Программа "Отечество моё- Россия"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Разработка программы предназначена для воспитателей по теме нравственно-патриотическое воспитание в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_otechestvo.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Моё Отечество – Россия!»
Программа, используемая в нашем детском саду, направлена на организацию педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, главная цель которого – воспитание гуманных чувств у детей, формирование социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Создание условий для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности - любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим её.
- Заинтересованность детей историей их семей, детского сада, города.
- Знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.
- Развивать коммуникативные и социальные навыки, способствовать овладению элементарными правилами безопасного поведения, в том числе в экстремальной ситуации.
- Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.
В наше время очень актуален вопрос воспитания патриотизма и гражданственности. Много литературы издано на эту тему в последние годы.С чего же должна начинаться работа по формирования патриотизма у детей? Как сделать так, чтобы дети любили свою страну, переживали за неё, чтобы слова «Родина», «страна», «патриот» стали белее понятны дошкольникам?
Формы работы с детьми:
Воспитание патриотических чувств у детей может выражаться в разных формах:
- Беседы о Родине и об истории своего народа;
- Беседы о природе;
- Чтение художественной литературы на патриотические темы;
- Составление семейных альбомов и организация выставок рисунков на тему «Моя семья»;
- Знакомство с геральдикой;
- Разучивание песен и стихов о Родине, об Отчизне;
- Целенаправленные игры и, конечно, личный пример воспитателей и родителей.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.
На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Пояснительная записка.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
Чтобы избежать, этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если:
в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;
поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по воспитанию у них любви к родному городу, краю, стране.
Цель программы: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, городу, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной культуры.
Задачи программы:
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом, селом.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Воспитание здорового образа жизни.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;
знакомить детей с символами республики и государства, в котором они живут: гербом, флагом, гимном;
формировать элементарные знания о правах человека; бережное отношение к родной природе и всему живому;
формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины (большой и малой);
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране;
воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;
воспитывать уважение к труду людей, желание оказывать взрослым свою посильную помощь.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Пути решения поставленных задач:
При разработке программы приоритетными явились следующие принципы:
Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми, ориентация родителей и педагогов на личность каждого ребенка, его свободу и достоинство. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.
Принцип ненасилия - обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных поступков; предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому.
Принцип интеграции педагогической работы со всеми участниками воспитательно – образовательного процесса на основе их социализации через призму этнокультурного, регионального компонента.
Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
Принцип семейно – центрированности, направленный на тесное сотрудничество педагогов и родителей.
Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениями (музей, школа, библиотека).
Основные характеристики деятельности:
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
Вся работа планируется по темам, которая включает занятия, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам – проведение праздников.
Планирование составлено по 5 разделам:
Родная семья
Родной город
Родная страна
Родная природа
Родная культура
Все предлагаемы темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, поселке), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта. городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей. деятелях культуры. знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основ гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе. И наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устными народными творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Программа рассчитана на три возрастные группы: с 4л. до 5л., с 5л. до 6л. и с 6л. до 7л. Темы повторяются в каждой группе, но изменяются их содержание, объем познавательного материала и его сложность.
Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России, на основе приобщения к национальной культуре. Педагог, реализующий данную программу, базируется на личностно – ориентированной модели педагогического процесса.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
экскурсий в музей, по городу, селу, целевых прогулок;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
сообщение дополнительного материала воспитателем;
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
разбор житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
оформить гербарий, альбомы;
организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Программа поможет педагогам:
в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;
в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.
Предполагаемый результат:
Программа нравственно – патриотического воспитания «Отечество моё – Россия!» ставит своей целью достичь следующих результатов:
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Ответственность за свои дела и поступки.
Деятельное отношение к труду.
Усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.
Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и её роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это замкнутый мири своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.
В современной семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем белее тесными становятся с ребенком эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребёнка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребёнок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.
В наше время дети проводят большое количество времени у телевизора или компьютера. Опрос среди детей и родителей показал, что, к сожалению, очень мало родителей читают детям книги. Из-за высоких цен на издания,не каждый родитель в состоянии часто их покупать. В связи с этим в нашем детском саду решено было проводить выставки новинок детской литературы. Дети с удовольствием приносят свои книги в детский сад, обмениваются друг с другом для чтения, затем возвращают. В этом случае и родителям приходится прочитать принесенную ребёнком книгу (пока тот ещё сам не научился). Происходит дополнительный живой контакт между детьми и родителями.
Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся довести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.
Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Всё зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую семью», но и «кукольную», «звериную».
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребёнком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности педагога.Она требует разносторонней подготовки, прежде всего знаний психологии и педагогики. Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе педагога заполняет мама или папа перед началом учебного года. Чтобы родители могли наблюдать за возможностями детей, следить за уровнем их интеллектуального развития, необходимо проводить открытые просмотры занятий и режимных моментов. Следует также помнить о проведении родительских собраний, которые являются одной из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей.
Методы семейного воспитания.
Под методами семейного воспитания мы понимаем способы взаимодействия родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувства и воли, формирование культуры поведения детей.
Различают две группы основных методов семейного воспитания: методы организации
поведения и деятельности и методы формирования сознания.
В первой группе методов большое значение имеют повседневные занятия и упражнения:
- Режим дня как ежедневное упражнение в дисциплинированности, точности, как естественный тренажер воли;
- Семейные традиции, играющие важную роль в развитии культуры общения;
- Игра как естественная форма выражения активности, а также основной способ познания жизни.
Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения. Первостепенную роль в этом играет слово родителей, выполняющее роль функции внушения, наставления, разъяснения.
Папами и мамами не рождаются, ими становятся. Для успешного воспитания детей необходимо понимание родителями важности расширения общего и педагогического кругозора, обогащения своих знаний, совершенствования личностных черт и качеств, образа жизни семьи. Следовательно, родители сами должны быть образованными и культурными людьми.
Хотелось бы обратить внимание на такой важный момент, как изучение истории своей семьи. Для этого удобнее всего вместе с ребёнком составить родословную семьи, чтобы изучить историю предков. Построение семейного древа требует много времени, усилий, терпения, но в результате вы получите бесценную информацию о своей семье, корнях, о предках, которые стояли у истоков вашего рода.
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спросите у друзей и родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, где человек родился, вторые скажут, что это отчий дом, где были сделаны первые шаги и сказано первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. Какой бы ни была наша Родина, где бы мы ни находились, она всегда будет нам дорога и близка.
Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника имеют важное значение при изучении истории страны, города, членов своей семьи. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях.
В программе рассматриваются русские традиции в системе патриотического и нравственного воспитания. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, «патриот-любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
Здесь речь идет не только о пассивно-созерцательной любви, но и о любви деятельной, отдающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но на наш взгляд, только она создает Человека. В этом ключе патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но прежде всего для самого человека в качестве необходимой составной части развитой личности.
Итак, главной задачей воспитателей в детском саду мы считаем закладывание основ духовной нравственности, формирование активной жизненной позиции и творческого потенциала.
Мы считаем, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знания о культуре, это проживание в ней, в её традициях.
Нельзя не сказать о важности развития речи, хотя мы предполагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое значение русскому языку. Для занятий с детьми мы отбираем литературные произведения по степени их доступности для данного возраста, по нравственным и литературно-художественным качествам.
Задачи воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение расширению словарного запаса детей путем объяснения им незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Чтобы выявить уровень знаний детей средней группы о родном доме, семье, городе, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям, членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
Знания о родном доме (улица, двор, квартира); деском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).
Знания о родном городе, селе: название некоторых улиц, основные предприятия и учреждения, транспорт города, села.
Отношение к народному творчеству.
На основе критериев мы выделили уровни:
Низкий уровень – Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком . Знания о родном городе неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.
Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном городе, селе, знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.
Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии. Имеет представление о родном городе – название города, знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ для старшей группы.
Чтобы выявить уровень знаний детей старшей группы о родном городе, крае, стране, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
Отношение к родному краю;
Знание о стране и ее столице;
Отношение к природе родного края.
На основе критериев мы выделили уровни:
Низкий уровень – ребенок затрудняется в точном ответе на вопрос, в каком городе или в какой стране он живет, какие знаменитые места есть в его городе; может назвать лишь несколько мест, где он был; не проявляет интереса к рассматриванию открыток с изображением города и его достопримечательностей. Знания о животном и растительном мире скудные.
Средний уровень – ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях, чем знаменит родной край, стремится повысить свои знания о городе, крае, задает вопросы, умеет аргументировать свои высказывания. С взрослым идет на контакт, раскрывается, когда чувствует, что тема для него интересна. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины.
Высокий уровень – ребенок имеет достаточно глубокое представление о родном крае, городе. Знает название известных мест города, села, объясняет название улиц города. Имеет представление о природе родного города, края (животные, растения – внешнее строение, основные жизненные функции, приспособленность к окружающей среде), о растениях леса, луга, огорода, о домашних и диких животных.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ для подготовительной гр.
Чтобы выявить уровень знаний детей подготовительной группы о родном городе, крае, стране, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
Отношение к родному краю; Знание о стране и ее столице;
Отношение к природе родного края; Знание государственных символов республики, страны.
На основе критериев мы выделили уровни:
Низкий уровень – ребенок имеет примитивное представление о родном крае, о его природе, растительном и животном мире. Неохотно рассказывает о городе, его достопримечательностях, не проявляет интереса к беседе. Отвечает на вопросы воспитателя с затруднением, не может аргументировать свои высказывания, не имеет представления о стране, столице нашей Родины, не знает государственные символы (флаг, герб) своего края, России.
Средний уровень – ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях, чем знаменит родной край. Узнает и называет достопримечательности города, края. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины, узнает символику своей страны (флаг, герб) и своей малой Родины. Знает название улицы, на которой он живет.
Высокий уровень - ребенок знает, в каком городе, в какой стране он живет; знает, как называется улица, на которой он живет, улица, на которой находится детский сад, объясняет, почему она так называется. Знает и называет животных занесенных в Красную книгу. Имеет представления о предметах материальной культуры, достопримечательностях города, села, края. Знает и различает государственную символику (флаг, герб) своего края и России, объясняет значение цвета на флаге, изображений на гербе. Знает гимн России (музыкальное сопровождение гимна).
Перспективное планирование.
Литература:
1.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.,
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.
«Природные зоны России»Цель:· Познакомить детей с климатическими зонами России.· Воспитывать любовь и уважение...
Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».
Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...
Развлечение в дошкольной группе «Россия, Россия, Россия, – что может быть сердцу милей?»
Итоговое мереприятие по теме недели "12 июня. День России!"...
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?
12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....
Методическая разработка. Конспект НОД в старшей группе Тема: «День России» Тип занятия: развлечение Вид занятия: познавательное Посвященный Дню России. 12 – День России
Конспект НОД в старшей группе. Тема: "День России"....
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".
1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...