Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства
методическая разработка на тему

Кумукова Крымхан Муссовна

"Дружелюбие, уважение к людям разных
национальностей не передаются по наследству,
в каждом поколении их надо воспитывать вновь
и вновь, и чем раньше начинается формирование
этих качеств, тем большую устойчивость  приобретут".
Э.К.Суслова

Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и дошкольное образование, являющееся начальным уровнем образования. Среди многих проблем содержания дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием толерантности и культуры межнационального общения.

Проблема развития культуры межнациональных отношений приобретает доминирующее значение среди многих проблем, имеющих место в современной государственной политике. В Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 г. N 1666 отмечается, что в настоящее время «сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма»: учащаются проявления дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике; имеет место недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества (распространяются негативные стереотипы в отношении некоторых народов).

Человеческая цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Интернациональные процессы способствуют тому, что социальная среда подчас кардинально модифицируется уже при жизни одного поколения. Учитывая сложившуюся социальную ситуацию, особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование адекватных, доброжелательных и уважительных отношений к людям других национальностей, необходимых для успешной социализации ребенка в многонациональном обществе. Становление основ ценностного и толерантного отношения к иным национальным культурам происходит на протяжении всей жизни человека, особенно эффективно в дошкольном возрасте.

В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании» и др.).

Актуальность проблемы формирования межнациональной толерантности детей дошкольного возраста обусловлена рядом противоречий между:

провозглашением ценностей толерантности и национального равноправия в современном обществе и слабой разработкой педагогических механизмов их развития у детей дошкольного возраста;

требованиями ФГОС в области социально-коммуникативного развития к организации педагогического процесса, обеспечивающего формирование основ понимающего, принимающего и уважительного отношения к иным национальным культурам и отсутствием концептуально обоснованных программ и технологий интернационального воспитания детей в современном поликультурном образовательном пространстве;

необходимостью формирования культуры межнационального общения детей и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов и родителей в данной области личностного развития;

неготовность инфраструктуры городов РФ к стихийным миграционным процессам, обострение криминогенной обстановки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства»

Tags On Friendship

Подготовила:

Педагог-психолог

МБДОУ ДС КВ «Руслан»

Кумукова К.М.

г. Новый Уренгой, 2016

"Дружелюбие, уважение к людям разных
национальностей не передаются по наследству,
в каждом поколении их надо воспитывать вновь
и вновь, и чем раньше начинается формирование
этих качеств, тем большую устойчивость  приобретут".
Э.К.Суслова

Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и дошкольное образование, являющееся начальным уровнем образования. Среди многих проблем содержания дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием толерантности и культуры межнационального общения.

Проблема развития культуры межнациональных отношений приобретает доминирующее значение среди многих проблем, имеющих место в современной государственной политике. В Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 г. N 1666 отмечается, что в настоящее время «сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма»: учащаются проявления дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике; имеет место недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества (распространяются негативные стереотипы в отношении некоторых народов).

Человеческая цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Интернациональные процессы способствуют тому, что социальная среда подчас кардинально модифицируется уже при жизни одного поколения. Учитывая сложившуюся социальную ситуацию, особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование адекватных, доброжелательных и уважительных отношений к людям других национальностей, необходимых для успешной социализации ребенка в многонациональном обществе. Становление основ ценностного и толерантного отношения к иным национальным культурам происходит на протяжении всей жизни человека, особенно эффективно в дошкольном возрасте.

В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании» и др.).

Актуальность проблемы формирования межнациональной толерантности детей дошкольного возраста обусловлена рядом противоречий между:

провозглашением ценностей толерантности и национального равноправия в современном обществе и слабой разработкой педагогических механизмов их развития у детей дошкольного возраста;

требованиями ФГОС в области социально-коммуникативного развития к организации педагогического процесса, обеспечивающего формирование основ понимающего, принимающего и уважительного отношения к иным национальным культурам и отсутствием концептуально обоснованных программ и технологий интернационального воспитания детей в современном поликультурном образовательном пространстве;

необходимостью формирования культуры межнационального общения детей и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов и родителей в данной области личностного развития;

неготовность инфраструктуры городов РФ к стихийным миграционным процессам, обострение криминогенной обстановки.

В рамках ФГОС к программам дошкольного образования - это формирование толерантной позиции дошкольников через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур.

МБДОУ «Руслан» находится в многонациональном городе и является полинациональным по своему составу (воспитанники детского сада по генетическим основаниям относятся к 38 национальностям). Одна из доминирующих целей деятельности образовательного учреждения связана с обновлением содержания работы с детьми и родителями на основе социокультурных ценностей и идеалов разных народов. Реализация данной цели осуществляется по разным направлениям. Детский сад – как центр поддержки семейного воспитания расширяет возможности сетевого взаимодействия с социумом, вузами, наукой, с предприятиями, с учреждениями дополнительного образования, культуры, здравоохранения, МЧС и с некоммерческими организациями: Новоуренгойским городским казачьим обществом, Ямало-Ненецкой окружной общественной организацией «Дагестанской диаспорой  «Ватан», с региональной общественной организации «Ногайской диаспоры  «Ногай Эль», с региональной общественной организацией «Союз армян России», общественной организацией «Украинским культурно – деловым центром «Новый Уренгой».

В процессе взаимодействия с семьями воспитанников разработаны совместные проекты: «Казачье пение», «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста», «С чего начинается Родина», «Моя малая Родина», «Патриот», которые стали победителями муниципальных, окружных и всероссийский конкурсов. Реализация совместных проектов существенно повлияло на стабилизацию межнациональных отношений в городе, педагогическом коллективе и коллективе родителей воспитанников Новый Уренгой.

На базе ДОУ с помощью родителей и представителей диаспор создан мини–музей национальных культур, функционирует клуб «Казачата», «Семейная академия», планируется создание культурно-образовательного центра «Дослык - Дружба» для изучения и развития культуры народов и воспитания подрастающего поколения в духе толерантности.

С сентября 2014 года МБДОУ ДС КВ «Руслан» работает над реализацией нового проекта «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства».

Национальная, межнациональная, этническая и межэтническая толерантность рассматриваются нами как интегративные личностные образования, проявляющиеся в принимающем, уважительном, понимающем отношении как к собственной национальной и этнической культуре, так и к культуре иных наций и этносов. Принципиально значимым в этом определении для нас является признание необходимости изначально толерантного отношения к своей культуре. Уход от собственных ценностей порождает маргинальную направленность личности, лишает человека возможности принятия иных культур через призму собственных эмоций, переживаний, возникающих прежде на уровне восприятия генетически близкого материала.

«Возлюби ближнего как самого себя» – гласит Священное Писание. А это значит, что любовь к себе, проявляющаяся и в том, чтобы быть достойным носителем собственной национальной и этнической культуры, составляет фундамент формирующихся основ толерантности. Не может человек глубоко и осознанно, по достоинству оценить и принять иную культуру, не наполняя нравственным смыслом и не принимая собственные национальные ценности. Поэтому основу формирования национальной, межнациональной, этнической и межэтнической толерантности составляет приобщение детей к собственной культуре.

Цель проекта        

   Реализация концептуальных оснований и построение целостной педагогической системы формирования основ межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства.

Задачи

1. Обеспечить своевременное (соответствующее возрасту) и качественное (соответствующее требованиям ФГОС и программе социально-коммуникативного развития) становление основ культуры межнационального общения детей групп.

2. Способствовать эффективной социализации детей разных национальностей и их адаптации к обучению в школе.

3. Повысить уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей в области формирования межнациональной толерантности детей дошкольного возраста;

4. Определить наличествующий уровень межнациональной толерантности детей дошкольного возраста, осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов.

5. Разработать проект программы, технологии взаимодействия педагогов с детьми и семьями воспитанников по формированию межнациональной толерантности детей дошкольного возраста, осуществить их апробацию.

 6. Способствовать эффективной социализации детей разных национальностей и их адаптации к обучению в школе.

7. Содействовать реализации принципов толерантности во взаимодействии родителей разных национальностей.

Для формирования привычек нравственного поведения у детей  дошкольного возраста: можно выделить 3 группы методов

1. Методы, обеспечивающие формирование  нравственного сознания (суждений, оценок).

2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения.

3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции

и отношения у детей.

Первая группа методов:
Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок)

  • метод беседа; 
  • художественная литература;
  • игра;

наглядные методы

Вторая группа методов:
Методы создания у детей практического опыта социального поведения

  • метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;
  • целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;
  • личный пример авторитетного взрослого.

Третья группа методов:
Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей

  • поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков;
  • высказывание неодобрения отрицательных поступков;
  • оценка только поступка,

    а не личности ребенка.

В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа:

  • ознакомление ребенка с правами и обязанностями людей;
  • полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу;
  • ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его.

Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.

Изучение когнитивной сферы личностного развития осуществляется в основном посредством бесед, игровых заданий :

  • Диагностика социального развития ребенка дошкольного возраста, авторы:  Абдулова Т.П., Захарова Т.Н., Аксенова Е.Г.).
  • Эмоционально-чувственная и поведенческая сфера изучается посредством наблюдений, экспериментов (адаптивна методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок).

Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.

Работа с детьми:

  • обеспечить своевременное (соответствующее возрасту) и качественное (соответствующее требованиям ФГОС и программе социально-коммуникативного развития) становления основ культуры межнационального общения детей экспериментальных групп;
  • способствовать эффективной социализации детей разных национальностей и их адаптации к обучению в школе.

Работа с семьей:

  • повысить уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей в области формирования межнациональной толерантности детей дошкольного возраста;
  • способствовать реализации принципа доверительно-делового взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, формированию устойчивого интереса родителей к теме исследования в процессе решения экспериментальных задач;
  • содействовать реализации принципов толерантности во взаимодействии родителей разных национальностей.

Положительные результаты:

  • реализация ФГОС в области социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического, познавательного и речевого развития, обеспечиваемая комплексным подходом к организации педагогического процесса;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания части основной общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;
  • обеспечение целостности образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • реализация принципа доверительно-делового взаимодействия в работе дошкольного учреждения и семьи;
  • участие семьи в решении воспитательно-образовательных задач;
  • повышение уровня психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей, специалистов, воспитателей в решении задач формирования межнациональной толерантности детей дошкольного возраста;
  • повышение статуса детского сада в социуме, в профессиональном окружении;
  • целенаправленность, осознанность и эффективность деятельности сотрудников ДОУ;
  • овладение педагогами навыками экспериментальной деятельности при проведении локальных инноваций;
  • достижение состояния успешности, психологической защищенности детей, родителей, педагогов;
  • установление толерантных отношений между участниками эксперимента, родителями разных национальностей.

Таким образом, формирование толерантности необходимо начинать с дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

Необходимые условия формирования правильной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Необходимые условия формирования правильной речидетей дошкольногот возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...

презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп

laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...

Формирование основ межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства

Сформулированы концептуальные основы понятия: межнациональная толерантность, анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте. Для более полного понимания специфики формирования межнацион...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОКРУЖЕНИЯ

Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Поэтому, проблема толерантнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования  «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного простран...