проект "Мой край Башкортостан"
проект по математике (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Проект «Мой край Башкортостан»
Характеристика проекта:
Тип проекта:: творческий, познавательно-игровой, исследовательский;
По времени проведения: краткосрочный, недельный
По характеру контактов: внутри ДОУ;
Участники проекта: младшие дошкольники, родители.
Актуальность темы: Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Родина - Башкортостан»– это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это неповторимая уральская природа, которая его окружает. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Цель проекта: Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Познание детьми специфики этнокультурного окружения, развитие познавательного интереса к национальной культуре, коммуникативных умений, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Проблема: формирование этнокультурной компетентности дошкольников:
- наличие представлений о своей национальной культуре, специфике поликультурного окружения;
- сформированности элементов национального самосознания (национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, моральные ценности);
Ожидаемые результаты: последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности.
Задачи:
- способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Башкортостан, их духовным, материальным ценностям;
- создать условия для ознакомления детей нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Башкортостан;
- воспитывать интерес и любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Пояснительная записка.
Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.
В.А.Сухомлинский
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны - наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Республика Башкортостан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГОС, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Башкортостан.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.
Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РБ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.
План реализации проекта
д/н | Образовательные области по ФГОС | Образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом ОД |
понедельник | Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие. | Интегрированное занятие по ознакомлению детей с национальной культурой башкирского народа. (Приложение 1) | - Познавательные беседы: «Мы живем в России»; «Мой родной край Башкортостан» - Дидактическая игра «Найди среди гербов разных стран герб России»; - Чтение башкирской сказки: «Егет, звавший на помощь нужду» Л. Кузьмин. - Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента»; - Музыка «Процветай, Родина моя! », |
вторник | Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. | Занятие по ФЦКМ «Цвети мой край башкортостан» | - Беседы: «Флаг Башкортостана»; «Мой родной край»; - Рассматривание иллюстраций: «национальные блюда башкир»; «Герб Башкортостана»; - Рисование «Флаг России»; - Чтение башкирской сказки «Падчерица» А.Платонов; - п/и: «Белые медведи». |
среда | Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. | Занятие по аппликации «Башкирский флаг» | - Беседы: «Где мы живём?»; «Национальные блюда». - Лепка «чак-чак» - Дидактическая игра «Сложи башкирский узор»; - Башкирская подвижная игра: «Айгуль и цыплята»; - Дидактические игры: «Башкирская национальная одежда», «Кто скорее составит флаг РБ? ». |
четверг | Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. | Чтение башкирской сказки «Лиса сирота» | - Беседа: «Что мы знаем о башкортостане»; - д/и: «Найди среди гербов разных областей и республик герб Башкортостана», «Сложи флаг России»; - п/и: «Хитрая лиса»; - рисование «Башкирский флаг». |
пятница | Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. |
| - Чтение башкирской сказки «Лиса сирота»; - п/и: «Белые медведи»; - дидактическая игра «Орнамент»; - Беседа: ««Цвети мой край родной»; - Беседы: «Башкирская пчела». |
Заключение
Этнокультурная компетентность дошкольника – формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.
Список литературы
1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.
2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.
3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.-79.
4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.
5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.
6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.
7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.
8.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Познавательное развитие»
раздел «Формирование элементарных математических представлений»
Тема: «Подарки от куклы Гузель»
возрастная группа: младшая
Выполнила:
воспитатель
Валиева Р.Г.
имеющаяся категория первая
Туймазы2016
Тема: «Подарки от куклы Гузель»
Задачи:
1)Образовательные
-Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много
-Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат
- 2)Развивающие
-развивать мыслительные операции: речь, мышление, память.
3)Воспитательные
Воспитывать умение слушать воспитателя
Демонстрационный материал: Кукла Гузель, сундук, пирамидка, машины, матрёшки, круг, квадрат ,мяч
Раздаточный материал: круги одинаковой величины и цвета по количеству детей, квадраты
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель: Дети, посмотрите к нам пришли гости! Давайте, с ними поздороваемся!
Сегодня к нам на занятие пришла кукла Гулель и принесла с собой сундук. Давайте посмотрим что у нее в сундуке?
Воспитатель поочерёдно достает из сундука игрушки, просит детей назвать их, выясняя количество предметов.
Воспитатель: Сколько машин в сундуке?
Дети: -Много.
Воспитатель: - А сколько пирамидок в сундуке?
Дети: - Одна пирамидка.
Воспитатель: -Сколько матрёшек?
Дети: -Много.
Воспитатель: -А сколько мячей?
Дети: -Один.
Воспитатель: -Каких игрушек в сундуке много, а каких по одной?
Дети: -Машинок и матрёшек много в сундуке, а пирамидок и мячей по одной
Воспитатель :Молодцы! А давайте теперь поиграем.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтоб ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель достаёт из сундука круг и выкладывает на доску.
Воспитатель: - Дети, какая это фигура?
Дети: - Круг.
Воспитатель: - Какого цвета круг?
Дети: -синий круг.
Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем круг.
Затем достаёт квадрат, кладет рядом с кругом.
Воспитатель: -Это квадрат, у квадрата есть стороны и углы
Воспитатель: - Что есть у квадрата?
Дети: -Стороны и углы.
Воспитатель: -Давайте в воздухе нарисуем квадрат. Покажите его стороны и углы.
Игровое упражнение «Покажи и прокати».
У детей на столах лежат круги и квадраты.
Воспитатель: -Ребята, возьмите круг, назовите его и обведите его рукой.
Анологичные действия выполняют с квадратом.
Воспитатель: -Давайте прокатим по столу сначала круг.
Воспитатель: - Круг катится по столу?
Дети:- Да!
Воспитатель: Да, кругу ничего не мешает. А теперь попробуйте прокатить квадрат и выясняет: Можно прокатить квадрат?
Дети: - Нет!
Воспитатель: -Что мешает квадрату?
Дети: -Углы.
Воспитатель:Молодцы!
Заключение
Что принесла кукла Гузель в в сундуке?
-Что было больше? А чего меньше?
-познакомились с квадратом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга на тему: "Путешествие по родному краю Башкортостану"
Развлечение на тему Мой родной Башкортостан...
Проект «Мой край Башкортостан»
Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников....
Папка-передвижка "Мой край - Башкортостан"
Очень трудно найти материал о республике в виде папки-передвижи. А материал, адаптированный для дошкольников тем более. Сделала папку для группы, возможно ещё кому-то пригодится. https://cloud....
Конспект организованной образовательной деятельности "Цвети, мой край, Башкортостан"
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Познавательное развитие. Раздел: Окружающий мир. Возрастная группа: подготовительная логопедическая. Тема: "Цвети, м...
Викторина "Любимый край Башкортостан"
Познавательная викторина для педагогов "Любимый край Башкортостан"...
Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)
Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)...
Сценарий локального конкурса чтецов "Цвети мой край, Башкортостан"
сценарий конкурса чтецов в детском саду...