НОД по ОО «Познавательное развитие». Тема: «Ханты и манси – жители Югры»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Возрастная группа: 6-7лет.
Форма организации деятельности: групповая.
Тема: «Ханты и манси – жители Югры».
Цель: формирование начальных представлений детей о коренных жителях Югры – ханты и манси.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать патриотические чувства путем изучения традиционного устоя жизни коренных народов нашего края;
- Продолжать знакомить детей с бытом народов ханты и манси: основными занятиями, одеждой, жилищем, предметами обихода;
- Познакомить детей с орнаментом ханты и манси; его элементами;
Развивающие:
- Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты и манси;
- Развивать общие речевые навыки;
- Развивать память;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к коренным народам Севера;
Речевые:
- Связная речь: учить отвечать на вопросы полными предложениями.
- Обогащение и активизация словаря по теме: активизировать словарь по теме «Ханты-манси»: малица, чум, каюр, нарты, стойбище, унты, береста, тайга, кисы, пастбище, орнамент, северное сияние.
- Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы:
Наглядные: показ иллюстраций, презентация.
Словесные: беседа, вопросы к детям, словесная игра, объяснение, рассказ воспитателя, поощрение, рефлексия.
Практические: подвижные игры.
Игровые: игровая мотивация.
Материалы и оборудование: иллюстрации, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Ханты и манси – жители Югры», бубен.
Предварительная работа: беседа о ХМАО-Югре, чтение сказок народов Севера; рассматривание иллюстраций ханты и манси; аппликация и рисование «Платье - с хантейским орнаментом». Лепка «Олени».
Ход НОД:
В: Ребята, к нам сегодня снова обращается Незнайка (Слайд с изображением Незнайки). В школе ему задали написать сочинение, рассказ о коренных жителях нашего округа. Незнайка, как всегда, ничего не знает. А завтра ему нужно сдать сочинение, что делать? Дети: Помочь Незнайке.
В: Вы хотите помочь Незнайке? А вы сможете? Как мы можем ему помочь?
Дети: - Рассказать о ханты и манси.
В: Кто хочет рассказать? (Рассказы детей) Всё ли вы смогли рассказать Незнайке, сможет он теперь составить рассказ? Дети: Нет.
В: Почему? Дети: Мы сами не всё знаем.
В: А где мы можем узнать? Дети: В компьютере, из фильма, в книге, в музее, в путешествии.
В: Приглашаю вас в путешествие по нашему краю. (Слайд с изображение Ханты-Мансийского округа) Как называется наш округ? Дети: - Ханты-Мансийский округ.
В: А ещё наш край называется — Югра, Югорский край. В давние времена так называлась территория и население нашего края. Вот какой он красивый. Чем богат наш край? Дети перечисляют природные богатства нашего края.
В: Совершенно верно, наш край богат нефтью, газом, пушниной, рыбным промыслом. А главное богатство - люди. Как называются коренные жители Югорского края? (Ответы детей)
Воспитатель: - Коренными жителями являются народы ханты и манси.
Основные занятия хантов – оленеводство, рыболовство и охота.
В: Как называются поселения хантов? (Ответы детей)
В: Поселение хантов называется стойбище. (Слайд с изображением стойбища)
- Кто-нибудь знает, как называется дом хантов и манси? Дети: - Чум. (Слайд с изображением чума)
В: Почему они живут именно в чуме? (Предположения детей).
- Хотите, расскажу? Ханты часто кочуют, переезжают с места на места вместе с оленями, а чум легко разобрать, перевезти в другое место, а потом установить. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нём разводят костер, а зимой устанавливают железную печку. Вокруг листа укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут коврики, которые ханты и манси плетут из веток ивы. По преданию северных народов, человек и чум, появились почти одновременно. Чум можно построить в любом месте из шестов, покрытых корой березы или шкурами оленей. Установка чума была женскою обязанностью. При установке чума шесты устанавливают так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца, либо обращена к воде.
Только в самом конце натягивается покрытие чума. Летний чум покрывают берестой, а зимний – оленьими шкурами.
В: Дети, посмотрите внимательно на модель этого жилища. Видите, сверху чума осталось небольшое отверстие. Как вы думаете, для чего?
Дети: Для того, чтобы выходил дым от костра.
В: Правильно. Только ханты называли его не костром, а очагом. А для чего нужен очаг? Дети: Очаг нужен для приготовления пищи и обогрева жилища, а еще он объединяет вокруг себя всех людей, которые живут в семье.
Подвижная игра «Чум»
В: Ребята, а вы знаете, во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси? (Ответы детей)
В: Местные жители носят теплую одежду из меха, шкуры оленей - малицу, на ноги одевают унты. (Слайд с изображением ханты в национальной зимней одежде) Они очень тёплые. Женщины любят носить яркие расписные платки.
-Почему ханты и манси шьют такие тёплые костюмы? Дети: Потому, что зимой у нас очень холодно, ведь мы живём на Севере.
В: Свою одежду ханты и манси украшают бисером, лоскутками ткани. На каждом костюме есть орнамент. Что такое орнамент? Дети: Это узор для одежды.
В: Все элементы орнамента имеют свои названия - оленьи рога, заячьи уши, собачья лапа, ветви березы. Как вы думаете, почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия? Что вам напоминает этот орнамент? (Слайд с изображением орнамента ханты и манси) (Ответы детей)
В: Правильно, орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны. Молодцы ребята, вы были очень внимательны. Хотите поиграть в слова?
Словесная игра «Объясни слово»
В: слова: малица, чум, каюр, нарты, стойбище, унты, береста, тайга, кисы, пастбище, орнамент.
В: А что вы знаете о нартах, ребята (Ответы детей)
В: Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. (Слайд 8) Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева хорошо скользит и по снегу, и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. Ребята, давайте мы с вами попробуем, каково это быть оленеводом и поиграем с вами в игру.
Подвижная игра «Загони оленя». Дети распределяются на две группы: оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.
В: Дети, вы ловили когда-нибудь рыбу, чем можно ее поймать?
Дети: Удочками, сетями.
В: Правильно, ребята, и сетями, и удочкой можно ловить рыбу. А сейчас я вам расскажу, чем еще ловят рыбу ханты и манси. Послушайте!
Давным-давно, когда люди еще не научились плести сети, ханты придумали ловить рыбу специальной корзинкой - ловушкой, сплетенной из кедровых корней, которая называлась морда, а по хантейски «пон». Рыба, попавшая в такую ловушку, находится в воде и остается живой. Ханты брали столько рыбы, сколько было необходимо, чтобы накормить семью, остальную рыбу выпускали.
-Как вы думаете, почему они так поступали? Дети: Потому что они заботились о том, чтобы всем хватало рыбы.
В: Правильно, ведь ханты живут по правилу: «Бери только столько - сколько сможешь съесть». А потом они придумали другое приспособление – запор. (Демонстрация предмета) Запор - это заграждение устья реки из кольев и прутьев. Запор сооружают обычно в том месте, где больше рыбы.
Как вы думаете, на чем ханты отправлялись на рыбалку? Дети: На лодке.
В: А лодка у них называется долбленкой. Подумайте, почему? Дети: Наверно, потому что выдолблена из ствола кедра.
В: Правильно, она выдолблена из ствола кедра, очень легкая и быстрая. И люди называют ее между собой ласково - обласок. Рыболовством занимаются только мужчины, но помогать им могут и женщины.
В: Ребята, летом на Севере светло, яркое солнце освещает бескрайние северные просторы, а зимой здесь можно увидеть необычайное явление – северное сияние, которое появляется в разных формах и размерах, несколько раз в сутки. (Слайд с изображением северного сияния)
В: А сейчас нам пора возвращаться в группу.
Итог. Рефлексия.
- Смогли мы помочь Незнайке?
- Как мы ему помогли?
- Что нового вы узнали?
- Что для вас было сложным?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_hanty-_mansi.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастная группа: 6-7лет.
Форма организации деятельности: групповая.
Тема: «Ханты и манси – жители Югры».
Цель: формирование начальных представлений детей о коренных жителях Югры – ханты и манси.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать патриотические чувства путем изучения традиционного устоя жизни коренных народов нашего края;
- Продолжать знакомить детей с бытом народов ханты и манси: основными занятиями, одеждой, жилищем, предметами обихода;
- Познакомить детей с орнаментом ханты и манси; его элементами;
Развивающие:
- Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты и манси;
- Развивать общие речевые навыки;
- Развивать память;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к коренным народам Севера;
Речевые:
- Связная речь: учить отвечать на вопросы полными предложениями.
- Обогащение и активизация словаря по теме: активизировать словарь по теме «Ханты-манси»: малица, чум, каюр, нарты, стойбище, унты, береста, тайга, кисы, пастбище, орнамент, северное сияние.
- Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы:
Наглядные: показ иллюстраций, презентация.
Словесные: беседа, вопросы к детям, словесная игра, объяснение, рассказ воспитателя, поощрение, рефлексия.
Практические: подвижные игры.
Игровые: игровая мотивация.
Материалы и оборудование: иллюстрации, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Ханты и манси – жители Югры», бубен.
Предварительная работа: беседа о ХМАО-Югре, чтение сказок народов Севера; рассматривание иллюстраций ханты и манси; аппликация и рисование «Платье - с хантейским орнаментом». Лепка «Олени».
Ход НОД:
В: Ребята, к нам сегодня снова обращается Незнайка (Слайд с изображением Незнайки). В школе ему задали написать сочинение, рассказ о коренных жителях нашего округа. Незнайка, как всегда, ничего не знает. А завтра ему нужно сдать сочинение, что делать? Дети: Помочь Незнайке.
В: Вы хотите помочь Незнайке? А вы сможете? Как мы можем ему помочь?
Дети: - Рассказать о ханты и манси.
В: Кто хочет рассказать? (Рассказы детей) Всё ли вы смогли рассказать Незнайке, сможет он теперь составить рассказ? Дети: Нет.
В: Почему? Дети: Мы сами не всё знаем.
В: А где мы можем узнать? Дети: В компьютере, из фильма, в книге, в музее, в путешествии.
В: Приглашаю вас в путешествие по нашему краю. (Слайд с изображение Ханты-Мансийского округа) Как называется наш округ? Дети: - Ханты-Мансийский округ.
В: А ещё наш край называется — Югра, Югорский край. В давние времена так называлась территория и население нашего края. Вот какой он красивый. Чем богат наш край? Дети перечисляют природные богатства нашего края.
В: Совершенно верно, наш край богат нефтью, газом, пушниной, рыбным промыслом. А главное богатство - люди. Как называются коренные жители Югорского края? (Ответы детей)
Воспитатель: - Коренными жителями являются народы ханты и манси.
Основные занятия хантов – оленеводство, рыболовство и охота.
В: Как называются поселения хантов? (Ответы детей)
В: Поселение хантов называется стойбище. (Слайд с изображением стойбища)
- Кто-нибудь знает, как называется дом хантов и манси? Дети: - Чум. (Слайд с изображением чума)
В: Почему они живут именно в чуме? (Предположения детей).
- Хотите, расскажу? Ханты часто кочуют, переезжают с места на места вместе с оленями, а чум легко разобрать, перевезти в другое место, а потом установить. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нём разводят костер, а зимой устанавливают железную печку. Вокруг листа укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут коврики, которые ханты и манси плетут из веток ивы. По преданию северных народов, человек и чум, появились почти одновременно. Чум можно построить в любом месте из шестов, покрытых корой березы или шкурами оленей. Установка чума была женскою обязанностью. При установке чума шесты устанавливают так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца, либо обращена к воде.
Только в самом конце натягивается покрытие чума. Летний чум покрывают берестой, а зимний – оленьими шкурами.
В: Дети, посмотрите внимательно на модель этого жилища. Видите, сверху чума осталось небольшое отверстие. Как вы думаете, для чего?
Дети: Для того, чтобы выходил дым от костра.
В: Правильно. Только ханты называли его не костром, а очагом. А для чего нужен очаг? Дети: Очаг нужен для приготовления пищи и обогрева жилища, а еще он объединяет вокруг себя всех людей, которые живут в семье.
Подвижная игра «Чум»
В: Ребята, а вы знаете, во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси? (Ответы детей)
В: Местные жители носят теплую одежду из меха, шкуры оленей - малицу, на ноги одевают унты. (Слайд с изображением ханты в национальной зимней одежде) Они очень тёплые. Женщины любят носить яркие расписные платки.
-Почему ханты и манси шьют такие тёплые костюмы? Дети: Потому, что зимой у нас очень холодно, ведь мы живём на Севере.
В: Свою одежду ханты и манси украшают бисером, лоскутками ткани. На каждом костюме есть орнамент. Что такое орнамент? Дети: Это узор для одежды.
В: Все элементы орнамента имеют свои названия - оленьи рога, заячьи уши, собачья лапа, ветви березы. Как вы думаете, почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия? Что вам напоминает этот орнамент? (Слайд с изображением орнамента ханты и манси) (Ответы детей)
В: Правильно, орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны. Молодцы ребята, вы были очень внимательны. Хотите поиграть в слова?
Словесная игра «Объясни слово»
В: слова: малица, чум, каюр, нарты, стойбище, унты, береста, тайга, кисы, пастбище, орнамент.
В: А что вы знаете о нартах, ребята (Ответы детей)
В: Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. (Слайд 8) Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева хорошо скользит и по снегу, и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. Ребята, давайте мы с вами попробуем, каково это быть оленеводом и поиграем с вами в игру.
Подвижная игра «Загони оленя». Дети распределяются на две группы: оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.
В: Дети, вы ловили когда-нибудь рыбу, чем можно ее поймать?
Дети: Удочками, сетями.
В: Правильно, ребята, и сетями, и удочкой можно ловить рыбу. А сейчас я вам расскажу, чем еще ловят рыбу ханты и манси. Послушайте!
Давным-давно, когда люди еще не научились плести сети, ханты придумали ловить рыбу специальной корзинкой - ловушкой, сплетенной из кедровых корней, которая называлась морда, а по хантейски «пон». Рыба, попавшая в такую ловушку, находится в воде и остается живой. Ханты брали столько рыбы, сколько было необходимо, чтобы накормить семью, остальную рыбу выпускали.
-Как вы думаете, почему они так поступали? Дети: Потому что они заботились о том, чтобы всем хватало рыбы.
В: Правильно, ведь ханты живут по правилу: «Бери только столько - сколько сможешь съесть». А потом они придумали другое приспособление – запор. (Демонстрация предмета) Запор - это заграждение устья реки из кольев и прутьев. Запор сооружают обычно в том месте, где больше рыбы.
Как вы думаете, на чем ханты отправлялись на рыбалку? Дети: На лодке.
В: А лодка у них называется долбленкой. Подумайте, почему? Дети: Наверно, потому что выдолблена из ствола кедра.
В: Правильно, она выдолблена из ствола кедра, очень легкая и быстрая. И люди называют ее между собой ласково - обласок. Рыболовством занимаются только мужчины, но помогать им могут и женщины.
В: Ребята, летом на Севере светло, яркое солнце освещает бескрайние северные просторы, а зимой здесь можно увидеть необычайное явление – северное сияние, которое появляется в разных формах и размерах, несколько раз в сутки. (Слайд с изображением северного сияния)
В: А сейчас нам пора возвращаться в группу.
Итог. Рефлексия.
- Смогли мы помочь Незнайке?
- Как мы ему помогли?
- Что нового вы узнали?
- Что для вас было сложным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме: "Ханты-Мансийский автономный округ -Югра"
Консультация для родителей...
Презентация "Ханты и манси - жители Югры"
Презентация "Ханты и манси - жители Югры" для воспитанников старшего дошкольного возраста расширяет и обогащает представления детей о жизни и быте коренных народов ХМАО-Югры....
Конспект НОД "Ханты и манси - жители Югры"
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Ханты и манси – жители Югры»...
Конспект ООД в средней группе - «Познавательное развитие» Тема: «Лесные жители нашей республики»
Конспект ООД в средней группе - «Познавательное развитие» Тема: «Лесные жители нашей республики»...
Интегрированное занятие для старшей возрастной группы по Художественно – эстетическому развитию (Рисование), Познавательному развитию (знакомство с окружающим миром), и Речевому развитию. Тема: «На помощь к жителям бумажного города…»
Тема: «На помощь к жителям бумажного города…»Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое (рисование), познание (знакомство с окружающим миром), речевое развитие....
Конспект НОД для детей средней группы по познавательному развитию Тема: «Наш край - Югра»
Цель: Побуждение у детей интереса и любви к родному краю.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с природой родного края, коренном населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра;Познако...
Конспект занятия с детьми средней группы по познавательному развитию. Тема: «В гости к жителям Простоквашино».
Занятие разработано для детей средней группы....