«Сборник сценариев для драматизации по сказкам Нижегородской области»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Сборник содержит в себе переаботанные для драматизации сказки Нижегородской области, с описанием декораций и списком действующих лиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Про лисоньку» ( По сказке, записанной в 1980 году со слов Екатерины Егоровны Князевой (1922 г.р.), уроженки села Кеньшева Горьковской области, Н.В.Морохин «Нижегородские сказки», 1992г.) Действующие лица : Автор, Лиса, Хозяин (1),Хозяин (2), Хозяйка, Собака.
(Декорации леса, в стороне стоит изба. На сцене появляется лиса.) Автор: Шла лисонька по дороженьке. Нашла лисонька скалочку . Вот стемнело, ей надо ночевать. Вот видит, стоит дом, лисонька постучала. Хозяин (1): Кто там? Лиса: Пустите меня переночевать. Я лисонька со скалочкой. Хозяин: Да у нас и так тесно. Лиса: Я вас не затесню, сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. Хозяин: Ну, иди, ночуй.
Автор: Вот пришла она у них, улеглась, хозяева все полегли спать. Лисонька встала ночью, сожгла скалочку и успокоилась. Лежит. А утром встает и хозяевам говорит: Лиса: А где моя скалочка? Мне за скалочку и курочку не надо! Хозяин: На уж, курочку бери! Автор: Вот идет лисонька по дороженьке и поет: Лиса: Шла лисонька по дороженьке, Нашла лисонька скалочку. За скалочку курочку. Автор: Шла, шла, курочку не стала она есть. Шла дальше. Вот видит: стоит избушка. Стучится переночевать.
Лиса: Пустите меня ночевать! Хозяйка: У нас и так тесно! Лиса: А я вас не затесню, сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. Хозяйка: Ну иди, ложись. Автор: Вот лисонька легла. Сама на лавочку, хвостик под лавочку. Хозяева все легли. А она ночью встала и съела курочку. И сама спит – хорошо ей спится. Утром хозяева встают, она им и говорит: Лиса: А где моя курочка? Мне за курочку не надо и уточку. Автор: Хозяева пожали плечами и отдали ей уточку. Идет лисонька по дороженьке и опять поет:
Лиса: Шла лисонька по дороженьке, Нашла лисонька скалочку. За скалочку курочку, За курочку уточку. Автор: Вот пошла дальше. Шла, шла. Стоит домик. Она туда постучала: Лиса: Пустите меня ночевать Хозяин (2): Да у нас и так тесно. Лиса: Я вас не затесню, сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, уточку под печку. Хозяин (2): Ну, иди.
Автор: Вот лиса встала ночью. Уточку съела. А утром и говорит хозяевам: Лиса: Мне за уточку давайте девочку. Автор: Хозяева думали, думали. Ну как девочку отдать? Жалко. Взяли они, придумали, собаку в мешок посадили и дали лисе на плечо. Хозяин(2): На, вот тебе, неси. Автор: Вот идет лиса и поет: Лиса: Шла лисонька по дороженьке, Нашла лисонька скалочку. За скалочку курочку, За курочку уточку,
За уточку девочку. Девочка, девочка, а ты что не поешь? Ну-ка, спой-ка! Собака: Гав-гав! Гав-гав! Автор: Эх, лиса тут учуяла собаку, бросила мешок и бежать. Спрыгнула в нору. Вот спрашивает: Лиса: Уши вы чего делали? Автор: Слушали. Лиса: Глаза вы чего делали? Автор: Глядели. Лиса: А вы ноги что делали? Автор: А мы бежали. Лиса: А ты хвост что делал?
Автор: Высунула лиса хвост из норы и говорит: Лиса: На, собака, ешь хвост! Автор: Высунула лиса хвост из норы, да собака ее и вытащила. ( Лиса убегает, за ней собака).
«Старик, который нес кисель барину» ( По сказке, записанной в 1980 году со слов Екатерины Егоровны Князевой (1922 г.р.), уроженки села Кеньшева Горьковской области Н.В.Морохин «Нижегородские сказки»1992г.) Действующие лица : Автор, Старик, Старуха, Барин, Пастухи, Татарин.
( На сцене перед избой старик и старуха) Автор: Вот наварила бабка киселя и послала старика к барину: Старуха: Неси, дедушка, кисель барину. ( Бабка заходит домой, старик идет к барину) Автор: Вот принес дедушка барину кисель. Старик: На, вот тебе киселя бабушка прислала. Барин: Чего тебе за это дать, мужичок? Старик: Не знаю, чего ты мне дашь. Автор: Вот он дал ему золотую шляпу. Вот он пошел домой с этой шляпой. Идет, навстречу ему табун пасется лошадиный, его спрашивают пастухи. Пастух (1): Дедушка, дедушка, далёко ли ходил?
Старик: Да барину киселя носил. Пастух: А чо он тебе за это дал? Старик: Золотую шляпу. Пастух: А где она? Старик: Вот. Пастух: Сменяй нам на лошадь Автор: Сменял. Пошел дальше. Шел, шел, пасется коровий табун. Пастух (2): Дедушка, дедушка, ты далёко ли ходил? Старик: Барину киселя носил. Пастух: А он чо за это тебе дал? Старик: Золотую шляпу.
Пастух: А где она? Старик: Сменял на лошадь. Пастух: А где лошадь? Старик: Вот. Пастух: Сменяй нам на корову. Автор: Сменял, пошел дальше. Шел, шел, пасется табун телячий. Пастух (3): Дедушка, дедушка, ты далёко ли ходил? Старик: Барину киселя носил. Пастух: А он чо за это тебе дал? Старик: Золотую шляпу. Пастух: А где она?
Старик: Сменял на лошадь. Пастух: А где лошадь? Старик: Сменял на корову. Пастух: А где корова? Старик: Вот. Пастух: Сменяй нам на телыньку. Автор: Сменял, пошел дальше. Шел, шел, попадается ему овечий табун. Пастух (4): Дедушка, дедушка, далёко ли ходил? Старик: Барину киселя носил. Пастух: А он чо за это тебе дал? Старик: Золотую шляпу.
Пастух: А где она? Старик: Сменял на лошадь. Пастух: А где лошадь? Старик: Сменял на корову. Пастух: А где корова? Старик: Сменял на телыньку. Пастух: А где теленок? Старик: Вот. Пастух: Сменяй нам на овцу. Автор: Сменял, пошел дальше. Шел, шел, попадается ему гусиный табун. Пастух (5): Дедушка, дедушка, ты далёко ли ходил?
Старик: Барину киселя носил. Пастух: А он чо за это тебе дал? Старик: Золотую шляпу. Пастух: А где она? Старик: Сменял на лошадь. Пастух: А где лошадь? Старик: Сменял на корову. Пастух: А где корова? Старик: Сменял на телыньку. Пастух: А где телынька? Старик: Сменял на овцу. Пастух: А где овца?
Старик: Вот. Пастух: Сменяй нам на гуся. Автор: Сменял, пошел дальше. Шел, шел, попадается ему куриный табун. Пастух (6): Дедушка, дедушка, ты далёко ли ходил? Старик: Барину киселя носил. Пастух: А он чо за это тебе дал? Старик: Золотую шляпу. Пастух: А где она? Старик: Сменял на лошадь. Пастух: А где лошадь? Старик: Сменял на корову. Пастух: А где корова?
Старик: Сменял на телыньку. Пастух: А где телынька? Старик: Сменял на овцу. Пастух: А где овца? Старик: Сменял на гуся. Пастух: А где гусь? Старик: Вот. Пастух: Сменяй мне на курицу. Автор: Сменял, пошел дальше. Шел, шел, а тут татарин иголками торгует. Татарин: Дедушка, дедушка, ты далёко ли ходил? Старик: Барину киселя носил.
Татарин: А он чо за это тебе дал? Старик: Золотую шляпу. Татарин: А где она? Старик: Сменял на лошадь. Татарин: А где лошадь? Старик: Сменял на корову. Татарин: А где корова? Старик: Сменял на телыньку. Татарин: А где телынька? Старик: Сменял на овцу. Татарин: А где овца? Старик: Сменял на гуся.
Татарин: А где гусь? Старик: Сменял на курицу. Татарин: А где курица? Старик: Вот. Татарин: Променяй мне на иголку. Автор: Променял, вот пошел дальше домой старик. Пошел через плетни и иголку потерял. И идет ни с чем. Приходит домой, его спрашивает старуха: Старуха: Ну чего за это дал барин? Старик: Золотую шляпу. Старуха: А где она? Старик: Сменял на лошадь. Старуха: А где лошадь?
Старик: Сменял на корову. Старуха: А где корова? Старик: Сменял на телыньку. Старуха: А где телынька? Старик: Сменял на овцу. Старуха: А где овца? Старик: Сменял на гуся. Старуха: А где гусь? Старик: Сменял на курицу.
Старуха: А где курица? Старик: Сменял на иголку. Старуха: А где иголка? Старик: А лез через плетни, да и потерял. И вот ничего не несу. Старуха (бранится) : Эх, ты, дурачина! И этого-то ты не смог. Все-то на иголку сменял, да пустой и пришел.
«Про петушка» . ( по сказке, записанной в 1986г. со слов Любови Александровны Кочетковой (1905 г.р. ) ,с.Красный Бор, Шатковский р-н Горьковской области, Н.В.Морохин «Нижегородские сказки» 1992 г.) Действующие лица : Автор, Петушок, Котик, Лиса.
( На сцене избушка, плетень и декорации леса) Автор: Жили - были петушок и котик в лесу. Вот котик уходит в лес и говорит петушку: Котик: Сиди дома, в окошки не выглядывай. Петушок: Ладно-ладно, не выгляну. Автор: Только кот ушел, лиса тут как тут – села и запела: Лиса: Петя-Петя петушок, Золотистый гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Я те дам горошка. Дам тебе и зернышка.
Петушок: Врешь, лиса, врешь! Лиса: Да нет, ну что ты – вот же, вот. Автор: Петушок и выглянул. Лиса схватила его и побежала. Петушок: Ай, котик, мой братик – тащит меня лиса за темные леса! Автор: Вот котик услыхал, бежит. Догнал, отнял петушка и говорит: Котик: Зачем ты это сделал? Я те говори! Смотри, сейчас я далеко уйду- уж не услышу. Петушок: Ладно, ладно. Теперь не открою. Автор: Опять остался. Лиса дала котику уйти – и опять к окошку. Лиса: Петя-Петя петушок, Золотистый гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко, Я те дам горошка. Дам тебе и зернышка. Петушок: Врешь, лиса. Ты меня обмануть хочешь! Лиса: Да что ты, что ты! Ехали бояре, Горох потеряли- Куры клюют, Петухам не дают.
Петушок: Как это так – петухам не дают?! Автор: Выглянул в окошко. Лиса его – цап-царап – и утащила. Петушок кричал-кричал, плакал-плакал,а котик уж не слыхал. Лиса утащила его в темную нору на высокую гору и съела там.
«Горшок» (По сказке, записанной в 1981 г. со слов Евдокима Федоровича Маресьева (1910 г.р.) ,д.Смолино Дивеевского района Горьковской области, Н.В. Морохин «Нижегородские сказки», 1992г.) Действующие лица: Старик, Старуха, Соседки.
(На сцене внутренне убранство русской избы, стол) Автор: Вот старик со старухой сидят ужинают. И ели из горшка кашу. Когда стали доедать, старуха говорит старику: Старуха: Тебе горшок мыть-то. Старик: Это дело не мое, это дело женско, не буду. Старуха: И я не буду – мне надоело. Автор: Вот и спорили, спорили. Договорились так: Старуха: Давай ляжем спать. Кто утром первый заговорит – тому и мыть. Автор: Вот они легли. И долго лежали оне. Говорить не говорят – лежат. Соседка пришла – что такое у Марфы-те: и огоньку, и дымку нет, и печка не топится. Пришла – они лежат. Глаза открыты.
Соседка (1) : Марфа! Марфа! Николай! Николай! (Они не отзываются) Да что же это такое! (Зовет). Наталья! Поди-ка сюда! (Появляется Соседка Наталья) Соседка(2): Ну чего? Соседка(1): Гляди, чего делается! Лежат! Молчат! Караулить их надо, вдруг случится чего! Ну,ты, Наталья, как шабренка и оставайся тут караулить. Соседка(2): Нет, я не буду, не останусь. Что ж я, за так буду их караулить? Соседка(1): Да вон фуфайку возьми ее ту, вон на стенке висит, за карауленье-то.
Автор: А старуха и говорит: Старуха: Нет, я фуфайку не отдам, она мне самой нужна. (Старик вскакивает) Старик: Тебе, старуха, горшок-то мыть!
«Зеркало» (По сказке, записанной в 1979 г. со слов Ольги Ивановны Мироновой (1907 г.р.), в г.Городец Горьковской области, Н.В. Морохин «Нижегородские сказки»», 1992 г.) Действующие лица: Мужик, Баба, Соседка тетка Марфа, Сосед Семен.
(На сцене – деревья, плетень, в стороне – изба с внутренним убранством) Автор: В каком году ,рассчитывай, В какой стране, угадывай, Шел мужик по дорожке столбовой. Шел он, шел и видит: блестит что-то на дороге в пыли.Дмает, монета серебряная. Взял он, вытер об штаны ( Мужик выполняет действия по тексту), глядит – мужик . Такой же – нос картошиной, глаз живой. Но молчит. Мужик: Э, что-то тут неладно. Автор: Положил в карман, а самому покою нету. (Достает зеркало, смотрит в него) Мужик: Ну вот, опять – мужик, нос картошиной, глаз живой. Вот чудо нашел!
Автор: Пришел домой, сел на лавку, кричит жену: Баба: Чего случилось? Мужик: Чудо нашел! Погляди – там мужик живой, нос картошкой, Глаза живые. Только не говорит. Баба: Да ты что! Баба там! Нос уточкой! Мужик: Да ты что! Мужик! Нос картошкой! Баба: Нет, баба! Нос уточкой! Мужик: Да какая баба? Мужик! (Появляется соседка Марфа – старуха) Баба: Ой, тетка Марфа, не знаем к добру или к худу. Нашел мой мужик вот эту штуку. Я говорю,там баба, а он – нет, мужик! Мужик: Ну да, мужик.
Баба: Нет, баба. Мужик: Нет, мужик. (Соседка берет зеркало, смотрится). Соседка: Да что вы! Там ведь старуха. Лицо у нее желтое, как печеное яблоко. Мужик: Да нет там никакой старухи! Там мужик, нос картошкой. Баба: Нет, баба там! Нос уточкой. Соседка: Да что вы братцы, там старуха. И лицо, как печеное яблоко. (Входит сосед Семен) Сосед: Что ту за крик? Мужик: Сосед дорогой, вот чудо нашли. Мужик там, нос картошиной.
Баба: Нет, Семенушка. Баба там. Нос уточкой. Соседка: Нет, старуха. Автор: Тут Семен и догадался, что это такое. Он в городах-то бывал, и говорит: Сосед: Да это вы сами, наверное, себя видели. Вот становитесь все вместе. (Все становятся рядом перед зеркалом, смотрятся по очереди) Татьяна, на кого похож этот муж – нос картошиной? Баба (мужику): Гриша, неужто это ты? Сосед (мужику): А эта баба на жену твою не похожа? Мужик: Батюшки, Татьяна, да что ты! Сосед: А это неужто не тетка Марфа?
Соседка: Да неужто я такая старая и страшная? Сосед: Я вот по городам ходил, видел. Зеркала там стоят. Заглянешь в зеркало, а там все видать. И не только обличье, а и то, в чем одет, в новую рубашку, в какую обувь. Автор: И вот с тех пор в народе поговорка ходит: « Не пеняй на зеркало…» . Да я повторяться не стану, пословицу –то эту вы все знаете.
Библиография: Оформление: взято с www.yandex.ru ; Текст: «Нижегородские сказки», составитель Н.В. Морохин, Нижний Новгород, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/15/picture-20537-1431720476.jpg)
Сценарий игры-драматизации по сказке В. Г. Сутеева "Капризная кошка"
Развитие связной речи осуществляется не только в повседневной жизни и на занятиях, но и в игре. А именно в игре - драматизации. Умение рассказывать помогаает ребёнку быть общительным, преодолевать мол...
СЦЕНАРИЙ СКАЗКИ – ДРАМАТИЗАЦИИ « ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»
Материал из опыта работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны "Использование театральной деятельности в работе по коррекции речи дошкольников с ОНР"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/13/picture-246453-1368465696.jpg)
Сценарий для драматизации украинской народной сказки "Колосок" детьми старшей группы.
Драматизацию сказки "Колосок" можно использовать как часть итогового занятия, для закрепления темы про хлеб. Мы с детьми старшей группы любим показывать драматизацию для младших групп. Знакомимся со с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-413997-1393766195.jpg)
Сценарий игры-драматизации "День рождения у зайчат"
Содержание сказки позволяет решить следующие задачи: развивающие - развитие воображения,образное мышление. Воспитательные - воспитывать навыки поведения в ситуациях "идем в гости", "встречаем гостей",...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-413997-1393766195.jpg)
Сценарий игры-драматизации "День рождения у зайчат"
Содержание сказки позволяет решить следующие задачи: развивающие - развитие воображения,образное мышление. Воспитательные - воспитать навыки поведения в ситуациях "идем в гости", "встречаем гостей", д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-1061213-1537806881.jpg)
Сборник методического материала по образовательной области "Познавательное развитие" "Юные исследователи"
Авторы делятся опытом организации работы по образовательным областям «Познавательное развитие»В пособии представлен практический материал по использованию современных игровых техноло...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/19/picture-757841-1674140538.jpg)
Авторский сборник «Дидактические игры в образовательной области «Физическое развитие» для детей дошкольного возраста»
Авторские игры делают материал увлекательным, помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. Вариативность игр призваны активизировать ...