Использование настольно-печатных игр для расширения представлений о родном крае
методическая разработка на тему

Балакаева Екатерина Николаевна

Успешное решение задач повышения интереса детей к изучению калмыцкого языка, ознакомлению с традициями и современностью степного народа  в дошкольных учреждениях  требует пристального внимания к проблемам детской игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24»

Использование настольно-печатных игр для расширения  представлений о родном крае

Выступление на УМС УОМ Г.Элиста

Балакаева Е.Н.,

учитель калмыцкого языка

г. Элиста

Использование настольно-печатных игр для расширения представлений о родном крае

Балакаева Екатерина Николаевна,

педагог дополнительного образования

Муниципального казенного образовательного учреждения

«Детский сад №24»

Успешное решение задач повышения интереса детей к изучению калмыцкого языка, ознакомлению с традициями и современностью степного народа  в дошкольных учреждениях  требует пристального внимания к проблемам детской игры.

Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выгодский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко используют разные игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности. Среди прочих  игр именно настольно-печатная игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.  Это наиболее доступный для детей вид игры, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В такой игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.  

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что настольно-печатная игра  выполняет широкие функции, в том числе социокультурные и краеведческие.

Однако число таких игр  в педагогической капилке национальной системы дошкольного образования и воспитания нашей республике ничтожно мало. Для практического применения в 90-ых г. прошлого столетия было выпущена единственная игра – это лото «Илвтә түлкүр», которая расширяет словарный запас ребенка по различной тематике. Это игра с успехом используется педагогами Калмыкии уже более 20 лет.

Понимая огромную значимость  настольно-печатных игр с этнонациональным содержанием, расширяющие речевые возможности ребенка в освоении калмыцкого языка, обогащающие знания об истории калмыцкого народа и др., в условиях доступной игровой применимости,  не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в режиме дня дошкольника, мною были разработаны настольно-печатные игры для детей всех возрастных групп дошкольного учреждения, которые сейчас хотелось бы представить вашему вниманию.

Настольно-печатная игра «Люби и знай родной свой край!» (5-7 лет)

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о родном крае:

  • о столице степной калмыки -  г.Элиста;
  • о традиционном бытовании калмыков;
  • о животном и растительном мире.

Правила игры: В  игре могут принять участие от 2-х до 4-х игроков.

Описание игры.

Игра начинается со стартовой точки, где игроки выставляют свои фишки или цветные альчики. Для продвижения фишек (цветных альчиков) используются: кубики или альчик, у которого стороны равны следующим цифрам:

бөк – 1

чох -2

алц-3

та -4

бөкин оңх -5

чохин оңх – 6

При попадании на цифру, где стрелки указывают на изображение, игрок выполнят задание и рассказывает о нем. Если задание не выполнено игрок возвращается на предыдущую цифру своего хода.

При попадании на знак ? - игрок выполняет задание из двух вариантов:

  • выбирает дополнительные карточки и рассказывает все, что знает о том, что ни нем изображено;
  • отвечает на вопрос карточки, которую он выбирает сам.

При попадании на знак ♫ - игрок исполняет музыкальное задание (поет, угадывает мелодии, танцует калмыцкий танец и др.)

При попадании на знак ☺ - игрок выполняет задание, которое ему предлагает соперник. В качестве заданий могут быть использованы:

  • счет, цвет, размер на калмыцком языке;
  • стихи;
  • пословицы;
  • загадки;
  • скороговорки;
  • пальчиковая гимнастик;
  • многое другое, что позволяет закреплять лексический запас детей на калмыцком языке;
  • так же могут быть использованы творческие задания игроков.

Окончание игры: Первый дошедший до конца маршрута – победитель.

Настольно-печатная игра «Кто первый?» (3-7 лет)

«Кен түрүн?»

Цель: Расширение знаний детей о бытовании калмыков в прошлом и настоящем.  Закрепление терминологического словаря дошкольников по темам: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные и птицы», «Элиста», «Моя семья», «В кибитке», «Калмыцкие игры».

Правила игры: В  игре могут принять участие от 2-х до 7 игроков.

Описание игры. В игре принимают участие дети, которые выбирают из своего числа водящего (по считалке, жеребьевке и др.) Все остальные участники выбирают себе карточки по различным темам. Водящий  достает по одному разрезные карточки и называет то, что на нем изображено. Участник, у которого есть это изображение, забирает карточку и закрывает свой  рисунок. Тот участник, который первым соберет все картинки по своей теме – побеждает.

Дети 3-4 лет накладывают разрезные карточки на готовые изображения (по образцу). Дети более старшего дошкольного возраста собирают разрезные картинки сами по темам и общей картинке.

Окончание игры: Первый  собравший  все свои карточки по теме – побеждает в игре, проигрывает тот, кто последним заканчивает игру.

Настольно-печатная игра «Один – много» (5-7 лет)

«Негн – дала»

Цель: Расширение знаний детей о четырех видах любимых домашних животных калмыков.

Правила игры: В  игре могут принять участие  2-3 игрока.

Описание игры. Перед игрой на столе (ковре) педагог или дети раскладывают  картинки с изображением домашних животных из числа любимых калмыцким народом в две стороны. В одну сторону изображения животных в единственном числе, во вторую – во множественном числе. Один из детей выбирает любую картинку. Педагог спрашивает, что это за домашнее животное или животные и просит найти его, назвать в единственном или множественном числе. Когда игрок правильно выбирает и называет свою пару картинок, все остальные участники игры задают как можно больше вопросов или дают творческие задания. Например:

  • Как называют человека, который пасет овец?
  • Если «папа» - баран, а как называют «маму» и детенышей?
  • Как поет овца?
  • Чем она питается?
  • Для чего у нее такая густая шерсть?
  • Изобрази овцу спящей  и др.

Закрепление слов: корова – гурт, баран – отара, конь – табун, верблюд – стадо.

Окончание игры: Побеждает тот игрок, который больше всех ответит на вопросы, расскажет о животном, станцует, споет и др. Выбор победителя переделяют сами дети.

Настольно-печатная игра «Найди одинаковые картинки» (3-7)

«Әдл зургуд олтн»

Цель: Закрепление лексического словаря необходимого для проведения калмыцких игр. Развитие памяти, внимания.

Правила игры: В  игре могут принять участие от 2-х до 7 игроков.

Описание игры. Игроки выбирают жеребьевкой очередность участников игры. Перед игрой на столе (ковре) педагог или дети размешивают картинки и раскладывают  их изображением вниз.  У каждого игрока есть право перевернуть изображением вверх только 2 карточки. Если карточки совпали (н-р, герлыга и герлыга), то игрок забирает себе и у него есть право следующего хода, он еще раз переворачивает карточки, до тех пор пока не ошибётся. Ход игры переходит следующему игроку, как только ошибается предыдущий игрок. При не совпадении перевернутых карточек, это карточки переворачиваются изображением вниз.  В течение игры участникам необходимо запомнить, что и на какой карточке изображено, так чтобы при необходимости можно было точно выбрать необходимую карточку.

Для детей младших возрастных групп это игра проводится также, но при этом карточки не переворачиваются, дети из всех представленных изображений находят такую же карточку. Число используемых карточек минимально или зависит от возможностей ребенка.

Детям старшего дошкольного возраста можно увеличить число карточек используемых в  игре.

Окончание игры: В этой игре побеждает тот, кто соберет как можно больше парных карточек.

Настольно-печатная игра «Собери картинку» (3-7)

«Зург тогта»

Цель: Расширение знаний детей о предметах быта, утвари, одежды и др. Закрепление словаря дошкольника. Развитие памяти, внимания.

Правила игры: В  игре могут принять участие от 2-х до 10 игроков.

Описание игры.  Участники выбирают себе разрезные картинки их задача как можно быстрее собрать и рассказать что это такое, для чего применяется, из чего изготавливалось, где хранится и т.д. При этом для детей младшего возраста могут быть даны не разрезанные образцы, на которые накладываются части разрезанных картинок с простым понятным изображением.

Для детей более старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные по разрезам и тематике картинки  (кнут, герлыга, треножник и др.)

Окончание игры: В этой игре побеждает тот, кто первым собрал и рассказал о собранной картинке.

ПРИЛОЖЕНИЕ к игре

Респу́блика Калмы́кия

Общие сведения

Респу́блика Калмы́кия (калм. Хальмг Таңһч) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Образована — 4 ноября 1920 года. Столица — город Элиста.

Граничит — на юге с Республикой Дагестан, на юго-западе — со Ставропольским краем, на западе — с Ростовской областью, на северо-западе — с Волгоградской областью, на востоке — с Астраханской областью.

Географическое положение

Республика Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Протяжённость территории с севера на юг — 458 км, с запада на восток — 423 км. Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь и занимает территорию с общей площадью 75,9 тыс. км², что больше территории таких государств в Западной Европе как Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды.

С юга территория Калмыкии ограничена Кумо-Манычской впадиной и реками Маныч и Кума, в юго-восточной части омывается Каспийским морем, на северо-востоке на незначительном участке граница республики подходит к реке Волге, а на северо-западе расположена Ергенинская возвышенность. В пределах территории республики северная часть Прикаспийской низменности называется Сарпинской низменностью, а в её южной части находятся Чёрные земли. Господствующим типом рельефа республики, занимающим большую часть её территории, являются равнины. Каспийское побережье песчаное, изрезанное мелкими заливами.

Полезные ископаемые

Имеются запасы углеводородов, основные разведанные и эксплуатируемые — Ики-Бурульское и Ермолинское месторождения природного газа. Месторождения относятся к прикаспийской нефтегазоносной провинции.

Климат

Климат республики резко континентальный — лето жаркое и очень сухое, зима малоснежная, иногда с большими холодами.

Специфической особенностью территории республики являются засухи и суховеи: летом бывают до 120 суховейных дней. Регион является самым засушливым на юге европейской части России.

Гидрография

В северо-восточной части республики протекает река Волга (12 км). На юге республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке — Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. км².


Реки:

Озёра:

Животный и растительный мир

На территории республики обитают около 60 видов млекопитающих. На водоемах Калмыкии гнездятся около 130 видов птиц и более 50 видов встречаются во время сезонных миграций. 20 видов пресмыкающихся и 3 вида земноводных. В пределах республики отмечено 23 вида птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Особая гордость калмыцких степей – сайгаки. Численность популяции сайгака колеблется от 270 тыс. до 400 тыс.

Элиста

 Элиста (от калм. Элст — песчаный) (в 1944—1957 Степно́й) — город на юге России, столица Калмыкии, крупнейший город республики. Расположен в юго-восточной части Ергеней, в самом центре калмыцких степей, в 1250 км к юго-востоку от Москвы. Важнейший экономический, политический и культурный центр Калмыкии.

История

До образования первого поселения в балке Элиста устраивали свои стоянки калмыки, кочевавшие по Манычу. Калмыки называли это место «Эльста» (калм. песчаный) за то, что весь левый северный склон балки представлял собой рыхлые пески. Это имя закрепилось и за возникшим здесь селом[4]. Основателем Элисты считается бывший крепостной крестьянин Степан Прокопьевич Кийков, который по совету калмыка Болы весной 1862 год построил первую землянку в балке Элиста-Сала. К осени 1865 года в Элисте насчитывалось 15 дворов. Этот год считается годом основания города. Широкую известность Элисте принесли ярмарки скота, самые крупные в калмыцкой степи.

Гербы города

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7c/Coat_of_Arms_of_Elista_%28Kalmykia%29_%281980s%29.png/100px-Coat_of_Arms_of_Elista_%28Kalmykia%29_%281980s%29.png

Герб

(1980-е)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e5/Coat_of_Arms_of_Elista_%28Kalmykia%29.png/100px-Coat_of_Arms_of_Elista_%28Kalmykia%29.png

Герб

(1993)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/27/Coat_of_Arms_of_Elista_%28Kalmykia%29_%282004%29.png/100px-Coat_of_Arms_of_Elista_%28Kalmykia%29_%282004%29.png

Герб

(2004)

Геральдическое описание герба города Элисты гласит:

«Герб города Элисты представляет собой геральдический щит, состоящий из трех цветных полей. Красная часть поля — это выполненные в восточном стиле символические ворота, на фоне которых написано название города „Элиста“. Своё название город получил по балке, один склон которой был песчаным „элст“. Спускающийся от ворот белый хадак, символ благопожелания в буддизме, с выполненной золотом калмыцким письмом „тодо бичиг“ надписью „Элиста“, олицетворяет сам народ, его древнюю историю, культуру, его духовные корни. Историю города продолжает правая часть герба. На зелёном поле изображены три белоснежные кибитки с входами обращенными к зрителю, что символизирует гостеприимство и открытость калмыцкого народа. Калмыки устраивали свои летние кочевые стоянки в балке Элиста, которая была богата родниками, здесь была зелень, изобилие и жизнь. Это явилось залогом мирного благополучия и счастья народа. Завершает композицию синее поле с красным диском солнца. Опоэтизированное народом „вечно синее небо“ символизирует чистоту, постоянство, надежность. А солнце связывается с понятием жизни — щедрой, благополучной, счастливой. Красный цвет солнца обусловлен этническим самоназванием калмыцкого народа („улан залата хальмгуд“). Таким образом, герб столицы Республики Калмыкии города Элисты воплощает в себе историю города и характеризует народ»

Культура

Первый буддийский храм Элисты, Сякюсн-Сюме, был открыт 5 октября 1996 года.. Величавый облик храма, восходящий к тибетскому стилю в архитектурной трактовке В. Гиляндикова, органично дополнен скульптурой В. Васькина и П. Усунцынова, живописью А. Поваева, Г. Нуровой, О. Глушковой, Е. Манжеевой, резьбой по дереву и культовой атрибутикой Н. Галушкина и В. Куберлинова.

27 декабря 2005 года освящён расположенный на улице Ленина крупнейший буддийский храм республики — новый Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (калм. Бурхн Багшин алтн сүме), в котором расположена самая высокая в Европе статуя Будды.

Элиста является центром Элистинской и Калмыцкой епархии Русской Православной Церкви. В 1996 году Калмыкию посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Самыми старыми зданиями в Элисте являются здания Крестовоздвиженской церкви (бывшая церковно-приходская школа, построенная в 1879 году) и Красной школы, построенная в 1907 году.

Театры

Библиотеки

Музеи

Дворцы культуры и кинотеатры

Парки и скверы

  • Парк культуры и отдыха «Дружба»

Достопримечательности

  • Центральная и самая большая площадь города носит имя В. И. Ленина. Сейчас там находится комплекс «Пагода 7 дней», фонтан «Три лотоса» и шахматная доска размером примерно (5х5 м).
  • За зданием Правительства Калмыкии находится сквер, в котором расположена полутораметровая статуя Будды Шакьямуни, изваянная из белого уральского мрамора скульптором В. Васькиным и художником П. Усунцыновым.
  • В Элисте находятся многочисленные уличные скульптурные композиции, связанные с историей, мифологией, культурой и религией калмыцкого народа. Среди них самыми известными являются скульптуры Белого старца, Эхо, Верблюд, Летящие журавли.
  • На высоком кургане в северной части города воздвигнут памятник в честь освободителей столицы Калмыкии — танкистов 6-й Гвардейской танковой бригады 28-й Армии.
  • В парке «Дружба» в 1965 г. воздвигнут мемориальный комплекс в честь героев — комсомольцев и партизан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн. В парке также находится родник «Бортха», возле которого с 1862 года стал образовываться будущий город.
  • На площади Городовикова находится Аллея Героев, где установлен памятник Герою Советского Союза, военачальнику Б. Б. Городовикову (1910 — 1983).
  • Памятник, посвящённый сказителям джангарчи, воспевающих эпос «Джангар». Одним из самых известных джангарчи был Ээлян Овла. Песни о Джангаре являются самыми излюбленными и самыми распространёнными в устном народном творчестве калмыков.
  • Мемориальный комплекс «Исход и Возвращение» (1996, архитектор Сергей Курнеев, скульптор Эрнст Неизвестный), посвящённый депортации и возвращению из ссылки калмыцкого народа в 1943—1957 годах.
  • Район города Сити-Чесс, в центре которого находится Дворец Шахмат, построенный для проведения шахматных турниров и олимпиад. Сити-Чесс является воплощением проекта Нью-Васюки из романа «Двенадцать стульев», к нему ведет проспект Остапа Бендера и многое другое.

Города-побратимы

Животный мир Калмыкии

Суслики

Су́слики — род некрупных грызунов семейства беличьих. Длина тела 14—40 см, хвоста 4—25 см (обычно менее половины длины тела). Задние конечности немного длиннее передних. Уши короткие, слабо опушённые. Окраска спины очень разнообразная, от зелёной, до пурпурной. Часто на спине имеется тёмная рябь, продольные тёмные полоски, светлые пестрины или мелкие пятнышки. По бокам туловища могут проходить светлые полосы. Брюхо обычно грязно-жёлтого или беловатого цвета. К зиме мех у суслика становится мягким и густым; в летнее время он реже, короче и грубее. Имеются защёчные мешки. Сосков от 4 до 6 пар.

Образ жизни наземный; живут колониями, в норах, которые выкапывают сами. Длина норы и её устройство зависят от вида суслика и конкретного ландшафта. На песчаных почвах они наиболее протяжённые — до 15 м в длину и 3 м в глубину; на более плотных глинистых почвах редко длиннее 5—7 м. Внутри норы обычно имеется гнездовая камера, устланная сухой травой. Суслики известны своей привычкой при опасности вставать «столбиком» и издавать характерные свистящие звуки.

Питаются суслики надземными и подземными частями растений, всегда неподалёку от нор. Некоторые виды употребляют в пищу и животные корма, как правило насекомых. Делают значительные запасы пищи из семян травянистых растений и зёрен хлебных злаков. Активны в утренние и вечерние часы; день преимущественно проводят в норах. На холодный период года впадают в спячку, продолжительность и временные рамки которой сильно зависят от географического положения. У ряда видов наряду с зимней спячкой имеется и летняя, связанная с недостатком кормов.

 САЙГАК

Сайга́к — Относительно мелкое парнокопытное, длина тела 110 - 146 см, хвоста 8 - 12 см, высота в холке 60 - 79 см. Масса 23 - 40 кг. Удлинённое туловище на тонких, сравнительно коротких ногах. Нос в виде мягкого вздутого подвижного хоботка с округлыми сближеными ноздрями. Уши с округлой вершиной. Средние копыта крупнее боковых. Рога бывают только у самцов. Они по длине примерно равны длине головы, полупрозрачные, желтовато-белые, неправильной лирообразной формы, в нижних двух третях имеют поперечные кольцевые валики, расположены на голове почти вертикально. Летний мех желтовато-рыжий, более темный по средней линии спины и постепенно светлеющий к брюху, без околохвостового «зеркала», низкий и относительно редкий. Зимний мех намного выше и гуще, очень светлый, глинисто-серый. Линьки два раза в год: весной и осенью.

Сайгаки в разные сезоны года собираются в большие стада в степях и полупустынях и кормятся самыми разными видами растений, в том числе ядовитыми для других видов животных. Сайгаки мигрируют на большие расстояния и могут переплывать реки, но стараются избегать крутых и скалистых склонов.

ТУШКАНЧИК

Тушка́нчики  — грызуны от очень мелких размеров до средних: длина тела у них от 4 до 25 см. Хвост длиннее туловища (7—30 см), часто с плоской чёрно-белой кисточкой на конце, служащей рулём при беге, а также визуальным сигналом опасности.

Внешность у тушканчиков очень характерная благодаря короткому кургузому туловищу и удлинённым, сильным задним конечностям, длина которых иногда в 4 раза превышает длину передних. При медленном движении некоторые тушканчики передвигаются на всех четырёх ногах, но большинство видов — только на задних. Длинный хвост играет важную роль при движении: он служит балансиром при прыжках, особенно при резких поворотах на большой скорости. Передние конечности короткие. Когти хорошо развиты; на задних конечностях они обычно длиннее, чем на передних.

Это типично ночные и сумеречные животные, которые день проводят в норах. Облюбовав место для норы, тушканчик разрыхляет грунт резцами и когтями передних лап. Землю подгребает под туловище, затем с силой отбрасывает задними лапами. Вырытый грунт выталкивает из туннеля наружу грудью и передними лапами. Выброшенную землю тушканчик тщательно разбрасывает и утрамбовывает. На зимний период многие виды впадают в спячку.

ХОРЕК

Хорек- род млекопитающих семейства куньих. Кроме собственно хорей, к этому же роду хищников относятся норка, ласка и горностай. Взрослые хорьки в природе ведут одиночный образ жизни. Хищники. Степной хорёк уничтожает и более крупных грызунов — сусликов, хомяков, а также пищух. Вблизи жилья нападают на птичники.

КОРСАК

Корсак - хищное млекопитающее рода лисиц семейства псовых. Корсак похож на обыкновенную лисицу, но заметно мельче (длина тела 50—60 см, хвоста — 25—35 см), с более крупными ушами и высокими ногами. Высота в плечах около 30 см. Вес — 4—6 кг. Морда короткая, сильно заостренная; скулы широкие; уши большие, широкие в основании, к концам приострённые.

Обычная окраска светлая, серая или рыжевато-серая, встречаются оттенки красного; брюхо беловатое или жёлтоватое, кончик хвоста тёмно-бурый или чёрный, подбородок светлый. Выражен сезонный морфизм в длине меха: зимой мех длинный и пышный, летом — короткий и прилегающий. Зимой возле хребта у корсака заметен седой налёт.

От обыкновенной лисы корсак отличается тёмным концом хвоста.

Живёт корсак в норах, что обусловлено его средой обитания — засушливыми районами с жаркими днями и холодными ночами летом и с суровыми зимами. В качестве жилья использует норы сурков, приспосабливает норы сусликов и больших песчанок, изредка занимает старые норы барсуков и лисиц. Самостоятельно норы роет редко. Иногда норы располагаются группами, но только одна из них является жилой. Нора корсака обычно неглубокая, длиной около 2,5 м и с несколькими входами.

Охотится корсак в одиночку, преимущественно в сумерках, но в неволе демонстрирует и дневную активность. Обладает хорошим обонянием, зрением и слухом. Питается корсак, в основном, мелкими грызунами (полёвки, пеструшки, мыши, тушканчики), пресмыкающимися, насекомыми, птицами и их яйцами. Реже добывает сусликов, ежей, зайцев.  Основные враги — волк и лисица. Волки охотятся на корсаков, которые, несмотря на способность развивать хорошую скорость (до 40—50 км/ч), скоро устают и сбавляют темп. С другой стороны, корсаки часто подбирают останки сайгаков, джейранов и других животных, растерзанных волками. Что касается обычной лисицы, то она является основным пищевым конкурентом корсака.

ЖУРАВЛЬ-КРАСАВКА

Журавль-красавка - Самый маленький вид журавлей, его высота составляет около 89 см, а вес 2—3 кг. Голова и шея в основном чёрные; позади глаз хорошо заметны длинные пучки белых перьев. От основания клюва до затылочной части имеется участок светло-серых перьев; обычная для других видов журавлей проплешина отсутствует. Клюв короткий, желтоватый. Роговица глаз красновато-оранжевая. Оперение туловища голубовато-серое. Маховые перья второго порядка крыльев выделяются своей длиной и пепельно-серым цветом. Ноги и пальцы на ногах чёрные. Голос — звонкое курлыканье, более высокое и мелодичное, чем у серого журавля.

В отличие от других видов журавлей, красавки менее приспособлены к болотистой местности и предпочитают жить на открытых территориях с невысокой травянистой растительностью: степях, саваннах и полупустынях на высоте до 3000 м над уровнем моря. Кроме того, они активно кормятся, а иногда и гнездятся, на пашнях и других сельскохозяйственных угодьях недалеко от водных источников: ручьёв, рек, мелководных озёр или низин.

КИБИТКА

Остов кибитки придуман был просто, но умно. Легко и быстро собирается и разбирается, легко перевозится, так как почти все части складываются. Состоит остов кибитки из следующих частей: шесть решеток, дверь с двумя створками, шестьдесят шестов и круглый дымоход.

Дымоход — деревянный круг (обод) диаметром примерно полтора метра, сверху — четыре полукруглых деревянных дуги, скрепленных крест-накрест и упирающихся концами в круг, у круга снизу — отверстия для шестов.

Сверху дымоход накрывается плотной кошмой, с которой на четыре стороны свешиваются до земли длинные веревки. С помощью этих веревок дымоход открывается и закрывается. На ночь дымоход закрывается, веревки натягиваются и привязываются к среднему поясу.

Деревянный круг делается составным. И круг, и дуги дымохода изготавливают из твердого легкого дерева.

Шесты. С помощью шестов подымается и удерживается над кибиткой круг дымохода: острый конец каждого двухметрового шеста (их количество доходит и до 80) вставляется в отверстие, сделанное в круге, а противоположный конец упирается в головку решетки и крепится с помощью ременной или шпагатной петли. На шесты укладываются сначала нижние, а затем верхние войлочные покрытия кибитки.

Если шесты ровные и прямые (каковыми они и должны быть), то кибитка приобретает красивый стройный вид, а снег и дождевая вода на ней не задерживаются, скатываясь вниз.

Решетки. Их шесть. Соединенные между собой (связанные), они составляют круг — стены кибитки, на которых держатся шесты и дымоходный круг.

Решетка всегда делалась из ровных, одинаковых по длине и диаметру круглых оструганных шестов. Их укладывали крест-накрест, в местах пересечения сверлили сквозные отверстия, через которые пропускали тесьму из сыромятной коровьей кожи и завязывали узелки-кулачки с обеих сторон сквозных отверстий. Когда эти узелки-кулачки засыхали, они делались твердыми и упругими. Поэтому-то решетки легко складывались, что было удобно и при перевозке, и при установке кибитки.

Когда устанавливали кибитку, то сначала стыковали решетки между собой с помощью широкой тесьмы, сплетенной из верблюжьей шерсти и конского волоса, затягивая ее в местах соединений крепкими узлами.

Дверь. С южной стороны кибитки, между двумя решетками, крепилась вместе с косяками при помощи той же тесьмы двустворчатая дверь, створки которой открывались вовнутрь. Над дверью укреплялась войлочная накидка.

Решетки красили масляной краской одного цвета, а дверь — разноцветными масляными красками. Наддверную накидку украшали вышитыми узорами. На ночь створки двери запирали деревянными щеколдами сверху, у притолоки, и снизу, у порога.

Теперь посмотрим, какие предметы, сделанные из дерева, находились в кибитке и в каком порядке они стояли.

При входе в кибитку (дверь на южной стороне), слева (а у калмыков это правая сторона — от сидящего в центре кибитки лицом к двери человека) стоит продолговатый комод с двумя дверцами и ящиками по обе стороны. По-калмыцки — это укюг. Раскрашен он разноцветными узорами. В него кладут самое ценное из утвари: фарфоровые чашки и тарелки, чашки из красного дерева, серебряную посуду, хранят и продукты. На дверцах — висячий замок.

Сверху на укюг кладут в мешках из кошмы зимнюю одежду и постельные принадлежности (большей частью из кошмы), которыми пока не пользуются. Весь этот своеобразный склад накрыт ковром или рядном и называется у калмыков «бараном». А на ковер ставятся сундуки с различными вещами.

Левее (или правее по-калмыцки), рядом со складом-бараном, на маленьком ящике, стоит буддийский молитвенник, похожий на цилиндрическое деревянное ведро с крышками вверху и внизу, сидящее на металлическом стержне и выкрашенное желтой краской, с полосками орнамента по краям и в середине. Внутри цилиндра находится пачка прямоугольных листков бумаги, на которых на тибетском языке написаны разнообразные молитвы. Цилиндр вращается, если потянуть за шнурок, привязанный у основания металлического стержня. Пожилые люди по вечерам крутили молитвенник и читали молитвы. Слова молитв — тибетские, а потому верующие не понимали их, механически произнося заученные тексты.

Рядом с молитвенником стоит деревянная кровать девушки — дочери хозяина. В изголовье стоит домбра, а за ней, на земле, лежит сбруя коня и другие предметы и принадлежности хозяйства.

С правой стороны от склада — маленький шкаф, на котором стоят светильники, деревянная чашечка, для пожертвований предкам. Над шкафом висит ящичек, где хранится семейный молитвенник. Рядом со шкафом, справа, стоит деревянная кровать хозяина дома. Левее, возле кровати, находится высокая дубовая кадочка с металлическими обручами. Сверху кадочка покрыта деревянной крышкой, в которой имеется отверстие, куда входит ручка маслобойки. За кадочкой к шестам прикреплена свисающая на веревках подставка для посуды. Внизу, на земле, на треугольных подставках установлены малый котел для варки мяса, чая и другой пищи и большой чугунный котел, служащий для выгонки из кислого молока самогона, а также приспособления к нему.

Эрендженов К.Э.

Сундук

Сунду́к (от тюркского сандык) — изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён.

Треножник (др.-греч. τρίποδος ; Tripodion) — металлический котёл с тремя ножками, а также любая утварь на трёх подставках. В домашнем хозяйстве треножник применялся для разогревания воды и пищи. Изготовлялся из различных материалов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование настольно-печатного материала при обучении русскоязычных детей коми языку.

         У каждого воспитателя, который  учит детей коми языку, у каждого из вас, очень много разнообразного материала, как демонстрационного, так и раздаточного. Мы все понимаем, что  зримые  образы ...

доклад "Использование настольно-печатной дидактической игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста".

Доклад об использовании настольно-печатных дидактических игр в старшей группе детского сада...

Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».

Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста  на основе  воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...

Использование настольно-печатных игр в индивидуальной работе с дошкольниками с ТНР

Какие задачи можно решить, используя настольно-печатные игры в индивидуальной работе с детьми с ТНР; виды игр....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».

Одной из разновидностей дидактических или развивающих игр  являются настольно–печатные игры. Как известно, они, развивают интеллектуальные и познавательные способности детей. Способствуют ф...

Проект "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе расширения представлений о родном крае"

Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Эт...

«Формирование патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через расширение представлений о родном крае».

В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому ...