Конспект занятия по связной речи " С чего начинается Родина"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Егунова Анастасия Юрьевна

Конспект занятия с использованием ИКТ-технологий по связной речи " С чего начинается Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по связной речи

с использованием ИКТ-технологий

«С чего начинается Родина»

                                                 Подготовила воспитатель Егунова А.Ю.

 

      Цель: Расширить представления детей о родном крае, углубить и     уточнить представление о Родине - РОССИИ.

Задачи: Закрепить знания о флаге, гербе и гимне, закрепить  знания о столице МОСКВЕ. Обогащать  обществоведческий  словарь детей.

  • Совершенствовать диалогическую  и монологическую формы речи.
  • Воспитывать патриотические и интернациональные  чувства, любовь к родному краю, малой родине, к Родине.
  • Предварительная  работа.
  • Проведение индивидуальной  беседы с детьми о семье, доме, родных, друзей.
  • Прослушивание песен о Родине, Москве, о Краснодаре, Туапсе.
  • Чтение рассказов, стихов и пословиц, рассматривание картин, иллюстраций, открыток. Слайдов «Путешествие по Москве, по Краснодару, Туапсе».
  •  Экскурсия  по городу, в музеи  Н.Г.Полетаева, А.А. Киселева. Рассматривание герба России. Краснодара, Туапсе, флага России, Краснодара, заучивание гимна России.
  • Подготовить выступления детей с образцами рассказов   о своей малой родине (группу посещают дети разных национальностей) .
  • Рассказы детей о Туапсе, об Армении, об Азербайджане.
  • Подобрать к занятию иллюстративный (слайды показ на мультимедийном  экране ), литературно-художественный, музыкальный  материалы.
  •  Организовать выставку русского прикладного искусства.

ХОД       ЗАНЯТИЯ.

( Воспитатель  включает  запись песни. « С чего начинается  Родина».

             С чего начинается Родина?

             С картинки в твоем букваре,

             С хороших и добрых товарищей,

             Живущих  в соседнем дворе,

             А может она начинается,

             С   той песни, что пела нам мать,

             С того, что в любых испытаниях

             У нас  никому не отнять.

Воспитатель: Да, ребята, Родина - это место, где вы родились,    где сделали первый шаг и произнесли  первое  слово. Родина  берет начало  с отчего дома.  Отчий - значит отцовский.  А  еще Родина начинается с близких нам людей   мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзья с которыми играете во дворе, ходите по улице  Деповской в детский  сад  в своем любимом городе.  В народе говорят:  «Где родился, там и пригодился».

Мы с гордостью произносим слова РОДИНА, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Отечество-земля наших отцов, отчий  дом- дом нашего отца.   И поэтому этими  словами мы называем  свою страну.

Ребенок рассказывает стихотворение  Л. Ладонщикова

«Скворец на чужбине».

                 Улетел скворец от стужи, сыто за морем живет.

                 Воду пьет из теплой лужи, только песен не поет.

                 Рвется он в края родные, где родился и где рос,

                 Где по-своему впервые слово »мама» произнес.

                 Он скучает по деревьям, по звенящему ручью,

                 По скворечне, по деревне, по соседу воробью,

                 По Аленке и Алешке- дорогим друзьям своим.  

                 И немножечко по кошке, что охотились за ним.

Воспитатель: Дети, почему не пел скворец на чужбине?  Д. Он скучал по Родине.- Все перелетные птицы выводят птенцов на родной стороне, а не в теплых странах, Так и люди, где бы вы ни жили, а домой, в родной город  или деревню всегда возвращаются, потому, что это их родина.

-Наша малая родина-город Туапсе, что на берегу  Черного моря . За мужество и стойкость, проявленные в годы войны  жителями Туапсе.  Город Туапсе   наградили   ОРДЕНОМ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ  1 СТЕПЕНИ.  Туапсе -  с перевода  с адыгейского  обозначает    две   реки  (воды). Расскажите о нем, о Черном море.

    Показ  слайдов. Экскурсия по городу . (мультимедийная система)

                    ( Заслушивают рассказы детей и чтение стихов о Туапсе)

1ребенок. ТУАПСЕ- районный центр, расположен на берегу  Черного моря в устье двух рек Туапсе и Паук. На склонах окружающих гор Кавказского хребта

В горах много дикорастущих деревьев. Город наш  промышленный :есть морской порт.   Судоремонтный завод,  Нефтезавод, нефтебаза

2 ребенок.  В нашем городе нарядно выглядят многие улицы, скверы, бульвары и парки. Они украшены разнообразными  видами зеленых насаждений  . По улице Карла Маркса тянется аллея, украшенная зеленью громадных платанов .Наша платановая аллея  занимает первое место в Европе по протяженности,  эта аллея  служит местом отдыха  жителей Туапсе.

Слева и справа  от этой аллеи растут  деревья катальпы, магнолии, каштаны клены. На этой улице расположен кинотеатр

                                             ( Слайды о Черном море)

3 ребенок. Туапсе находится на берегу Черного моря.. Вода в Черном море  очень прозрачная.  Цвет воды меняется: оно иногда синее, голубое, бирюзовое, темно-зеленое. Цвет воды зависит от глубины и освещения. В воде много морской травы, водорослей. Море хорошо влияет на климат в городе .Оно  теплое и не замерзает Черное море связывает Россию с другими странами мира.

4 ребенок      Хорошо у моря летом. В Туапсе пришла весна

                         И горит зеркальным светом. В небе ясная луна.

                         Лес, каштановые рощи. И цветущие сады.

                         И  дольменовые  мощи . И дедов моих следы.

                        Гуляет ветер по шоссе. Дождь  поласкает  Туапсе

                        Каштаны гнутся и скрипят. На море ежиком глядят.

5.ребенок.   Город у моря, мой Туапсе.

                       Все первозданно в твоей красоте:

                       Теплое море, яркое солнце.

                       Лесистые  горы, парки, цветы.

                       Вечная молодость-город  мечты!

                       Город красивый, но и строптивый

                       Ветер и шторм, солнце и штиль,

                      Дождь и жара-закалка  сполна    ( Изабелла  Цебоева)

ВОСПИТАТЕЛЬ. -  Ребята, покажите на карте другие города, какие вы знаете?

(дети  показывают) .Много городов и деревень   в нашей большой стране, а какая она разноцветная: зеленая, синяя, желтая!  Почему такие цвета на карте нашей страны? Правильно. Это леса, моря . реки, горы.  

                         (Показ слайдов  мультимед. сист

 Средняя полоса,  Северный  Кавказ ,Урал,  Дальний Восток.)

Воспитатель. Мы живем   в России.  Россия 0-удивительная страна.  До Уральских гор-Европа, дальше-Азия. Над просторами Сибири можно лететь часами и видеть внизу лишь зеленый ковер  тайги. И ниточки рек. С  востока на запад Россия протянулась на много километров.   Чтобы пролететь  это расстояние    на самолете нам потребуется почти 11 часов .

                       ( слайд  Средняя полоса России) (Поволжье )

1  ребенок   Сердце России - ее средняя полоса. Это скромная   красота русского приволья с березовыми рощами, цветущими   лугами,  синевой далекого леса.. Россию невозможно представить   без Волги .  Земли, лежащие по берегам  реки Волга  называют   Поволжьем.  

                                       Слайд  Север. Кавк.

2 ребенок. Северный Кавказ.  Он омывается тремя морями - Азовским, Черным, Каспийским. Северный Кавказ  – это горный район. В скалах глубокие ущелья, на дне которых текут бурные реки.  Реки такие сильные, что ворочают огромные камни-валуны. Северный Кавказ многонациональный район. Мы с вами тоже живем на Северном  Кавказе.      

                                             (Слайд Урал)

3 ребенок. Не уступает Кавказу и Урал. Здесь тоже тянутся горные вершины, текут быстрые реки. Горы   Урала  ниже  Кавказских. Но зато длиннее. Уральские  горы  богаты полезными  ископаемыми.

                                           (Слайд  Д .Восток)

4  ребенок Дальний Восток. Само слово «дальний» говорит о том, что путь в этот сказочный край не близкий На Дальнем Востоке есть действующие   вулканы, другое чудо природы – гейзеры Время от времени из – под  земли с шумом вырывается струя белого пара., а потом взлетает вверх фонтан кипящей воды

Воспитатель.  Многие народы населяют нашу страну, и все они говорят на своих языках, имеют свои национальные костюмы, поют свои песни и танцуют. В нашей группе есть армяне, украинцы, азербайджанцы, узбеки.

               (Слайд  Азербайджана.  Армении. Украины.  Узбекистана )

                      Дети выходят  в национальных  костюмах .  

                            Читают  стихи. Эмилия А . Сати,

 Эмилия  Рассказ о Азербайджане Чтение  стихотворения на азер. языке

       Артем Рассказ об Армении  Чтение стих. На армянском языке       

Воспитатель. Но всех нас объединяет русский язык.  И мы живем в одной стране РОССИЯ-  мы россияне. Русские – это основное население нашей страны. Язык наш – русский, у  нас русское прикладное искусство.  Созданное  русскими мастерами, национальные песни и танцы, костюмы. Мальчик и девочка  в   русском костюме            

( Слайды прикладного искусства)

  • Воспитатель показывает выставку- изделия из дерева, глины, кружева и наряды- это образцы русского прикладного искусства.
  • Рассказывает о них.

Предлагает всем встать в хоровод  ,дети поют и водят хоровод.

                                    «На горе-то калина»

Воспитатель: 

Мы говорили слова:  страна, Отечество, Россия - это все слова  о нашей большой Родине, у которой есть своя столица, главный город страны-  МОСКВА. ( Звучит  песня О .Газманова  « Москва».)    

                                            слайд о Москве

Воспитатель: МОСКВА-столица РОССИИ    -  ГОРОД-ГЕРОЙ. Крупнейший в стране. Один из важнейших городов мира  . Москва- расположена в центре Европейской части России между  реками Ока и Волга  стоит Москва  на реке Москва. Москва большой промышленный центр   Здесь выпускают машины «ЗИЛ», станка , приборы. Главное место в Москве это КРЕМЛЬ.  С Московского кремля начинала строиться Москва.  Кремль- значит крепость.  Один из  красивейших памятников  мира.  На территории Кремля находится  здание ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИИ ,   СПАСКАЯ БАШНЯ –на ней часы  Кремлевские куранты., которые показывают самое точное время Тут же рядом Главная площадь страны КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ.. Где проходят парады.

.                         Воспитатель читает отрывок из гимна Москвы. 

Москва !   Как много  в этом звуке

Для сердца русского слилось

Как много в нем отозвалось!               МОСКВА      

                                                Дорогая моя, столица,  Золотая моя  Москва.                                                

                                                 И мосты над твоею рекой.

                                                 Я люблю твою Красную площадь

                                                 И Кремлевских курантов бой.

                                                 В городах и далеких станицах

                                                 О тебе не умолкнет молва,

                                                 Дорогая моя, столица,

                                                  Золотая моя МОСКВА!    

     Воспитатель. Послушайте пословицы о Москве, которые сложил народ:

        Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

        Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

       Все дороги ведут в Москву.

       Из Москвы, как с большой горы_ все видно.

                      Воспитатель  показывает детям герб России.

                                 Заслушает рассказ о нем ребенка  

Герб РОССИИ- на темно-красном щите изображен золотой двуглавый орел. Одна голова орла смотрит на запад, другая на восток. Орел –птица сильная, гордая. Смелая. А золотой орел на гербе потому ,что русский народ сравнивал орла с солнцем, которому он поклонялся. В центре орла изображен всадник на белом коне, который поражает копьем черного змея. Это  означает, что добро всегда побеждает зло.

                  Другой ребенок рассказывает о российском   флаге

Ребенок. В каждой стране есть свой герб, флаг, гимн. ФЛАГ РОССИИ. Он состоит из  трех  горизонтальных полосок. Белый, синий , красный ( моряки называли его-бесик). Эти цвета русский народ почитал издавна, и каждый цвет имеет свое  символическое значение  Белый- благородство. Синий - честность. Красный-смелость. Русский народ считал  эти цвета самыми красивыми.

  Воспитатель:  Это символы нашей  Родины,   по ним   во всем мире узнают Россию.    Есть и еще один символ, назовите  его?   Правильно Это гимн нашей страны. Воспитатель – У каждой страны есть свой  гимн.  Символ  государства. ГИМН-это главная тожественная песня  страны   Ребята, гимн слушают всегда стоя.  Когда он звучит, все встают и поют его,  испытывая гордость за нашу Родину, гимн звучит на всех торжествах.

РУСЬ, РОССИЙСКАЯ  ДЕРЖАВА,  РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО   НАШЕ, РОДИНА- вот имена нашей страны, где мы с вами живем и гордимся тем, что мы  РОССИЯНЕ.

                               Под запись гимна, дети встают и поют.                                           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «С чего начинается Родина»

Знакомство с историей родного города. Беседа о гербе.Изобразительная деятельность. Конкурс рисунков «Мой город», «Моя улица».Оборудование: Географическая карта, флаги РТ и РФ, герб РТ, портреты презид...

Занятие по развитию речи "С чего начинается Родина?"

Занятие по патриотическому воспитанию детей....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «С чего начинается Родина»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «С чего начинается Родина»...

Конспект комплексного занятия в разновозрастной группе. «С чего начинается Родина»

    Формирование у детей нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о своей стране, Родине, родном  селе; через приобщение к духовно-нравственным ценностям сво...

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» в подготовительной группе

Закрепить знания детей о том, что наша Родина- Россия, названия российских городов, названия рек, народных праздников. Формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить знания ...

Занятие по развитию речи "С чего начинается Родина"

Занятие по развитию речи в старшей группе «С чего начинается Родина»Задачи:- Создать условия для ознакомления детей с понятиями: Родина, малая родина - родной дом, родной город; способство...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина!"

Конспект занятия в подготовительной группепо познавательному развитию «С чего начинается Родина?»    ...