Проект "Заповедные места Самарской области"
проект (подготовительная группа) на тему

Новикова Ирина Александровна

Проект знакомит дошкольников с историко -культурными, природными, географическими особенностями родного края. Способствует формированию патриотических чувств у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

ГБОУ ООШ №18 Г.НОВОКУЙБЫШЕВСК

ПРОЕКТ

«Заповедные места Самарской области»

                                                                 Автор: воспитатель высшей                                                        квалификационной категории Новикова И. А.

2017г.

  • Актуальность проекта. 

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

        Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Пояснительная записка.  

Проект « Заповедные места Самарской области»  долговременный. В данном проекте представлен  материал для детей  старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов.

Акцент делается на обогащение знаний на красоте, уникальности природы родного края.  Большое  значение  придается  нравственному аспекту: сохранить  неповторимость растительного и животного мира, а также объекты неживой природы. 

  • Работа над проектом:

1  изучения уровня краеведческих знаний у  взрослых и детей.

2. Создание ситуации, в ходе которой  у детей возникает желание познакомиться с  уникальными природными объектами Самарской области.

3. Оформление проекта. Подборка родителями и педагогами информации, адаптация  её для детского восприятия, оформление  проект.

4. Защита проекта..

5.Закрепление и систематизация знаний.

  • Этапы реализации проекта.
  1. Определение проблемы

Проживая  в Самарской области. Мы привыкли, что хороший отдых где – то далеко. Большой туристический потенциал Самарской  области практически не востребован.  Будем ли мы отдыхать на  своей земле или искать рай  за границей , покажет  время. Но первый шаг  к популяризации  внутреннего туризма – это шаг к познанию нашего края.                             Возникла необходимость  в  проведении ряда мероприятий для детей, родителей и педагогов , которые  бы способствовали  активизации познавательного интереса детей к природе родного края и повысили уровень  краеведческих знаний у участников проекта.

2.Постановка цели проекта.

Цель: формирование представлений об уникальности заповедных мест Самарской области.

Задачи:

-формирование познавательного интереса к природе родного края;

-расширение знаний детей и взрослых об охраняемых природных объектах: рек, родников,  лесных и горных массивов.

3. ожидаемые результаты:

-создание условий для  знакомства с исчезающими видами растений животных Самарской области;

 -повышение уровня краеведческих знаний у  родителей и детей;

 -формирование желания продолжать самостоятельно изучать уникальные         объекты живой и неживой природы Самарской области;

-способствовать распространению внутреннего туризма;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к родному краю через все виды детской деятельности.

4. Диагностический инструментарий по изучению уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста  по формированию краеведческих знаний.

- Что такое заповедник?

-  Почему надо беречь растения родного края?

- Почему надо беречь животных родного края?

- Что такое Красная книга?

- Назови причины исчезновения животных и растений.

- Назови 5 видов исчезающих растений и животных Самарской области.

- Назови заповедные места Самарской области ( Национальный парк «Самарская лука», Жигулевский заповедник).

3 балла - отвечает самостоятельно

2 балла- отвечает с помощью воспитателя

3  балла – ребенок не отвечает

7-11 баллов  – низкий уровень

12-16  баллов  оптимальный уровень

17-21  баллов высокий уровень

  • Планирование мероприятий по реализации проекта «Заповедные места Самарской области.
  • Работа с педагогами

Наименование мероприятия

Цели

Материал и оборудование

анкетирование

Определение уровня знаний педагогов

анкеты

Ознакомление с проектом

Создание мотивации к реализации проекта

проект

Темы «круглых столов»:

1.« История возникновения Жигулевского заповедника»

2. Происхождение необычных названий рек, гор, населенных пунктов в Самарской области

3.Мифология в истории возникновения  природоохранных объектов.

4.  «Верблюжья гора» или как исчезли «Козьи рожки».

5. Викторина «Сколько рек в Самарской области?»

Повышение уровня краеведческих знаний

Литература по краеведению

Совместная деятельность детей и педагогов

Наименование мероприятия

Цели

Материал и оборудование

  • Темы бесед:

- «Как появился национальный парк Самарская лука».

- «Разнообразие животного мира заповедника».

- «Защита животных».

- «Редкие растения и их охрана».

- «Подземные богатства».

-  «Равнины или горы?»

 

Знакомить детей с уникальными природоохранными объектами   нашего края.

Закреплять знания о роли животных в природе, о причинах  уменьшения численности некоторых видов животных.

Формировать представления о  роли растений в природе и жизни людей.

Закреплять правила поведения в лесу.

Знакомить детей с видами полезных ископаемых, их значением для человека.

Книги с  иллюстрациями по краеведению.

  • Викторины:

«Водоемы родного края»

«Обитатели водоемов

Самарской области»

 «Что такое Красная книга Самарской области?»

«Путешествие по Жигулевским горам»

Обогащать знания об уникальности флоры и фауны родного края

Материал о заповедниках Самарской области.

  • Продуктивные виды деятельности:

Аппликации из нетрадиционных материалов

«Волжские просторы»

«Птицы Жигулевского заповедника»

Рисование

«Красная книга Самарской области»

«Горы, реки и моря»

Лепка

« Забавные насекомые»

«Редкие растения Самарской области»

Закреплять знания об уникальности, отличительных признаках  живой и неживой природы родного края.

Систематизировать знания об исчезающих видах растений и животных. Воспитывать бережное отношение к природ.

Краски, кисти, клей, бросовый материал, книги о природе Самарского края.

Сюжетно – ролевые игры:

«Мы плывем по Волге»

 «Фотоохота»

 

«Путешествуем  по   Жигулевским горам»

«Экскурсия  по Самарской луке»

Формировать умение отражать в игре ранее полученные знания, закреплять правила поведения в природе.

Атрибуты к сюжетно – ролевым  играм.

 Работа с родителями.

Наименование мероприятия

Цели

Материал и оборудование

Подбор информационного материала по темам:

 «Как появились Сокольи горы»

«Отражение особенностей природы Самарской области т в названиях рек, гор, населенных пунктов»

«Туристические маршруты»

Повышать уровень краеведческих знаний родителей

Консультации для родителей

Конкурсы:

Конкурс стенгазет «Мой край родной»

Конкурс кроссвордов «Родной свой край люби и знай»

Конкурс книжек – малышек «Исчезающие животные Самарской области»

Побуждать родителей к изучению истории уникальных природных объектов родного края

Круглый стол «Поделись опытом»  (отдых с пользой в Самарской области)

Способствовать развитию внутреннего познавательного туризма

презентация

Викторина  «Знаешь ли ты свой край?»

Познакомить с игровыми приемами изучения родного края всей семьей

Используемые ресурсы:

  1. Природа Великой России «Самарская Лука» изд –во Пилот
  2. «Самарская Лука» путеводитель
  3. Природа и экологическая культура Самарской области. Времена года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дикие животные самарской области"

Презентация для детей старшего  возраста- дикие животные самарской области...

" Животные и растения Красной книги Самарской области"- семинар для родителей и детей.

Этот материал разработан мною в помощь родителям и их  детям подготовительного к школе возраста....

Организация мини-музея "Дружба народов Самарской области"

Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.Многие семьи свято чтят память своих предков, ...

Консультация для родителей на тему: Экология Самарской области

Консультация для родителей в рамках тематики: Экология родного края, на примере Самарской Луки...

Проект на тему "Памятники истории и архитектуры Самарской области"

Цель проекта: систематизировать знания дошкольников о ВОВ, наглядно познакомить с памятниками защитникам ВОВ, воспитывать глубокое уважение и чувство большой благодарности ко всем тем, кому так тяжело...

Проект на тему "Памятники истории и архитектуры Самарской области"

Цель проекта: систематизировать знания дошкольников о ВОВ, наглядно познакомить с памятниками защитникам ВОВ, воспитывать глубокое уважение и чувство большой благодарности ко всем тем, кому так тяжело...

Рабочая тетрадь БЛОК «ПРОСТОРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Подблок: «Природа Самарского края» Тема: «Жигулевские горы»

Предлагаю вашему вниманию часть готового разработанного пособия для закрепления пройденного материала по регианальному компоненту "Краеведение".Данное пособие позволит детям самостоятельно з...