Дополнительная образовательная программа
рабочая программа (старшая группа) на тему
Дополнительная образовательная програма " Мой край родной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvedeva_e.s.dop_._programma.docx | 527.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Составители:
О. П. Земцова, старший воспитатель МАДОУ № 3,
Е.С. Медведева, воспитатель МАДОУ № 3.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста по краеведению «Мой край родной» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3».
Программа направлена на формирование у детей гражданской ответственности, духовности и культуры, расширение краеведческого кругозора, развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных умений и навыков, творческих способностей старших дошкольников.
Программу могут использовать педагоги дошкольного образования.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста по краеведению «Мой край родной» [Текст] / сост. О. П. Земцова, Е.С.Медведева. – Полысаево, 2017. – 14 с.
Содержание
Пояснительная записка ..........................................................................................4
Учебно-тематический план....................................................................................8
Содержание программы..........................................................................................8
Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы ............................................................................................11
Информационно-методическое обеспечение программы.................................12
Приложение 1.........................................................................................................13
Приложение 2.........................................................................................................14
Пояснительная записка
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения морально-нравственных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству. Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированной на период до 2020 года.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых провозглашены патриотизм и интернационализм.
Проблемы патриотического воспитания также находят отражение в различных парциальных программах, концепциях («Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой, «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой, «Наследие» М.Ю.Новицкой и др.), обращая внимание на формирование у детей гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.
Патриотическое сознание – это, конечно же, и региональный компонент.
Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Актуальность разработанной нами программы обусловлена новыми ориентирами в патриотическом воспитании и основана на приобщении дошкольников к истории родного края, направлена на расширение краеведческого кругозора, развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных умений и навыков, творческих способностей старших дошкольников.
Цель Программы – развитие у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через активизацию познавательного интереса к истории своей малой Родины.
Задачи:
1. Создать условия для формирования нравственных, гражданских и патриотических чувств через изучение истории родного города, края.
2. Формировать представления у детей о родном городе, крае: истории, достопримечательностях, улицах, профессиях.
3. Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к живой и неживой природе родного края.
4. Развивать познавательный интерес к историческому и культурному наследию родного края.
5. Способствовать пробуждению в душе каждого ребенка любознательности, чувства красоты, осознания себя частью великого российского народа.
При разработке программы мы руководствовались принципами:
Принцип координации взаимодействия детского сада, семьи и общественности. Взаимодействие ДОУ и семьи – отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Принцип связи патриотического воспитания с другими видами образовательной деятельности.
Принцип учета возрастных, индивидуальных, национальных различий предполагает знание педагогом возрастных особенностей и индивидуальных различий дошкольников, доступных способов их изучения и выбор в соответствии с ними определенных средств и методов работы с конкретными воспитанниками в патриотическом воспитании дошкольников.
Принцип межпоколенной преемственности духовного опыта ориентирует на сохранение общих черт многовековой бытовой культуры, присущей различным народам: природа, слово, обычаи, верования, искусство, труд, быт и др.
Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народа как особые «модели» коллективного бытия людей на данной территории, и смена поколений происходит вместе с постоянным переносом этой модели из прошлого в настоящее и будущее.
Принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей местного или регионального патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице и т.д.
Принцип исторической и социальной памяти выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа.
Ожидаемые результаты
В результате обучения программы воспитанники будут знать:
историю своей семьи, города, края;
символику, достопримечательности города и края;
профессии жителей г. Полысаево, Кузбасса;
о многонациональном составе населения Кузбасса, родного города;
о наличии у каждого народа своего языка, обычаев и традиций, искусства и архитектуры.
К концу учебного года дети интересуются историческим и культурным наследием родного края и его природой, имеют представление о том, что Полысаево, Кузбасс – это часть большой страны.
Условия реализации программы
Программа ориентирована на детей 6 - 7 лет.
Форма обучения – групповая.
Срок реализации – 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 30 минут. Общее количество занятий в год — 17.
Формы работы с дошкольниками:
- чтение и рассказ воспитателя и детей;
- беседа с игровыми элементами;
- просмотр видеофильмов;
- игра-путешествие;
- сюжетно-ролевая игра;
- викторины, конкурсы;
- изучение краеведческой литературы о городе и крае;
- сбор и систематизация русских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского народа: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине;
- разучивание произведений устного народного творчества;
- праздники (знакомство с истоками, обрядами и традициями родного края).
- экскурсия (посещение библиотеки им.Крупской г. Полысаево);
- организация выставки фотографий «Полысаево - город надежд»;
- оформление альбома «Природа моего края»
- привлечение детей и их родителей к сбору экспонатов в мини-музей;
- шитьё для кукол народных костюмов народов, проживающих в Кузбассе.
Структура занятия
Вводная часть | Создание благоприятной атмосферы, эмоционального подъема, заинтересованности детей, игровой ситуации |
Основная часть | Работа по теме |
Заключительная часть | Подведение итогов, оценка деятельности детей |
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Название раздела | ||
теория | практика | всего | ||
1. | «Моя семья – тепло родного очага» | 1 | 1 | 2 |
2. | «Полысаево – город надежд» | 5 | 1 | 6 |
3. | «Кузбасс – наш край родной» | 8 | 1 | 9 |
Итого: | 14 | 3 | 17 |
Учебно-тематический план
№ | Темы | Количество занятий |
Раздел «Моя семья – тепло родного очага» | ||
1 | «Тайна моего имени», моя семья, мой адрес | 1 |
2 | Творческая мастерская «Моя родословная» | 1 |
Раздел «Полысаево – город надежд» | ||
3 | По страницам родного города (история, символы) | 1 |
4 | О городе своем мы рассказ ведем (достопримечательности города) | 1 |
5 | Их имена живут в названиях улиц нашего города | 1 |
6 | Трудовые будни наших земляков | 1 |
7 | Бессмертный полк г. Полысаево | |
8 | Игра – викторина «Полысаево – город надежд» | 1 |
Раздел «Кузбасс – наш край родной» | ||
9 | Кузбасс-жемчужина Сибири | 1 |
10 | Города Кузбасса | 1 |
11 | Культурное наследие Кузбасса. Экскурсия в библиотеку города | 1 |
12 | Растительный мир родного края | 1 |
13 | Животный мир Кузбасса | 1 |
14 | Известные люди Кузбасса | 1 |
15 | Народы Кузбасса. Национальный состав Кемеровской области | 1 |
16 | Кузбасс в годы ВОв: подвиги земляков | 1 |
17 | Конкурс знатоков родного края | 16 |
Содержание программы
I. Раздел «Моя семья – тепло родного очага»
- «Тайна моего имени», моя семья, мой адрес.
Игры на сплочение коллектива: «Назови по имени ласково», «Угадай, кто позвал», «Угадай, про кого расскажу».
Рассказ детей на тему:
«Кто и почему меня назвал таким именем, что оно означает», «Моя семья», «Мой адрес».
- Творческая мастерская «Моя родословная».
Рассматривание альбомов и обсуждение с детьми семейных фотографий, рассказ о семье.
Игра «Семейные вещи», «Доскажи словечко» (пословицы, поговорки)
Составление «Генеалогического древа».
II. Раздел «Полысаево – город надежд»
- По страницам родного города (история, символы).
Рассказ воспитателя «Полысаево – город надежд»: исторические факты возникновения города, географическое положение.
Знакомство с символикой родного города. Прослушивание гимна Полысаева «Есть добрый городок...» (Слова Т.Страховой, музыка В.Куратова).
- О городе своем мы рассказ ведем (достопримечательности города).
Беседа, сопровождаемая слайд-презентацией «Достопримечательности нашего города».
Предварительная работа: выставка фотографий достопримечательностей города. Рассматривание и обсуждение.
- Их имена живут в названиях улиц нашего города.
Виртуальная экскурсия по улицам города, сопровождаемая рассказом воспитателя о знаменитых людях, в честь которых они названы.
- Трудовые будни наших земляков.
Загадки о профессиях. Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы?».
Проведение опыта с углем (твердость, сыпучесть, цвет, запах, тонет или растворяется в воде).
- Бессмертный полк г. Полысаево.
Литературно-музыкальная гостиная «Они сражались за Родину». Аудиозапись песни «День Победы» Д. Тухманова. Чтение стихотворений о войне.
Встреча с человеком, воевавшим в «горячих точках». Рассказ о героическом подвиге наших земляков.
- Игра – викторина «Полысаево – город надежд»
Игра – викторина по содержанию пройденного раздела.
Ш. Раздел «Кузбасс – наш край родной»
- Кузбасс-жемчужина Сибири.
Обзорное знакомство с историей Кемеровской области, с ее символикой. Прослушивание гимна Кемеровской области (Слова Г.Юрова, музыка Е.Лугова).
Чтение стихотворений поэтов Кузбасса.
- Города Кузбасса.
Экскурсия на «Аллею Шахтеров». Ознакомление с гербами городов Кузбасса.
Презентация «Города Кузбасса. История их возникновения».
- Культурное наследие Кузбасса. Экскурсия в библиотеку города.
Экскурсия «Чудеса Кузбасса». Знакомство дошкольников со значимыми достопримечательностями региона. Выставка книг по теме.
- Растительный мир родного края.
Презентация «Растительный мир Кемеровской области», рассматривание красивых мест области с обсуждением каждого слайда.
Игра «Знатоки растительного мира родного края»: закрепление пройденного материала.
- Животный мир Кузбасса.
Беседа «Дикие животные нашего леса» (где обитают, чем питаются,
повадки, признаки). Загадки про животных.
- Известные люди Кузбасса.
Выставка портретов «Известные люди Кузбасса». Беседа «Нам есть, кем гордится»: А.А. Леонов. Посещение планетария детского сада.
- Народы Кузбасса. Национальный состав Кемеровской области.
Быт и обычаи телеутов, шорцев – коренных народов, проживающих на территории Кузбасса. Одежда, обувь, орнамент национальных костюмов.
Орнамент национального костюма (аппликация).
- Кузбасс в годы ВОВ: подвиги земляков.
Литературно-музыкальная гостиная «Подвиги земляков в годы ВОВ». Аудиозапись книги В. А. Лавриной «История Сибири для детей»: А. И. Покрышкин, С. И. Кредов, А. П. Шилин. Выставка портретов, фотографий; совместные творческие работы детей и родителей. Чтение стихотворений о войне.
- Конкурс знатоков родного края.
Итоговое мероприятие: игра-конкурс «Знатоки родного края».
Критерии, показатели результативности освоения Программы и уровни освоения Программы
При реализации программы осуществляется оценка развития детей в рамках мониторинга. Мониторинг проводится 2 раза в год. Сроки проведения: сентябрь, май. (Приложение 1, 2).
Информационно-методическое обеспечение программы
- Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. – Издательство «Учитель», 2017. – 213 с.
- Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. Занятия с детьми с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / Г. Н. Жучкова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 64 с.
- Кацюба Д. В. Краеведение в воспитании учащихся / Д. В. Кацюба. - М.: 1965.- 79 с.
- Кацюба Д. В. По родному краю: маршруты тематических экспедиций по Кузбассу / Д. В. Кацуба. – Кемерово, 1966. – 108 с.
- Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М.: Творческий центр, 2007. – 224 с.
- Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л. А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
- Лаврина В. Л. История Кузбасса в рассказах для детей. / В. Л. Лаврина. - Изд-во «Кузбасс». Кемерово. - 2004. – 78 с.
- Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Учебник / Л. Ю. Татаринкова. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 32 с.
- Шуранов Н. П. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны / Н. П. Шуранов. - Кемерово, 2000. - 219 с.
- История Сибири для детей [Аудиозапись] / В. Л. Лаврина. - MP3, 96 Kbps, 2017. Режим доступа: http://www.audioknigi-online.com/historysiberia.html
Приложение 1
Методика обследования
№ п/п | Вопросы | Балл | ||
3 | 2 | 1 | ||
1 | Перечисли членов своей семьи. | |||
2 | Назови ФИО родителей. | |||
3 | Назови малую Родину. | |||
4 | Назови свой домашний адрес. | |||
5 | Перечисли известные достопримечательности нашего города. | |||
6 | Как называется наша область, край? | |||
7 | Назови главное полезное ископаемое Кузбасса. |
Уровень знаний сформирован – 15 – 21 баллов
Уровень знаний на стадии формирования – 8 – 14 баллов
Уровень знаний не сформирован – 8 баллов
Приложение 2
Карта развития детей старшего дошкольного возраста по краеведению
«Мой край родной»
Дата проведения на начало года _________________
Дата проведения на конец года _________________
№ п/п | ФИО ребенка | Перечисли членов своей семьи | Назови ФИО родителей | Назови малую Родину | Назови свой домашний адрес | Перечисли известные достопримеча тельности нашего города | Как называется наша область, край | Назови главное полезное ископаемое Кузбасса | Уровень развития (в баллах) | ||||||||
началогода | конец года | начало года | конецгода | началогода | конецгода | началогода | конецгода | началогода | конец года | началогода | конецгода | началогода | конецгода | Н | К | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"
Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...