Рабочая программа кружка "Радуга дружбы"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Гордеева Любовь Викторовна

Рабочая программа кружка "Радуга дружбы". содержит материал по ознакомлению дошкольников с культурой чувашского народа. Для детей 4-5 лет,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_rabochaya_programma.docx82.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 242 «Садко»

Принята  на Совете педагогов МБДОУ ЦРР – детского сада

№ 242 «Садко»

Протокол

 № ___ от ___________

                              Утверждаю:

Заведующий МБДОУ ЦРР – детского сада № 242 «Садко»

_____________ С.Ю.Новикова Приказ № ____ от __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования  

по познавательной направленности

«Радуга дружбы»

                       Составили:

Гордеева Л.В.

 Емелькина О.А.

Ульяновск,2017

Содержание программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

Содержание

стр.

Введение

4

I

Целевой раздел

5

1.1.

Пояснительная записка

5

1.1.1.

Цели и задачи реализации рабочей программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

7

1.1.2.

Принципы разработки рабочей программы дополнительного образования по познавательной  направленности «Радуга дружбы»

7

1.2.

Предполагаемые результаты реализации рабочей программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

8

1.2.1.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

8

1.2.2.

Система оценки результатов освоения рабочей программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

9

II

Содержательный раздел

10

2.1.

Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка.

10

2.2.

Основные формы работы

10

2.3.

Взаимодействие с педагогическим коллективом

10

2.4.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

11

III

Организационный раздел

13

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

13

3.2.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы дополнительного образования познавательной направленности «Радуга дружбы»

13

3.3.

Кадровые и методическо-информационные ресурсы реализации содержания рабочей программы дополнительного образования познавательной направленности «Радуга дружбы»

14

3.4.

Финансовые условия реализации рабочей программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

16

3.5.

Планирование образовательной деятельности в рамках рабочей программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

17

Литература                                                                                        

20

Приложение

22

  1. Диагностический инструментарий
  1. Подвижные игры

Введение

Рабочая программа  –  нормативный документ МБДОУ ЦРР –детский сад  № 242 «Садко», определяющий объём, порядок, содержание курса клуба, секции, студии и требования к реализации  содержания дополнительного образования в условиях ДОУ.

Рабочая программа разработана педагогами на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от ____ мая 201__ г. №2/15), Основной образовательной программы МБДОУ ЦРР – детский сад № 242 «Садко» и парциальных программ, соответствующего содержания курсу дополнительного образования.

Рабочая программа дополнительного образования обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывает интересы и потребности детей и родителей воспитанников, приоритетные направления, сложившиеся в практике детского сада и культурно-образовательные традиции.

Сроки реализации:

 (Сентябрь – май).

Участники: воспитанники, посещающие ОУ, педагоги и родители.

Список воспитанников:

Бородин Иван

Борцева Анна

Булатов Никита

Бордюжа Вера

Военков Виталий

Волгужева Дарья

Горбенко Вера

Дуглав Вера

Дашкевич Вадим

Елпуков Дмитрий

Ерукова Виктория

Зайнутдинова Сабина

Коблов Артем

Лобанов Иван

Макарова Анастасия

Мигулкин Владислав

Нестерова Дарья

Нянюшкина Виктория

Панфилов Дмитрий

Парамонова Полина

Плешков Глеб

Прошанов Кирилл

Пузанов Дима

Садыкова Аделина

Саприна Карелия

Сгибнева Елизавета

Сидехменов Иван

Соловьева Арина

Султанова Алия

Трунилин Алексей

Трунилин Владимир

Фефелова Валерия

Фунин Лукьян

Чернов Дмитрий

Чертова Александра

I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования  по познавательной направленности «Радуга дружбы» для  детей от 4 до 5 лет направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной психо - физической социализации ребёнка, его всестороннего познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Актуальность:

На современном этапе развития общества выявлено, что народная культура в наши дни значительно подорвана. В законе «О языках» сказано: «Граждане должны бережно относиться к родным языкам, как к хранилищу духовного и культурного наследия предков. Забота о сохранении, возрождении и развитии чувашского языка, как важнейшего национального признака и основы всей духовной культуры возлагается на чувашскую государственность».

Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими всё более становятся педагогические. Чрезвычайно богата и интересна чувашская педагогическая культура, основанная на естественной связи поколений. У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к прекрасному. Приобщение же подрастающего поколения к прекрасному считалась одной из важных задач воспитания. Так одной из запеведей И.Я.Яковлева - любовь к Родине, родному народу, его культуре, обычаям и языку. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дощкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Детям дошкольного возраста доступно народное творчество.

Существующие ныне программы отводят народному творчеству незначительное внимание, изучение и приобщение к народному творчеству дошкольного возраста в единой педагогической системе планируется так же незначительно. В результате яркий художественный и воспитательный потенциал народной культуры остается невостребованным, хотя современная педагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений. Обучающие возможности фольклора огромны. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Знакомство с детским фольклором развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе: Яркие, оригинальные по форме и содержанию пословицы и поговорки, заклички, считалки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

Фольклор уникален тем, что способствует развитию творчества у детей позволяет личности ребёнка раскрыться, способствует развитию умения импровизировать, а как известно импровизация - суть фольклора, где неразрывно связаны музыка, слово, движение.

Сказанное выше справедливо по отношению к культуре празднования чувашских календарных праздников. О таких праздниках в народе говорили: «Всякая душа празднику рада», «В такой день у Бога все равны».

Традиционно каждый календарный праздник - это соборная, т.е. общая организация детско - взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных действий, которые исподволь подготавливают детей в игровой форме к взрослой жизни.

От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит Формирование его сознание и отношение к окружающему.

Успех Фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность - это не только знание того, что за чем идет и по каким правилам. Это прежде всего самое серьезное отношение. Чтобы подготовить праздник, нужна большая предварительная работа: выучить песни, стихи, хороводы, пляски, пословицы, поговорки. На любом чувашском фольклорном праздники звучит очень много национальной музыки в исполнение детей и взрослых.

Чувашская песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, вызывает положительные эмоции у детей. Чувашская песня несет в себе народную мудрость, красоту.

Трудолюбие и выносливость чувашского народа прививалось с детства через подвижные игры. В них имитировали и показывали как выполняется та или иная работа. Например игра «В иголку с ниткой» («Иеппе щипле»), которая отражает труд мастерство - вышивальщиц. Дети встают по кругу, это полотно, а "нитка" догоняет "иголку" вбегая и выбегая из круга, как бы вышивая чудесный узор. Трудно назвать чувашскую игру, которая была бы рассчитана на участие одного ребенка. Большинство игр требует участия большего или меньшего количества детей. Коллективный характер игр, несомненно, объясняется теми педагогическими задачами, которые перед нами ставятся. С помощью игр лучше приучать детей к общению между собой, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов. Во многих играх встречаются речитативы и песни. Они небольшие, и дети с удовольствием их разучивают и поют. Так игра «Луна или Солнце?» эта игра на испытание физической силы, здесь происходит состязание между командами «солнца» и «луны». Совместные игры детей и взрослых это огромная радость для детей. Такие игры надолго остаются в памяти детей. («Тухья таханмалла»-надень тухью , «Сирелер»/-расходись, «Касримушка», «Лашалла» и многие другие).

Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздников в наши дни значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К.Р.Ушинского, который говорил, что "воспитание лишенное народных корней - бессильно.

Тип программы: 

Общеразвивающая.

1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

Цель: Повышение качества и эффективности образовательной работы в рамках образовательной области: социально-коммуникативное развитие. Создание и развитие комплекса педагогических условий, направленных на формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социального опыта.

Задачи обучения:

I.Образовательная: формирование системы знаний об историческом прошлом и настоящем чувашского народа, его быта и культуры.  
II.Развивающая: развитие познавательного интереса детей через ознакомление с культурой чувашского народа, развитие творческих способностей детей через ознакомление с прикладным искусством чувашского народа.

III.Воспитательная: воспитание любви и уважения к обычаям и традициям своего народа, гордости за свой народ и уважение к людям разной национальности, подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, краю и ощущению себя частью большого человеческого сообщества.

IV.Организация консультативной помощи родителям по вопросам патриотического воспитания детей.

1.1.2.Принципы разработки рабочей программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

Основные компоненты реализации программы

Принципы реализации программы

Задачи реализации программы

Принцип направленности методики программы на решение во взаимосвязи задач индивидуального характера по познавательному компоненту  и общего развития воспитанника.

Содержание программы

Принципы научной обоснованности и практической применимости мероприятий, направленных на развитие познавательной, активности дошкольников, с подкреплением вышеизложенного научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

Методы реализации программы и соответствующие им средства

Принцип развивающего образования, а также средств работы с детьми в зависимости от задач и содержания совместной организованной образовательной деятельности.

Формы организации

Принцип сочетания различных форм работы с детьми в зависимости от задач, содержания и методов совместной организованной образовательной деятельности.

Условия для организации и проведения

Принцип создания необходимых условий для организации и проведения совместной организованной образовательной деятельности.

Участники

Принцип сознательности и активности в процессе взаимодействия педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по повышению познавательной активности детей.

Интеграция  

Принцип комплексности и интегративности через решение воспитательно-образовательных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности по всем образовательным областям.

Результативность

Принцип прочности, осознанности и действенности.

1.2.Предполагаемые результаты реализации рабочей программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

 1.2.1.Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения рабочей программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

       Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения содержания рабочей программы дополнительного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из рабочих программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры рабочей программы дополнительного образования базируются на ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение содержания рабочей программы дополнительного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

      Целевой ориентир на этапе завершения освоения содержания секционного курса: Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира. Представленный материал способствует формированию:

- интереса к своей малой Родине, к чувашскому народу;

- эмоциональному отношению к изделиям чувашского декоративно-прикладного искусства;

- способности к созданию образов-символов чувашских узоров;

- умению организовывать самостоятельно 5-6 чувашских народных игр;

- представлению, что у чувашского народа есть свои особые праздники, такие как Акатуй, Ниме, Сурхури, Ҫӑварни;

- способности исполнять песни на чувашском языке, обыгрывать чувашские сказки.

1.2.2.Система оценки результатов освоения рабочей программы дополнительного образования по позновательной направленности «Радуга дружбы»

Цикличность:

2 раза в учебный год (сентябрь/май)

Содержание:

Содержание рабочей программы дополнительного образования в соответствии с образовательной областью и разделом

Разработчик диагностического инструментария

Примечания

1

2

3

4

1

Познавательное развитие

Способы определения их результативности: наблюдения.

Основа диагностического комплекса:

(см. приложение №1) 

Основа: оценка эффективности педагогических действий с целью корректировки дальнейшего планирования.


II.Содержательный раздел.

2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка. Образовательная область «Познавательное развитие».

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

«Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

2.2.Основные формы работы.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

  1. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми Индивидуальная работа
  2. Диагностические мероприятия
  3. Организация работы с родителями
  4. Организация работы с педагогическим коллективом
  5. Отчетная демонстрационная

2.3.Взаимодействие с педагогическим коллективом

Формы работы

Кратность

Содержание

Консультации

1 раз в месяц

1. Что мы знаем о малой Родине?!

2.Индивидуальный подход к детям на специальных занятиях.

Мастер-класс

1 раз в год

Изготовление дидактических игр по мотивам сказок

Презентация

1 раз в год в конце учебного года

Работа кружка «Радуга дружбы»

Открытое занятие

1 раз в год

«Ознакомление с миром природы через народное творчество»

2.4.Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

Формы работы

Кратность

Содержание

Анкетирование  родителей

1 раз в год в начале учебного года

«Чувашская культура »

Наглядная информация (стенд, папка-передвижка)

1 раз в квартал

1. Просмотр  электронных презентаций  для родителей:  «Чувашская народная культура»

2. «Чувашские народные игры»

Консультации

1 раз в месяц

1. Беседа «Нужно ли возвращаться назад в преданье старины глубокой Чуваш»

2. Консультация «Знакомим детей с культурой чувашского края»

Мастер-класс

1 раз в год

«Изготовление Лэпбука по мотивам чувашских народных сказок»

Фотовыставка, выставка рисунков, поделок

1 раз в месяц

1. Выставка изделий чувашского декоративно-прикладного искусства Чувашская вышивка»

2. «Что мы умеем, чему мы научились»

3. Чувашские народные шумовые музыкальные инструменты – конструирование из бросового материала

Совместное развлечение родителей и детей

1 раз в год

в конце учебного года

«Театрализованное представление»

День открытых дверей

1 раз в год

«Приглашает детский сад!»

                                  Индивидуальная работа с детьми

            Процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей. Эффективность воспитательного и педагогического воздействия определяется не только объективными, но и субъективными особенностями личности, поэтому оно должно соответствовать психологическим и физическим особенностям ребенка.

Содержание  работы

Кратность

Состав детей

В соответствии с перспективно-тематическим планом работы

2 раза в неделю

1.Дети, не посещающие ОД  ввиду болезни.

2.Дети с низким уровнем усвояемости предлагаемого материала

   

       Совместная организованная образовательная деятельность с детьми –

специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков (см. технологические карты ОД  в приложении 4)

Диагностические мероприятия (см. приложение 1)


III.Организационный раздел.

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

Пространство развития ДОУ

Пространство развития ребёнка

Пространство развития педагогов

Пространство развития родителей

Условия функционирования пространств развития ДОУ:

  • Кадровой и информационное обеспечение;
  • Материально-техническая база, ресурсы;
  • Управляющая система

  • Предметно-развивающая среда;
  • Интеграция специалистов;
  • Образовательное пространство;
  • Дополнительное образовательное пространство;
  • Социальная ситуация развития;
  • Психолого-медико-социальное сопровождение;
  • Детское сообщество.

  • Система стимулирования и мотивации;
  • Мастерство и профессионализм;
  • Сотрудничество и сотворчество;
  • Педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплочённость).

  • Включённость семьи в ДОУ (степень интегрированности);
  • Преемственность и единство требований ДОУ и семьи;
  • Взаимоотношения родителей в семье;
  • Стиль воспитания в семье;
  • Родительское сообщество

3.2.Материально-техническое обеспечение рабочей программы дополнительного образования кружка «Радуга дружбы». Развивающая предметно-пространственная среда.

1. Наглядные пособия  

Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.

Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.

ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.

Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.

Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО

Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003

Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.

Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.

Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.

Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.

Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.

Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин]. − Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993. − 351 с.

Халăх сăмахлăхĕ : хрестомати. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор

2. Изделия чувашского декоративно-прикладного искусства.

3. Дидактические игры.

3.3. Кадровые и методическо-информационные ресурсы реализации содержания программы дополнительного образования в рамках кружка  «Радуга дружбы»

Кадровые ресурсы:

Специалист

МБДОУ № 242 «Садко»

Функция

Область решения поставленных задач

Заведующий

С.Ю. Новикова

Управленческая

  • Разработка и внедрение комплексной системы управления по художественно-эстетическому развитию  детей.
  • Создание нормативно – правовой базы.
  • Создание материальной базы.

Заместитель заведующей по УВР

Л.Г. Иванова

Н.В.Ичанкина

Контрольно-кураторская

  • Разработка методических рекомендаций по проведению с детьми совместной организованной образовательной деятельности.
  • Ознакомление педагогического коллектива с методическими рекомендациями.
  • Осуществление контроля за полнотой и качеством реализации методического комплекса

Медсестра

Контрольно-консультативная

  • Осуществление контроля за санитарным состоянием помещения (согласно СанПиН).
  • Осуществление контроля над самочувствием детей во время совместной организованной образовательной деятельности с использованием тренажеров.
  • Определение плотности совместной организованной образовательной деятельности с использованием тренажеров.
  • Проведение консультативных мероприятий по оформлению паспорта здоровья детей.

Воспитател:

Гордеева Л.В.

Емелькина О.А.

Реализующая

  • Подбор материала
  • Внедрение методических рекомендаций в работу.
  • Проведение мониторинг - исследований.
  • Проведение совместной организованной образовательной деятельности

Методическо- информационные ресурсы:

Интернет – ресурсы

http://nsportal.ru/ (сайт для обмена педагогическим опытом в рамках ВОП)


3.4.Финансовые условия реализации рабочей программы дополнительного образования в рамках кружка «Радуга дружбы».

Финансовые условия реализации рабочей программы дополнительного образования в рамках кружка «Радуга дружбы» соответствуют требованиям ФГОС ДО (далее — Стандарт). Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию рабочей программы дополнительного образования в рамках кружка «Радуга дружбы» в соответствии со Стандартом (п. 3.6.1.).

Примерный расчет нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 242 «Садко»  составляется на основании «Письма Министерства образования и науки РФ от 01.02.2013 N 081408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования».


3.5.Планирование  совместной организованной образовательной деятельности в рамках рабочей программы дополнительного образования в рамках кружка

«Радуга дружбы».

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Методика проведения ОД с младшими дошкольниками.

          ОД  кружка «Радуга дружбы» проводится 1 раз в неделю (с детьми средней группы – длительностью 20 мин.)

Перспективно-тематическое планирование в средней группе

(1 год обучения)

№ п\п

Тема

Кол-во ОД

/мин

1

Кто я?         Способствовать осознанию детей своих положительных  качеств. Принятие своего имени, фамилии.

2/40 мин

2

Моя семья.        Формирование семейной, гражданской принадлежности. Формирование чувства сопричастности  к родному дому.

2/40 мин

3

Мой поселок, моя страна.        Продолжать формировать у детей начальные представления о родном крае, достопримечательностях, названии улиц. Воспитывать любовь к родному краю.

2/40 мин

4

«Кто в избушке живет? »

Уголок «Чувашская изба»        Познакомить детей с бытом, утварью чувашской семьи, одеждой взрослых и детей,  сравнить с настоящим  временем.  

2/40 мин

5

Аппликация «Передник для куклы Илемпи»         Продолжать знакомить детей с бытом чувашской семьи,  традициями украшения одежды. Формировать эмоциональную отзывчивость на изделия чувашских мастеров мастеров.

1/20 мин

6

Развлечение «День матери –день семьи»        Продолжать знакомить детей с чувашскими народными обычаями, традициями, праздниками.  

Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье.

1/20 мин

7

Посещение чувашской горницы в уголке «Чувашская изба».

Роспись тарелки красками.

        Познакомить детей с чувашским народным искусством: национальной вышивкой, ткачеством, резьбой и росписью по дереву, лозоплетением, гончарным делом и керамикой, созданием изделий из бересты и лыка, изготовлением национальных костюмов и кукол, плетением из бисера, художественной ковкой и изготовлением ювелирных изделий с чувашской символикой.

Рассмотреть предметы, расписанные хохломой и гжелью.

Воспитывать у детей чувство прекрасного, фантазию, творческие способности.

2/40 мин

8

Лепка из соленого теста. «Новогодние игрушки». Познакомить детей с изготовлением игрушки (вместо глины используется соленое тесто).

Формировать эмоциональную отзывчивость на изделия чувашских  мастеров. Роспись новогодних игрушек национальными узорами чувашского народа.

2/40 мин

9

Культурно-досуговая деятельность

Праздник «Новогодняя сказка»        Деть детям элементарные представления об обычаях, новогодних старинных традициях . Развивать интерес к чувашским обычаям.

2/40 мин

10

Устное народное творчество. Сказка «Девушка на луне», «Лиса и дятел».

        Продолжать знакомить детей с чувашским  народным искусством: сказки.

2/40 мин

11

Устное народное творчество. Занятие-игра: «Как потешим мы народ».

        Продолжать знакомить детей с чувашским  народным искусством- фольклором: небылицами, считалками, потешками, Воспитывать стремление знать и  использовать в играх устное народное творчество.

2/40 мин

12

Занятие «Времена года»        Познакомить детей с произведениями чувашских поэтов: времена года. Показать величие чувашской культуры, воспитывать интерес к родной природе, любовь к чувашской поэзии.  

2/40 мин

13

Аппликация, ручной труд. «Подарки для мам»        Продолжать знакомить детей с росписью: изготовление коробочки для хранения мелких вещей.  Формирование чувства сопричастности  к родной семье.

2/40 мин

14

«Без труда – не вынешь рыбку из пруда ». Тарличен ĕçлесен тăраниччен çиетĕн. (Поработаешь до пота, поешь досыта).        Продолжать знакомить детей с чувашскими традициями, праздниками: Масленица.

Развивать интерес к чувашским обычаям.

2/40 мин

15

Бабушкины игры, песни, танцы и музыка. Познакомить детей с музыкальной культурой чувашского народа на примерах чувашских песен, танцев и игр.

2/40 мин

16

Игра-драматизация сказки «Мышка - Вострохвостик»        Формировать   представления о народной культуре через  театрализованные представления

2/40 мин

17

Потешные игры.        Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Воспитывать стремление знать и  использовать в играх устное народное творчество.

2/40 мин

18

Развлечение «Русские посиделки».

Совместно с родителями.        Закрепить знания  детей о чувашской народной культуре. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.

2/40 мин

ИТОГО:                                                                                        34 ОД / 11 часов 20 мин

Структура ОД

Части ОД / длительность

Содержание ООД

Примечание

I Подготовительная

(3 мин)

Приветствие. Речевая разминка.

II Основная

(10 минут)

Повторение пройденного и введение нового лексического материала. Разминка с использованием подвижных игр. Активизация пройденного, закрепление нового материала.

III Заключительная

(5 минут)

Закрепление, обмен впечатлениями.

Общая длительность СООД (2 мин)

 Подведение итога

                 

Планирование образовательной деятельности

Учебный план

Студия, с реализацией дополнительных образовательных услуг

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь  

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего занятий

Количество недель/ занятий

Средная группа

4/4

4/4

4/4

4/4

4/2

4/4

4/4

4/4

4/4

32

Календарный учебный график

Содержание

Продолжительность обучение

Начало проведения

Сентябрь 2017г.

Окончание проведения

Май  2018г.

Сроки реализации программы: продолжительность курса составляет 9 месяца.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
  2. Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 242 «Садко» г.Ульяновска.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.:Мозаика-Синтез,2014.
  4. Интернет - ресурсы: nsportal.ru, maam.ru,vospitateljam.ru, fizinstruktor.ru
  5. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
  6. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
  7. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
  8. Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.
  9. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
  10. Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
  11. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
  12. Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
  13. Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.
  14. Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.
  15. Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
  16. Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
  17. Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин]. − Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993. − 351 с.
  18. Халăх сăмахлăхĕ : хрестомати. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор

Приложение№ 1

ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ

ПО ПРОГРАММЕ «РАДУГА ДРУЖБЫ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа кружка "Радуга дружбы"старший возраст

Эта программа содержит материал дл ознакомления детей старшего дошколного возраста с культурой чувашского народа....

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...