Календарный план кружковой деятельности по изучению татарского языка. Кружок "Туган тел" (дополнительное образование)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Файзуллина Айгуль Вагизовна

Календарное ( еженедельное) планирование занятий по изучению татарского языка в кружковой деятельности (дополнительное образование). Картотека дидактических, словесных, подвижных игр на татарском языке. Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность - 25-30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_tatarskomu_yazyku.docx52.92 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Месяц

Тема занятий

Программное содержание

Дата

Цикл игр

Сентябрь

«Приветствие»

Вызвать у детей интерес к занятиям по обучению татарскому языку; развивать умения слушать и понимать татарскую речь.

Обогащение и активизация словаря:

Синең исемең ничек? Бу нәрсә? Бу кем? Кыз, малай, мин, син, исәнмесез, сау булыгыз, рәхмәт.

13.09.17

 Словесная игра “Син кем?” 

Цель. Учить детей классифицировать предметы и выделять общий признак, формировать  лексико-грамматические  категории; согласовывать прилагательные  с существительными;  учить использовать в устной монологической речи словарный запас русского и татарского языков.

Подвижная игра «Түбәтәй»

Цель. Познакомить детей со словами игры, объяснить правила, учить понимать команды к выполнению задания, развивать речь.

19.09.17

Дидактическая игра “Нәрсә артык”

Цель. Закрепить умение находить лишний предмет и объяснить, почему он лишний. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи. Развивать зрительное восприятие. Развивать монологическую и диалогическую речь  на двух государственных языках. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.

Подвижная игра «Түбәтәй»

Цель. Продолжать знакомить детей со словами игры, объяснить правила, учить понимать команды к выполнению задания, развивать речь.

26.09.17

Дидактическая игра “Минем өем”

Цель. Закреплять знания детей по темам: «Дом» «Семья», расширять представления о жилище, расширять представления о семье и ее членах. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи. Активизировать  монологическую и диалогическую речь детей на татарском и русском языках.

Подвижная игра «Түбәтәй»

Цель. Продолжать знакомить детей со словами игры, объяснить правила, учить понимать команды к выполнению задания, развивать речь.

                                                        Октябрь

“Магазин игрушек”

Познакомить с новыми словами; (названия игрушек, из чего они сделаны); развивать активную речь; закрепить правила обращения с игрушками

Обогащение и активизация словаря:

Курчак, куян, аю, ат, төлке, туп, уен, уенчык, шакмак

                     

03.10.17  

“Мозаика”

Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей

составлять целый предмет.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Аю яши урманда

Мин җиләк җыям анда

Аю өйдә утыра

Безгә карый, кычкыра.

Цель: Познакомить детей со словами игры, объяснить правила, учить понимать команды к выполнению задания, развивать речь.

10.10.17

“Чего не стало?”

Цель: Учить детейотгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке,

описывать по основным признакам, не видя его.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Аю яши урманда

Мин җиләк җыям анда

Аю өйдә утыра

Безгә карый, кычкыра.

Цель: Продолжать знакомить детей со словами игры, объяснить правила, учить понимать команды к выполнению задания, развивать речь.

«Семья»

Расширять запас понимаемых слов; учить детей отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?»; воспитывать бережное отношение к близким людям; вызвать интерес к детскому фольклору

Обогащение и активизация словаря:

Әти, әни, әби, бабай, апа, абый, кыз, малай, тату

     

17.10.17

“Собери ромашку”

Цель: Активизировать словарь детей;  продолжать формировать представление о семье, как о людях,  которые живут вместе.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Аю яши урманда

Мин җиләк җыям анда

Аю өйдә утыра

Безгә карый, кычкыра.

Цель: Продолжать знакомить детей со словами игры, объяснить правила, учить понимать команды к выполнению задания, развивать речь.

24.10.17

Кто, что делает?”

Цель: Учить детей отвечать на вопросы “Кто это?”, “Что делает?”; воспитывать бережное

отношение к близким людям.

Игра «Башмак»

Әй, башмакчы, башмакчы

Үзең оста такмакчы.

Син җырлама такмагың

Бир кияргә башмагың.

Цель. Познакомить детей со словами  со словами игры, объяснить правила, учить понимать команды к выполнению задания, развивать речь.

Ноябрь

«Столовая»

Обогащать словарь ребенка; активизировать знания об овощах;

называть основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают

Обогащение и активизация словаря:

Бакча, бәрәңге, кәбестә, кишер

31.10.17

Чего не стало”

Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке,

описывать по основным признакам, не видя его.

Игра «Башмак»

Әй, башмакчы, башмакчы

Үзең оста такмакчы.

Син җырлама такмагың

Бир кияргә башмагың.

Цель. Продолжать знакомить детей со словами  со словами игры, объяснить правила, учить понимать команды к выполнению задания, развивать речь.

7.11.17

“Четвертый лишний”

Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку,

посторонний объект.

Игра «Башмак»

Әй, башмакчы, башмакчы

Үзең оста такмакчы.

Син җырлама такмагың

Бир кияргә башмагың.

Цель. Продолжать знакомить детей со словами  со словами игры, объяснить правила, учить понимать команды к выполнению задания, развивать речь.

14.11.17

“Мой дом”

Цель:Закреплять знания детей по темам: «Дом» «Семья», «Продукты».

Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Активизировать  монологическую и диалогическую речь детей на двух государственных языках.

Подвижная игра «Түбәтәй»

Цель. Продолжать знакомить детей со словами игры, объяснить правила, учить понимать команды к выполнению задания, развивать речь.

«Фрукты»

Познакомить с новыми словами; активизировать знания об овощах, фруктах; учить детей связному описанию;

называть основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить Обогащение и активизация словаря:

Алма, груша, әфлисун                                                          

21.11.17

«Скажи, какой»

Цель: Закреплять характерные признаки

овощей и фруктов (цвет, плотность, форма, вкус)

и правильные их названия.

Игра «Изобрази предмет»

Выбирается ведущий (он встает в круг). Дети стоят в кругу и говорят слова:

Алып килдек бүләкләр

Курчак, самолет, этләр

Аю, куян, песиләр

Нерсә кирәк, сайлап ал.

Цель.  Познакомить детей с новой игрой.Продолжать активизировать речь детей, понимать и представлять предмет по описанию

28.11.17

“Четвертый лишний”

Цель: Учить определять

в группе предметов, объединенных

по общему признаку, посторонний объект.

Игра «Изобрази предмет»

Выбирается ведущий (он встает в круг). Дети стоят в кругу и говорят слова:

Алып килдек бүләкләр

Курчак, самолет, этләр

Аю, куян, песиләр

Нерсә кирәк, сайлап ал.

Цель. Продолжать активизировать речь детей, понимать и представлять предмет по описанию.

Декабрь

«Наш дом».

Познакомить с новыми словами; учить детей составлять фразы из 2-3 слов; развивать мыслительную деятельность; расширять знания детей по теме; называть  основные части дома

Обогащение и активизация словаря:

Бүлмә, идән, ишек, карават, өй, өстәл, тәрәзә, урындык

05.11.17

«Построим дом»

Цель: Учить называть основные части  

дома; развивать мыслительную деятельность.

Игра «Изобрази предмет»

Выбирается ведущий (он встает в круг). Дети стоят в кругу и говорят слова:

Алып килдек бүләкләр

Курчак, самолет, этләр

Аю, куян, песиләр

Нерсә кирәк, сайлап ал.

Цель. Продолжать активизировать речь детей, понимать и представлять предмет по описанию.

12.12.17

Что изменилось?”

Цель:

Учить детей отгадывать, какого

предмета не стало, называть на татарском языке,

описывать по основным признакам, не видя его.

Игра «Изобрази предмет»

Выбирается ведущий (он встает в круг). Дети стоят в кругу и говорят слова:

Алып килдек бүләкләр

Курчак, самолет, этләр

Аю, куян, песиләр

Нерсә кирәк, сайлап ал.

Цель. Продолжать активизировать речь детей, понимать и представлять предмет по описанию

«Посуда»

Познакомить с новыми словами; обратить внимание на национальный орнамент посуды татарского народа

Обогащение и активизация словаря:

Кашык, кәстрүл, савыт, тәлинкә, чәйнек, чынаяк

19.12.17

Мозаика «Наша посуда»

Цель:  Учить детей логическому

мышлению; развивать умение из отдельных

частей составлять целый предмет; расширять

знания детей по теме; обратить внимание на

национальный орнамент посуды татарского народа.

Игра «Изобрази предмет»

Алып килдек бүләкләр

Курчак, самолет, этләр

Аю, куян, песиләр

Нерсә кирәк, сайлап ал.

Цель. Продолжать активизировать речь детей, понимать и представлять предмет по описанию

26.12.17

Пятый лишний”

Цель: Учить определять в группе

предметов, объединенных по

общему признаку, посторонний объект.

 Игра «Изобрази предмет»

Алып килдек бүләкләр

Курчак, самолет, этләр

Аю, куян, песиләр

Нерсә кирәк, сайлап ал.

Цель. Продолжать активизировать речь детей, понимать и представлять предмет по описанию

Январь

«Наш детский сад»

«Лесные звери»

Развивать связную контекстную речь;

воспитывать у детей самоконтроль за речью; называть для чего нужен детский сад, кто в нем работает, что есть в детском саду.

Обогащение и активизация словаря:

Бала – балалар

09.01.18

“Собери!”

Цель: 

Учить детей логическому

мышлению; развивать умение из

отдельных частей составлять целый предмет

“Выбери  для занятия?”

Цель: Развивать умение классифицировать;

уточнить знания о предметах, необходимых на

занятиях в детском саду; развивать связную речь,

внимание, быстроту мышления

16.01.18

“Четвертый  лишний”

Цель:

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект

“Давайте украсим!”

Цель: Уточнить и закреплять представления об основных элементах татарского узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызвать интерес к узору

Познакомить с новыми словами; закрепить в речи названия животных

и их  детенышей; где живут, чем питаются)

Обогащение и активизация словаря:

Аю, бүре, төлке, куян

23.01.18

“Четвертый  лишний”

Цель:

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект

“Давайте украсим!”

Цель: Уточнить и закреплять представления об основных элементах татарского узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызвать интерес к узору

«Моя Родина»

Познакомить детей с новыми словами, закрепить в речи названия родных и близких, где и кем работают.

Обогащение и активизация словаря: авыл, урам, эш, мэктэп, бабалар бакчасы, дарыухана, китапхана, ашхана.

30.01.18

“Построим дом»

Цель: Учить называть основные части  

дома; развивать мыслительную деятельность.

Игра «Изобрази предмет»

Выбирается ведущий (он встает в круг). Дети стоят в кругу и говорят слова:

Алып килдек бүләкләр

Курчак, самолет, этләр

Аю, куян, песиләр

Нерсә кирәк, сайлап ал.

Цель. Продолжать активизировать речь детей, понимать и представлять предмет по описанию.

Пальчиковая игра “Бу бакмак”

Цель: развивать мелкую моторику рук, активизировать речь детей.

Бу бармак- әти,

 Бу бармак- әни,

 Бу бармак- бабай,

 Бу бармак- әби,

 Бу бармак- малай,

 Яшәве бергә шулай-

 Бик күңелле , бик кызык,

 Кабатлыйк кызып-кызып:

 Бу бармак- әти,

 Бу бармак- әни,

 Бу бармак- бабай,

 Бу бармак- әби,

 Бу бармак- кыз.

 Күпме шатлык, күпме наз!

 Борчулар булсын бик аз!

 Бик бәхетле гаилә:

 Әти, әни, бабай, әби,

 Малай, кыз да биредә,

 Яшик гел бергә-бергә,

 Булып тату гаилә,

 Кушылыгыз Сез безгә!

 ( Яңадан бармак уены кабатлана).

Февраль

«Мое село»

«Части тела»

Продолжать знакомить детей с новыми словами, закреплять в речи название родного села,. Познакомить с творчеством Ф.Гумерова.Обогащение и активизация словаря: авыл, урам, эш, мэктэп, бабалар бакчасы, дарыухана, китапхана, ашхана, шигыр, язучы.

 

   Учить понимать слова, обозначающие части тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.).

Обогащение и активизация словаря:

Авыз, аяк, баш, бит, борын, колак, кул, күз                              

06.02.18

Игра «Изобрази предмет»

Выбирается ведущий (он встает в круг). Дети стоят в кругу и говорят слова:

Алып килдек бүләкләр

Курчак, самолет, этләр

Аю, куян, песиләр

Нерсә кирәк, сайлап ал.

Цель. Продолжать активизировать речь детей, понимать и представлять предмет по описанию.

Пальчиковая игра “Бу бакмак”

Цель: развивать мелкую моторику рук, активизировать речь детей.

Баш бармагым — биюче,

 Имән бармак — итекче.

 Урта бармак — укытучы,

 Атсыз бармак — аучы.

 Чәнти бармак кем була?

 Читек чигүче була.

 ================ ( Яңадан бармак уены кабатлана).

13.02.18

Собери лото «Человек»

Цель: развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет расширять и активизировать словарь детей

“Назови одним словом”

Цель: Учить детей обобщать предметы называть их одним словом

“ Чего не стало?” Цель:

Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.

Пальчиковая игра “Бу бакмак”

Цель: развивать мелкую моторику рук, активизировать речь детей.

Бу абый белән

Урманга бардым.

Бу абый белән

Кырда йөгердем.

Бу абый белән

Ботка ашадым.

Бу энем белән

Җыр җырладым.

20.02.18

Собери лото «Человек»

Цель: развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет расширять и активизировать словарь детей

“Назови одним словом”

Цель: Учить детей обобщать предметы называть их одним словом

“ Чего не стало?”

Цель:  Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.

Пальчиковая игра “Бу бакмак”

Цель: развивать мелкую моторику рук, активизировать речь детей.

 Бу абый белән

Урманга бардым.

Бу абый белән

Кырда йөгердем.

Бу абый белән

Ботка ашадым.

Бу энем белән

Җыр җырладым.

Март

«Кафе»

Расширение и активизация словаря по теме "Продукты питания"; закреплять умение пользоваться опорными схемами и планами-схемами для составления описательного рассказа.

Обогащение и активизация словаря:

Аш, ботка, бал, йомырка, ипи, ит, шикәр, май, сөт, чәй

                             

06.03.18

 “Чего не стало?”

Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке,

описывать по основным признакам, не видя его.

Пальчикова игра «Бу бармак»

Цель: закреплять в речи названия продуктов, развитие мелкой моторики рук.

 Бу бармак- кабак,

 Бу бармак- борыч,

 Бу бармак- кишер,

 Бу бармак- кыяр,

 Бу бармак- суган.

 Яшелчә быел уңган,

 Бакчабызда бар да бар!

 Шунсы кызык, болар барсы

 Кәрзингә ничек сыйган?

 Бу бармак- чөгендер,

 Бу бармак- сарымсак,

 Бу бармак- баклажан,

 Бу бармак- помидор,

 Бу бармак- бәрәңге.

 Бик тиз җыеп бетердек,

 Ярый әле өлгердек.

 Җәйге яңгыр килеште,

 Яшелчәләр тиз үсте.

13.03.18

“Четвёртый лишний”

Цель: 

Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний

Объект.

Пальчикова игра «Бу бармак»

Цель: закреплять в речи названия продуктов, развитие мелкой моторики рук.

Бу бармак-груша,

 Бу бармак-чия,

 Бу бармак-персик,

 Бу бармак-лимон,

 Бу бармак-алма.

 Кайсы үсә бакчада,

 Кайсы бардыр сатуда.

 Витаминнарга бик бай,

 Бик куана кыз, малай.

================

 

«Ателье»

Познакомить  с новыми словами, активизировать их в речи; называть основные виды одежды, ее части, кто ее шьет и из чего; обувь и ее виды Обогащение и активизация словаря:

Күлмәк, бияләй, башмак, бүрек, оек, оекбаш, яулык, итек, пәлтә, ту  н, чалбар

20.03.18

“Давайте украсим!”

Цель: Уточнить и закреплять представления об основных элементах татарского узора,

развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызвать интерес к узору.

Пальчиковая игра “Карга килер”

Цель: продолжать активизировать речь детей, развивать мелкую моторику рук.

Карга килер — казан асар,

Торна килер — тоз салыр,

Саескан килер — салма салыр,

Песнәк килер — пешерер,

Чыпчык килер — төшерер,

Моңа бирер, моңа бирмәс,

Моңа бирер, моннан әлыр,

Кетер, кетер, кетер,

Казан төбен кимер…

27.03.18

“Давайте украсим!”

Цель: Уточнить и закреплять представления об основных элементах татарского узора,

развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызвать интерес к узору.

Пальчиковая игра “Карга килер”

Цель: продолжать активизировать речь детей, развивать мелкую моторику рук.

Карга килер — казан асар,

Торна килер — тоз салыр,

Саескан килер — салма салыр,

Песнәк килер — пешерер,

Чыпчык килер — төшерер,

Моңа бирер, моңа бирмәс,

Моңа бирер, моннан әлыр,

Кетер, кетер, кетер,

Казан төбен кимер…

Апрель

«Наши друзья»

Познакомить с новыми словами; закрепить названия животных и их детёнышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений Обогащение и активизация словаря:

Песи, ат, сыер, кәҗә, үрдәк, тавык, эт

03.04.18

«Узнай кто идет?»

Цель: закреплять названия животных; развивать речь детей: пополнять и активизировать словарь.

Подвижная игра “Ялкау мэче”

  Утыра, җырлап.

Юа битен ул,

Иренеп, мырлап.

Ул ялкау көндез –

Йокыда була.

Тора да юына,

Киерелеп сузыла.

Килсен төн генә –

Тычканга каршы

Китә ул мәче

Сугышырга менә!

Цель: Познакомить детей с новой игрой, с правилами игры; обогащать словарный запас детей, формировать правильное словопроизношение, учить детей играть  соблюдая правила, соотносить действия со словами текста.

Продолжать знакомить с новыми словами; закреплять названия животных и их детёнышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений. Обогащение и активизация словаря:

Песи, ат, сыер, кәҗә, үрдәк, тавык, эт

Продолжать знакомить с новыми словами; закрепить названия животных и их детёнышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений Обогащение и активизация словаря:

Песи, ат, сыер, кәҗә, үрдәк, тавык, эт

 

10.04.18

“Четвертый лишний”

 Цель: 

 Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

Подвижная игра “Ялкау мэче”

  Утыра, җырлап.

Юа битен ул,

Иренеп, мырлап.

Ул ялкау көндез –

Йокыда була.

Тора да юына,

Киерелеп сузыла.

Килсен төн генә –

Тычканга каршы

Китә ул мәче

Сугышырга менә!

Цель: обогащать словарный запас детей, формировать правильное словопроизношение, учить детей играть  соблюдая правила, соотносить действия со словами текста.

17.04.18

Дидактическая игра  “Нинди?”

Цель:Учить детей классифицировать предметы и выделять общий признак.

Задачи:формирование лексико-грамматических категорий;согласование прилагательных с существительными;использование в устной монологической речи словарный запас русского и татарского языков.

 «Чья мама?»

 Цель: Закреплять названия животных и их детенышей; развивать внимание, связную речь,  быстроту мышления

Подвижная игра “Ялкау мэче”

  Утыра, җырлап.

Юа битен ул,

Иренеп, мырлап.

Ул ялкау көндез –

Йокыда була.

Тора да юына,

Киерелеп сузыла.

Килсен төн генә –

Тычканга каршы

Китә ул мәче

Сугышырга менә!

Цель: обогащать словарный запас детей, формировать правильное словопроизношение, учить детей играть  соблюдая правила, соотносить действия со словами текста.

Продолжать знакомить с новыми словами; закрепить названия животных и их детёнышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений Обогащение и активизация словаря:

Песи, ат, сыер, кәҗә, үрдәк, тавык, эт

23.04.18

 Дидактическая игра  “Нинди?”

Цель:Учить детей классифицировать предметы и выделять общий признак.

Задачи:формирование лексико-грамматических категорий;согласование прилагательных с существительными;использование в устной монологической речи словарный запас русского и татарского языков.

 «Чья мама?»

 Цель: Закреплять названия животных и их детенышей; развивать внимание, связную речь,  быстроту мышления

Подвижная игра “Ялкау мэче”

  Утыра, җырлап.

Юа битен ул,

Иренеп, мырлап.

Ул ялкау көндез –

Йокыда була.

Тора да юына,

Киерелеп сузыла.

Килсен төн генә –

Тычканга каршы

Китә ул мәче

Сугышырга менә!

Цель: обогащать словарный запас детей, формировать правильное словопроизношение, учить детей играть  соблюдая правила, соотносить действия со словами текста.

Май

Повторение, закрепление пройденного.

Приложение


Дидактические игры по изучению детьми татарского  языка

Данные дидактические игры разработаны на основе дидактических материалов, которые используются воспитателями  по обучению татарскому и русскому языкам в дошкольных учреждениях. Также при разработке дидактических игр были учтены требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Оформление и содержание игр соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Данные игры можно  использовать как во время НОД воспитателями по обучению детей татарскому и русскому языкам, так и воспитателями во время проведения индивидуальной и коррекционной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Все игры можно использовать с детьми по возрастам: 4-5 лет, 5-6 лет; 6-7 лет.

Цели дидактических игр:

Развитие устной  монологической и диалогической речи на двух государственных языках.

Расширение у детей словарного запаса по тематическим принципам.

 

Перечень  и содержание дидактических игр:

1.     Дидактик уен «Нәрсә артык?”

Цель игры:

Закрепить умение находить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Задачи игры:

Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать монологическую и диалогическую речь  на двух государственных языках.

Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.

Ход игры:

Ребенку предлагаются четыре картинки, три из которых объединены общим признаком. Воспитатель поочередно показывает картинки и задает ребенку вопросы: «Бу нәрсә?» (Что это?), «Бу кем?» (Кто это?). Ребенок должен ответить на вопрос на татарском языке. Затем воспитатель задает вопрос: «Нәрсә артык?» (Что лишнее?). После чего ребенок должен найти лишнюю картинку и ответить, почему он выбрал именно ее.

 Пример: Үрдек, тавык, әтәч – бу кошлар. Әфлисун – ашамлык.

 

2.     Дидактик уен «Унга кадәр саныйбыз”

Цель игры:

Учить детей порядковому счету в пределах десяти на двух языках; после пересчета изображенных предметов подбирать общее число и правильное окончание при произношении существительного.

Задачи:

Развивать навыки порядкового счета,  обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Обучать детей умению вести монологическую и диалогическую речь  на двух языках.

Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.

Ход игры:

Ребенку предлагается картинка с изображением определенного количества предметов. Задача ребенка сосчитать предметы по порядку и назвать общее количество на татарском языке.

Далее педагог задает вопрос: Ничә? - Сколько?

Ребенок отвечает на вопрос полным ответом на двух языках.

Примеры:

Сколько зайцев?Один заяц. - Ничә куян? Бир куян.

Сколько книг? – пять книг - Ничә китаплар? Биш китаплар.  

Пример проведения диалога между воспитателем и детьми; между детьми и детьми:

Тәрбияче: Ничә китап?

Бала: өч китап.

Тәрбияче: Ничә куян?

Бала: бир куян.

 

 

3.     Дидактик уен “Нинди?”

Цель игры:

Учить детей классифицировать предметы и выделять общий признак.

Задачи:

формирование лексико-грамматических категорий;

согласование прилагательных с существительными;

     использование в устной монологической речи словарный запас русского и 

     татарского языков.

Ход игры:

Ребенок внимательно рассматривает картинки и называет их, после чего подбирает общий признак всех предметов, изображенных на картинках.

Например: кишер, күлмәк, алма – кызыл.

Кишер, Күлмәк нинди?

- ребенок называет изображения, затем также объединяет их по принципу общего признака, использует в своей речи антонимы.  

Например: пычрак – чиста (грязный - чистый).
 Эт һем курчак чиста – Собака и кукла чистые.  Песи һем куян пычрак. – кошка и заяц грязные. Эт нинди?

 

4.     Дидактик уен  «Минем өем”

Цель игры:

Закреплять знания детей по темам: «Дом» «Семья», «Продукты».

Задачи  игры:

Расширять представления о жилище;

Расширять представления о семье и ее членах.

Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Активизировать  монологическую и диалогическую речь детей на двух государственных языках.

 

Ход игры:

•       Ребенку предлагается картинка с изображением дома. Ребенок составляет описательный рассказ с использованием прилагательных;

•       Предлагается картинка с изображением членов семьи живущих в одном доме. Ребенок последовательно называет всех членов семьи.

•       Ребенку предлагаются несколько картинок с изображением членов семьи, после рассматривания ребенок должен определить, кого в данный момент не хватает, и ответить на вопрос воспитателя: кем юк? – кого нет?

Примеры построения диалогов:

“Бу кем? – Это кто?”

 (диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте - между детьми)

 Тәрбияче: Бу кем?

 Бала: Әти.

 Тәрбияче: Бу кем?

 Бала: Әни, (бабай, әби, әти, кыз,  малай).

 Тәрбияче: Әни нинди?

Бала: Әни зур, матур, чиста, әйбәт.

 

“Кем юк? – Кого нет?

 (диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте – диалог между детьми).

 Тәрбияче: Кем юк?

 Бала: Әти (әни, кыз, малай).

 Тәрбияче: Кем юк?

 Бала: Әни юк.

 

Примечание: используя данные игры можно провести также и другие игры, представленные в методических рекомендациях, для того чтобы закрепить пройденный материал и совершенсовтовать навыки диалогической речи у детей:

“Бу нәрсә? – Это что?”

(диалог между воспитателем и детьми).

 Тәрбияче: Бу нәрсә?

 Бала: Чәй (сөт, ипи, алма).

 Тәрбияче: Сөт нинди?

 Бала:Сөт тәмле.

 

“Ничә? – Сколько?"

 Пример ведения  диалога между воспитателем и детьми, между детьми.

Тәрбияче: Бер куян?

Бала: Әйе, бер куян.

Тәрбияче: Өч курчак?

Бала: Юк, дүрт туп.

Тәрбияче: Өч?

Бала: Юк, дүрт.

Подвижные игры

Игра «Су анасы» (Водяная)

Дети ходят по кругу взявшись заруки, проговаривая слова:

Су анасы, су анасы

Су анасын күр әле.

Каршында кем басып тора

Ялгышмыйча әйт әле.

Водяная стоит в центре круга с закрытыми глазами, после проговоренных

слов, водяная показывает на любого ребенка рукой и должна угадать кто это.

Су анасы кем бу?


Игра «Каргалар – Карлыгачлар» (Вороны – Ласточки)

Дети стоят спиной друг к другу. По сигналу воспитателя вороны или ласточки дети должны догонять друг друга.

Игра «Изобрази предмет»

Выбирается ведущий (он встает в круг). Дети стоят в кругу и говорят слова:

Алып килдек бүләкләр

Курчак, самолет, этләр

Аю, куян, песиләр

Нерсә кирәк, сайлап ал.

Ведущий ребенок называет что ему надо, например самолет и все дети изображают самолет , ведущий выбирает самый красивый самолет. Ведущий меняется.

Игра «Түбәтәй»

Дети стоят в кругу приговаривая слова передают Түбәтәй

Түп – түп түбәтәй

Түбәтәең укалы

Чиккән матур түбәтәең

Менә кемдә тукталды.

На ком остановилась Түбәтәй тот и дает команду к выполнению задания, например:

  • Сикер, сикер (прыгай)
  • Утыр, утыр (садись)
  • Йөгер, йөгер (беги)
  • Бие, бие (танцуй)
  • Уйна, уйна (играй)

Все дети выполняют команду. Игра повторяется.



Игра «У медведя во бору»

Аю яши урманда

Мин җиләк җыям анда

Аю өйдә утыра

Безгә карый, кычкыра.

Игра «Башмак»

Әй, башмакчы, башмакчы

Үзең оста такмакчы.

Син җырлама такмагың

Бир кияргә башмагың.


Словесные игры

Считалка

Ипи, тоз, матур кыз

Карга, чыпчик

Син кал, бу чык!

Считалка Кызыл алма

1 алма, 2 алма, 3 алма, 4 алма, 5 алма, 6 алма, 7 алма, 8 алма, 9 алма – 10 кызыл алма!

Считалка

Тәрәз каршына

Килгән бер чыпчык

Чык әле, ди, чык.

Считалка

Ак чәйниккә

Акча салдым.

Ничә булды? 10 булды

Әтәлчек, мәтәлчек

Сиңа туры килде, чык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект по изучению татарского языка русскоязычными детьми по теме "В цирке. Циркта"

Творческий проект«В цирке»«Циркта» Авторы  проекта: Натальина А.Т., Гусева А.Ф., МБДОУ №20 детский сад комбинированного  вида «Ладушки» Бугульминского муниципального района С...

Из опыта работы по национально-региональному компоненту и изучению татарского языка.

Содержит описание собственного изучения татарского языка, опыта  по организации работы по ознакомлению детей с культурой татарского народа, ....

Педагогический проект «Воспитание толерантности детей в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя (татарский язык) в условиях дошкольного образования»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать в детском саду необходимые условия для толерантного воспитания дошкольников,  приобщить дошкольников к национальной культуре разных народов....

Использование музыкально-речевых игр в изучении татарского языка в младшей группе

Методическая разработка для изучения татрского языка в младших группах...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с учетом НРК и использованием УМК по изучению татарского языка в старшей группе Тема: «Что мы Родиной зовем?»

Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, интереса к изучению татарского языка, уважения к символике России, Татарстана. Задачи: 1. Дать детям представление, что такое страна, Роди...