"Юкагирский орнамент". Статья
статья
Предварительный просмотр:
Юкагирский орнамент
Изделия юкагирских мастериц отличались особой тщательностью и изяществом. Одежду украшали вышивкой лосиным/оленьим подшейным волосом эншидаайэм, жилами, кожаными продержками мошшодьайа, полосками крашеной ровдуги, древесного лыка, рыбьей кожи, ткани; бисером и корольками, цветными нитками; обшивали по краю бахромой абудьэ и меховой выпушкой, подвешивали колокольчики йоңсьо, бубенчики конась, медные и серебряные бляхи, фигурные подвески, кольца.
Полоски светлой или окрашенной ровдуги по краю нарезали бахромой или зубчиками.
На вороте распашного кафтана и по верхнему краю обуви мастерицы пришивали нашивки подковообразной формы из ткани красного цвета. Нашивки символизировали солнце и имели расходящиеся в стороны лучи от 3 до 7.
Такие лучистые формы обнаруживается в наскальных рисунках Средней Лены, Алдана, Приамурья, они датированы поздним неолитом – бронзовым веком (II-I тыс. до н.э.). Лучистые арки выполнены красной охрой, имеют различные варианты в виде прямоугольных и многоугольных фигур, лучистых овалов, символизирующих солнечное или небесное божество.
Возможно, рисунки оставлены праюкагирскими племенами, заселявшими в позднем неолите – бронзовом веке почти всю территорию современной Якутии. Нашивки на предметах юкагирского гардероба являются отголосками древнего солярного (солнечного) культа, сохраняемого народной традицией вплоть до современности. Это один из примеров уникальности юкагирской культуры, её глубинных связей с аборигенной наскальной живописью и древней натурфилософией.
В июне 1992 г. для проведения I съезда юкагиров и национального новогоднего празднества «Встреча Солнца» в с. Нелемное была сооружена лучистая арка из лиственничного дерева с 7-ю лучами. Этой же символикой украшен вход в новую сельскую школу.
Арка из лиственничного дерева с 7-ю лучами сооружена в июне 1992 г. в с. Нелемное. Фото Л. Жуковой. | Вход в среднюю школу имени Тэки Одулока. Фото Л. Жуковой. |
Солнечную символику юкагирского кафтана дополняют две вертикальные нашивки на полах т.н. «фальшивые карманы» ма5ин йукон урдэнги/ордьоонги, «кафтана маленькая середина». На женских летних кафтанах «фальшивые карманы» присутствуют обязательно, в отличии от многолучевой формы вокруг ворота, которая пришивается не всегда. «Фальшивые карманы» выполняются из тех же материалов, что и основные отделки одежды, чаще в сочетании черного и красного цветов, на них обычно отсутствуют другие дополнительные украшения.
Вертикальные нашивки не имеют конструктивного значения и несут смысловую нагрузку. Расположенные под лучистой нашивкой ворота, они символизируют небесный, солнечный дождь, дающий универсальную силу для всего живого, подобно изображению магического дождя на наскальных рисунках. Лесные юкагиры считают присутствие на кафтанах ма5ин йукон ордьоонги символом богатства.
Продолжая древние традиции, мастерицы широко пользуются приёмами контрастов при украшении одежды: это разные по цвету мех, ровдуга, сукно, камус и кожа, бисер, крашеный подшейный волос. Геометрическая основа орнамента и использование цветовых контрастов – главная особенность декоративно-прикладного искусства юкагиров. Сочетание светлого и тёмного меха и камуса, жёлтой и тёмно-коричневой ровдуги, белого и окрашенного в красный цвет подшейного волоса, красной и черной ткани – вот основные контрастные семантически обусловленные цвета. Введение же необычайно ярких, горячих полосок красного сукна придавали композициям большую цветовую завершённость. Эта цветовая гамма отличает юкагирские передники от эвенских, где преобладает бело-голубая тональность.
Искусствоведы отмечают особенную изысканность, деликатность и утончённость в украшении юкагирских передников.
Украшения юкагирской одежды, выдержанные в традиционной цветовой гамме, не выглядят декоративными и вычурными. Именно этот традиционализм является символом стабильности, постоянства и здоровья народа. Юкагирский комплект распашной одежды одулов конца ХIХ – конца ХХ вв. «проигрывает» в декоративности богато расшитым разноцветным бисером эвенским и долганским костюмам, в украшениях которых возобладали именно декоративные тенденции.
Орнамент юкагиров линейно-геометрический: преобладают прямые и перекрещенные линии, пунктир, зигзаг, углы, шевроны-«ёлочки», треугольники, четырехугольники, кружки и полукруги.
Но орнаментальному искусству юкагиров не чужды растительные узоры и изображения человека.
Наиболее популярен орнамент «солнышко» йэльоодьо. С древнейших времён Солнце являлось основным божеством юкагирского пантеона, ему посвящено главное празднество года шахадьибэ. Большую круглую подвеску под названием «грудное солнце» мэлут подьорхо (досл. «груди свет») пришивают в верхней части женских передников. В юкагирском фольклоре имеется сказочный сюжет, где брошенное детьми «грудное солнце» превратилось в море, что спасло детей от погони людоеда. В образцах одежды одулов конца ХIХ – начала ХХ вв. солярная символика присутствовала в виде лучистых нашивок из ткани на вороте кафтанов, различного рода овальных и дугообразных формах в конструкциях и украшениях предметов одежды.
В изделиях современных одульских мастериц йэльоодьо – многолучевой круг, заполненный бисером красного цвета, или несколькими вписанными разноцветными окружностями. Как элемент украшения летних распашных кафтанов, передников, головных уборов, обуви, перчаток и сумок узор «солнышко» из бисера приобрел популярность во второй половине XX в. В центре обычно помещают одну или несколько бисерин или бусину.
Сумочка из ровдуги с орнаментом йэльоодьо. Фото Л. Жуковой.
Вышивают йэльоодьо также подшейным волосом оленя/лося, при этом волос белого цвета чередуется с крашеным красным. «Солнышко» символизирует высшую сакральность и чистоту, является оберегом; он призван внушать владельцу вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Вписанные круги, кружки с точкой в центре называют также кужуун шөрилэ «радуга» (досл. «небесный узор»), одун лочипэги «северное сияние» (досл. «юкагирские огни»), андьэ «глаз», «начальник». Кружок-глаз в юкагирской культуре рассматривается как оберег от злых духов и духов болезней. «Оглазить» – значит вышить, вырезать, начертить кружок в центре изделия.
Обувь с орнаментом өнмиэдиэ. Фото Л. Жуковой.
Вторым по распространенности и значимости является мотив өнмиэдиэ «молодая лиственница», «молодой человек». Өнмиэдиэ в прошлом украшали женские и мужские передники, по одному узору помещали на нижних углах изделия над бахромой и орнаментальной полосой; этим узором украшены обувь и сумочки. Мотив өнмиэдиэ известен среди наскальных рисунков древней Якутии, на шаманских передниках эвенов, в украшении одежды тундровых юкагиров.
Сравнительный анализ графики изображений человека в наскальном искусстве древней Якутии, декоративно-прикладном искусстве и пиктографическом письме юкагиров позволил выделить в мотиве өнмиэдиэ два основных иконических образа – человека и дерева. Объединённость этих образов находит объяснение в неразрывной связи культа предков и культа деревьев в народных представлениях юкагиров. В прошлом өнмиэдиэ и другие орнаменты выполнялись раскраской природными красителями – охрой, цветной глиной.
Орнамент оожии нодо нойл «утиные ножки» вышивают только на предметах мужского гардероба. Считается, что он является символическим пожеланием удачи промысловику. Узор вышивают подшейным волосом оленя/лося, цветными нитками, бисером.
Резным орнаментом покрывали женские кроильные доски и мелкие предметы, сделанные из дерева - коробочки, ложки, гребни. Наиболее характерным юкагирским орнаментом считается зигзаг. Зигзаги образуют как волнистые плавные линии, так и остроконечные.
Полосовой геометрический орнамент, применяемый на одежде и обуви из кожи и меха, на поясах, сумочках и кисетиках состоит из простых геометрических мотивов - линий, квадратиков, треугольников, зигзагов. Благодаря разнообразию технических приемов и применению различных материалов простой полосовой орнамент юкагиров выглядит необычайно богато. Линия чередующихся зигзагов из белого и крашеного волоса, вышитая подшейным волосом оленя или лося, носит эвенское название hэрэчэ. Наряду с кожей, сухожильными нитками, белым и крашеным волосом оленя или лося в орнаментации женских головных уборов юкагирские мастерицы пользовались также полосками, вырезанными из пищевода собаки. Бисер применяли реже по сравнению с эвенками и эвенами.
Кружковый орнамент, выполненный вышивкой hэрэчэ из подшейного волоса лося и бисера, обычно наносится на тыльную сторону перчаток. Полуовалы и дуги из полосок ткани, подчеркнутые вышивкой волосом лося и цветными нитками украшают подъем летней обуви из ровдуги. Как и металлические диски на женских передниках, так и кружковый орнамент, и дуги разноцветные играли сакральную роль оберегов. Поклонение солнцу, характерное для всех арктических народов, устраивающих праздник солнца после полярной ночи, придает особый магический смысл кружковому или солярному орнаменту.
Источники:
1. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. – М., Л.: Наука, 1963.
2. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: (Книга для чтения учащихся ст. классов). – М.: Просвещение, 1980.
3. Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего северо-востока СССР (ХУIII - ХХ вв.). – Л.: Наука, 1989.
4. Роббек М.Е. Краски северного сияния в узорах мастериц: (Прикладное искусство эвенов Березовки). – Новосибирск: Наука, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знакомство с юкагирским орнаментом". Конспект НОД в подготовительной группе
организованная образовательная деятельность в области "Познание", "Художественное творчество"....
Разговор о белых медведях (юкагирская народная сказка)
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по ознакомлению с художественной литературой по мотивам сказок народов России....
Конспект НОД по изобразительной деятельности Тема: «Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента»
Ознакомление детей с основными элементами коми - пермяцкого орнамента и принципами его композиционного построения....
Юкагирские блюда - рецепты приготовления.
Юкагирские бдюда - рецепты приготовления....
Юкагирская народная сказка «Почему у нас зимой солнца нет».
Юкагирская народная сказка «Почему у нас зимой солнца нет»....
Статья "ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО ОРНАМЕНТА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ»
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте– важная роль отводится нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на примере ознакомления с народным искусством...
Статья :"Животный мир в орнаментах народов Севера Ознакомление с животным миром Ямала".
Совместное сотрудничество с МБУК "Надымская РКС" . Центр национальных культур , Ассоциацией "ЯМАЛ- потомкам" , в патриотическом воспитании подрастающего поколения и любви к Малой Р...