Программа "Мы разные, но мы вместе"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Программа, формируемая участниками образовательных отношений и реализуемая в МДОАУ "Детский сад 92 г. Орска" Оренбургской области "Мы разные, но мы вместе", отражает особенности национальных традиций, праздников и обычаев русского и казахского народов в Оренбургской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Мы разные, но мы вместе" | 114.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработчики Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 92 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников «Ромашка»
г. Орска»:
Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива:
- заведующий МДОАУ Альмагамбетова Гулшат Маратовна;
- старший воспитатель Мельник Анастасия Константиновна;
Члены авторского коллектива:
- воспитатель Калиева Дариха Кыдыралиевна;
- воспитатель Никифорова Татьяна Алексеевна;
- воспитатель Турабаева Айна Айсуевна.
СОДЕРЖАНИЕ
Разделы программы, части, формируемой участниками образовательных отношений | стр. |
I.Целевой раздел Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений. | 4 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений. | 4 |
1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений характеристики, в том числе характеристики развития детей старшего дошкольного возраста | 5 |
1.2. Планируемые результаты освоения Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений | 7 |
II. Содержательный раздел Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений | 13 |
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка | 13 |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений | 17 |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов | 19 |
III. Организационный раздел Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений | 24 |
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений | 24 |
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 27 |
3.3. Режим дня групп ДОУ | 28 |
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | 29 |
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 33 |
3.6. Особенности организации взаимодействия с семьями воспитанников | 33 |
- Целевой раздел Программы, части, формируемой
участниками образовательных отношений
1.1. Пояснительная записка
Программа «Мы разные, но мы вместе», часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана авторским коллективом МДОАУ «Детский сад № 92 г. Орска» в соответствии с основными нормативно – правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (№ 41 с изменениями от 27.08.2015)
Реализации программы рассчитана на 1 год. Содержание программы составлена с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет, реализуется она через праздники, выставки.
В Законе РФ «Об образовании» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»
Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.
Много прекрасных обычаев есть у каждого народа, и, наверное, самые привлекательные из них - праздники. Придумали праздники люди ещё в глубокой древности, чтобы можно было скинуть с себя груз повседневных забот и позабыть хотя бы на некоторое время горе и невзгоды.
В мире существует множество различных праздников, одни из них являются общими для разных народов, другие отмечаются лишь в конкретной местности. Но даже общие праздники в разных странах проходят по-разному, а у некоторых, к тому же, отличаются даты. Каждый из них интересен, индивидуален, каждый имеет свои неповторимые черты, особенности, свою историю, свои традиции.
Людям, привыкшим к своей культуре, праздники других народов кажутся удивительными, а зачастую и странными. Чтобы понять традиции других людей надо просто попытаться не ограничивать себя лишь своей культурой.
В череде праздников, свойственных тем или иным народам, есть поистине необычные.
Наш детский сад находится в поселке Джанаталап г Орска, Оренбургской области, а здесь национальное большинство – это русские и казахи (50/50), поэтому в своей работе с детьми мы обращаемся к культуре и обычаям этих двух народов. Мы провели анкетирование родителей воспитанников на тему: «Нужно ли современным детям знать традиционные русские и казахские праздники и обычаи?» Анализ анкет показал, что практически все опрошенные (90%) считают, что дети должны знать не только свои национальные традиции, но и познакомиться с культурой ближайших соседей. 10% опрошенных воздержались от ответов.
Мы систематизировать русские и казахские национальные праздники в соответствии с периодом их проведения (осень, зима, весна, лето) и составили комплексно-тематическое планирование. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются темы (праздники, события), которые ориентированы на духовно-нравственное развития ребенка старшего дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе родного края
• миру искусства и литературы русского и казахского народов
• народной культуре и традициям
Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.
- Цель и задачи реализации Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений
Цель программы: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народным традиционным праздникам.
Задачи:
- развивать умение творчески и самостоятельно отражать традиции русского и казахского народов через продуктивную, музыкально-художественную деятельность;
- способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории русского и казахского народов;
- формировать эмоционально-положительное отношение к наследию региона русского и казахского народов.
- Принципы и подходы к формированию Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений
В качестве исходных принципов построения нашей Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений, были определены следующие принципы:
1. Принцип ориентации на ведущие идеи народной педагогики.
2. Принцип учета регионально-краеведческих особенностей народного искусства.
3. Принцип учета этнического состава детей одной возрастной группы, дошкольного образовательного учреждения.
4. Принцип комплексного использования разнообразных форм, методов работы.
5. Принцип интеграции разного содержания воспитательно-образовательной работы с детьми на материале народного искусства: изобразительно-пластического, музыкально-поэтического, обрядово-календарного.
6. Принцип сочетания в процессе воспитательно-развивающей работы с детьми репродуктивных и творческих типов заданий (повтор, вариации, импровизация).
7. Принцип соизмерения преподносимого ребенку информационно-познавательного материала как компонента культуры с качеством и характером переживаемых им эмоций.
Организация музыкально-художественной, продуктивной деятельности по поводу его личных впечатлений от восприятия художественных образов народного искусства.
8. Принцип формирования триады основных творческих позиций ребенка в художественно-творческой деятельности: позиции зрителя (слушателя), исполнителя, автора.
9. Принцип разносодержательного взаимодействия, которое устанавливается:
а) на уровне взаимодействия взрослого и ребенка:
— взаимодействие как сотворчество педагога и ребенка;
— взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности;
б) на уровне сенсорно-эстетического взаимодействия ребенка с материалом и взаимодействия разных видов материалов;
в) на уровне содержания развивающего процесса:
— взаимодействие задач на разных этапах воспитания и развития детей;
— взаимодействие знаний, эмоций, деятельности;
— взаимодействие тем во всех блоках педагогического процесса.
- Значимые для разработки и реализации Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений, характеристики
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, необходимые для реализации Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений
В старшем дошкольном возрасте представления о жанровых особенностях уточняются и обобщаются. Большое внимание уделяется воспитанию у детей умения понять основное содержание произведения, соотнести его с жизненной ситуацией. Развивается словесное творчество на материале фольклора.
Знания о жанровых особенностях колыбельных уточняются и обобщаются. Развиваются творческие способности детей. Дети сочиняют свои колыбельные песни. Колыбельные широко используются в сюжетно-ролевых играх, в досугах, в играх-инсценировках.
Дети старшего дошкольного возраста могут исполнять потешки в играх-инсценировках, рисовать иллюстрации к потешкам, сами сочинять потешки. В старшем дошкольном возрасте возможно организовать «театр потешки» — создание детьми игровых миниатюр по содержанию потешек.
В старшем дошкольном возрасте детей учат отличать небылицы-перевертыши от других фольклорных жанров, обосновывать свою точку зрения (деревня ехать не может). Однако анализ текстов не должен уменьшать чувство радости, веселья при знакомстве с небылицами.
Дети могут сами сочинять небылицы, сначала по аналогии, с готовыми текстами заменяя отдельных героев (корова — овечка) или действия (летит — плывет), а затем придумывая свои небылицы. В этом возрасте детей знакомят не только с народными, но и с авторскими небылицами К. Чуковского, Д. Хармса и др.
В старшем дошкольном возрасте уточняются представления детей о жанровых особенностях закличек и приговорок. Развиваются творческие способности детей. Дети сами придумывают заклички и приговорки, обращения к разным явлениям природы и животным. Детское творчество может быть отражено в альбомах и книгах, в которых записываются придуманные детьми заклички. Заклички и приговорки становятся частью игр-инсценировок, фольклорных праздников.
Так же в этом возрасте расширяется репертуар докучных сказок, с которыми знакомят детей. Рассказывание докучных сказок включается в фольклорные праздники, досуги. Педагог поощряет рассказывание детьми докучных сказок в самостоятельной деятельности, попытки сочинить собственные докучные сказки. Дети рисуют иллюстрации к докучным сказкам.
Знакомство детей с дразнилками. Прежде чем рассказывать детям о дразнилках, педагогу нужно понаблюдать за детьми, выяснить, используют ли дети дразнилки в своем повседневном общении, что высмеивают в дразнилках (внешность, особенности характера: жадность, ябедничество), как реагируют дети на дразнилки (обижаются, стараются ответить).
В старшем дошкольном возрасте пословицы и поговорки широко используются в педагогическом процессе в различных видах деятельности: бытовой, трудовой, игровой. Педагог сам использует пословицы, предлагает детям подумать, какая пословица подойдет к той или иной ситуации, поощряет самостоятельность использования детьми пословиц.
Также, могут использоваться все виды народных игр, но в меньшей степени, чем в младшем возрасте, используются игры с народными игрушками. Хотя с ними дети знакомятся в основном на занятиях по изобразительному искусству (дымковские, филимоновские).
На шестом году жизни продолжается знакомство детей с народным жилищем, с особенностями расположения композиционно значимых отдельных объектов, предметов. Так, можно обратить их внимание, что печь, полочки с посудой, лавки с ведрами, стол с самоваром и прочее находятся в одном углу избы (использовать музей-избу). Это место хозяйки дома.
Дети могут осваивать уральскую роспись, закрепляя и совершенствуя технические и изобразительные умения. Использование творческих заданий позволяет закрепить опыт эмоционально-духовного общения с окружающими, знания нравственных правил, народных традиций. Например, они создают мотивы-пожелания добра и счастья жизни, обогащая свой эмоциональный и практический опыт дарения собственных работ родным, друзьям, окружающим людям.
В ходе декоративно-оформительской деятельности дети учатся создавать эскизы, выполняя по ним элементы одежды, костюмов, головных уборов, предметов быта (коромысла, шкатулки и т. п.), необходимых в театрально-музыкальных представлениях, посвященных народным праздникам. Техника выполнения таких работ может быть разной: роспись образных форм, плетение, вышивка, лепка украшений из глины и пр.
Старшие дошкольники, упражняясь в декоративно-оформительской деятельности, способны участвовать в совместной деятельности с педагогом по созданию объемных и плоскостных макетов, как отдельных архитектурных сооружений, так и целых комплексов (уральская деревня, казахское поселение и т. д.). Такое содержание художественно-творческой деятельности знакомит их со способами проектирования предметной среды народного быта.
Кроме того, содержанием изобразительной деятельности могут быть сюжеты народных сказок, притч, потешек, песенок, впечатления от прошедших досуговых мероприятий (ярмарка, посиделки, праздник Масленицы и т. п.).
Использование детских работ в оформлении помещений, в процессе музыкально-театрализованных представлений, досуговых мероприятий, в выставках способствует их социальному и духовному развитию, развитию чувства сопричастности, ответственности, дает возможность пережить состояние творчества.
- Планируемые результаты освоения Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений
По мнению Г. Н. Серикова, основными компонентами образованности выступают:
- осведомленность — «характеризует те аспекты образованности личности, которые могут проявляться ею посредством воспроизведения овладеваемой (усваиваемой и осваиваемой) в процессе образования частью социального опыта»;
- сознательность — «мера воздействия осваиваемого личностью социального опыта на ее способность выражать свое собственное отношение к себе и окружению»;
- действенность — «мера воздействия осведомленности и сознательности образовывающейся личности не только на ее отношение к себе и к окружению, но и на вовлеченность в практическую реализацию аспектов своей жизнедеятельности»;
- умелость - «мера способностей (личности) выражать свои актуальные потребности посредством обоснованных (в частности, усвоенными знаниями) действий».
Обозначенные компоненты можно рассматривать в виде критериев (обобщенных показателей), которые дают возможность детализации отдельных показателей.
Показатели усвоения содержания Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений, выявляются при помощи следующих методов: наблюдение, беседы с детьми, изучение продуктов деятельности.
Материалы диагностики предполагают выявление развития и воспитания детей на идеях и средствах народной педагогики и дают возможность выявить не только уровень образованности детей, но и эффективность создаваемых педагогических условий, провести корректировку педагогической деятельности.
Идеи народной педагогики в Программе, части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуются через средства народной педагогики. В связи с этим показатели усвоения содержания рассматриваются через средства приобщения детей к народной культуре.
Показатели воспитания и развития детей на основе использования культурно-исторических традиций
Осведомленность
1. Знаком с историей заселения людьми территории Южного Урала, местами проживания первобытных людей.
2. Знает о проживании разных народов на Южном Урале..
3. Имеет сведения о народном понимании мира, природы, космоса.
4. Знаком с образными выражениями народов о родной природе.
5. Имеет представления о кочевых и оседлых народах Южного Урала.
6. Знает о службе казаков, охраняющих границы Родины, имеющих специфический жизненный уклад, традиции, кодекс чести.
7. Осведомлен об определенном жизненном укладе — «ладе» народов, их традициях, обычаях.
8. Имеет представление о народных календарях, существующих на Южном Урале (земледельческом, скотоводческом).
9. Имеет представление о животных, птицах, растениях, обитающих в регионе.
10. Знает некоторые календарные обряды и традиции русского и казахского народов.
11. Знает фольклор русского и казахского народов, отражающий сравнение человека, его характера,
12. Знаком со смысловым значением слова «семья», с ее составом, особенностями взаимоотношений членов семьи, наличием традиций в семье.
13. Знает о традициях и обрядах русского и казахского народов, связанных с жилищем.
14. Знаком с названиями народных жилищ, планировкой, предметами народного быта.
15. Осведомлен о различных видах утвари в народном жилище, ее назначении.
16. Знает о народных особенностях режима семьи (семейно-бытовые обычаи).
17. Осведомлен о функциях членов семьи у русского и казахского народов.
18. Называет некоторые действия домоводства и ремесел русского и казахского народов.
19. Знаком с народными праздничными традициями и обрядами.
20. Знает основные праздники русского и казахского народов.
21. Имеет представления о родственных связях, родословной, традициях и обычаях, связанных с поддержанием родственных, добрососедских отношений.
22. Знаком с народными играми, забавами, увеселениями у русского и казахского народов.
Сознательность
1. Понимает необходимость проживания первых людей на Южном Урале в пещерах, около водоемов.
2. Понимает названия «бронзовая», «медная эпохи» жизни человека, связывает их с возникновением первой металлургии на территории Южного Урала.
3. Объясняет сюжеты первых рисунков людей.
4. Осознает разнообразие народов на Южном Урале.
5. Объясняет взаимосвязь названий «кочевой», «оседлый» с образом жизни и основными видами труда народов Южного Урала.
6. Объясняет народное представление о природе, мире как о едином доме, тереме, шатре, дереве.
7. Объясняет образные выражения народа о природе.
8. Убежден в необходимости служения казаков Родине, охраны государственных границ.
9. Убежден в необходимости жизни народов по определенному календарю.
10. Объясняет взаимосвязь народного календаря с основными видами труда народов.
11. Объясняет смысловое значение выражения «круглый год».
12. Осмысливает причины уважения и любви народов Южного Урала к окружающей природе, очеловечивание живой и неживой природы.
13. Убежден в тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой.
14. Понимает необходимость календарных традиций народов в их жизни, в связи с трудом, хозяйством, бытом.
15. Осознает образность традиций (внешнюю выраженность).
16. Понимает значение слов «род», «родня», «родословная», «родственники».
17. Понимает родственные отношения в семье.
18. Убежден в решающей роли матери в семейных отношениях.
19. Объясняет значение слова «семья», характерные признаки семьи.
20. Осознает необходимость традиций, обычаев в семье.
21. Осознает обусловленность традиций и обычаев, связанных с жилищем, представлениями, бытом, укладом, природно-географическими условиями проживания народов Южного Урала.
22. Объясняет назначение и название предметов народного быта, значение слова «утварь».
23. Устанавливает видоизменения названий и функциональных назначений атрибутов народного быта.
24. Объясняет необходимость бережного отношения народа к предметам домашнего быта.
25. Осознает необходимость украшений народных жилищ.
26. Убежден в необходимости режима, уклада, порядка в семье.
27. Осознает взаимовлияние инструментальных (действия) и эмоциональных (отношения) функций членов семьи у разных народов.
28. Осознает необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи: родителями и детьми, братьями, сестрами, бабушками, дедушками,
29. Понимает значение нравственных основ семьи, социальных традиций (отношение к людям, попавшим в беду, к больным, сиротам, к малым детям, старикам и др.).
30. Объясняет традиции и обычаи, связанные с укладом семьи.
31. Логично поясняет полоролевые обязанности членов семьи, мальчиков и девочек по участию в домашнем хозяйстве разных народов.
32. Убежден в необходимости проявления гостеприимства как народного семейного обычая.
33. Объясняет значение слов «племянник», «племянница», «внук», «внучка» и др.
34. Убежден в необходимости радостного мировосприятия, веселья, оптимизма.
35. Понимает народные обычаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи.
Действенность
1. Проявляет избирательность в отношении материала об истории, природе и культуре Южного Урала.
2. Стремится к пониманию терминов, характеризующих особенности жизни, быта, истории, культуры («каменный век», «первобытные люди», «бронзовая эпоха», «утварь», «оседлый народ», «кочевой народ» и т. д.).
3. Испытывает потребность в установлении аналогии народных представлений о мире, природе, жилище, семье, отношениях между людьми с современными реалиями.
4. Выражает эмоции удивления при ознакомлении с культурой русского и казахского народов.
5. Испытывает потребность в бережном, заботливом отношении к родной природе.
6. Стремится к пониманию народного этического кодекса, народных традиций, особенностей народного быта.
7. Задает вопросы о событиях, фактах, явлениях истории и культуры русского и казахского народов.
8. Стремится пополнить свои знания о народной культуре через различные источники информации (рассматривание предметов народного быта, народного жилища, иллюстраций, чтение книги, слушание фольклора: словесного, музыкального, беседы и т. д.).
9. Стремится устанавливать закономерность в названиях месяцев народного календаря.
10. Самостоятельно делает выводы о взамозависимости календаря природы, труда, образа жизни, фольклора, традиций у русского и казахского народов.
11. Проявляет особый интерес к народным приметам как прогнозу предстоящей деятельности.
12. Стремится к установлению взаимосвязи атрибутов народного быта (мебель, одежда, посуда, украшения и т. д.) и жилища.
13. Активно стремится к образным сравнениям природы с качествами человека, признаками его жизни («зимушка-сударушка», «мать-земля» и др.).
14. Применяет полученные знания о народных традициях (семейных, трудовых, календарных и др.), народном этикете в поведенческой деятельности (в играх, общении, труде и т. д.).
15. Оценивает содержание народных традиций, взаимоотношения в семье, бытовые особенности русского и казахского народов.
16. Проявляет эмоции эмпатии (сочувствия, сопереживания, сорадости) при ознакомлении с народной культурой (традициями, семейными взаимоотношениями, праздниками, бытом и т. д.).
17. Испытывает потребность опоры на личный опыт в обращении к современным реалиям при знакомстве с историей и культурой народов.
18. Готов в случае недостаточной компетентности обращаться с вопросами к взрослым (родителям, педагогам, старшим детям) об истории, культуре народов Южного Урала.
19. Стремится к пониманию народных традиций (семейных, трудовых, праздничных, социальных и т. д.) через установление аналогии с современными традициями.
20. Стремится к установлению видоизменений и преемственности традиций русского и казахского народов.
21. Выражает экспрессивность (оживленность, выразительность речи, мимики, пантомимики) при знакомстве с народным этикетом, семейными взаимоотношениями, взаимоотношениями между детьми.
22. Испытывает потребность участвовать в труде в детском саду и в домашнем хозяйстве.
23. Готов в случае распределения обязанностей выполнять полоролевые функции (задания для мальчиков, задания для девочек).
24. Стремится к овладению навыками домоводства и различных народных ремесел.
25. Испытывает потребность в выполнении традиций и обрядов гостеприимства, общения, присущих русскому и казахскому народам.
26. Проявляет особый интерес к народным русским и казахским праздникам, активно в них участвует.
27. Отражает интерес к народной культуре в продуктивной деятельности (рисовании, декоративно-прикладной росписи, лепке, оформлении помещения, ручном труде и др.).
28. Распространяет информационный материал о народной культуре среди взрослых и детей (ребенок — носитель информации).
29. Проявляет инициативу в использовании разнообразных средств народной культуры (народные игры, фольклор, традиции, праздники и т. д.).
30. Стремится к самостоятельным выводам (умозаключениям) о необходимости знания культуры русского и казахского народов.
Умелость
1. Освоил исторические знания о жизни человека на Южном Урале.
2. Способен использовать народные представления о мире, природе в ознакомлении с окружающей действительностью.
3. Владеет умением использовать образные выражения о природе.
4. Адекватно устанавливает смысловую характеристику терминов с содержанием понятий («кочевой», «оседлый», «мастеровой», «заводской», «каменный век» и т. д.).
5. Способен выделять и применять в своей деятельности культурно-исторические традиции русского и казахского народов.
6. Применяет знания о народных традициях, народном кодексе чести, правилах, взаимоотношениях в повседневной деятельности (в разных видах).
7. Умеет подчинять отношение к природе народным требованиям (бережное, любовное отношение, практичность в использовании природы, образное очеловечивание).
8. Применяет знания о народных календарях и календарных традициях в современной действительности.
9. Умеет преодолеть трудности в освоении какого-либо познавательного материала и практической деятельности.
10. Способен с оптимизмом относиться к явлениям, фактам социальной действительности.
11. Соблюдает общепринятые нормы взаимоотношений людей.
12. Соблюдает нормы взаимоотношений с членами семьи (родителями, старшим поколением, братьями и сестрами).
13. Освоил народные социальные традиции, отражающие нормы поведения (добрососедство, гостеприимство, доброжелательность, послушание, уважение и т.д.)
14. Способен посильно участвовать в труде в детском саду и дома.
15. Умеет выполнять полоролевые обязанности.
16. Применяет знания о домоводстве и ремеслах в повседневной жизни.
17. Владеет умением участвовать в народных праздниках (петь, плясать, использовать фольклор, игры, обряды и др.).
18. Применяет знания о праздничных традициях в подготовке праздников и развлечений (уборка, приготовление угощения, украшение жилища и одежды и т. д.).
19. Умеет строить отношения с родственниками (понимает необходимость этого, нормы общения и др.).
20. Владеет терминами, обозначающими родственные отношения («тетя», «дядя», «двоюродные», «племянник», «родственник» и т. д.).
21. Умеет самостоятельно играть в разнообразные народные игры, организовывать увеселения, забавы, развлечения.
22. Устанавливает адекватную связь особенностей народных игр со спецификой жизни, быта, языка, календаря народов.
23. Умеет применять знания о заботе и уходе за людьми (родителями, детьми, взрослыми).
24. Умеет рассказать о своей родословной.
25. Умеет видеть сходства и различия в культуре русского и казахского народов.
26. Способен отнести себя к какой-либо национальности.
27. Обладает терпимостью (толерантностью) к представителям разных народов, независимо от их личностного и поведенческого своеобразия.
28. Проявляет устойчивый интерес к культуре русского и казахского народов.
Примечание. Данные показатели суммарно объединяют все направления педагогической работы по реализации программы.
II. Содержательный раздел Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Основной областью реализации программы является «Художественно-эстетическое развитие»
Основными направления работы развития детей на идеях народной педагогики являются:
1. Приобщение детей к народному искусству; к духовно-художественным ценностям, созданным народом; к определенному национальному космо-психо-логосу (Г. Гачев), т. е. к определенному национальному образу мира, образам-типам, к тому общему, что связано с национальными идеями, национальным характером, общечеловеческими ценностями.
2. Воспитание интереса к художественным образам народного изобразительно-пластического искусства.
3. Создание условий, способствующих погружению детей в мир художественных образов народного искусства; накоплению, обогащению и активизации эмоционально-эстетических переживаний; действенному приобщению детей к народному искусству, опираясь на идеи народной педагогики.
4. Формирование представлений детей об основных художественных особенностях народного изобразительно-пластического искусства больших этнических групп, проживающих на Южном Урале (русских и казахов); умения понимать художественный язык народного искусства.
5. Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации; выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к искусству,
действительности, жизни.
6. Обучение детей способам проектирования предметной среды народного быта.
7. Развитие эмоционально-образной речи детей.
Одним из важных условий духовного воспитания детей средствами народного искусства является их раннее погружение в среду, наполненную народным духом, народной душой.
Воспитание на идеях народной педагогики начинается с первой колыбельной песни младенцу и осуществляется на протяжении всего периода детства.
Задачи
Старший дошкольный возраст (шестой год жизни):
1. Продолжать приобщать детей к народному искусству:
— познакомить их с национальным жилищем башкир (юртой);
— расширить представления об особенностях русской избы, отдельных элементах ее экстерьера (конек, причелина, наличники, ставни).
2. Формировать представления детей о назначении, основных художественных особенностях народного искусства (жизнерадостность, декоративность, яркость), его связи с природой, семантике мотивов (солярные знаки), единстве художественной и утилитарной функций.
3. Развивать умение детей создавать выразительные образы на основе повтора-вариации-импровизации; выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к действительности, искусству.
4. Продолжать развивать и обогащать эмоционально-образную речь, умение рассказывать об увиденном, выражать свое отношение к нему.
5. Воспитывать бережное отношение к природе, предметам искусства, быта.
Старший дошкольный возраст (седьмой год жизни):
1. Продолжать приобщать детей к духовно-художественным ценностям, созданным народом:
— познакомить с особенностями жилища, быта русских крестьян, казаков, башкир и других народов Южного Урала как предметами народного искусства;
— подводить их через народное искусство к пониманию особенностей традиций, быта, национального характера разных народов, общечеловеческих ценностей.
2. Развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов-типов («древо жизни», «мать-земля», солярные знаки и т. п.).
3. Продолжать развивать умение детей создавать выразительные образы на основе повтора-вариации-импровизации, выражая собственное эмоционально-ценностное отношение к действительности, искусству.
4. Знакомить детей со способами проектирования предметной среды народного быта (эскизы, разработка элементов экстерьера, интерьера жилища, макетирование и т. п.).
5. Развивать и обогащать эмоционально-образную, объяснительно-выразительную речь детей, умение вести диалог по поводу искусства.
6. Продолжать воспитывать внимательность и целенаправленность эстетического восприятия, бережное отношение к природе, человеку, самостоятельность и творческую инициативу.
Продолжать знакомство детей с народным жилищем, с особенностями расположения композиционно значимых отдельных объектов, предметов. Обратить их внимание, что печь, полочки с посудой, лавки с ведрами, стол с самоваром и прочее находятся в одном углу избы (использовать музей-избу). Это место хозяйки дома. Закреплять знание детей, что традиционное жилье казахов и других кочевых народов — юрта; что раньше были большие семьи (несколько детей, бабушки, дедушки, все жили вместе); уточнить значение слов «батюшка», «матушка», «апа», «ага» и др.
Дети осваивают уральскую роспись, закрепляя и совершенствуя технические и изобразительные умения. Использование творческих заданий позволяет закрепить опыт эмоционально-духовного общения с окружающими, знания нравственных правил, народных традиций. Например, они создают мотивы-пожелания добра и счастья жизни, обогащая свой эмоциональный и практический опыт дарения собственных работ родным, друзьям, окружающим людям.
В ходе декоративно-оформительской деятельности дети учатся создавать эскизы, выполняя по ним элементы одежды, костюмов, головных уборов, предметов быта (коромысла, шкатулки и т. п.), необходимых в театрально-музыкальных представлениях, посвященных народным праздникам. Техника выполнения таких работ может быть разной: роспись образных форм, плетение, вышивка, лепка украшений из глины и пр.
Дети участвуют в совместной деятельности с педагогом по созданию объемных и плоскостных макетов, как отдельных архитектурных сооружений, так и целых комплексов (русская деревня, казахское жилище и т. д.). Такое содержание художественно-творческой деятельности знакомит их со способами проектирования предметной среды народного быта.
Содержанием изобразительной деятельности могут быть сюжеты народных сказок, притч, потешек, песенок, впечатления от прошедших досуговых мероприятий (ярмарка, посиделки, праздник Масленицы и т. п.).
Использование детских работ в оформлении помещений, в процессе музыкально-театрализованных представлений, досуговых мероприятий, в выставках способствует их социальному и духовному развитию, развитию чувства сопричастности, ответственности, дает возможность пережить состояние творчества.
Продолжать знакомить детей с русскими и казахскими народными играми, включать их в праздники, развлечения, досуги.
Решение задач по реализации и освоению содержания Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений, может осуществляться как в форме непосредственно образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию различных образовательных областей:
- «Познавательное развитие» (природа Уральского региона, растительный и животный мир, культура и быт русского и казахского народов, «Мини-музей русско-казахской дружбы» в ДОУ);
- «Речевое развитие» (произведения устного народного творчества русского и казахского народов, детских писателей Урала);
- «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная, продуктивная деятельность по мотивам народного творчества русского и казахского народов; произведения уральских композиторов). На наш взгляд, одним из необходимых условий художественного развития детей средствами уральского искусства является использование синтеза изобразительного искусства, музыки и искусства слова. Особенно значимым для активизации творческой художественной деятельности дошкольников является использование традиционных для уральских праздников хороводов, подвижных игр, развлечений. Педагогическое общение, взаимодействие с детьми должно быть активизирующим и обогащающим мотивы их деятельности, изменяющимся по содержанию в зависимости от степени самостоятельности детей.
- «Физическое развитие» (подвижные игры русского и казахского народов, спортивная жизнь);
- «Социально-коммуникативное развитие» (народные игры, речевой фольклор русского и казахского народов).
Направление деятельности детей по реализации Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений
Виды деятельности | Содержание деятельности |
1. Художественно – эстетическая развитие: - Приобщение к искусству; - Изобразительная деятельность; - Музыкальная. | - Лепка «Птички-синички»; - Прослушивание аудиозаписи голосов птиц: синица, воробей, ворона, снегирь; - Музыкально-ритмическая импровизация «Птички летают», «Птички клюют»; - разучивание песен и танцев к «Новому году»; - Изучение «Частушек про масленицу»; - Разучивание песни «Дружба»; - Танец с пиалами; - Хоровод «Весну звали»; - Музыкальная игра «Хитрый Васька-кот»; - Песня-игра «Васька-кот печёт пирог»; - Танец «Чашек и самовара» - рисование национальных узоров и орнаментов; - изготовление тряпичных кукол. |
2. Речевое развитие: - Развитие речи; - Художественная литература. | - речевое развитие: «Какие разные птицы!»; - чтение С.Маршак: «Где обедал воробей», Е.Чарушин: «Воробей», В.Бианки: «Синичкин календарь», «Холодно, в лесу голодно»; - чтение стихотворений: С.Михалков «Птичья столовая», А.Яшин «Покормите птиц зимой», А.Барто «Скачет шустрая синичка»; - разучивание стихов и танцев на «Новый год»; - разучивание стихотворений про «Масленицу»; - разучивание стихотворений к празднику «Наурыз»; - разучивание стихотворений к колядкам; - разучивание стихотворений к празднику «Новый год»; - отгадывание загадок про зиму; - разучивание потешек и закличек к калядкам; - разучивание стихотворений к празднику «День жаворонка»; - разучивание потешки «Пошла Дуня из ворот»; - разучивание потешки «Куплю Дуне Янтари»; - тематические беседы с детьми перед праздниками: «Что такое народные традиционные праздники и как их отмечают?», «Мы – разные, но мы вместе». |
3. Познавательное развитие: - Развитие познавательно – исследовательской деятельности; - Приобщение к социокультурным ценностям; - Ознакомление с миром природы. | - беседы с детьми о народах Южного Урала, их традициях, обычаях, жилище; - беседы с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок; - беседа с детьми о сезонных изменениях весной; - наблюдение за солнцем осенью, весной; - занятие «Национальные куклы»; - тематические беседы с детьми перед праздниками: «Что такое народные традиционные праздники и как их отмечают?», «Мы – разные, но мы вместе». |
4. Физическое развитие: - Формирование начальных представлений о ЗОЖ; - Физическая культура. | - Подвижные игры: «Птички и птенчики», «Перелёт птиц», «Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка», «Стайки», «Синички в гнёздах», «Попади комом снега в цель», «Вороны», «Вороны и воробушки»; «Подними монету»; - Игра «Масленица»; - Игра с Солнцем; - Игра «Тегеалу» - Игра «Котермек» - «Силачи»; - Игра «Море волнуется раз»; - Игра «Шатёр»; - Игра «Не ошибись»; - Игра «Наряди ёлочку», - Игра «Собери снеговика»; - Игра «Ручеек»; - Игра «Перелетные и зимующие птицы» |
5. Социально – коммуникативное развитие: - Социализация, развитие общения, нравственное воспитание; - Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание; - Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; - Формирование основ безопасности. | - Словесная игра «Угадай по описанию», «Назови ласково»; - Беседы с детьми старшего дошкольного возраста: «Святочные посиделки»; - Беседы с детьми: «Праздник Наурыз»; - Беседы с детьми «Праздник Масленица»; - Пальчиковая игра «Наши алые цветки»; - Игра «Угадай цветок»; - Дидактическая игра «Наряди куклу»; - тематические беседы с детьми перед праздниками: «Что такое народные традиционные праздники?», «Мы – разные, но мы вместе». |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, части, формируемой участниками образовательных отношений
Особенности построения образовательной деятельности
В ознакомлении с фольклором мы применяем разнообразные методы и приемы. Особое значение имеют методы, позволяющие вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения фольклора: выразительное исполнение, занимательный рассказ педагога о происхождении, назначении разных форм фольклора, использование музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, отражающих фольклорные образы.
Важны методы, позволяющие обеспечить активную позицию ребенка, его соучастие в исполнении произведения (воспроизведение диалога, выполнение действий и др.), активное сотворчество ребенка, особенно в исполнении произведений, являющихся проявлением субкультуры детей (считалки, дразнилки).
Деятельность детей строится на основе доступного детям краеведческого материала, который помогает им ближе и точнее познакомиться с природными особенностями нашего региона, научиться видеть красоту родного края, любить свой край.
Рекомендуемые формы и методы проведения занимательной деятельности:
1. Экскурсии, цель которых, формирование у детей конкретных впечатлений об окружающей жизни. В зависимости от содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии ее структура. Природоведческая экскурсия решает задачу знакомства с природой, учит бережному отношению к ней, формирует у детей наблюдательность, активность, любознательность. Экскурсия в парки знакомит с ближайшим социальным окружением, позволяет показать детям, как люди заботятся о своем городе, помнят его историю.
2. Наблюдения обеспечивают чувственное активное восприятие объектов окружающей действительности.
3. Игровые методы: игра – путешествие, дидактические, сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры, игры – импровизации, подвижные народные игры и т.д. Игра позволяет ребенку лучше понять и усвоить программный материал, а впоследствии и закрепить его. В своей работе мы используем следующие игры на основе краеведческого материала: «Что принес нам колосок», «От зернышка до булочки», «Из чего мы сделаны?»,«Кто, где живет?», «Беседа с деревьями», «С какого дерева лист?», «Обитатели рек и озер», «Обитатели степей (лесов)» и другие.
4. Развивающая среда. Для реализации данной программы в ДОУ созданы условия:
- оформлены альбомы: «Орск – любимый город», «Степные просторы Оренбуржья», «Растения, птицы, животные края», создан «Мини-музей русско-казахской дружбы»
- в книжном уголке собраны открытки, книжки-самоделки, литература об Оренбуржье;
- в игровом уголке имеются атрибуты для организации сюжетно-ролевых, настольно-печатные и дидактические игры по ознакомлению с родным краем;
5. Взаимосвязь с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Родители принимают активное участие в наших праздниках, выставках, помогают собирать фотоматериал о родном городе (крае), организовывать экскурсии, походы.
6. Словесные методы: беседа, рассказ, объяснение.
7. Наглядные методы: фото и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты и т.д.
8. Репродуктивный метод: повторение, закрепление, обобщение материала.
9. Информационно-рецептивный метод: восприятие, осознание готовой информации.
10. Практический метод: оформление собранного материала.
Формы, методы и приемы организации образовательного процесса
Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Наблюдение за объектами и явлениями окружающей жизни. Рассматривание. произведений искусства, фотографий, иллюстраций. Беседы. Ситуативные разговоры. Труд. Обсуждение. | Виртуальные путешествия. Экскурсии. Мини-музеи. Рассказы педагога. Дидактические игры. Занимательные показы. Наблюдения. Рассматривание. Чтение. Решение проблемных ситуаций. Беседы. Продуктивная деятельность. Творческие проекты Подвижные игры. | Самостоятельная продуктивная деятельность. Решение проблемных ситуаций. Сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры. Самостоятельная художественная деятельность. Дидактические игры. Наблюдения. Рассматривание. Сбор материала для детского дизайна. Экспериментирование с материалами. Рассматривание предметов искусства | Консультации. Мастер-класс. Конкурсы. Беседы. Рассматривание. Участие в коллективной работе. Наблюдение. Рассказы. Выставки детских работ. Экскурсии. Ситуативное обучение. Чтение. Праздники. |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов.
Организация воспитательно-образовательного процесса по программе, части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с учебным планом, проводиться во вторую половину дня в режимных моментах. Мы поддерживаем в ребенке стремление к самостоятельности, активности, творческому самовыражению, оценке собственных достижений. В воспитании и обучении, осуществляемом на принципах педагогического сопровождения (поддержки), акцент делается не на программный материал, а на организацию совместной с педагогом, сверстниками и самостоятельной деятельности. Также, мы учитываем и то, что современные дети не растут и развиваются в современном мире с его информационными технологиями и возможностями. Поэтому, для реализации программы мы используем Интернет-ресурсы и цифровое оборудование для мобильного обучения детей. Использование видеофильмов, мультимедийных презентаций, электронных альбомов и мобильных устройств позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.
Задачи образовательной работы с детьми 6 - 7 лет
1. Актуализировать имеющиеся представления об особенностях природы Южного Урала: природно-географических зонах: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, гор, рек). Уточнить знания о растительном и животном мире уральского региона.
2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.
3. Учить выделять выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы (образные средства языка, ритм, рифму).
- совершенствовать исполнительские умения,
- развивать творческие способности, чувство юмора,
- воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной, активизировать самостоятельное использование детьми пословиц.
4. Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры:
- познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Южного Урала;
- с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала: гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др.
- развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.
5. Расширять представления детей о родном городе: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта и др
Структура образовательной ситуации по приобщению детей дошкольного возраста к особенностям Урала
1. Художественно-эмоциональное восприятие произведений искусства, чтение литературных произведений, музыки, действительности. Минуты созерцания.
2. Постановка проблемы, мотивация деятельности детей.
3. Выдвижение гипотезы, постановка цели.
4. Совместное составление алгоритма работы, обсуждение плана действий. Выбор оптимальной формы организации труда.
5. Творческая деятельность детей, сотворчество воспитателя и детей.
6. Пооперационная оценка и самооценка деятельности.
7. Эмоциональный итог работы. Оценка достижений.
8. Эстетическая рефлексия. Чему еще нужно научиться?
Ознакомление с фольклором мы осуществляем в повседневной жизни в режимных процессах (одевание, умывание, укладывание спать); на специальных занятиях по ознакомлению с фольклорными произведениями; на других видах занятий (речевых — рассматривание картины, дидактические игры с куклой — и неречевых — занятия по изодеятельности), занятия могут быть интегрированными с игровой деятельностью (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и подвижные игры).
Организация художественной деятельности детей предполагает использование разнообразных форм организации, способствующих творческому саморазвитию старших дошкольников.
1. Самостоятельные работы детей, из которых можно составить единую целостную композицию.
2. Работа в парах, при которой каждая пара выполняет часть общей работы.
3. Работа в мини-группах, при которой каждая мини-группа выполняет часть общей работы или вариант работы.
4. Коллективная работа, когда каждый ребенок выполняет самостоятельную часть общей работы.
5. Работа по конвейеру, при которой каждый ребенок выполняет одну операцию общей творческой работы, а результат его работы будет являться началом работы сверстника (как наиболее сложная форма организации детей).
Формы организации образовательной деятельности детей
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||
Расширять представления об Оренбуржье как о многонациональном крае; развивать любознательность, активность детей, желание узнавать о традициях и быте других народов; развивать познавательный интерес к процессу общения с людьми разных национальностей; воспитывать уважительное отношение к наследию других народов. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам разных народов; познакомить с народными играми, художественными произведениями народов Оренбургского края. Развивать познавательный интерес к культуре других народов. Закреплять знания о достопримечательностях Орска. Развивать желание у детей творить по мотивам русского народного творчества. Развивать творческие способности. | Беседа Чтение Пение Игра на музыкальных инструментах Продуктивная деятельность. Наблюдение Рассматривание картин и альбомов. Ситуативный разговор с детьми Театрализованная деятельность Подвижные народные игры Чтение художественной литературы Заучивание закличек, потешек, поговорок, пословиц Рассматривание альбомов Досуги | Групповая Подгрупповая Индивидуальная |
Самостоятельная деятельность детей | ||
Создание условий для самостоятельной игровой творческой (сюжетно-ролевая игра), театрализованной и продуктивной (рисование, лепка) деятельности детей в группе. Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов для театрализации и элементов национальных костюмов. Инсценировка песен, хороводов. | Сюжетно-ролевые игры, подвижные народные игры, театрализованная деятельность, рассматривание альбомов | Подгрупповая Индивидуальная |
Работа с родителями | ||
Вызвать интерес у родителей к совместной деятельности по художественно-эстетическому и патриотическому воспитанию детей. Объединить усилия с целью создания единых принципов воспитания и развития на основе общности цели и содержания по приобщению детей к национально-культурным традициям Оренбургского края (русского и казахского народов) | Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним); творческие встречи; консультации, беседы, дружеские посиделки.
| Индивидуальная Групповая |
Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязан внешний мир, отражённый в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, её ценности. Именно музейная педагогика – помощник в воспитании культурной личности ребёнка, она может заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьёт творческий потенциал ребёнка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции – истинными ценностями.
Музейная педагогика помогает развивать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре родного народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.
Что такое мини – музей в детском саду?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, коридора.
Во-вторых, он создан для самих дошкольников и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не поддаётся критериям оценки, применимым к настоящим музеям, поэтому, не требует строгого соблюдения требований, предъявляемых к ним.
Положительные стороны создания мини-музея в ДОУ:
Для детей:
- расположение мини-музея непосредственно в дошкольном учреждении;
- знакомство с феноменами окружающего мира;
- приобщение к системе общечеловеческих ценностей, к истории, к мировому культурному наследию;
- все экспонаты мобильны, доступны, стимулируют к проявлению творческой активности.
Для педагогов:
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие у детей начальных навыков восприятия музейного языка;
- значительное обогащение предметно-пространственной среды;
- приобщение родителей воспитанников к совместной культурно-досуговой деятельности с детьми.
Цель создания мини – музея в рамках патриотического воспитания:
Приобщение детей к истокам отечественной народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения.
Задачи:
- знакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- прививать интерес к духовной культуре разных народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
- формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его;
- воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
Принципы создания мини-музея:
- Принцип интеграции
- Принцип деятельности и интерактивности
- Принцип природосообразности
- Принцип научности
- Принцип гуманизации и партнерства
- Принцип культуросообразности
- Принцип динамичности и вариативности
- Принцип разнообразия
- Принцип регионального компонента
Правила использования мини-музея при организации образовательной деятельности с дошкольниками:
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
III. Организационный раздел Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений
Помещение и участок детского сада соответствуют государственным санитарно - эпидемиологическим требованиям к устройству и нормативам работы ДОУ (СанПин 2.4.1. - 3049 - 13), нормам и правилам пожарной безопасности. Территория детского сада озеленена насаждениями: на территории учреждения имеются деревья, клумбы, цветники.
- Создана полноценная социальная среда развития ребенка, условия для взаимодействия между детьми и взрослыми.
- В групповых помещениях созданы условия для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей, в том числе организованы «уголки уединения»;
- Полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребенка.
- Создана музыкальная среда в группах.
- В процессе образовательной деятельности используются аудио - компактные диски.
Территория ДОУ
Помещения ДОУ | Оснащение |
Спортивная площадка | Скамейка гимнастическая, турник, "полоса препятствий" полоса препятствий, щиты для метания в цель. |
Игровые участки | Участки оснащены для организации образовательной и самостоятельной двигательной деятельности детей:
|
Таким образом, за счет рационального размещения оборудования на участке выделяются микропространства для разнообразных игр – спокойных (с песком, водой, с дидактическими и сюжетными игрушками), подвижных. На участке ДОУ отведено место для уголка природы и детского огорода, где дети знакомятся с лекарственными растениями и травами, характерными для Южного Урала.
Предметно - развивающая среда ДОУ отвечает требованиям ФГОС и направлена на реализацию Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений, способствует сохранению единого образовательного пространства, обеспечивает гуманитарность дошкольного образования, ориентированного на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребёнка, свободного развития его личности в современном обществе.
Назначение | Функциональное использование | Оборудование |
Групповая комната старше –подготови-тельной группы | Свободная деятельность, занятия, игровая деятельность, художественная деятельность, театрализованная деятельность хозяйственно-бытовой труд. | Центры в группах оборудованы полифункциональным оборудованием. Имеется телевизор с USB-разъёмом для воспроизведения видео- и аудио-файлов. Оборудование для хозяйственно - бытового труда. Картотеки народных игр, дидактические игры («Наряди куклу в национальный костюм», «Найди герб», «Найди флаг», «Народные узоры», «Народная игрушка»и т.д.) В ИЗО – центре имеется необходимые материалы и оборудование для художественно-творческой деятельности детей. |
Музыкальный зал | Музыкальные занятия, физкультурные занятия праздники, развлечения, утренняя гимнастика. «Мини-музей русско-казахской дружбы» | Музыкальное оборудование: пианино, музыкальный центр, наборы детских музыкальных инструментов (металлофоны, погремушки, бубны, ложки, треугольники, колокольчики, «шумелки»), «Гриб», пень, кукольный театр, маски и костюмы для инсценировок, ширма, лошадки на палках, лошадки-чехлы, надетые на физкультурные мячи).
Физкультурное оборудование: спортивный комплекс, шведская стенка, баскетбольные кольца, канат, мишени, обручи, гимнастические палки, маты, объемные модули, мячи разного диаметра, массажные мячи, мячи для метания (набивные), ориентиры, кольцебросы, мешочки с песком, нетрадиционное физкультурное оборудование, степы. Атрибуты для проведения утренней гимнастики и подвижных игр: флажки, ленточки, кубики и т.д.
Экспонаты мини-музея: - утварь (национальная посуда – кисе, заварной чайник, поднос, деревянная посуда, самовары); - куман (перед тем как гости сядут за стол, все моют из него руки по очереди); - курпе (национальные коврики, на которых сидят гости вокруг дастархана (стола с угощениями)); - камшак («Кнут» - он должен быть в каждом доме, используется для обрядов); - ткань на стене с национальным казахским узором; - люльки (в казахском и русском уголках); - домбра (из картона); - сундук для приданого; - подушки, - тусау, коржун (мешок для подарков); - украшения - обереги; - мясе (обувь); - казахские национальные костюмы и головные уборы; - макет печи; - пряха; - пуховые платки, павлопасадский платок; - балалайки (настоящая и макет); - текстиль с национальным узором; - пяльца, веретено; - старое зеркало; - чугунок; - маленькие валенки; - коврики, вязанные крючком из ткани; - куклы в национальных костюмах, кукла - домовёнок; - маленькие национальные костюмы (для кукол); - матрёшки; - макеты русского и казахского жилищ; - книга памяти (о ветеранах ВОВ); - Книга «Почётные жители г. Орска» - макет Московского Кремля (плоский) |
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Методическое обеспечение
- Бабунова Е.С. Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. – Челябинск: Взгляд, 2007.
- Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. – М.:Просвещение, 1989.
- Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.
- Дыбина О.Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе детского сада. М.; Мозаика-Синтез, 2014.
- Дыбина О.Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением в подготовительной группе детского сада. М.; Мозаика-Синтез, 2014.
- Кутузова Н. Русские песни – М.: Советский композитор, 1970.
- Шайдурова Н.В. Весёлые матрёшки. Учебно-методическое пособие для педагогов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Наглядно-дидактические пособия
- «Игры в папке. Русские узоры», Мамаева И., Савина И. – М.: Дрофа – Медиа, 2007.
- Музыкальные инструменты. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Профессии. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
3.3. РЕЖИМ ДНЯ ГРУПП ДОУ
Образовательная деятельность, реализующая Программу, часть, формируемую участниками образовательных отношений, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Режимные моменты | Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
1-ая половина дня | Расширять представления об Оренбуржье как о многонациональном крае. Развивать любознательность, активность детей, желание узнавать о традициях и быте других народов. Воспитывать уважительное отношение к наследию других народов. Знакомить с художествен-ными произведениями народов Оренбургского края. Развивать познавательный интерес к культуре других народов. | Беседа Чтение Пение Игра на музыкальных инструментах Продуктивная деятельность. Наблюдение Рассматривание картин и альбомов. Ситуативный разговор с детьми Театрализованная деятельность Подвижные народные игры | Групповая Подгруп-повая Индиви-дуальная |
Прогулка | Знакомить с народными играми Развивать познавательный интерес к процессу общения с людьми разных национальностей; | Подвижные народные игры Наблюдение Ситуативный разговор с детьми Пение Беседа | |
2-ая половина дня | Воспитывать интерес к малым фольклорным формам разных народов Закреплять знания о достопримечательностях Орска Развивать желание у детей творить по мотивам русского народного творчества Развивать творческие способности | Чтение художественной литературы Заучивание закличек, поте-шек, поговорок, пословиц Рассматривание альбомов Рассматривание картин и альбомов. Ситуативный разговор с детьми Театрализованная деятель-ность Продуктивная деятельность. Игра на музыкальных инструментах Досуги |
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятии
В основе организации традиционных событий, праздников и мероприятий, в соответствии с Программой, части, формируемой участниками образовательных отношений, лежит комплексно-тематическое планирование.
Цель: построение воспитательно – образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам русской и казахской культуры:
• окружающей природе
• миру искусства и литературы
• сезонным явлениям
• традициям и обычаям
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, развития основных навыков, понятийного мышления. Одной теме уделяется не менее одной недели.
Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.
Культурно - досуговые праздничные традиции в ДОУ
Культурно - досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности нашего дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.
Педагогическая цель детского праздника мы определяем в соответствии с общей целью формирования личности ребенка, и достигаем при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.
Праздники и культурно - досуговая деятельность, направленная на реализацию Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений, рассчитаны на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Мы учитываем социально-педагогическую особенность старших дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто в музыкальном зале (» («Синичкин день», «Новый год», «Наурыз», и др.), на участке ДОУ («Масленница», «Весенняя ярмарка» и др.) или камерно в группах («Курбан – айт», «Колядкиили» или «Святочные посиделки», «Жаворонки и др.),
Педагогическая задача коллектива заключается в объединении творческих сил для создания новых детских традиций.
Эффективному проведению праздника способствуют:
- объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
- отбор художественного материала;
- выбор эмоционально выразительных средств;
- подбор исполнителей;
- коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Организуя традиционные национальные праздники, мы, во-первых, рассматриваем их как важную самостоятельную форму культурно - досуговой деятельности. Во-вторых, характеризуем как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В-третьих, мы считаем, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).
Создавая сценарии традиционных национальных праздников, наш коллектив разрабатывает литературно-текстовое и организационное содержание, ход театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.
В сценарии мы раскрываем тему, показываем авторские переходы от одной части действия к другой, вносим используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.
Работа над сценарием включает в себя несколько этапов.
1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, традиций, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству русского и казахского народа. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.
В сценарии праздника обязательно есть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения мы используем особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.
2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
- экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
- завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка предельно четкая и лаконичная, концентрирует внимание детей, готовит их к восприятию действия, настраиват на определенный лад);
- развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
- кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
- развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены мы включаем массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).
Требования к сценарию
- строгая логичность построения и развития темы;
- законченность каждого эпизода;
- органическая связь эпизодов;
- нарастание действия в его движении к кульминации.
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, мы тщательно работаем над средствами эмоционального воздействия.
Так, музыкой непосредственно воздействуем на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Мы создаём вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.
Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь нет актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.
Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.
Игры, традиционные русские и казахские игры на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции "цементируют" игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Мы увлекаем детей и делаем так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.
Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре.
Праздничная, досуговая деятельность, в рамках реализации Программы, части, формируемой участниками образовательных отношений, фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую этическую и т. д.
Именно художественно – эстетическая деятельность на занятиях, в самостоятельной деятельности воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.
Календарно – тематический план праздников и развлечений
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок реализации |
1 | Проведение праздников: «Синичкин день»; «Курбан – Айт» | Ноябрь |
2 | Проведение праздника: «Новый год» | Декабрь |
3 | «Колядки» или «Святочные посиделки» | Январь |
4 | Подготовка и проведение праздников: «Масленица»; «Наурыз», «Жаворонки» | Февраль – Март |
6 | Проведение праздника: «Весенняя ярмарка» | Апрель |
7 | Использование дидактических и подвижных игр, которые были включены в ранее проведенные праздники и мероприятия, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей | Май – Июнь |
8 | Проведение праздника: «Иван - Купала» | Июль |
3.5. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
Среда Важным условием воспитания на идеях народной педагогики средствами фольклора является создание развивающей среды, включающей два основных компонента:
• речь педагога, обогащенную фольклорной лексикой;
• предметную среду (предметы народного быта, игрушки, картины, книги), отражающую содержание фольклорных текстов.
Создание речевой развивающей среды направлено на обеспечение естественности и функциональной целесообразности использования педагогом произведений фольклора в образовательном процессе в разных видах деятельности. Педагог должен уместно применять фольклорные произведения не только в запланированных, но и в неожиданно возникших ситуациях.
Дополнением к текстам является наглядный материал: предметы быта, иллюстрации, народные игрушки, различные виды книг по материалам фольклорных произведений (книги-игрушки, книги-раскладки), дидактические игры, костюмы и элементы костюмов для педагога и детей.
Мы привлекаем детей к созданию предметно-развивающей среды, обогащаем среду результатами изобразительного (поделки, рисунки) и словесного (альбомы придуманных детьми закличек, небылиц и др.) творчества детей.
Наш детский сад находится в п. Джанаталап г. Орска Оренбургской области, а здесь национальное большинство - это русские и казахи, поэтому коллективом детского сада было принято решение создать мини-музей русско – казахской дружбы.
Наличие в нашем детском саду «Мини-музея русско-казахской дружбы» позволяет не только помочь детям представить предметы, упоминаемые в фольклорных текстах, понять их назначение, но и показать детям условия бытования фольклора.
Экспонаты для мини-музея приносили жители пос. Джанаталап, а также они создавались руками сотрудников ДОУ, родителей воспитанников (национальные куклы – русские и казахские, национальные костюмы, кукла-домовёнок, печка, вязаные изделия, кроватка и т.д.) являются авторскими работами.
Таким образом, создание предметно-развивающей региональной среды, ориентированной на специфику местных культурно-исторических традиций обеспечивает мотивационно - ценностную сферу ребенка, его социализацию.
3.6. Особенности организации взаимодействия с семьями воспитанников
В работе по воспитанию детей на идеях народной педагогики средствами фольклора должна поддерживаться тесная связь с семьей.
Родители воспитанников принимают активное участие в организации и проведении национальных традиционных праздников и развлечений: помогают в оформлении помещений, участка ДОУ, участвуют в инсценировках и представлениях и др.
План работы с родителями
№ п/п | Наименование мероприятия, праздника | Работа с родителями | Срок реализации |
1 | «Осенины» | Консультация «Осенины - народный праздник» Изготовление поделок из природного материала Изготовление костюмов для детей | Октябрь |
2 | Проведение праздников: «Синичкин день»; «Курбан – Айт» | Изготовление кормушки для детского сада Заготовка корма для птиц на зимуя Фотографии с празднования «Курбан-айта» в домашних условиях. Консультация «Что за праздник «Курбан-айт»? | Ноябрь |
2 | Проведение праздника: «Новый год» | Костюмы и атрибуты к «Новому году» Поделки на новогоднюю тематику Подарки для детей | Декабрь |
3 | «Колядки» или «Святочные посиделки» | Консультация «Святая коляда» Подготовка костюмов и атрибутов | Январь |
4 | Подготовка и проведение праздников: «Масленица»; «Наурыз», «Жаворонки» | Консультации «Широкая масленица», «Что за праздник «Наурыз»?», «Жаворонки весенние» Блины и атрибуты к празднику «Масленица»; Угощения к празднику «Наурыз» | Февраль – Март |
6 | Проведение праздника: «Весенняя ярмарка» | Угощения и поделки к ярмарке; Утварь к ярмарке; | Апрель |
7 | Использование дидактических и подвижных игр, которые были включены в ранее проведенные праздники и мероприятия, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей | Помощь в оформлении участка к летнему – оздоровительному периоду Выступление на родительском собрании «Наши традиции» | Май – Июнь |
8 | Проведение праздника: «Иван - Купала» | Консультация по теме праздника | Июль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мы разные, но мы вместе"
Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети разных этнических групп и разных культур.И задача педагога помочь ребенку осознать культурное многообразие ...
Конспект занятия по полоролевому воспитанию в подготовительной группе с элементами театрализованной деятельности. «Мы разные, но мы вместе!»
Программное содержание: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности...
Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"
Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...
Мы разные, но мы вместе. 4 ноября - День народного единства.
Конспект занятия посвящен приобщению детей к истории России....
МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ
В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваютс...
Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы с использование компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"
Конспект НОД воспитателя с детьми группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"...
НОД воспитателя с детьми старшего дошкольно возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"
Методическая разработа НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"...