Гиподинамия проникает и в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не то...
Доклад на тему: Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей среднего дошкольного возраста.
Педсовет по физическому воспитанию....
Доклад на тему: Подвижная игра – как средство физического и всестороннего развития ребёнка.
Подвижная игра...
Стендовый доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста".
Доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста". Задачи: рассказать о значении подвижной игры в жизни детей, рассмотреть классификацию подвижных игр, мет...
Доклад на педсовете "Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения"
Закрепить с детьми правила дорожного движения, через подвижные игры....
Доклад на тему : "Подвижные игры и значение подвижных игр для развития детей в дошкольном возрасте."
Цель подвижных игр — это: Давать выход запасам энергии ребенка.развитие координации движений. повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье. развитие навыков ...