Конспект НОД "Ханты и манси - жители Югры"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Ханты и манси – жители Югры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_hanty.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Тихонова Алена Петровна,
МБДОУ «Детский сад № 25 «Ромашка», г. Нефтеюганск,
воспитатель
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Ханты и манси – жители Югры»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Цель: формирование начальных представлений детей о коренных жителях Югры – ханты и манси.
Задачи:
- развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты и манси; - продолжать знакомить детей с бытом народов ханты и манси: основными занятиями, одеждой, жилищем, предметами обихода; - закреплять умение поддерживать беседу на определённую тему, отвечая на вопросы, рассказывая; - познакомить детей с орнаментом ханты и манси; его элементами; - учить детей объяснять значение некоторых слов; - расширять представления о родном округе ХМАО-Югре;
- познакомить с новым природным явлением – северным сиянием;
- воспитывать уважение к коренным народам Севера.
Методы и приёмы: игровой – игровая мотивация; наглядный – презентация; словесный – беседа, вопросы к детям, словесная игра, объяснение, рассказ детей, воспитателя, поощрение, рефлексия; практический – подвижные игры, работа с системным оператором (ТРИЗ); работа в парах и тройках.
Материал и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация «Ханты и манси – жители Югры»; листы бумаги с пустыми системными операторами по теме; карточки со словами: малица, чум, каюр, нарты, стойбище, унты, береста, тайга, кисы, пастбище, орнамент; бубен.
Предварительная работа: беседа о ХМАО-Югре, чтение сказок народов Севера; рассматривание иллюстраций ханты и манси; работа с системным оператором (ТРИЗ).
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня снова обращается Незнайка (Слайд с изображением Незнайки). В школе ему задали написать сочинение, рассказ о коренных жителях нашего округа. Незнайка, как всегда, ничего не знает. А завтра ему нужно сдать сочинение, что делать?
Дети: Помочь Незнайке.
Воспитатель: - Вы хотите помочь Незнайке? А вы сможете? Как мы можем ему помочь?
Дети: - Рассказать о ханты и манси.
Воспитатель: - Кто хочет рассказать? (Рассказы детей) Всё ли вы смогли рассказать Незнайке, сможет он теперь составить рассказ?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Мы сами не всё знаем.
Воспитатель: - А где мы можем узнать?
Дети: - В компьютере, из фильма, в книге, в музее, в путешествии.
Воспитатель: - Приглашаю вас в путешествие по нашему краю. (Слайд с изображение Ханты-Мансийского округа) Как называется наш округ?
Дети: - Ханты-Мансийский округ.
Воспитатель: - А ещё наш край называется — Югра, Югорский край. В давние времена так называлась территория и население нашего края. Вот какой он красивый. Чем богат наш край?
Дети перечисляют природные богатства нашего края
Воспитатель: - Совершенно верно, наш край богат нефтью, газом, пушниной, рыбным промыслом. А главное богатство - люди. Как называются коренные жители Югорского края?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Коренными жителями являются народы ханты и манси.
Основные занятия хантов – оленеводство, рыболовство и охота.
Воспитатель: - Как называются поселения хантов? (Ответы детей)
Воспитатель: Поселение хантов называется стойбище. (Слайд с изображением стойбища) Кто-нибудь знает, как называется дом хантов и манси?
Дети: - Чум. (Слайд с изображением чума)
Воспитатель: - Почему они живут именно в чуме? (Предположения детей). Хотите, расскажу? Ханты часто кочуют, переезжают с места на места вместе с оленями, а чум легко разобрать, перевезти в другое место, а потом установить. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нём разводят костер, а зимой устанавливают железную печку. Вокруг листа укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут коврики, которые ханты и манси плетут из веток ивы.
Подвижная игра «Чум»
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси? (Ответы детей)
Воспитатель: - Местные жители носят теплую одежду из меха, шкуры оленей - малицу, на ноги одевают унты. (Слайд с изображением ханты в национальной зимней одежде) Они очень тёплые. Женщины любят носить яркие расписные платки. Почему ханты и манси шьют такие тёплые костюмы? Дети: - Потому, что зимой у нас очень холодно, ведь мы живём на Севере.
Воспитатель: - Свою одежду ханты и манси украшают бисером, лоскутками ткани. На каждом костюме есть орнамент. Что такое орнамент?
Дети: - Это узор для одежды.
Воспитатель: - Все элементы орнамента имеют свои названия - оленьи рога, заячьи уши, собачья лапа, ветви березы. Как вы думаете, почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия? Что вам напоминает этот орнамент? (Слайд с изображением орнамента ханты и манси)
(Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны. Молодцы ребята, вы были очень внимательны.
Хотите поиграть в слова?
Словесная игра «Объясни слово»
Воспитатель: - На карточках написаны разные слова, кто возьмёт карточку, тот и отвечает.
Карточки со словами: малица, чум, каюр, нарты, стойбище, унты, береста, тайга, кисы, пастбище, орнамент.
Воспитатель: - А что вы знаете о нартах, ребята (Ответы детей)
Воспитатель: - Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. (Слайд 8)
Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева хорошо скользит и по снегу, и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. Ребята, давайте мы с вами попробуем, каково это быть оленеводом и поиграем с вами в игру.
Подвижная игра «Загони оленя»
Дети распределяются на две группы: оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.
Воспитатель: - Ребята, летом на Севере светло, яркое солнце освещает бескрайние северные просторы, а зимой здесь можно увидеть необычайное явление – северное сияние, которое появляется в разных формах и размерах, несколько раз в сутки. (Слайд с изображением северного сияния)
Воспитатель: - А нам пора возвращаться в группу.
На столах дети находят пустые системные операторы «Чум», «Малица», «Клюква» и другие
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто оставил эти «волшебные телевизоры»?
Дети: - Незнайка.
Воспитатель: - Незнайка просит помочь заполнить «волшебные телевизоры», так ему легче будет писать рассказ о ханты и манси.
Работа с системным оператором
Дети делятся по 2-3 человека и заполняют системные операторы по желанию из пяти-девяти экранов.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: - Смогли мы помочь Незнайке? Как мы ему помогли? Что нового вы узнали? Что для вас было сложным? А что вам помогло справиться с заданием? Для вас, ребята, Незнайка приготовил домашнее задание: узнать, на чём передвигаются ханты и манси по воде?
Используемая литература:
1.Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008.
2. http://festival.1september.ru/articles/210021/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Таежные жители Югры"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста...
Презентация "Ханты и манси - жители Югры"
Презентация "Ханты и манси - жители Югры" для воспитанников старшего дошкольного возраста расширяет и обогащает представления детей о жизни и быте коренных народов ХМАО-Югры....
Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...
Конспект НОД "Коренные жители Югры"
НОД "Коренные жители Югры"...
НОД по ОО «Познавательное развитие». Тема: «Ханты и манси – жители Югры»
Возрастная группа: 6-7лет.Форма организации деятельности: групповая.Тема: «Ханты и манси – жители Югры».Цель: формирование начальных представлений детей о коренных жителях Югры &nda...
Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»
Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»...
Знакомим детей с коренными народами Севера. Презентация: "Ханты и манси – жители Югры"
Знакомим детей с коренными народами Севера. Презентация: "Ханты и манси – жители Югры"...