Дополнительная образовательная программа
рабочая программа (старшая группа) на тему

Медведева Елена Сергеевна

Дополнительная образовательная програма " Мой край родной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medvedeva_e.s.dop_._programma.docx527.76 КБ

Предварительный просмотр:

Составители:

О. П. Земцова, старший воспитатель МАДОУ № 3,

Е.С. Медведева, воспитатель  МАДОУ № 3.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста по краеведению «Мой край родной» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3».

Программа направлена на формирование  у детей гражданской ответственности, духовности и культуры, расширение краеведческого кругозора, развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных умений и навыков, творческих способностей старших дошкольников.

Программу могут использовать педагоги дошкольного образования.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста по краеведению «Мой край родной» [Текст] / сост. О. П. Земцова, Е.С.Медведева. – Полысаево, 2017. – 14 с.

Содержание

Пояснительная записка ..........................................................................................4

Учебно-тематический план....................................................................................8

Содержание программы..........................................................................................8

Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы ............................................................................................11

Информационно-методическое обеспечение программы.................................12

Приложение 1.........................................................................................................13

Приложение 2.........................................................................................................14

Пояснительная записка

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения морально-нравственных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству. Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированной на период до 2020 года.                          

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых провозглашены патриотизм и интернационализм.

Проблемы патриотического воспитания также находят отражение в различных парциальных программах, концепциях  («Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой, «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой, «Наследие» М.Ю.Новицкой и др.), обращая внимание на формирование у детей гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.

Патриотическое сознание – это, конечно же, и региональный компонент.

Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Актуальность разработанной нами программы обусловлена новыми ориентирами в патриотическом воспитании и основана на приобщении дошкольников к истории родного  края, направлена на расширение краеведческого кругозора, развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных умений и навыков, творческих способностей старших дошкольников.

Цель Программы развитие у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через активизацию познавательного интереса к истории своей малой Родины.

Задачи:

1. Создать условия для формирования нравственных, гражданских и патриотических чувств через изучение истории родного города, края.

2. Формировать представления у детей о родном городе, крае: истории, достопримечательностях, улицах, профессиях.

3. Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к живой и неживой природе родного края.

4. Развивать познавательный интерес к историческому и культурному наследию родного края.

5. Способствовать пробуждению в душе каждого ребенка любознательности, чувства красоты, осознания себя частью великого российского народа.

При  разработке программы мы руководствовались принципами:

Принцип координации взаимодействия детского сада, семьи и общественности. Взаимодействие ДОУ и семьи – отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Принцип связи патриотического воспитания с другими видами образовательной деятельности.

Принцип        учета        возрастных, индивидуальных, национальных различий предполагает знание педагогом возрастных особенностей и индивидуальных различий дошкольников, доступных способов их изучения и выбор в соответствии с ними определенных средств и методов работы с конкретными воспитанниками в патриотическом воспитании дошкольников.

Принцип межпоколенной преемственности духовного опыта ориентирует на сохранение общих черт многовековой бытовой культуры, присущей различным народам: природа, слово, обычаи, верования, искусство, труд, быт и др.

Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народа как особые «модели» коллективного бытия людей на данной территории, и смена поколений происходит вместе с постоянным переносом этой модели из прошлого в настоящее и будущее.

Принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей местного или регионального патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице и т.д.

Принцип исторической и социальной памяти выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа. 

Ожидаемые результаты

В результате обучения программы воспитанники будут знать:

историю своей семьи, города, края;

символику, достопримечательности города и края;

профессии жителей г. Полысаево, Кузбасса;

о многонациональном составе населения Кузбасса, родного города;

о наличии у каждого народа своего языка, обычаев и традиций, искусства и архитектуры.

К концу учебного года дети интересуются историческим и  культурным наследием родного края и его природой, имеют представление о том, что Полысаево, Кузбасс – это часть большой страны.

Условия реализации программы

Программа ориентирована на детей  6 - 7 лет.

Форма обучения – групповая.

Срок реализации  – 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 30 минут. Общее количество занятий в год — 17.

Формы работы с дошкольниками:

  • чтение и рассказ воспитателя и детей;
  • беседа с игровыми элементами;
  • просмотр видеофильмов;
  • игра-путешествие;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • викторины, конкурсы;
  • изучение краеведческой литературы о городе и крае;
  • сбор и систематизация русских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского народа: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине;
  • разучивание произведений устного народного творчества;
  • праздники (знакомство с истоками, обрядами и традициями родного края).
  • экскурсия (посещение библиотеки им.Крупской г. Полысаево);
  • организация выставки фотографий «Полысаево - город надежд»;
  • оформление альбома «Природа моего края»
  • привлечение детей и их родителей к сбору экспонатов в мини-музей;
  • шитьё для кукол народных костюмов народов, проживающих в Кузбассе.

Структура занятия

Вводная часть

Создание благоприятной атмосферы, эмоционального подъема, заинтересованности детей, игровой ситуации

Основная часть

Работа по теме

Заключительная часть

Подведение итогов, оценка деятельности детей

Учебный план

№ п/п

Название раздела

Название раздела

теория

практика

всего

1.

«Моя семья – тепло родного очага»

1

1

2

2.

«Полысаево – город надежд»

5

1

6

3.

«Кузбасс – наш край родной»

8

1

9

Итого:

14

3

17

Учебно-тематический план

Темы

Количество

занятий

Раздел «Моя семья – тепло родного очага»

1

«Тайна моего имени», моя семья, мой адрес

1

2

Творческая мастерская «Моя родословная»

1

Раздел «Полысаево – город надежд»

3

По страницам родного города (история, символы)

1

4

О городе своем мы рассказ ведем (достопримечательности города)

1

5

Их имена живут в названиях улиц нашего города

1

6

Трудовые будни наших земляков

1

7

Бессмертный полк г. Полысаево

8

Игра викторина «Полысаево – город надежд»

1

Раздел «Кузбасс – наш край родной»

9

Кузбасс-жемчужина Сибири

1

10

Города Кузбасса

1

11

Культурное наследие Кузбасса. Экскурсия в библиотеку города

1

12

Растительный мир родного края

1

13

Животный мир Кузбасса

1

14

Известные люди Кузбасса

1

15

Народы Кузбасса. Национальный состав Кемеровской области

1

16

Кузбасс в годы ВОв: подвиги земляков

1

17

Конкурс знатоков родного края

16

Содержание программы

I. Раздел «Моя семья – тепло родного очага»

  1. «Тайна моего имени», моя семья, мой адрес.

Игры на сплочение коллектива: «Назови по имени ласково»,                    «Угадай, кто позвал», «Угадай, про кого расскажу».

Рассказ детей на тему:

«Кто и почему меня назвал таким именем, что оно означает», «Моя семья», «Мой адрес».

  1. Творческая мастерская «Моя родословная».

Рассматривание альбомов и обсуждение с детьми семейных фотографий, рассказ о семье.

Игра «Семейные вещи», «Доскажи словечко» (пословицы, поговорки)

Составление «Генеалогического древа».

II. Раздел «Полысаево – город надежд»

  1. По страницам родного города (история, символы).

Рассказ воспитателя «Полысаево – город надежд»: исторические факты возникновения города, географическое положение.

Знакомство с символикой родного города. Прослушивание гимна Полысаева «Есть добрый городок...» (Слова Т.Страховой, музыка В.Куратова).

  1. О городе своем мы рассказ ведем (достопримечательности города).

Беседа, сопровождаемая слайд-презентацией «Достопримечательности нашего города».

Предварительная работа: выставка фотографий достопримечательностей города.  Рассматривание и обсуждение.

  1. Их имена живут в названиях улиц нашего города.

Виртуальная экскурсия по улицам города, сопровождаемая рассказом воспитателя о знаменитых людях, в честь которых они названы.

  1. Трудовые будни наших земляков.

Загадки о профессиях. Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы?».

Проведение опыта с углем (твердость, сыпучесть, цвет, запах, тонет или растворяется в воде).

  1. Бессмертный полк г. Полысаево.

Литературно-музыкальная гостиная «Они сражались за Родину». Аудиозапись песни «День Победы» Д. Тухманова. Чтение стихотворений о войне.

Встреча с человеком, воевавшим в «горячих точках». Рассказ о героическом подвиге наших земляков.

  1. Игра – викторина «Полысаево – город надежд»

Игра – викторина по содержанию пройденного раздела.

Ш. Раздел «Кузбасс – наш край родной»

  1. Кузбасс-жемчужина Сибири.

Обзорное знакомство с историей Кемеровской области, с ее символикой. Прослушивание гимна Кемеровской области (Слова Г.Юрова, музыка Е.Лугова).

Чтение стихотворений поэтов Кузбасса.

  1.  Города Кузбасса.

Экскурсия на «Аллею Шахтеров». Ознакомление с гербами городов Кузбасса.

Презентация «Города Кузбасса. История их возникновения».

  1.  Культурное наследие Кузбасса. Экскурсия в библиотеку города.

Экскурсия «Чудеса Кузбасса». Знакомство дошкольников со значимыми достопримечательностями региона. Выставка книг по теме.

  1.  Растительный мир родного края.

Презентация «Растительный мир Кемеровской области», рассматривание красивых мест области с обсуждением каждого слайда.

Игра «Знатоки растительного мира родного края»: закрепление пройденного материала.

  1.  Животный мир Кузбасса.

Беседа «Дикие животные нашего леса» (где обитают, чем питаются,

повадки, признаки). Загадки про животных.

  1.  Известные люди Кузбасса.

Выставка портретов «Известные люди Кузбасса». Беседа «Нам есть, кем гордится»: А.А. Леонов. Посещение планетария детского сада.

  1.  Народы Кузбасса. Национальный состав Кемеровской области.

Быт и обычаи телеутов, шорцев –  коренных народов, проживающих на территории Кузбасса. Одежда, обувь, орнамент национальных костюмов.

Орнамент национального костюма (аппликация).

  1.  Кузбасс в годы ВОВ: подвиги земляков.

Литературно-музыкальная гостиная «Подвиги земляков в годы ВОВ». Аудиозапись книги В. А. Лавриной «История Сибири для детей»:                       А. И. Покрышкин, С. И. Кредов, А. П. Шилин. Выставка портретов, фотографий;  совместные творческие работы детей и родителей. Чтение стихотворений о войне.

  1.  Конкурс знатоков родного края.

Итоговое мероприятие: игра-конкурс «Знатоки родного края».

Критерии, показатели результативности освоения Программы и уровни освоения Программы

При реализации программы осуществляется оценка развития детей в рамках мониторинга. Мониторинг проводится 2 раза в год. Сроки проведения: сентябрь, май. (Приложение 1, 2).

Информационно-методическое обеспечение программы

  1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий  / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. – Издательство «Учитель», 2017. – 213 с.
  2. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. Занятия с детьми с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / Г. Н. Жучкова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 64 с.
  3. Кацюба Д. В. Краеведение в воспитании учащихся / Д. В. Кацюба. - М.: 1965.- 79 с.
  4. Кацюба  Д. В. По родному краю: маршруты тематических экспедиций по Кузбассу / Д. В. Кацуба. – Кемерово, 1966. – 108 с.
  5. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М.: Творческий центр, 2007. – 224 с.
  6. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л. А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
  7. Лаврина В. Л. История Кузбасса в рассказах для детей. / В. Л. Лаврина. - Изд-во «Кузбасс». Кемерово. - 2004. – 78 с.
  8. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Учебник / Л. Ю. Татаринкова. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 32 с.
  9. Шуранов Н. П. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны / Н. П. Шуранов. - Кемерово, 2000. - 219 с.
  10. История Сибири для детей [Аудиозапись] / В. Л. Лаврина. - MP3, 96 Kbps, 2017. Режим доступа: http://www.audioknigi-online.com/historysiberia.html

Приложение 1

Методика обследования

№ п/п

Вопросы

Балл

3

2

1

1

Перечисли членов своей семьи.

2

Назови ФИО родителей.

3

Назови малую Родину.

4

Назови свой домашний адрес.

5

Перечисли известные достопримечательности нашего города.

6

Как называется наша область, край?

7

Назови главное полезное ископаемое Кузбасса.

Уровень знаний сформирован – 15 – 21 баллов

Уровень знаний на стадии формирования – 8 – 14  баллов  

Уровень знаний не сформирован – 8 баллов

   


Приложение 2

Карта развития детей старшего дошкольного возраста по краеведению

«Мой край родной»

Дата проведения на начало года  _________________

Дата проведения на конец года    _________________

№ п/п

ФИО

ребенка

Перечисли членов своей семьи

Назови

ФИО

родителей

Назови

малую

Родину

Назови  свой

домашний

адрес

Перечисли известные достопримеча

тельности нашего

   города

Как называется

наша область, край

Назови главное полезное ископаемое

Кузбасса

Уровень развития

(в баллах)

началогода

конец

года

начало

года

конецгода

началогода

конецгода

началогода

конецгода

началогода

конец

года

началогода

конецгода

началогода

конецгода

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...